РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-33-38
Аннотация
В статье рассматривается развитие лингвокреативности при преподавании дисциплины «Стилистика и литературное редактирование» у студентов специальностей «Реклама и связи с общественностью» и «Интернет-маркетинг». Актуальность данного исследования обусловлена тем, что будущие специалисты в области рекламы должны быстро и результативно включаться в творческий процесс, без которого в современном копирайтинге невозможно представить создание креативных языковых единиц. Цель — описать творческую работу студентов на основе тематической организации языкового материала, представить задания, с помощью которых преподаватель развивает лингвокреативное мышление. Методами исследования в нашем случае были: теоретический (изучение, анализ и синтез научной литературы в области языкознания, педагогики, методики преподавания; результатов обучения после проведения эксперимента), эмпирический — наблюдение в ходе педагогического процесса, статистический – метод регистрации. Теоретико-методологическую основу данного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные вопросам рассмотрения языковой игры, лингвокреативности. Результатом разработанной методики являются задания, направленные на развитие лингвокреативности, а также созданные студентами яркие и привлекающие внимание наименования товаров и услуг, рекламные заголовки и слоганы, которые можно использовать как на занятиях при преподавании языковых дисциплин, так и непосредственно в рекламной деятельности. Автор статьи пришел к выводам: подобная работа дает возможность обогатить словарный запас, найти более емкие по смыслу слова, подходящие для введения в заданный контекст. Кроме того, творческая работа, организованная на основе тематической организации языкового материала, выполняется значительно быстрее и оценивается как яркая и разнообразная. Изучая специфику той или иной рекламной деятельности, создавая языковые единицы в одной лексической плоскости, студенты незаметно для себя включаются в процесс лингвокреативности, что и отмечено нами при анализе новых слов, слоганов, заголовков, созданных на втором этапе педагогического эксперимента.
Об авторе
Н. Н. СувороваРоссия
Суворова Надежда Николаевна — доцент кафедры русского и иностранных языков, кандидат педагогических наук, доцент
644046, г. Омск, пр. Маркса, д. 35
Список литературы
1. Grassegger, Hans. Sprachspiel und Ubersetzung. Eine Studie anhand der Comic-Serie Asterix. Tubingen, 1985. - P. 18.
2. Hausmann, Franz Joseph. Studien zu einer Linguistik des Wortspiels. Tubingen, 1974. - 176 р.
3. Витгенштейн, Л. Философские работы. Ч. I. / Л. Витгенштейн. - М.: Гнозис, 1994. 612 с. - Текст : непосредственный.
4. Гридина, Т.А. Лингвокреативные механизмы порождения текста: экспериментальный ресурс языковой игры // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2016. № 7. - С. 143 - 157. - Текст : непосредственный.
5. Зыкова, И. В. Лингвокреативность с позиции лингвокультурологии: теория, метод, анализ // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей / отв. ред. серии В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2016. - Вып. 53. - С. 136-151. - Текст : непосредственный.
6. Ирисханова, О.К. О понятии креативности и его роли в метаязыке лингвистических исследований // Когнитивные исследования языка. Вып. V. Исследование познавательных процессов в языке: сб. науч. тр. - М.: Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. - С. 158 - 171. - Текст : непосредственный.
7. Коровушкин, В.П., Фалоджу, Дж. О. Лингвокреативный потенциал нигерийско-английского пиджина как проявление современной социально-языковой ситуации в Нигерии // Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2013. № 3. С. 32 - 42. - Текст : непосредственный.
8. Норман, Б.Ю. Язык: знакомый незнакомец / Б.Ю. Норман. – Минск: Вышэйшая школа, 1987. – 222 с. - Текст : непосредственный.
9. Нухов, С.Ж. Языковая игра: возможные подходы и трактовки явления // Вестник Башкирского университета, 2012. № 1. Т. 17. С. 165 -170. - Текст : непосредственный.
10. Постовалова, В. И. Философия и богословие творчества как концептуальное основание лингвокреативности в современном гуманитарном познании // Язык, культура, творчество: Мировые практики изучения. Сборник научных статей к 90-летию профессора Вероники Николаевны Телия / отв. ред. И. В. Зыкова, В. В. Красных. - М.: Гнозис, 2020. - С. 130-141. - Текст : непосредственный.
11. Сапогова, Л.И. Составляющие языковой игры и их роль в создании комического // Известия Тульского государственного университета. Серия: Психология. - 2003. - Вып. 3. - С. 215 -224. - Текст : непосредственный.
12. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта: Наука, 2011. - 696 с. - Текст : непосредственный.
13. Суворова, Н.Н. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов по рекламе и связям с общественностью в области рекламного дискурса: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.08 : защищена 25.05.12 : утверждена 04.02.13 / Суворова Надежда Николаевна. Омск, 2012. - 172 с. - Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Суворова Н.Н. РАЗВИТИЕ ЛИНГВОКРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(3):33-38. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-33-38
For citation:
Suvorova N.N. DEVELOPMENT OF STUDENTS’ LINGUISTIC CREATIVITY BASED ON THE THEMATIC ORGANIZATION OF THE LANGUAGE MATERIAL. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(3):33-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-3-33-38