ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-775
Аннотация
Коммуникационный процесс между преподавателем и студентами в процессе освоения дисциплин представляет собой гибкую и развивающуюся систему взаимодействий. Постоянное совершенствование и доступность информационно-коммуникативных технологий предоставляют возможность использовать социальные сети в образовательном процессе, способствуя развитию инновационных форм преподавания. Актуальность работы обусловлена запросом системы образование на цифровизацию и появлением новых способов коммуникации в системе передачи информации между преподавателями и студентами. Работа посвящена анализу предпочтений современных студентов к коммуникативным средствам с использованием сети интернет, а также оценке применения информационно-коммуникативных технологий социальных сетей в рамках преподавания дисциплин общегуманитарного цикла в высшей школе. В ходе проведения исследования был организован опрос студентов в ключевых организациях высшего образования на территории г. Смоленска.
Дистанционные ресурсы в настоящий момент недооценены в образовательной сфере у студентов очной формы обучения. Ключевым методом исследования стал социологический опрос (с применением метода письменного анкетирования). Данные, полученные авторами в качестве обратной связи от студентов различных университетов Смоленской области, позволяют сделать выводы о потенциале информационно-коммуникативных технологий в сфере высшего образования. Авторами была разработана анкета, включающая в себя обзор ключевых коммуникативных возможностей самых популярных в Российской Федерации социальных сетей. Отдельным блоком в анкете был выделен раздел для пожеланий и предложений участников анкетирования. В результате проведенного исследования была получена исчерпывающая статистическая база о предпочтениях студентов к использованию информационно-коммуникативных технологий социальных сетей в рамках освоения дисциплин общегуманитарного цикла в высшей школе.
Об авторах
И. А. ЖивуцкаяРоссия
Живуцкая Ирина Анатольевна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук
г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 23
А. В. Бышевская
Россия
Бышевская Анастасия Владимировна — кандидат географических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности
г. Смоленск, пр. Гагарина, д. 23
Список литературы
1. Дьячкова М. А., О. Н. Томюк Социальные сети как образовательный ресурс // Педагогическое образование в России. 2017. № 12. С. 141–146.
2. Кергилова Н. В., Сазонова О. К. Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только») // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 87–92.
3. Киняшина Ю. Б. Особенности использования социальных сетей в процессе обучения в вузе // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2021. № 2. С.126–133.
4. Кох И. А., Мельник А. В. Социальные сети как средство коммуникации в образовательной среде вуза // Социум и власть. 2019. № 1 (75). C. 31–41.
5. Маняев А. Г., Шипицин А. И. Перспективы использования технологии социальных сетей в университетском образовании // Инновации в образовании. 2018. № 5. С. 148–157.
6. Проскуряков А. С. Образование в условиях глобализации. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Т. 10. № 3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-v-usloviyah-globalizatsii-ispolzovanie-sotsialnyh-setey-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 31.03.2024).
7. Федещенко А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития // Гуманитарная информатика. Вып. 6. Томск, 2012. С. 124–134.
8. Сайфутдинова Г. Б., Лившиц С. А., Усачев С. С. Информационные технологии и социальные сети как средство повышения эффективности учебного процесса в вузах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 199–204.
9. Подчалимова Г. Н., Белова С. Н. Цифровая трансформация системы дополнительного профессионального образования в университете // Человеческий капитал. 2021. № S5-3 (149). С. 78–85.
10. Козлов Д. И. Компетентность преподавателя в области использования социальных сетей в образовательном процессе вуза // Ученые записки. электронный научный журнал Курского государственного университета. 2024. № 1 (69). URL: http://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/5219/ (дата обращения 31.03.2024).
11. Иванько А. Ф., Ушенко Г. В. Образовательные возможности Facebook // Вестник МГУП. 2015. № 6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-vozmozhnosti-facebook (дата обращения: 07.11.2017).
12. Гуторова Н. А. Особенности общения преподавателя и студента в социальных сетях: этический аспект // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2019. № 2 (32). С. 7–16.
13. Гужова И. В. Проблемы формирования цифровой грамотности молодежи в социальных сетях // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 4 (38). С. 14–25.
14. Реснянская М. А., Кузьмина С. В. Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов // Молодой ученый. 2016. № 9-4. С. 61–63.
15. Селезенев Р. С., Скрипак Е. И. Социальные сети как феномен информационного общества и специфика социальных связей в их среде // Вестник КемГУ. 2013. № 2 (54). С. 125–132.
16. Семеновских Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Вестник евразийской науки. 2014. № 5 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede/viewer (дата обращения 01.04.2024).
17. Малышева Н. А. Роль социальных сетей в модели дистанционного обучения студентов художественных специальностей // Научный журнал КубГАУ. 2013. № 86. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-sotsialnyh-setey-vmodeli-distantsionnogo-obucheniya-studentov-hudozhestvennyh-spetsialnostey (дата обращения: 31.03.2024).
18. Щербакова И. В., Тимашова М. В. Социальная сеть Вконтакте при обучении лексике и грамматике немецкого языка // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 317–321.
19. Антонова Н. С., Котоманова О. В., Бадараев Д. Д., Бадонов А. М. Вторичная занятость студентов и ее влияние на будущее трудоустройство (по материалам Республики Бурятия) // Теория и практика общественного развития. 2020. № 1 (143). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vtorichnaya-zanyatost-studentov-i-ee-vliyanie-na-buduschee-trudoustroystvo-po-materialam-respubliki-buryatiya (дата обращения 21.02.2024).
20. Пасовец Ю. М. Вторичная занятость студентов как фактор профессионализации и социальной интеграции молодежи // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 4. С. 183–199.
Рецензия
Для цитирования:
Живуцкая И.А., Бышевская А.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(2):21-26. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-775
For citation:
Zhivutskaya I.A., Byshevskaya A.V. THE USE OF SOCIAL NETWORKS IN THE PROCESS OF TEACHING GENERAL HUMANITIES DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(2):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-775