Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ОМСКА

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-82-88

Аннотация

В статье описываются социально-экономические причины формирования общества потребления и возникновение концепта ответственного потребления. Рассматриваются модели ответственного потребления — «слабая/реформистская» и «сильная/ революционная». Анализируются отличия культуры потребления в западных странах и СССР. Систематизированы ключевые факторы ответственного потребления: экологический, социальный, этический, рациональный и предложена эмпирическая модель их изучения. В используемой модели измерения выделяются 12 показателей, отражающих влияние четырех основных факторов, формирующих практики ответственного потребления. Выделяются основные стратегии ответственного потребления омичей и условия, обусловливающие формирование соответствующих им социальных практик. В основу статьи легли данные социологического исследования, проведенного в г. Омске в 2022 году. Выборка исследования квотная, репрезентирующая население города по полу и возрасту, 384 человека. Сбор данных осуществлялся в местах массового скопления людей. Анализ данных проводился при помощи программного обеспечения SPSS с применением частотного анализа и таблиц сопряженности. Оценка значимости и существенности различий осуществлялось с использованием критериев хи-квадрат и V-Крамера. Анализ полученных результатов показывает, что мотивы ответственного потребления не являются преобладающими в потребительских практиках омичей. Респонденты, следующие нормам ответственного потребления, руководствуются рациональными и экологическими факторами, воспроизводя модель свойственную для советского периода, лишь молодежь в большей степени чувствительная к этическим и социальным факторам, что характерно для практик ответственного потребления в западных странах. Преобладание существующих практик самоограничения в потреблении в значительной мере обусловлено низким уровнем доходов респондентов.

Об авторе

Ю. И. Деревянченко
ФГБОУ ВО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского»
Россия

Деревянченко Юрий Иванович — кандидат философских наук, доцент кафедры отечественной истории, социологии и политологии

644077, г. Омск, проспект Мира, д. 55-А



Список литературы

1. Канаева, О. А. Социальные императивы устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. – 2018. – Т. 34. – Вып. 1. – С. 26–58. С. 46.

2. Погорило, Л. Я. Ключевые факторы и принципы социально ответственного потребления // Бизнес Информ. – 2015. – № 2. – С. 30-34. С. 32.

3. Твердюкова, Е. Д. Contradictio in adjecto: буржуазные ценности советской торговли 1950-1960-х гг. // Советский мегаполис: Ленинград в процессе модернизации: сб. ст. – СПб.: Северная звезда, 2014. – С. 152-187.

4. Шабанова, М. А. Этичное потребление как сфера гражданского общества в России: факторы и потенциал развития рыночных практик // Экономическая социология. – 2023. – Т. 24. – № 1. – С. 13-54. С. 14.

5. Amezcua B., De la Peña A., Ríos M. T., Saucedo-Soto J. M. Scale for measuring responsible consumption behavior among Spanish-speaking consumers // Ciencias Administrativas Teoría y Praxis. – 2018. – №. 2 (14). – Р. 11-26.

6. Bickerstaff, K., Walker, G. Public Understandings of Air Pollution: The «Localization» of Environmental Risk. Global Environ Change. – 2001. – № 11. Р. 133-145.

7. Castano, L. E. V., Perdomo-Ortiz, J., Ocampo, S. D., Leon, W. F. D. Socially responsible consumption: an application in Colombia // Business Ethics: A European Review. – 2016. – Vol. 25. – № 4. – Р. 460-481.

8. Ertz, M. Proposition of an Integrative Theory of Socially-Responsible Consumption Behaviour // Electronic Green Journal. – 2016. – Issue (39). – Р. 1-18. Р. 1-2.

9. Filipe, S., Marques, S. H., & Salgueiro, M. d. F. Social responsibility in purchase and consumption: a study of the Portuguese consumer behavior // International Conference on Innovation and Entrepreneurship in Marketing and Consumer Behaviour. – Vol. 1. – Aveiro, Portugal: Edições IPAM, 2015. – Р. 436-450.

10. Fuchs, D. A., Lorek, S. Sustainable Consumption Governance: A History of Promises and Failures // Journal of Consumer Policy. – 2005. – Vol. 28. – Issue 3. – Р. 261-288.

11. Geels, F., Mcmeekin, A., Mylan, J., Southerton, D. A critical appraisal of Sustainable Consumption and Production research: The reformist, revolutionary and reconfiguration positions // Global Environmental Change. – 2015. – Vol. 34. – Р. 1-12.

12. Gerasimova, E., Chuikina, S. Society of repair // Еmergency reserve. – 2004. – No. 2 (34). – Р. 70-77.

13. Haider, M., Shannon, R., Moschis, G. P. Sustainable Consumption Research and the Role of Marketing: A Review of the Literature (1976–2021) // Sustainability. – 2022. – Vol.14. – Issue7. – Article Number 3999.

14. Schramm-Klein, H., Zentes, J., Steinmann, S., Swoboda, B., Morschett, D. Retailer Corporate Social Responsibility Is Relevant to Consumer Behavior // Business & Society. –2013. – № 55(4). –Р. 1-26.

15. Webb, D.J., Mohr, L.A. Harris, K.E. A reexamination of socially responsible consumption and its measurement // Journal of Business Research. 2008. № 61:2. – Р. 91–98.

16. Yan, J., She, Q. Developing a Trichotomy Model to Measure Socially Responsible Behavior in China // International Journal of Market Research. – 2011. – Vol. 53. – № 2. – Р. 253-274.


Рецензия

Для цитирования:


Деревянченко Ю.И. ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ОТВЕТСТВЕННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ОМСКА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):82-88. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-82-88

For citation:


Derevianchenko I.I. INFLUENCE OF RESPONSIBLE CONSUMPTION FACTORS ON CONSUMER PRACTICES OF OMSK POPULATION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):82-88. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-82-88

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)