Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-27-32

Аннотация

Формирование мотивации обучающихся по-прежнему остаётся одной из центральных в современной педагогической теории и практике. В настоящей статье рассмотрена проблема, связанная с формированием учебной мотивации к освоению предметных знаний по математическим дисциплинам. Анализ организации учебной работы обучающихся и проведенного исследования выявил отсутствие (или лишь в небольшой степени) развитого умения привлекать теоретический материал при решении задач. Целью работы является изучение теоретических и практических аспектов формирования мотивации посредством применения учебных задач для направленной организации и стимулирования учебной деятельности студентов.
В статье раскрыты понятия «мотив», «учебная мотивация», «учебная задача», перечислены основные структурные компоненты математической задачи, разобраны условия, способствующие формированию учебной мотивации. Исходя из характера требований, выделены следующие виды задач: на распознавание, моделирование, доказательство, исследование и преобразование, а также описано применение информационной и операционной основы решения перечисленных видов задач, способствующее формированию учебной мотивации к изучению теоретического материала.
Авторами проанализирован структурно-компонентный состав задачи с целью создания условий, обеспечивающих формирование мотивации к изучению теоретического материала математического содержания.
В статье предложены примерные задания, помогающие создать условия для реализации основных этапов мотивации: привлечение внимания, поддержка познавательного интереса, придание обучению смысла, увеличение уверенности в возможности решения учебной задачи и удовлетворенность самим процессом обучения для каждого из структурных компонентов задачи (цель решения, диктуемой требованием или вопросом к задаче; условия и факторы как предпосылки применения способа решения и правильности самого решения; построение способа решения). Предложенные задания основываются на имеющемся личностном опыте обучающихся, осознании перспективы применения знаний, сочетание различных способов изучения (индивидуального, парного и пр.) материала, предоставление возможности самостоятельного выбора уровня сложности в изучении теоретического материала и пр. Эффективность описанного подхода к формированию мотивации подтверждается положительными результатами исследования, в том числе проведенного анкетирования и опроса. Описанные приемы формирования учебной мотивации могут быть применены преподавателями не только математических, но и других дисциплин.

Об авторах

О. Б. Смирнова
ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина»
Россия

Смирнова Оксана Борисовна — старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин

644008, Сибирский федеральный округ, г. Омск, Институтская площадь, 1



М. А. Приходько
ФГБОУ ВО «Омский государственный университет путей сообщения»
Россия

Приходько Маргарита Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая математика»

644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35



Список литературы

1. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-методическое пособие для педагогов школ. – СПб.: КАРО, 2008. – 96 с.– Текст : непосредственный.

2. Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности: книга для учителя / О.Б. Епишева, В.И. Крупич. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с. – Текст : непосредственный.

3. Илюшин Л. С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся в кн. уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О. Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес-пресса», 2006. – 160 с. – Текст : непосредственный.

4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. – 224 с. – Текст : непосредственный.

5. Лернер, И.Я. Проблема познавательных задач в обучении основам гуманитарных наук и пути ее исследования (постановка проблемы). Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1972. – 238 с.– Текст : непосредственный.

6. Лузянин, В.И. Мотивационное проектирование учебного процесса: методическое пособие для преподавателей вузов / В.И. Лузянин, О.М. Сальникова. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. – 59 с.– Текст : непосредственный.

7. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с. – Текст : непосредственный

8. Приходько М.А., Смирнова О.Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №3, https://mir-nauki.com/PDF/31PDMN318.pdf (доступ свободный). Текст: электронный (дата обращения 15.07.2023г.).

9. Приходько, М. А. Из опыта работы по формированию умения структурировать учебный материал по математическим дисциплинам / М. А. Приходько, О. Б. Смирнова // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10. – № 6. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/34PDMN622.pdf Текст: электронный (дата обращения 15.07.2023г.).

10. Смирнова, О. Б. Логико-ориентированные задачи как форма организации содержания учебного материала в системе обучения математике студентов / О. Б. Смирнова, М. А. Приходько // Крымский научный вестник. – 2015. – № 4-2(4). – С. 202-208. – Текст : непосредственный.

11. Фридман, Л.М. Сюжетные задачи по математике. История, теория, методика: учеб. пособие для учителей и студентов педвузов и колледжей / Л.М. Фридман. – М.: Школьная пресса, 2002. - 208 с.– Текст : непосредственный.

12. Kiyko, P. V. Formation of general professional competencies among students of agricultural universities through mathematical disciplines / P. V. Kiyko, O. B. Smirnova, N. V. Shchukina // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, Yekaterinburg, 15–16 октября 2020 года. – IOP Publishing Ltd: IOP Publishing Ltd, 2021. – P. 012043. – DOI 10.1088/1755-1315/699/1/012043. – EDN LZGOWU.


Рецензия

Для цитирования:


Смирнова О.Б., Приходько М.А. УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):27-32. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-27-32

For citation:


Smirnova O.B., Prikhod’ko M.A. LEARNING TASKS AS A MEANS OF FORMING MOTIVATION TO STUDY THEORETICAL MATERIAL IN MATHEMATICAL DISCIPLINES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-27-32

Просмотров: 164


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)