РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Статья подготовлена в рамках темы фундаментального исследования и отражает начальный этап осмысления проблемы, связанный с осмыслением сути основных терминов и понятий в поле проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Цель данной публикации — систематизировать исследования, направленные на выяснение сущности основных понятий в исследуемом проблемном поле. Представлены разные подходы к трактовке основных терминов и понятий «дух», «душа», «духовность», «нравственность»; осуществлена сравнительно-сопоставительная их характеристика и уточнено ключевое понятие исследования «система духовно-нравственного воспитания».
Констатируется, что в философии и психологии сложилось разное понимание духовности: как религиозности, восприятия идеи Бога, развития интеллигентности и добропорядочности. Акцентируется внимание на том, что среди работ, в которых освещаются природа духовности, нет четко очерченного соотношения понятия духовности с понятием нравственности, веры. В результате этого в научный оборот вошли такие словосочетания «духовно-нравственные характеристики личности», «духовно-нравственное развитие человека», «культурно-духовные характеристики личности». Даётся авторский вариант трактовки понятия «духовно-нравственное воспитание» личности.
В статье рассмотрен феномен «диверсификация» с позиции предоставления расширенных возможностей студентам-будущим учителям физической культуры в сфере образовательных услуг. В статье анализируется феномен «непрерывное профессиональное образование» как результат положительной самоорганизации личности, а также как «точка роста» для преодоления затруднений в учебе и спортивной деятельности. Целью исследования является уточнение факторов, позитивно влияющих на диверсификацию непрерывного профессионального образования и определение их содержания. К используемым методам относятся как традиционные методы (системный анализ, сравнительный анализ, группировка, обобщение), так и методы, применяемые непосредственно в данном исследовании, — контент-анализ и изучение интегрированного обучения методом «включенного» наблюдения и руководства. Результатом нашего исследования является классификация субфакторов, образующих единую систему микро-, мезо- и макрофакторов. Полученные результаты успешно внедряются в практику деятельности Поволжского ГУФКСиТ за счет развитой инфраструктуры Университета, компетентного педагогического состава и широкой сферы предоставляемых образовательных услуг. Автор статьи пришел к следующим выводам: диверсификация непрерывного профессионального образования — это преимущество конкурентоспособных университетов, к числу которых принадлежит данный Университет; диверсификация образования ориентирована на многоуровневость и полифункциональность, что реализуется при интегрированном обучении.
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью формирования личностных результатов обучающихся, указанных в Федеральной образовательной программе основного общего образования. В качестве средства для формирования личностных результатов выбраны контекстные задачи. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «контекстная задача», выделены требования к контекстным задачам, направленным на формирование личностных результатов обучающихся в процессе обучения математике и принципы, которые должны быть положены в основу разработки таких задач (актуальности, доступности, индивидуальности), приведены примеры контекстных задач по математике, имеющие воспитательный характер с указанием направления формирования личностных результатов согласно федеральной образовательной программе основного общего образования (формирование культуры здоровья, трудовое и экологическое воспитание, формирование нравственных ценностей и т.д.). Выделены этапы организации обучения математике с использованием контекстных задач с целью формирования личностных результатов обучающихся (проектировочный, деятельностный и рефлексивно-оценочный), предложены различные способы разработки контекстных задач (составление задач учителем и учащимися в ходе проектной деятельности), схема работы с контекстной задачей на уроке математики и варианты организации рефлексии урока, в ходе которого решались контекстные задачи, направленные на формирование личностных результатов обучающихся.
Коммуникационный процесс между преподавателем и студентами в процессе освоения дисциплин представляет собой гибкую и развивающуюся систему взаимодействий. Постоянное совершенствование и доступность информационно-коммуникативных технологий предоставляют возможность использовать социальные сети в образовательном процессе, способствуя развитию инновационных форм преподавания. Актуальность работы обусловлена запросом системы образование на цифровизацию и появлением новых способов коммуникации в системе передачи информации между преподавателями и студентами. Работа посвящена анализу предпочтений современных студентов к коммуникативным средствам с использованием сети интернет, а также оценке применения информационно-коммуникативных технологий социальных сетей в рамках преподавания дисциплин общегуманитарного цикла в высшей школе. В ходе проведения исследования был организован опрос студентов в ключевых организациях высшего образования на территории г. Смоленска.
Дистанционные ресурсы в настоящий момент недооценены в образовательной сфере у студентов очной формы обучения. Ключевым методом исследования стал социологический опрос (с применением метода письменного анкетирования). Данные, полученные авторами в качестве обратной связи от студентов различных университетов Смоленской области, позволяют сделать выводы о потенциале информационно-коммуникативных технологий в сфере высшего образования. Авторами была разработана анкета, включающая в себя обзор ключевых коммуникативных возможностей самых популярных в Российской Федерации социальных сетей. Отдельным блоком в анкете был выделен раздел для пожеланий и предложений участников анкетирования. В результате проведенного исследования была получена исчерпывающая статистическая база о предпочтениях студентов к использованию информационно-коммуникативных технологий социальных сетей в рамках освоения дисциплин общегуманитарного цикла в высшей школе.
Актуальность исследования обусловлена тем, что решение о внедрении мобильного обучения происходит на стыке интересов заказчика и потребностей аудитории. Задача этапа проектирования — максимально точно представить будущий обучающий опыт, учитывая функциональность и специфику мобильных устройств. Здесь функция HR-менеджера состоит в том, чтобы свести в единое целое информацию о технических ограничениях, контексте обучающегося персонала, учебных потребностях и детально отобразить пользовательский опыт. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям вырабатывать эффективные стратегии обучения сотрудников.
В статье рассматриваются результаты работы студентов факультета иностранных языков педагогического вуза с учебным пособием «Вводно-коррективный фонетический курс французского языка», предлагаемым в рамках изучения курса «Практическая фонетика (французский язык)» на 1 курсе факультета иностранных языков. Авторы статьи выделяют два типа фонетических навыков: слухо-произносительные и ритмико-интонационные, которые должны быть сформированы у студентов к окончанию первого курса. В статье представлен анализ результатов уровня сформированности слухо-произносительных и ритмико-интонационных фонетических навыков студентов контрольной и экспериментальной групп, изучающих фонетику французского языка. Проведенное исследование показало, что уровень сформированности фонетических навыков у студентов первого курса, которые работали в течение года по учебному пособию «Вводно-коррективный фонетический курс французского языка», выше, чем у студентов контрольной группы. Это связано с тем, что большим преимуществом учебного пособия является то, что практически ко всем упражнениям и текстам имеются аудио записи, сделанные носителями языка, что позволяет студентам максимально правильно научиться произносить французские звуки и овладеть французской интонацией. В конце статьи авторы подтверждают результативность использования учебного пособия на занятиях «Практическая фонетика (французский язык)» в педагогическом вузе.
Знание различных технологий обучения помогает не только совершенствовать учебный процесс, но и дает возможности оценить их применениев различных образовательных пространствах. Авторы статьи на основе анализа особенностей кейс-технологии предлагают рассмотреть ее плюсы при преподавании этики в высшем учебном заведении. Кейс-технология позволяет соединить теорию с практикой, применить теорию в контексте зрения реальных событий, с её помощью представляется возможным пробудить интерес у обучающихся в изучении предмета, также происходит деятельностное усвоение знаний и развитие навыков посредством самостоятельно проведенного сбора, обработки и анализа информации. Авторы статьи разработали методическую схему работы с кейсом для этики. Авторы показывают, что данная методическая схема может быть применена в контексте преподавания этики в вузе. Предложенная методическая схема работы с кейсом состоит из шести шагов, освоение каждого из которых позволяет обучающимся не ограничиваться простым восприятием классических теорий и чтением философских текстов, а выработать свое собственное мнение по этическим вопросам. Кейс-технология демонстрирует высокую степень эффективности, поэтому рекомендуется для применения в процессе преподавания курса этики в вузе.
В статье анализируется влияние и значение работы куратора в успешной адаптации студентов в вузе. Целью данной статьи является обоснование осуществления кураторской работы со студентами в вузе как одного из условий успешной адаптации студентов в вузе на основе реализации фасилитативного обучения, направленного на самостоятельное и осмысленное овладение знаниями студентами в вузе. В статье дается анализ отечественного и зарубежного опыта кураторства и фасилитативного обучения. Представлены психоло-педагогические требования, предъявляемые к куратору и преподавателю-фасилитатору в отечественной педагогике: личностные качества, владение техниками и приемами общения со студентами, методами фасилитации (речевое воздействие). Выявлены преимущества кураторства на основе фасилитативного обучения. На основе изучения литературы, анкетирования, практического опыта была создана модель деятельности куратора. Выделены и обоснованы функции (информативная, организационная, коммуникативная, контролирующая, творческая), характеристики (целенаправленность, мотивированность, эффективность), этапы деятельности куратора студенческой группы. В соответствии с критерием эффективность выявлены уровни профессионально-педагогической деятельности куратора.
Результаты исследования могут быть использованы при управлении внеучебной и учебной деятельностью вуза и воспитательной работой со студентами администрацией вуза и преподавателями на практических занятиях, и на занятиях по контролю самостоятельной работы в вузе.
В статье анализируется роль восприятия в обучении. Целью работы является определение зависимости между уровнем развития восприятия и эффективностью работы студентов по освоению информации, описание методов самостоятельного развития. К используемым методам относятся системный метод; методы формализации, абстрагирования, конкретизации, моделирование процесса обучения на основе междисциплинарного и трансдисциплинарного подходов. Среди эмпирических методов использовались анкетирование обучающихся, наблюдение за учебной работой испытуемых, опрос, эксперимент. Результатом разработанной методики является вывод, что целенаправленное развитие восприятия обеспечивает полноту, целостность, системность получаемых данных, а также подключение механизма апперцепции. Научная новизна исследования заключается в обосновании и разработке заданий на развитие восприятия с дальнейшим переводом обучающихся в режим саморазвития когнитивной сферы. Полученные результаты могут быть применены при разработке занятий по любой дисциплине, использующей учебные текст. Авторы статьи пришли к выводу, что перевод студентов в режим самообразования должен сопровождаться развитием механизма восприятия, полноценная работа которого является необходимым условием для запуска процессов переработки информации.
РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Статья посвящена оценки влияния основных факторов-стимулов, влияющих на инновационное развитие экономики Российской Федерации.
Целью статью является моделирование прогнозирования инновационного развития экономики Российской Федерации. Методология проведения исследования основана на и использовании методов корреляционно-регрессионного анализа и оценки мультиколениарности между факторами. С помощью многофакторного регрессионного анализа, была рассчитана экономико-статистическая модель для прогнозирования влияния факторов-стимулов на инновационное развитие экономики РФ, с учетом финансовых инвестиций.
Обоснование выбора факторов-стимулов и оценка их мультиколениарности позволило выбрать их для регрессионной модели, которая может использоваться для модели прогнозирования инновационного развития экономики Российской Федерации. В результате проведенных расчетов был сделан вывод, что фундаментальные исследования, научные исследования и разработки, в том числе в сфере развития экономики и инвестиции в основной капитал в сфере информационно-компьютерных технологий и телекоммуникационного оборудования значительно влияют на инновационное развитие экономики Российской Федерации. Данные факторы были положены в основу регрессионной модели прогнозирования инновационного развития экономики Российской Федерации. При этом, финансовые инвестиции имеют среднее значение коэффициента корреляции, поэтому они не вошли в общую модель. Областью применения результатов исследования в виде методического приема прогнозирования являются все отрасли экономики.
В современном мире для достижения успеха любой организацией недостаточно только финансовых и сбытовых решений со стороны высшего менеджмента. В последние годы, на уровень финансовых показателей оказывает существенное влияние правильное выстраивание корпоративного бренда предприятия и следования трендам, сложившимся в обществе. Появляется потребность в создании программы корпоративной социальной ответственности. Общество смотрит, реализует ли предприятия свою программу корпоративной социальной ответственности. Статья посвящена изучению социально-корпоративной ответственности и ее влияние на продвижение корпоративного бренда предприятия. В статье рассмотрены различные подходы к понятию корпоративной социальной ответственности, обоснована значимость практики корпоративной социальной ответственности, ее роли в продвижении корпоративного бренда и взаимосвязи со стратегией организации. В ней анализируется имидж одного из крупных в стране заводов, даются рекомендации по разработке и реализации PR-инструментов, продвигающих корпоративный бренд предприятия. Обозначена значимость корпоративной социальной ответственности и корпоративного бренда предприятия, а также взаимосвязь со стратегий организации. Выводы автора могут положительно отразиться на продвижении корпоративных брендов предприятий, создании программ корпоративной социальной ответственности на предприятиях, а также деловой репутации компаний в будущем.
В статье рассмотрена необходимость учета влияния внешних факторов при планировании деятельности отечественных птицеводческих организаций. Целью работы является определение состава факторов внешней среды, влияющих на деятельность птицеводческих предприятий региона. Автор статьи пришел к выводу о том, что влияние факторов внешней среды на функционирование птицеводческих организаций не является однонаправленным, оно может иметь как положительный, так и отрицательный характер, соответственно, одни факторы могут предоставлять определенные возможности для предприятий, другие — нести угрозы и ограничения для деятельности на рынке. При проведении анализа внешней среды, необходимо учитывать, что все группы факторов и их составляющие тесно связаны между собой. Рынок продукции птицеводства, с точки зрения рыночной структуры, можно охарактеризовать как рынок жесткой олигополии. При анализе содержания факторов необходимо отметить, что основной проблемой отечественных предприятий данной отрасли была и остается зависимость от импортной селекции. На примере Омской области с помощью методики STEP-анализа выявлены основные проблемы развития региональных производителей мяса птицы и яиц и предложены мероприятия по адаптации региональных специализированных сельскохозяйственных организаций к действию факторов внешней среды.
Статья посвящена исследованию экономической целесообразности применения финансовых ковенант, которые могут стать полезным инструментом для управления рисками компании. Финансовые ковенанты — это соглашения между компанией и ее кредиторами или инвесторами, в которых излагаются конкретные финансовые положения и условия, которые должны соблюдаться для поддержания финансового состояния компании. Эти соглашения могут включать ограничения на уровень задолженности, процентные ставки, выплаты дивидендов и другие финансовые показатели. Если у компании высокий уровень задолженности, может потребоваться поддерживать определенное соотношение долга к собственному капиталу или выручке. Это может помочь предотвратить чрезмерное использование заемных средств компанией и увеличить риск дефолта. Устанавливая эти лимиты и ограничения, компании могут более эффективно управлять своими рисками. Цель исследования заключается в локализации научно-практических аспектов влияния рисков нарушений финансовых ковенант на показатели экономической безопасности компании и рекомендации по их выявлению на основе мониторинговых методов. Финансовые ковенанты также могут помочь гарантировать, что компания принимает обоснованные финансовые решения. Объектом исследования выступают компании, привлекающие внешние источники финансирования с использованием механизма финансовых ковенант. Предмет исследования — механизм наблюдения и раскрытия информации в рамках проведения внутреннего мониторинга выполнения требований финансовых ковенант. В процессе исследования использованы методы описания, аналогии, формализации и мониторинга. В статье раскрыты базовые подходы к формированию механизма применения финансовых ковенант для управления рисками компании. Авторами обоснована экономическая целесообразность применения мониторингового принятия решений. Аргументированы условия нивелирования риска внутреннего финансового контроля применения ковенант. Обсуждаемый механизм позволит расширить область возможного применения управления ковенантами в качестве методов управления рисками в деятельности компаний, являющихся получателями внешнего финансирования.
В статье проанализированы направления развития во взаимосвязи с экономическим содержанием мер информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных, перерабатывающих предприятий и иных субъектов агропромышленного комплекса. Цель научного исследования заключается в определении элементов структурно-функциональной модели эффективного взаимодействия структур консалтинговой поддержки в агробизнесе, позволяющих сформировать единую систему консультационной, координационной, образовательной и маркетинговой поддержки, а также оперативного доступа к информации для хозяйствующих субъектов в отраслях аграрного производства. В ходе выполнения работы применялся абстрактно-логический метод, системный анализ, использовались приемы сельскохозяйственной статистики. Основной эмпирической базой исследования являются данные о мерах поддержки аграрного сектора экономики Омской области. Результатом подготовки научной статьи стала структурно-функциональная модель эффективного взаимодействия государственных и негосударственных субъектов поддержки аграрного бизнеса, включающая экспертную поддержку, маркетинговую и образовательную поддержку, инфраструктурную и ресурсную поддержку. На основе ресурсных возможностей предложенной модели определены перспективные направления и рассчитан прогноз показателей эффективности информационно-консультационной поддержки субъектов агропромышленного комплекса Омской области, результат которого может быть применен как один из комплексных целевых показателей результативности безвозмездного консалтингового сопровождения агробизнеса.
Качественная подготовка кадров в настоящее время приобретает наибольший интерес у работодателей. Бизнес сообществу требуется не только наличие знаний, умений и навыков у выпускников, а их комплексное воплощение в виде профессиональных компетенций. Целью работы является контент-анализ вакансий работодателей на сайтах по поиску работы на предмет наличия в них точных формулировок профессиональных компетенций учетно-аналитических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер». В статье также рассмотрено, каким образом в текущих условиях на рынке образовательных услуг реализуется компетентностный подход, определено место профессиональных компетенций при формировании конкурентоспособных акторов рынка труда. К используемым методам относятся метод исследования текстов — контент анализ, а также метод классификации и статистического анализа. Полученные результаты могут быть применены работодателями в целях унификации требований по наличию профессиональных компетенций к потенциальным сотрудникам при размещении вакансий на сайтах по поиску работы.
Малые города в настоящее время не являются предметом повышенного внимания со стороны ученых-исследователей. Вместе с тем, принимая во внимание усиление проблем социально-экономической дифференциации регионов, развитие малых городов является важной составляющей для достижения успешных показателей в региональной экономике. В статье рассматриваются малые города Новгородской области — одного из регионов Северо-Западного федерального округа Российской Федерации. Несмотря на предпринимаемые традиционные шаги по развитию муниципальных районов и округов Новгородской области, вложения бюджетных средств в комплексное развитие сельских территорий, население в малых городах региона сокращается, в том числе за счет миграционного оттока в крупнейшие городские агломерации Российской Федерации. Во избежание развития негативных последствий в будущем необходимы новые подходы для закрепления населения в малых городах, отличные от практик управления средними и крупными административными образованиями. В качестве одного из инструментов решения исследуемой проблемы авторы статьи предлагают разработку и реализацию региональной государственной программы, направленной на комплексное развитие малых городов Новгородской области. Успешная реализации подобной программы будет способствовать устойчивому развитию муниципальных образований и привлечению нового населения на территории малых городов, что положительно скажется на социально-экономическом развитии всей Новгородской области.
Одним из ключевых условий для реализации закупок товаров, работ, услуг для удовлетворения нужд муниципальных заказчиков является обеспечение конкуренции между поставщиками, подрядчиками, исполнителями при проведении торгов. Исследование посвящено анализу уровня конкуренции при осуществлении муниципальных закупок в г. Омске. Целью данной статьи является рассмотрение сущности, актуальности и значимости вопроса обеспечения конкуренции при осуществлении муниципальных закупок. Раскрывается понятие принципа обеспечения конкуренции, проведен анализ текущей ситуации с осуществлением муниципальных закупок бюджетными учреждениями г. Омска с точки зрения оценки уровня конкуренции в сфере муниципального заказа на начало 2024 года.
На основе проведенного анализа выделены наиболее часто встречающиеся на практике проблемы обеспечения конкуренции при проведении процедуры закупки и, что самое важное, указаны причины, побуждающие заказчиков заключать сделки с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и причины низкой активности поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Кроме того, разработаны предложения, реализация которых обеспечит необходимый уровень конкуренции при проведении муниципальных закупок в городе Омске.
При проведении исследования учтены мнения российский ученых по вопросу необходимости обеспечения конкуренции на рынке муниципального заказа. В статье отдельно акцентируется внимание на вопросе влияния государственных органов власти (Федеральная антимонопольная служба России (далее — ФАС России), Правительство Омской области) на развитие и обеспечение конкурентной среды. Рассмотрен План мероприятий («дорожная карта») по содействию развития конкуренции в Омской области на 2019-2025 годы, представлены результаты о состоянии и развитии конкуренции на товарных рынках Омской области по итогам 2022 года.
Сложность и специфика региональной экономики, ориентация на прибыльное производство товаров и оказание услуг, требует систематизации концептуальных основ развития регионального рынка высокотехнологичной продукции через поиск внешних и внутренних источников повышения конкурентоспособности, соответствия технологическим и экологическим стандартам выпускаемой продукции. Целью исследования является разработка методического инструментария процедуры выбора вариантов технологической кооперации в целях развития регионального рынка высокотехнологичной продукции, в контексте приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. При подготовке статьи использованы методы аргументации, сравнения, анализа документов и метод PERT, сценарно-модульный подход. Основу теоретических результатов раскрыто содержание основных элементов выбора варианта применения технологической кооперации при производстве и реализации высокотехнологичной продукции. Обоснована процедура выбора выпускаемой высокотехнологичной продукции, включающая ряд стадий, раскрывающих цели и задачи, определение источников информации и данных для получения аналитической базы, оценку ресурсного потенциала и имеющихся производственных мощностей субъектов региональной экономики, предусматривающих использование преимуществ технологической кооперации. Достигнутые результаты положены в основу разработки дорожной карты, учитывающей выявленные несоответствия в развитии выпускаемой продукции, а также необходимость снижения себестоимости при изготовлении продукции. В статье указывается на целесообразность учитывать индивидуальные затраты времени и загрузку оборудования, исходя из выбранной к производству продукции. Сделан вывод, что дорожная карта представляет собой комплексный процесс взаимосвязанных элементов, которые направлены на достижение поставленной цели, и должна отражать особенности производства на региональном рынке высокотехнологичной продукции.
В данном исследовании отмечено, что проводимые Китаем исследования и разработки цифровой системы юаня направлены на создание потребностей населения в наличных деньгах в условиях в сочетании с финансовой инфраструктурой. Научная новизна исследования заключается в разработке мероприятий по проведению операций с цифровым юанем Народного Банка Китая в современных условиях. Предметом исследования являются проблемы разработки цифровой системы юаня.
Целью исследования является исследование китайской цифровой валюты в условиях цифровизации. Метод дедукции использовался в целях изучения основ введения цифрового юаня цифровой валюты в стране, метод анализа применялся при раскрытии операций с цифровым юанем банками, метод систематизации применялся при определении ряда показателей.
Можно констатировать, что цифры укрепляют роль Китая как лидера среди стран, которые разрабатывают свои собственные цифровые валюты центрального банка (CBDC) — цифровые токены, выпускаемые центральными банками, — хотя внедрение все еще находится на ранних стадиях. E-CNY, как называют цифровой юань, до сих пор использовался в основном для внутренних розничных платежей. Общее количество транзакций в электронных юанях достигло 950 миллионов, при этом было открыто 120 миллионов кошельков. Тем не менее, на электронные юани в обращении приходится лишь 0,16 % денежной массы M0 Китая, или наличных денег в обращении. Сейчас баланс e-CNY составляет всего две десятых от 1 % от M0, так что баланс очень мал, но с таким балансом поддерживаем большое количество транзакций, что означает высокую скорость и большую эффективность. Китайские государственные банки участвовали в прошлом году в испытаниях по трансграничным транзакциям, разработанному Банком международных расчетов.
Заметную роль в научных дискуссиях по вопросу изменения климата занимает тема сохранения экосистем и стоимости экосистемных услуг. Ключевое место в этом принадлежит особо охраняемым природным территориям (ООПТ), которые являются своего рода якорями ландшафтов и способствуют сохранению экосистем в условиях меняющегося климата. В последние годы наблюдается изменение системы развития ООПТ и их постепенная интеграция в социально-экономическое пространство. Это требует комплексной работы с целями, рисками и целевыми аудиториями, что, предполагает использование стратегических коммуникаций.
В статье рассматривается значение стратегических коммуникаций в управлении особо охраняемыми территориями, а также современные вызовы для сохранения уникальной природной среды. Авторы исследуют изменение подходов к функционированию самих ООПТ и возможные векторы развития. В завершении авторы предлагают модель стратегической коммуникации для достижения ключевой цели — сохранения биоразнообразия и экосистем. Методы, которые были использованы при проведении исследования: описание, сравнение, анализ, классификация и прогнозирование.
В данной работе исследователи определяют степень влияния стратегических коммуникаций на систему управления ООПТ, роль стратегических коммуникации в принятии управленческих решений, а также инструменты, позволяющие минимизировать существующие риски. В статье также представлены результаты анализа специального законодательства об ООПТ, официальных программных документов, рассмотрены различные векторы развития, которые могут оказать заметное влияние на систему ООПТ в целом, а также авторами определены место и роль стратегических коммуникаций в этом процессе.
Урбанизированное растениеводство находится на стадии своего формирования и первоначального развития, поэтому для его стабильного функционирования и обеспечения конкурентоспособности на рынке агропродукции, необходима реализация различных мер финансовой и организационной поддержки со стороны органов государственной и региональной власти. В данной статье рассмотрен организационно-экономический механизм формирования локального рынка продукции урбанизированного растениеводства в Новосибирской области. Целью работы являются разработка теоретических и практических положений по формированию инструментов и механизмов, способствующих росту и развитию локального рынка продукции урбанизированного растениеводства в регионе. В качестве методологической базы исследования выступили такие методы, как монографический, анализ и синтез, библиографический анализ, абстрактно-логический метод. Полученные результаты могут быть полезны при разработке долгосрочных программ развития локальных рынков в регионе, а также использованы органами государственного управления всех уровней, научными институтами. Авторы статьи пришли к следующим выводам: следует разработать меры финансовой поддержки в виде различных грантов и субсидий со стороны федеральных и региональных властей направленных на развитие инновационных методов ведения сельского хозяйства, а также на повышение конкурентоспособности продукции урбанизированного растениеводства на продовольственном рынке.
В данной статье рассматриваются особенности управленческого консалтинга, роль и значение консалтинговых услуг для бизнеса на территории Российской Федерации, а также сущность и значимость для системы управления современных организаций в связи со сложившейся на данном рынке экономической и деловой обстановкой. Одна из ключевых проблем, с которой столкнулись консалтинговые агентства в нашей стране, это уход большей части зарубежных клиентов, которые активно пользовались услугами этих компаний. Следует отметить, что из-за санкционных ограничений российские агентства теперь не могут оказывать услуги американским и европейским компаниям, в тоже время многие зарубежные компании, которые вели консалтинговый бизнес на территории РФ, прекратили свою деятельность. В статье проведен анализ результатов управленческого консалтинга для предприятий малого бизнеса в Российской Федерации. Описываются ключевая роль консалтинговых компаний в оказании помощи при решении различных управленческих проблем, и значение управленческого консалтинга в целом для российских коммерческих компаний. В завершении статьи делается вывод о дальнейшем развитии трендов в области консалтинга и возможности взаимовыгодного сотрудничества представителей управленческого консультирования с коммерческими организациями-клиентами.
Региональные аспекты развития сферы платных услуг в разрезе федеральных округов Российской Федерации предопределяют нахождения дисбаланса между потребителями и производителями. Целью работы является проведение анализа показателей рынка услуг, предоставляемых населению Российской Федерации за плату в 2018-2022 гг., согласно существующей статистической методологии. К используемым научным методам относятся: сравнения, группировки, средних величин, индексный, графический, табличного представления данных. В статье рассмотрена структура платных услуг в Российской Федерации, динамика показателей рынка услуг, предоставляемых населению. Автор на основании коэффициента В. Рябцева произвела оценку структурных отличий при использовании интервалов значений коэффициента. Результаты могут быть использованы специалистами государственного или муниципального управления при разработке стратегических решений в области взаимодействия с предприятиями сферы платных услуг.
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье раскрываются процессы цифровизации жизнедеятельности общества. Автором уделено внимание особенностям цифровизации права. Рассмотрена специфика системы искусственного интеллекта, как неотъемлемого элемента цифровой трансформации. Автором выявлены актуальные проблемы в сфере законодательного регулирования правового статуса искусственного интеллекта, предложены рекомендации по их разрешению.
Право гражданина на изображение с точки зрения законодательной регламентации является относительно новым для отечественного правопорядка. Поэтому и применение правовых норм, введенных ФЗ от 18 декабря 2006 г. № 231, вызывает ряд вопросов как в теории, так и в практике. Один из них — каким образом лицу определить характер проводимого организатором мероприятия с целью ненарушения права на изображение граждан, оказавшихся в месте проведения соответствующего мероприятия, при фиксации и распространении их изображений. Цель: на основе анализа норм действующего законодательства, доктринальных источников, правоприменительной практики предложить подход к определению характера мероприятия в качестве частного или публичного. Методы: применялись общенаучные и частнонаучные методы исследования: формальной и диалектической логики, методы описания, сравнения, интерпретации, юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: установлено, что как в теории, так и в правоприменительной практике возникают сложности при характеристике мероприятий в качестве публичных. Для гражданско-правовых целей (ст. 152.1 ГК РФ) понятие публичного мероприятия охватывает любые мероприятия, доступные для посещения неопределенным кругом лиц, проводимые в общественных или иных местах. Выводы: доступность и свобода посещения — один из важных признаков публичного мероприятия. Частный или публичный характер мероприятия должен устанавливаться его организаторами.
В статье рассмотрен вопрос заключения трудового договора с руководителем организации. Целью работы является анализ действующего законодательства по вопросу заключения трудового договора с директором компании. К используемым методам относятся анализ, индукция, дедукция.
Актуальность темы исследования обусловлена спецификой регулирования труда руководителя организации в настоящее время. И конечно, можно говорить о том, что средства и методы правового регулирования труда президента организации, стали более эффективными, более совершенными по сравнению с теми, которые существовали ранее. И, безусловно, заслугой законодателя является появление в ТК РФ главы 43 «Особенности регулирования труда руководителя организации». Автор статьи пришел к выводу, что действующее законодательство нуждается в изменении.
Автор статьи в конце предлагает конкретные формулировки предложений по внесению изменений в действующий Трудовой кодекс РФ, а именно: прописать, что не требуется заключать трудовой договор с единственным директором компании, который является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества, так как по сути он является фикцией и заключается директором между самим же собой, т.е. одно и то же лицо выступает со стороны работника и работодателя, в связи с чем автор предлагает ограничиться приказом о возложении обязанности по выполнению определенной трудовой функции.