Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-784

Аннотация

Статья подготовлена в рамках темы фундаментального исследования и отражает начальный этап осмысления проблемы, связанный с осмыслением сути основных терминов и понятий в поле проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Цель данной публикации — систематизировать исследования, направленные на выяснение сущности основных понятий в исследуемом проблемном поле. Представлены разные подходы к трактовке основных терминов и понятий «дух», «душа», «духовность», «нравственность»; осуществлена сравнительно-сопоставительная их характеристика и уточнено ключевое понятие исследования «система духовно-нравственного воспитания».

Констатируется, что в философии и психологии сложилось разное понимание духовности: как религиозности, восприятия идеи Бога, развития интеллигентности и добропорядочности. Акцентируется внимание на том, что среди работ, в которых освещаются природа духовности, нет четко очерченного соотношения понятия духовности с понятием нравственности, веры. В результате этого в научный оборот вошли такие словосочетания «духовно-нравственные характеристики личности», «духовно-нравственное развитие человека», «культурно-духовные характеристики личности». Даётся авторский вариант трактовки понятия «духовно-нравственное воспитание» личности.

Об авторе

Е. Г. Брежнева
Мариупольский государственный университет имени А. И. Куинджи
Россия

Брежнева Елена Геннадиевна — доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования

Донецкая народная республика, г. Мариуполь, пр-т Металлургов, д. 129



Список литературы

1. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70284810/?ysclid=lrytgln8h4922003221 (дата обращения: 06.05.2024).

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения: 06.05.2024).

3. Философский онлайн словарь. URL: https://gufo.me/dict/philosophy_dict/%D0%94%D1%83%D1%85 (дата обращения: 06.05.2024).

4. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь. Минск: «Современное слово», 2006. 928 с.

5. Полтавская Н. А. Теоретический аспект исследования: духовные ценности студенческой молодежи // Педагогика и психология: теория и практика. 2022. №4 (28). С. 56–66.

6. Абраменкова В. В. Проблема духовно-нравственного развития современного ребенка // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2005. Вып.1. С. 103–113.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. : Азбуковник, 2000. 940 с.

8. Боришевский М. И. Социально-психологическая сущность и генезис духовности личности // Проблемы общей и педагогической психологии. 2009. №11 (5). С. 50–59.

9. Ожиганова Г.В. Духовно-нравственные качества личности и эмпатия как компоненты высших моральных способностей: верификация взаимосвязи на российской выборке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: «Психология и педагогика». 2020. Т. 17. №4. C. 637–655.

10. Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 182 с. С.33.

11. Куприна Н. Г., Масленникова С. Ф. Современные подходы к содержательной разработке понятий «нравственность» и «мораль» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20627 (дата обращения: 06.05.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Брежнева Е.Г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(2):5-9. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-784

For citation:


Brezhneva H.G. THEORETICAL ANALYSIS OF THE CONCEPTUAL FIELD OF TERMS APPLIED IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(2):5-9. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-2-784

Просмотров: 196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)