РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье рассматривается проблема развития математической речи учащихся основной школы в условиях активного становления цифровой образовательной среды современной школы. Раскрыто содержание понятия «математическая речь» и представлены ее составляющие, работу над которыми необходимо организовать на уроках математики. Приведены различные трактовки понятия «смешанное обучение», которые позволяют определить основную идею его реализации в процессе обучения. В качестве средства для развития математической речи выбраны цифровые ресурсы, которые составляют основу выделенных в статье приемов учебной деятельности, реализуемых в условиях смешанного обучения математике.
Целью статьи является выделение приемов учебной деятельности, направленных на развитие математической речи учащихся основной и средней школы, реализация которых предполагает использование цифровых ресурсов в различных моделей смешанного обучения математике. В статье приводятся примеры конкретных заданий, которые направлены на развитие математической речи учащихся и особенности их разработки с использованием возможностей информационных технологий.
Результаты исследования: выделены приемы учебной деятельности для развития математической речи учащихся основной школы в условиях смешанного обучения математике; предложены различные варианты организации урока с использованием указанных приемов; приведены примеры цифровых ресурсов, которые могут использоваться для создания заданий по развитию математической речи учащихся. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики для развития математической речи учащихся основной школы в условиях смешанного обучения.
Статья посвящена анализу сформировавшегося за прошедшие три года в немецком языке короновирусного лексикона и способам его освоения в процессе изучения немецкого языка. Заявленная тема представляется актуальной, поскольку отражает современные языковые и социальные тенденции, а также диктуемую ими необходимость учета внеязыковых и языковых факторов в преподавании иностранного языка и в процессе формирования немецкоязычной лексической компетенции. На основе изучения тематического глоссария в цифровых лексикографических источниках немецкого языка выявляются основные семантические, словообразовательные, стилистические и графические особенности анализируемой тематической группы.
Исходя из результатов лингвистической оценки объекта изучения авторами статьи формулируется ряд дидактических предложений для аналитического восприятия и усвоения представленного языкового материала изучающими немецкий язык. Предлагается система упражнений по предъявлению, систематизации, тренировке, словообразовательной и коммуникативной активизации короновирусного тезауруса. Взятый за основу комплекс упражнений для развития лексической компетенции, разработанный Т. М. Серовой и Г.Р. Чайкиной, имеет в данной статье развитие и уточнение с учетом специфики изучаемого словаря. Теоретическая и практическая значимость данной работы состоит в дальнейшем анализе языковой природы короновирусного лексикона, в том числе проблем, связанных с изучением парадигматических отношений, словообразовательных процессов в нем и его лексикографической фиксацией, а также попыткой лингводидактической разработки данного неологического словарного фонда. В настоящей статье предложен пошаговый алгоритм, виды и примеры заданий для формирования иноязычной лексической компетенции при работе над коронвирусным тезаурусом в учебном процессе.
Стремительное развитие компьютерных технологий, их внедрение практически во все сферы жизнедеятельности человека способствовало зарождению абсолютно новой среды – виртуальной. В статье представлена методика работы с использованием обучающей платформы Espace virtuel на занятиях по французскому языку в педагогическом вузе. Раскрыты понятия виртуальная образовательная среда, обучающая платформа, образовательное пространство, представлены особенности работы на платформе Moodle, которой пользуются преподаватели ФГБОУ ВО «ОмГПУ», а также подробно описаны этапы работы на виртуальной он-лайн платформе Espace virtuel. На организационном этапе происходит знакомство студентов с платформой Espace virtuel, на содержательном этапе студенты работают с материалами, представленными на платформе. На первых двух этапах педагог помогает обучающимся работать с материалами платформы и выступает в роли консультанта. На рефлексивном этапе происходит анализ, самоанализ и оценивание студентами своей деятельности, педагог на данном этапе выступает в качестве эксперта. Платформа Espace virtuel является неотъемлемой частью образовательного процесса и используется преподавателями кафедры французского языка ФГБОУ ВО «ОмГПУ» при обучении студентов всем видам и аспектам речевой деятельности на французском языке. Результаты исследования подтверждают, что при работе на данной платформе у студентов первого курса наиболее успешно происходит формирование основных языковых и речевых навыков и умений, а преподаватель с помощью платформы Espace virtuel может осуществлять персонализированную обратную связь, отслеживать результаты освоения студентами учебной программы и в случае пробелов предлагать программу корректировки.
Возможности семинара как вида учебно-практического занятия в образовательных организациях высшего образования сложно переоценить. Тем не менее, педагогическая практика показывает, что качественное проведение семинара зависит от понимания его сущности, особенностей и порядка тех действий, которые должны быть произведены как преподавателем, так и обучающимися для достижения предполагаемой учебной цели. Авторы статьи на примере преподавания учебной дисциплины «Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)» описывают алгоритм рассмотрения учебного вопроса на семинаре. На основании постановки цели семинара ими определяются следующие этапы: формулирование вопроса семинара; выступление обучающегося; постановка уточняющих вопросов обучающимися для выступившего; постановка вопросов преподавателем для выступившего и обучающихся; дополнения обучающихся; подведение преподавателем итогов семинара. При анализе каждого этапа рассмотрения учебного вопроса авторы статьи обращают внимание преподавателей на то, каким образом выстраивается каждый этап, какие «подводные камни» могут ожидать в той или иной учебной ситуации, и каковы могут быть варианты решения возникающих педагогических и методических проблем. Авторы статьи отмечают, что для проведения семинара необходимы две обязательные составляющие: преподаватель и обучающиеся, где преподаватель выступает координатором данного процесса.
Формирование мотивации обучающихся по-прежнему остаётся одной из центральных в современной педагогической теории и практике. В настоящей статье рассмотрена проблема, связанная с формированием учебной мотивации к освоению предметных знаний по математическим дисциплинам. Анализ организации учебной работы обучающихся и проведенного исследования выявил отсутствие (или лишь в небольшой степени) развитого умения привлекать теоретический материал при решении задач. Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования мотивации посредством применения учебных задач для направленной организации и стимулирования учебной деятельности студентов.
В статье раскрыты понятия «мотив», «учебная мотивация», «учебная задача», перечислены основные структурные компоненты математической задачи, разобраны условия, способствующие формированию учебной мотивации. Исходя из характера требований, выделены следующие виды задач: на распознавание, моделирование, доказательство, исследование и преобразование, а также описано применение информационной и операционной основы решения перечисленных видов задач, способствующее формированию учебной мотивации к изучению теоретического материала.
Авторами проанализирован структурно-компонентный состав задачи с целью создания условий, обеспечивающих формирование мотивации к изучению теоретического материала математического содержания.
В статье предложены примерные задания, помогающие создать условия для реализации основных этапов мотивации: привлечение внимания, поддержка познавательного интереса, придание обучению смысла, увеличение уверенности в возможности решения учебной задачи и удовлетворенность самим процессом обучения для каждого из структурных компонентов задачи (цель решения, диктуемой требованием или вопросом к задаче; условия и факторы как предпосылки применения способа решения и правильности самого решения; построение способа решения). Предложенные задания основываются на имеющемся личностном опыте обучающихся, осознании перспективы применения знаний, сочетание различных способов изучения (индивидуального, парного и пр.) материала, предоставление возможности самостоятельного выбора уровня сложности в изучении теоретического материала и пр. Эффективность описанного подхода к формированию мотивации подтверждается положительными результатами исследования, в том числе проведенного анкетирования и опроса. Описанные приемы формирования учебной мотивации могут быть применены преподавателями не только математических, но и других дисциплин.
В статье рассматривается развитие лингвокреативности при преподавании дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» у студентов специальностей «Реклама и связи с общественностью» и «Интернет-маркетинг». Актуальность данного исследования обусловлена тем, что будущие специалисты в области рекламы должны быстро и результативно включаться в творческий процесс, без которого в современном копирайтинге невозможно представить создание креативных языковых единиц. Цель — описать творческую работу студентов на основе тематической организации языкового материала, представить задания, с помощью которых преподаватель развивает лингвокреативное мышление. Методами исследования в нашем случае были: теоретический (изучение, анализ и синтез научной литературы в области языкознания, педагогики, методики преподавания; результатов обучения после проведения эксперимента), эмпирический — наблюдение в ходе педагогического процесса, статистический – метод регистрации. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам рассмотрения языковой игры, лингвокреативности. Результатом разработанной методики являются задания, направленные на развитие лингвокреативности, а также созданные студентами яркие и привлекающие внимание наименования товаров и услуг, рекламные заголовки и слоганы, которые можно использовать как на занятиях при преподавании языковых дисциплин, так и непосредственно в рекламной деятельности. Автор статьи пришел к выводам: подобная работа дает возможность обогатить словарный запас, найти более емкие по смыслу слова, подходящие для введения в заданный контекст. Кроме того, творческая работа, организованная на основе тематической организации языкового материала, выполняется значительно быстрее и оценивается как яркая и разнообразная. Изучая специфику той или иной рекламной деятельности, создавая языковые единицы в одной лексической плоскости, студенты незаметно для себя включаются в процесс лингвокреативности, что и отмечено нами при анализе новых слов, слоганов, заголовков, созданных на втором этапе педагогического эксперимента.
В статье представлена авторская ситуативно-коммуникативная методика обучения иностранному языку «Сборы», направленная на достижение запланированных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования метапредметных результатов (универсальных учебных коммуникативных действий) в процессе обучения иностранному языку в основной общеобразовательной школе. Целью работы является представление результатов теоретического и методического обоснования разработанной методики. Теоретико-методологическую основу исследования составили коммуникативно-деятельностный подход и ситуативный метод обучения иностранному языку. Автором определена сущность метапредметных результатов обучения на уровне основного общего образования. В статье охарактеризованы универсальные учебные коммуникативные действия обучающихся: проявляющиеся в общении и реализуемые во взаимодействии. С целью развития универсальных учебных коммуникативных действий обучающихся, которые обеспечивают достижение метапредметных результатов, разработана авторская ситуативно-коммуникативная методика обучения иностранному языку «Сборы». Подробно описан аппарат методики: цель, контингент, длительность реализации, инструкция, процедура оценивания деятельности обучающихся на основе матрицы фиксируемых показателей. Представлены различные содержательные варианты методики, которые можно использовать на уроках иностранного языка. Предложены рекомендации для учителей иностранного языка, которые способствуют повышению эффективности внедрения методики. Представленные результаты исследования могут быть применены в непосредственном образовательном процессе на уроках иностранного языка на ступени основного общего образования. Автор приходит к выводу, что систематическое использование ситуативно-коммуникативной методики «Сборы» на уроках иностранного языка приводит к достижению метапредметных результатов (коммуникативных УУД), указанных во ФГОС ООО и рабочей программе предмета «Английский язык» на базовом уровне обучения.
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье рассмотрен вопрос правового регулирования деятельности маркетплейсов (площадок розничной онлайн-торговли) с позиции определения дефиниций, условий функционирования и особенностей правового статуса. Предметом изучения выступает эволюция гражданского законодательства в области регулирования деятельности площадок розничной онлайн-торговли в сфере защиты прав потребителей и антимонопольного регулирования.
Автор обращает внимание на запаздывающий характер законодательного закрепления уже сложившихся форм и практик онлайн-торговли через маркетплейсы. Отмечается, что маркетплейсы, стремящиеся к созданию собственных «экосистем», заходят в области правового и экономического регулирования, которые традиционно считаются принадлежащими государству. Прослеживается эволюция представлений об онлайн-торговле и маркетплейсах как основных площадках для неё в законодательстве РФ. Констатируется, что до настоящего момента термин «маркетплейс» не получил единого легального определения, а попытки его сформировать ограничиваются относительно поверхностным взглядом на цифровую платформу как на информационного посредника, который путем использования программ для ЭВМ обеспечивает доступ потребителей к информации о товарах, дает им возможность заключить договор и произвести оплату товара.
Делаются выводы о том, что границы интересов, возможностей влияния и ответственности маркетплейсов в рыночной системе РФ не вполне понятны ни законодателю, ни самим маркетплейсам, однако государство активно контролирует самую конфликтную область отношений — между маркетплейсами и покупателями, и не столь эффективно нащупывает границы их влияния на развитие рынка РФ.
Новейшие цифровые технологии с каждым днем приобретают все большее значение в жизни государство и общества. Эпидемия коронавируса в конце 2019 года, ознаменовала собой новую цифровую эру, в которой большая часть бюрократических процессов стала проходить в удаленном режиме. Введение ограничений и риски, связанные с пандемией, не могли не повлиять на работу судов. В результате, процессуальные сроки, доступ к правосудию и защита прав граждан и организаций были затронуты. Тем не менее, нельзя не признать, что период пандемии также оказал значительное прогрессивное воздействие на разрешение судебных дел.
Настоящая статья посвящена комплексному исследованию цифровой трансформации российского судопроизводства. Проанализированы наиболее перспективные направления цифровизации деятельности судов, а также важнейшие практические проблемы.
Укрепление государственного суверенитета тесно связано с правосудием, как видом государственной и управленческой деятельности. Авторитет правосудия напрямую связан с доверием к судебной системе, судам и судьям. Компетенция суда охватывает не только стороны функционирования государства, оно охватывает все стороны жизни каждого гражданина и объединений граждан на экономической, политической, социальной, культурной платформах. На примере правового положения председателей районных судов как судов, наиболее приближенных к населению, в странах ЕАЭс, автором анализируется трансформация их компетенции и полномочий в сфере судебной защиты. Отмечается важность компетенции председателей судов по организации деятельности судов в сфере информационной политики судебной системы, оперативному и качественному внедрению информационных технологий в работу судов, объективному информированию общественности о судебной деятельности, повышению доверия людей к закону и суду.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Статья посвящена рассмотрению возможностей развития высокотехнологичных отраслей как локомотива (драйвера) экономического роста России в современных условиях. Развитие высокотехнологичных отраслей является неотъемлемой частью Четвертой промышленной революции и становления шестого технологического уклада. В исследовании проводится анализ отечественной и зарубежной научной литературы, дается целостное представление о подходах к пониманию высокотехнологичных отраслей как точки роста экономики. Сравниваются три подхода отнесения отраслей к высокотехнологичным: Росстат, ЮНИДО, ОЭСР. Кроме того, рассматривается подход на основе экономической сложности продукции. Анализируются показатели: доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте, вклад высокотехнологичных отраслей в валовую добавленную стоимость, доля высокотехнологичных товаров в общем объеме импорта, доля высокотехнологичных товаров в общем объеме экспорта, удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации. Делается вывод, что при выборе приоритетов промышленной политики — отраслей-локомотивов экономического роста — целесообразно стимулировать производство высокотехнологичного оборудования, внедрения технологических инноваций в производство. Перспективными высокотехнологичными отраслями, способными стать движущей силой экономического роста России, являются химическая промышленность, электронная промышленность, производство оптических изделий.
В современной экономике существует разнообразие инструментов для привлечения финансовых ресурсов на различные нужды муниципальных образований. Целью работы является выявление особенностей муниципальных ценных бумаг, а также показать, что это позволит муниципалитетам привлекать дополнительные средства для решения различных задач, таких как развитие инфраструктуры, образования, здравоохранения, социальной сферы и других важных проектов, которые способствуют благополучию жителей региона. Результатом исследования стало представление этапов обеспечения прозрачности и защиты интересов инвесторов, который требует усилий со стороны как муниципалитетов, так и регулирующих органов. Автор статьи пришел к следующим выводам, что обсуждению подлежат пути совершенствования и соблюдения высоких стандартов финансовой прозрачности, которые помогут развивать рынок муниципальных ценных бумаг и привлекать новых инвесторов.
Цель исследования заключается в определении методики оценки этапов цифровой трансформации сельского хозяйства России. В данном исследовании проведена часть работы по формированию критериев отнесения показателей к конкретному этапу и рассмотрения действий в процессе их оценки. Статья носит теоретический характер.
Методологической базой исследования выступили процессный и системный подходы. Научная новизна заключается в обосновании оценки этапов цифровой трансформации сельского хозяйства России и необходимости введения интегрального показателя, рассчитанного на основе последовательного агрегирования показателей оценки каждого этапа и необходимого при постоянном мониторинге преобразований в отрасли и формировании рекомендаций для достижения максимального процента повышения производительности за счет внедрения цифровых технологий.
Выявлено, что существующая оценка уровня цифровой зрелости по методике расчета целевого показателя «Достижение «Цифровой зрелости»» отрасли сельского хозяйства характеризует только частично предложенные автором этапы информатизации и оцифровки. Для решения данной проблемы предложен комплексный и системный подход, подразумевающий охват всех этапов цифровой трансформации: от спецификации (постановка целей и задач цифровой трансформации) до принятия решений на основе цифровых данных и изменений в бизнес-процессах в рамках единой цифровой экосистемы. На основе этого подхода должна быть разработана методика оценки этапов цифровой трансформации сельского хозяйства России, результаты которой позволят понять на каком уровне цифровой трансформации находится отрасль в целом или отдельное хозяйство на дату оценки.
В условиях нарастания геополитической напряженности, распространения тенденций регионализации и проблем функционирования глобальных производственно-сбытовых цепочек государствами активно совершенствуются стратегии импортозамещения в сторону формирования производства, ориентированного на внутренний рынок. Проблема разработки политики импортозамещения с курсом на переориентацию на внутренний рынок, локализацию производства и создание собственных решений в области науки и технологий актуальна в настоящее время и в России. Цель настоящего исследования заключается в анализе зарубежного опыта управления развитием отраслей промышленности, ориентированных на внутренний рынок, при санкционном давлении и возможностей его использования в России. В качестве наиболее подходящей страны для анализа автором выбран Китай. Автором проанализированы меры государственной поддержки промышленности Китая, в том числе стратегия «двойной циркуляции, которые заложили условия для перехода с модели экстенсивного роста экономики к интенсивному, а также с экспортной ориентации производства на ориентацию на внутренний рынок. Выявлено, что двигателями экономического роста в новой экономической политике Китая являются инновации и внутреннее потребление среднего класса населения. Выделены направления совершенствования экономической политики Китая, которые могут быть использованы при трансформации механизмов управления промышленностью России.
Актуальность исследования обусловлена тем, что создание инновационных товаров и услуг предполагает проведение комплекса маркетинговых мероприятий по оценке рыночной ситуации. Интеллектуальное лидерство становится основой стратегического предвидения. Понимание горизонта возможностей промышленного предприятия отражает тенденции эволюционного развития отраслевых рынков и соответствующих им компетенций. Формирование ключевых компетенций способствует устранению маркетинговой близорукости. В этой связи автором определены изменения основных тенденций потребительского спроса, представлена аналитика инновационных преобразований промышленности в условиях построения технологического суверенитета, уровень инновационной активности организаций. Инновационное развитие экономики актуализирует необходимость детального теоретического анализа понимания трансформации производственных процессов, связанных с формированием ядерных компетенций, построением клиентоцентричной бизнес-модели. Цель исследования — применение компетентностного подхода в организации маркетинговой деятельности. Автором представлено построение клиентоцентричной бизнес-модели на рынке В2В. Практическая значимость исследования заключается в том, что стратегическое бизнес-мышление позволит создать условие для формирования новой функциональности и новой концепции продукта, что требует разработки новых ключевых компетенций и реализации стратегии опережающего развития. Построение стратегической архитектуры организации маркетинговой деятельности предусматривает реализацию стратегии опережающего развития, основой которой являются новые ключевые компетенции, создаются инновационные продукты и услуги, формируются новые конкурентные преимущества, результатом становится совершенствование бизнес-процессов и построение клиентоцентричной бизнес-модели, что определяет стратегические возможности промышленного предприятия и отражает новые направления развития.
В статье описываются социально-экономические причины формирования общества потребления и возникновение концепта ответственного потребления. Рассматриваются модели ответственного потребления — «слабая/реформистская» и «сильная/ революционная». Анализируются отличия культуры потребления в западных странах и СССР. Систематизированы ключевые факторы ответственного потребления: экологический, социальный, этический, рациональный и предложена эмпирическая модель их изучения. В используемой модели измерения выделяются 12 показателей, отражающих влияние четырех основных факторов, формирующих практики ответственного потребления. Выделяются основные стратегии ответственного потребления омичей и условия, обусловливающие формирование соответствующих им социальных практик. В основу статьи легли данные социологического исследования, проведенного в г. Омске в 2022 году. Выборка исследования квотная, репрезентирующая население города по полу и возрасту, 384 человека. Сбор данных осуществлялся в местах массового скопления людей. Анализ данных проводился при помощи программного обеспечения SPSS с применением частотного анализа и таблиц сопряженности. Оценка значимости и существенности различий осуществлялось с использованием критериев хи-квадрат и V-Крамера. Анализ полученных результатов показывает, что мотивы ответственного потребления не являются преобладающими в потребительских практиках омичей. Респонденты, следующие нормам ответственного потребления, руководствуются рациональными и экологическими факторами, воспроизводя модель свойственную для советского периода, лишь молодежь в большей степени чувствительная к этическим и социальным факторам, что характерно для практик ответственного потребления в западных странах. Преобладание существующих практик самоограничения в потреблении в значительной мере обусловлено низким уровнем доходов респондентов.
В статье анализируются подходы к оценке эффективности корпоративного сайта компании. Веб-сайт рассматривается как инструмент коммуникаций компании с потребителями, как способ достижения маркетинговых целей, направленных на повышение продаж и узнаваемости бренда, выход на новые сегменты рынка, как механизм обратной связи с клиентами для обновления ассортимента продукции и услуг. Целью исследования является определение методического инструментария оценки коммуникационной эффективности веб-сайта компании. Методологическая база исследования включает матричный метод Росситера-Перси, опрос, статистический метод таблиц сопряженности. Объектом исследования выступает веб-студия полного цикла «Контакт Plus». В качестве показателей коммуникационной эффективности веб-сайта выбраны: увеличение посещаемости и среднего времени нахождения на сайте; рост конверсии; повышение удовлетворенности потребителей взаимодействием с компанией посредством веб-сайта. С помощью метода таблиц сопряженности проверена и подтверждена гипотеза о наличии взаимосвязи между уровнем удовлетворенности респондентов и вероятностью посещения сайта для дальнейших покупок. В результате реализации предложенного авторами методического инструментария выявлены ключевые проблемы сайта компании «Контакт Plus» и разработаны рекомендации по их устранению. Оценена коммуникационная эффективность компании после внедрения предложенного плана мероприятий. Полученные результаты могут быть применены компаниями, осуществляющим взаимодействие с клиентами с помощью веб-сайта как на В2В, так и на В2С рынках.
В статье проведен обзор взглядов ученых на определение «персонального бренда», фундаментальных основ личного бренда: репутация, имидж, идентичность. Выделены основные черты, присущие персональному бренду. Актуальность темы применения сторителлинга для построения персонального бренда объясняется наличием высокой конкуренции в Интернет-среде и широкой доступностью инструментов самопрезентации. Благодаря цифровым технологиям, мы имеем изобилие источников информации, что негативно влияет на ее запоминание. Согласно кривой Эббингауза, уже в первый час после получения теряется 60 % информации, 65 % забывается в течение 10 часов, 80 % — через 6 дней. Целью работы является изучение применения сторителлинга в онлайн-сообществах фешн-блогеров на восприятие пользователями их личного бренда. Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе изучались онлайн-сообщества персональных брендов, оценивалось наличие и фаза сюжетных линий в описание профиля персональных брендов, использование архетипов, показатели репутационных переменных, формат и типы публикуемого контента. Было выявлено, что выстраивание определенного образа посредством повествования истории с определенным сюжетом и героями позволяет удерживать внимание аудитории и вовлекать ее во взаимодействие с брендом, влияет на улучшение репутационных показателей. На втором этапе выявили архетип объекта формирования персонального бренда, описали внутренние и внешние элементы персонального бренда. На последнем этапе исследования определили инструментальные ценности целевой аудитории. Пользователями персональный бренд воспринимался через самого человека-бренда и его окружения. Убедительное повествование улучшает личную репутацию в онлайн-сообществах. Сторителлинг создает более крепкую связь между человеком-брендом и членами сообщества и может способствовать более привлекательному его позиционированию.
В настоящее время современный университетский кампус является важным компонентом международной конкурентоспособности, объектом формирования комфортной городской среды и центром привлечения инвестиций.
Так, университетский кампус должен быть не только удобным и функциональным для студентов и преподавателей, но и способствовать социальной адаптации студентов и развитию студенческой жизни. Важно создать комфортные условия для обучения, а также обеспечить множество зон для отдыха, спорта и общения. Наличие программы развития студенческого кампуса предусматривает изменение архитектуры и пространственной структуры ландшафта. Эти идеи проявляются в планировке и функциональном зонировании, а также в архитектурном облике зданий и сооружений.
Для создания университетского кампуса необходимо организовать три процесса: проживание, обучение и трудоустройство. Современный подход включает в себя реновацию общежитий, улучшение научно-технологической базы высших учебных заведений и создание технопарка в составе кампуса, где молодые специалисты смогут найти работу. Это позволит привлечь талантливых студентов, в том числе из других регионов, и удержать их на территории. Важно обеспечить комфортные условия для проживания и возможности для трудоустройства на базе научно-лабораторного комплекса вуза, чтобы молодые люди оставались в регионе, а не уезжали в крупные города. Миграция студенческого сообщества из региональных вузов в крупные города очень высока, в том числе в Омском регионе более половины студентов уезжают.
Таким образом, в Омске в рамках участия и реализации мероприятий федерального проекта «Экспорт образования» национального проекта «Образование» было проведено масштабное маркетинговое исследование, изучено общественное мнение о востребованности университетского кампуса и наиболее актуальных форматах его представления.
Статья посвящена развитию теоретико-методологических положений, связанных с взаимодействием промышленных предприятий, формирующим синергетический потенциал. Статья затрагивает вопросы кооперационно-партнерского взаимодействия синергетического типа в промышленном секторе региональной экономики на примере Омской области. Для проведения исследования использованы научные методы конструирования понятий, описания и анализа материалов.
В теоретико-методологическом плане корпоративные взаимодействия в промышленности как системе и формирование на этой основе соответствующего синергетического потенциала предложено рассматривать с позиций эволюционной экономической географии.
В рамках статьи обобщены группы задач, решаемые промышленными предприятиями за счет синергетического потенциала от корпоративного взаимодействия, включая задачи по выполнению текущих обязательств, задачи по достижению большего результата и задачи по активизации стратегического инновационно-технологического развития.
Основные результаты исследования, определяющие новизну исследования, сводятся к формированию понятия синергетического потенциала в промышленности, выделению этапов возникновения предпосылок, влияющих на развитие синергетического взаимодействия омских промышленных предприятий. Помимо этого, обосновано точечно-контактное партнерство в промышленности как текущий этап и распространенная практика решения промышленными предприятиями актуальных научно-технических и организационных задач.
Сделан вывод о развитии синергетического потенциала на основе точечно-контактного партнерства в региональной промышленности на современном этапе.
В статье применительно к Омской области выделена специфика кооперационно-партнерских промышленных взаимодействий с позиций эволюционной экономической географии. Определены основные направления развития кооперационно-партнерских взаимодействий, реализуемых омскими промышленными предприятиями в текущих условиях. Предложены возможные векторы перспективного кооперационно-партнерского развития экономики Омской области, формирующие синергетический потенциал. Результаты исследования могут выступать составляющей кратко- и среднесрочного планирования и разработки стратегий промышленного развития на региональном уровне.
В данной статье проведено исследование системы кредитования и перспектив ее развития. В современной экономике банковское кредитование достигло весьма высокого уровня, потому что развитие доступного банковского кредитования это и есть залог положительного развития экономики в целом. Отметим, что рост банковского кредитования также наблюдался и в России.
Быстрое развитие кредитных отношений породило проблемы правового характера, ведь большим недостатком в России является несовершенство нормативно-правовых актов, что особенно ярко выражено было в период кризисных явлений.
Кредиты являются одним из важных аспектов инвестирования финансовых ресурсов коммерческого банка, поскольку они представляют собой основную часть активов, а доходность, получаемая по ним, составляет основную часть доходов. В связи с важностью, которую кредиты занимают на уровне деятельности частных лиц и учреждений, должностным лицам банка необходимо уделять особое внимание кредитам путем разработки соответствующей политики, обеспечивающей их сохранность.
Выявлены проблемы системы кредитования в Российской Федерации, даны рекомендации их преодоления и перспективы дальнейшего развития.
Цифровые экосистемы в агропромышленном комплексе региона — это следующий этап развития сельской кооперации в условиях шестого технологического уклада.
В статье рассмотрены факторы, которые в большей степени определяют потенциал сельских территорий к формированию цифровых экосистем в АПК региона. Целью работы является расчет математической модели на основе факторов и выведение интегрального показателя, характеризующего потенциал цифровизации сельских территорий. К используемым методам относятся: корреляционный анализ, регрессионный анализ, метод парных сравнений, графический анализ и расчетно-конструктивный метод. Авторы статьи пришли к следующим выводам: муниципальные районы Новосибирской области необходимо разделить на группы по уровню потенциала цифровизации сельских территорий, далее для каждой из групп целесообразно разработать комплексный план мероприятий по повышению потенциала цифровизации и внедрению цифровых экосистем в АПК района.
В статье представлен современный взгляд на событийный маркетинг как инструмент продвижения бренда. Цель данного исследования — определить современное состояние событийного маркетинга, проанализировать генезис событийного маркетинга в новых экономических условиях, акцентировать внимание на важности вовлечения аудитории в контекст событийного маркетинга с целью формирования лояльности. В работе приняты во внимание практические результаты внедрения событийного маркетинга в практику российских и зарубежных брендов. Обобщен понятийный аппарат, представлены позиции зарубежных и российских авторов. Рассмотрены знаковые кейсы зарубежных брендов, повлиявшие на формирование событийного маркетинга, основой которого стал эмпирический маркетинг, предполагающий получение непосредственного опыта на основе контакта потребителя с товаром или услугой. Предложена авторская классификация событийного маркетинга на основе характеристик: формат, сфера, аудитория, массовость, организатор, доступность, календарный праздник, оплата участия. Представлена эволюция развития событийного маркетинга в России, перечислены ключевые вехи и события, повлиявшие на индустрию. На основании изученного опыта сформулированы актуальные возможности событийного маркетинга в современных рыночных условиях, среди которых: подход на основе ценности ментального здоровья, опыт использования технологий дополненной реальности, участие в виртуальных мирах — метавселенных, потребность в нестандартных, креативных решениях с учетом концепции погружения в контекст.
Потребность в применении событийного маркетинга со стороны бизнеса обозначена в возможностях получения обратной связи от аудитории, вовлечения ее в сферу деятельности компании, формирования положительных взаимоотношений с потребителями, развития ценности бренда. Личное общение как ключевая ценность нового времени, выраженная в событийном маркетинге, является приоритетной.
Развитие и распространение цифровых инструментов продвижения, а также культуры data-driven маркетинга, оказывает сильное влияние на развитие бизнеса в современной действительности: компании адаптируют инструменты цифрового продвижения и аналитики для увеличения выручки, однако не всегда используют их эффективно. Более того, тенденция к использованию маркетинга, ориентированного на данные, все еще формируется и адаптируется как в научной, так и практической маркетинговой деятельности, в то время как цифровые инструменты продвижения претерпевают изменения практически каждый день.
Данная работа посвящена разработке технологии эффективности использования инструментов продвижения в малом бизнесе в зависимости от степени интегрированности компании в культуру data-driven маркетинга. Методология представлена работами Д. А. Шевченко, Д. В. Тихонова, Ю. В. Никитенко, К. А. Болдыревой, М. Моллаевой и другими.
В ходе исследования были проанализированы тенденции использования цифровых инструментов продвижения, определение digital-маркетинга как такового, а также подходы к прогнозированию эффективности использования данных инструментов на практике.
В результате исследования была предложена технология, позволяющая повысить эффективность процесса прогнозирования использования цифровых инструментов продвижения в сочетании с предлагаемой авторами классификации компании по степени интегрированности к культуре data-driven маркетинга и возможности прогнозирования эффективности использования цифровых инструментов продвижения. В результате авторами работы была проведена апробация предлагаемой технологии на IT-компании. Полученные результаты исследования могут быть использованы как в дальнейших исследованиях, связанных с маркетингом, ориентированным на данные, и анализом эффективности использования цифровых инструментов продвижения, так и в практической маркетинговой деятельности.