РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
https://doi.org/10.24412//2225-8264-2023-3-4-10
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития математической речи учащихся основной школы в условиях активного становления цифровой образовательной среды современной школы. Раскрыто содержание понятия «математическая речь» и представлены ее составляющие, работу над которыми необходимо организовать на уроках математики. Приведены различные трактовки понятия «смешанное обучение», которые позволяют определить основную идею его реализации в процессе обучения. В качестве средства для развития математической речи выбраны цифровые ресурсы, которые составляют основу выделенных в статье приемов учебной деятельности, реализуемых в условиях смешанного обучения математике.
Целью статьи является выделение приемов учебной деятельности, направленных на развитие математической речи учащихся основной и средней школы, реализация которых предполагает использование цифровых ресурсов в различных моделей смешанного обучения математике. В статье приводятся примеры конкретных заданий, которые направлены на развитие математической речи учащихся и особенности их разработки с использованием возможностей информационных технологий.
Результаты исследования: выделены приемы учебной деятельности для развития математической речи учащихся основной школы в условиях смешанного обучения математике; предложены различные варианты организации урока с использованием указанных приемов; приведены примеры цифровых ресурсов, которые могут использоваться для создания заданий по развитию математической речи учащихся. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики для развития математической речи учащихся основной школы в условиях смешанного обучения.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. ДербушРоссия
Дербуш Марина Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики обучения математике
644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Гнеденко, Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике / Б.В. Гнеденко. – М.: Просвещение, 1982. – 144 с. – Текст: непосредственный.
2. Головина, А. В. Развитие математической речи у младших школьников как основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий / А. В. Головина, В. П. Свиридова/ – Текст: непосредственный // Основные вопросы теории и практики педагогики и психологии: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Омск, 07 мая 2015 года. Том II. – Омск: Инновационный центр развития образования и науки, 2015. – С. 49-51.
3. Далингер, В. А. Развитие математической речи учащихся при обучении математике //Современные наукоемкие технологии. – 2014. – №. 6. – С. 83-85. – Текст: непосредственный.
4. Дербуш, М. В. Инновационные подходы к использованию информационных технологий в процессе обучения математике / М. В. Дербуш, С. Н. Скарбич. — Текст: электронный // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. Вып. 2(30) (дата обращения: 05.09.2023).
5. Дидактико-методические основы смешанного обучения математике в школе: монография / В.А. Далингер, М.В. Дербуш, Р.Ю. Костюченко [и др.]. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2021. – 244 с. — Текст: непосредственный.
6. Иванова, Т.А. Дидактические условия развития математической речи школьников / Т.А.Иванова, А.С.Горчаков – Текст: электронный // Ярославский педагогический вестник. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-usloviya-razvitiya-matematicheskoy-rechi-shkolnikov (дата обращения: 10.05.2023).
7. Кириллова, О. А. Развитие математической речи школьников как фактор повышения качества обучения / О.А.Кириллова. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №74-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-matematicheskoy-rechi-shkolnikov-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obucheniya (дата обращения: 12.05.2023).
8. Корнилова, Е.А. Смешанное обучение как средство реализации системно-деятельностного подхода в школе/ Е.А.Корнилова, А.А.Стрижаков. - – Текст: непосредственый // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. №4. С.110-118. https://doi.org/10.18384/2310-7219-2016-4-110-118
9. Любомирская, Н. В. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся / Н. В. Любомирская, Е. Л. Рудик, Т. Е. Хоченкова. — Текст: непосредственный // Исследователь/Researcher. – 2019. – № 3 (27). – С. 165–180.
10. Махонина, А. А. Методика формирования математической речи учащихся5-6 классов при введении математических понятий / А. А. Махонина. – Текст: непосредственный // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Томск, 25 октября 2016 года. Том Выпуск I. – Томск: Федеральный центр науки и образования Эвенсис, 2016. – С. 14-18.
11. Меджидова, А. А. Математическая речь и развитие уровня математического знания учащихся / А.А.Меджидова – Текст: электронный // Электронные библиотеки, 2019. №22(6), С.660-666. https://doi.org/10.26907/1562-5419-2019-22-6-660-666 (дата обращения: 12.05.2023).
12. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/
13. Graham K. R. Blended learning systems // Guide to blended learning: global perspectives, local developments. - 2006. - T. 1. - pp. 3-21 (date of acсess 05.09.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Дербуш М.В. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):4-10. https://doi.org/10.24412//2225-8264-2023-3-4-10
For citation:
Derbush M.V. DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL SPEECH OF STUDENTS UNDER THE CONDITIONS OF BLENDED LEARNING IN MATHEMATICS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):4-10. (In Russ.) https://doi.org/10.24412//2225-8264-2023-3-4-10