Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД — ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-787

Аннотация

Качественная подготовка кадров в настоящее время приобретает наибольший интерес у работодателей. Бизнес сообществу требуется не только наличие знаний, умений и навыков у выпускников, а их комплексное воплощение в виде профессиональных компетенций. Целью работы является контент-анализ вакансий работодателей на сайтах по поиску работы на предмет наличия в них точных формулировок профессиональных компетенций учетно-аналитических работников в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Бухгалтер». В статье также рассмотрено, каким образом в текущих условиях на рынке образовательных услуг реализуется компетентностный подход, определено место профессиональных компетенций при формировании конкурентоспособных акторов рынка труда. К используемым методам относятся метод исследования текстов — контент анализ, а также метод классификации и статистического анализа. Полученные результаты могут быть применены работодателями в целях унификации требований по наличию профессиональных компетенций к потенциальным сотрудникам при размещении вакансий на сайтах по поиску работы.

Об авторе

Е. В. Жданова
Сибирский университет потребительской кооперации
Россия

Жданова Елена Валерьевна — аспирант, преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита

г. Новосибирск, проспект Карла Маркса, д. 26



Список литературы

1. Якушев М. В. Компетенции и компетентность: о целях и преемственности современного образования // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5 (55). С. 301–307.

2. Столбова И. Д., Дударь Е. С. Компетентностный формат обучения как инновационное качество образовательного процесса // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 1 (77). С. 75–79.

3. Дьяченко В. Г., Ратманов П. Э. Профессиональная компетенция — основа современной модели медицинского образования // Дальневосточный медицинский журнал. 2016. № 4. С. 84–90.

4. Звездова А. Б., Орешкин В. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Электронный ресурс] // URL: https://miep.edu.ru/upload/science/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 15.02.2024).

5. Золотарев В. Б. Требование работодателей — основной ориентир для формирования профессионально компетентного специалиста // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 3. С. 90–98.

6. Алтухова Е. В. Компетентностный подход в условиях цифровизации экономики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2020. Т. 17, № 2 (110). С. 66–73. DOI 10.21686/2413-2829-2020-2-66-73.

7. Азарова С. П. Повышение компетенций бакалавров экономики с учетом требований рынка труда // Российское предпринимательство. 2014. № 22 (268). С. 96–104.

8. Чистякова О. А., Жданова Е. В. Цифровая трансформация ресурсного потенциала учетно-аналитических работников в подготовке конкурентоспособных акторов сферы услуг // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15, № 1. С. 58–70. DOI 10.17150/2411-6262.2024.15(1).58-70.

9. Лищук Е. Н., Чистякова О. А. Современные вызовы и структурные изменения цифровых навыков учетно-аналитических работников: анализ рынка труда // Актуальные вопросы бухгалтерского учета, анализа и аудита в инновационной экономике: сборник статей международной научно-практической интернет-конференции (Гомель, 27 октября 2023 года). Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2023. С. 31–35.

10. Волгин А. Д., Гимпельсон В. Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн данных о вакансиях // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2022. Т. 26, № 3. С. 343–374. DOI 10.17323/1813-8691-2022-26-3-343-374.

11. Баева, О. Н., Шерстянкина Н. П. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования // Экономика труда. 2018. Т. 5, № 3. С. 835–850. DOI 10.18334/et.5.3.39426.

12. Бабич Н. С., Иващенкова Н. В. Компетенции в высшем образовании и на рынке труда: социокогнитивный анализ проблемы интеграции // Интеграция образования. 2024. Т. 28, № 1 (114). С. 68–80. DOI 10.15507/1991-9468.114.028.202401.068-080.

13. Капелюк С. Д., Карелин И. Н. Динамика востребованности цифровых навыков на рынке труда регионов России // π-Economy. 2023. Т. 16, № 1. С. 51–61. DOI 10.18721/JE.16104.

14. Блинов В. И., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Лейбович А. Н., Новиков П. Н. Словарь-справочник современного российского профессионального образования. Вып. 1. М.: ФИРО, 2010. 19 с.

15. Официальный сайт ФГОС [Электронный ресурс] // ФГОС. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 06.03.2024).

16. Эксперты назвали самые востребованные профессии в России в 2023 году [Электронный ресурс] // ТАСС. URL: https://tass.ru/ekonomika/19564599 (дата обращения: 27.01.2024).

17. Статистика: данные о рынке труда [Электронный ресурс] // Head Hunter. URL: https://stats.hh.ru/?from=menu&utm_source=hh.ru&utm_medium=referral&utm_campaign=menu_new (дата обращения: 27.01.2024).

18. Профессиональный стандарт «Бухгалтер» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 г. № 103н) // Справочно-правовая система «Консультант плюс».


Рецензия

Для цитирования:


Жданова Е.В. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД — ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(2):85-91. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-787

For citation:


Zhdanova E.V. THE COMPETENCY-BASED APPROACH AS A TOOL FOR ASSESSING THE REQUIREMENTS OF EMPLOYERS IN THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(2):85-91. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-787

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)