Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 13, № 4 (2024)

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

5-10 140
Аннотация

В статье анализируются особенности современных семей, оказывающие влияние на формирование ценностных ориентиров воспитываемых в них детей. Среди особенностей автором были выделены профессиональный подход молодых людей в любом виде деятельности, стремление к самопознанию и самореализации, равноправие в распределении повседневных обязанностей при совместном проживании, экологичность во взаимоотношениях, внутренняя гармония, стремление к материальному благополучию. Целью работы является выявление ключевых ценностных позиций подрастающего поколения. К используемым методам исследования относятся контент анализ, дискурсивный анализ, обработка статистических данных, синтез. Автор статьи пришел к выводу о смещении ценностной парадигмы от общественного к личностному, от «жертвенной любви» к созданию комфортного совместного существования. В результате проведенного исследования были выявлены такие ключевые ценности, как ценность профессионализма и знаний, равноправия, ценность отцовства в воспитании детей, ценности личного и материального комфорта. Полученные результаты могут быть применены в дальнейших исследованиях, посвященных поиску путей эффективного взаимодействия педагогов и родителей с современными детьми, выстраиванию процесса воспитания с учетом их ценностных позиций, а также в поиске новых форм взаимодействия с современными родителями.

11-15 103
Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению и обсуждению порядка и этапов преподавания важнейшей грамматической темы сослагательного наклонения в испанском языке на начальном уровне обучения ему. Авторы делают краткий обзор отечественных и зарубежных учебных пособий и порядка представления в них материала по настоящему времени сослагательного наклонения, после чего предлагают свой порядок введения этой темы при обучении. С грамматической и коммуникативной точки зрения аргументируется необходимость введения указанной темы в курс обучения на возможно более раннем этапе и критикуется широко распространенная, в том числе, в высшей школе, практика преподавания темы сослагательного наклонения в самом конце курса испанского языка, после изучения всех существующих форм изъявительного наклонения и повелительного наклонения. Также формулируются предложения относительно того, в рамках каких коммуникативных тем практичнее всего вводить тот или иной вид придаточного предложения, требующего сослагательного наклонения. Рекомендации составлены преимущественно для обучения студентов факультетов иностранных языков, однако они могут быть использованы и в языковых школах в группах из трех человек и более.

16-22 71
Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу образовательного ресурса звукоподражательной лексики немецкого языка и коммуникативной методике ее освоения в учебном процессе. Заявленная тема является актуальной, поскольку прежде ономатопеический фонд немецкого языка исследовался в основном как языковой и стилевой феномен. В традиционном учебном процессе внедрение звукоподражаний ограничивается большей частью их использованием при формировании и развитии фонетических навыков у учащихся. Однако при более внимательном рассмотрении всех аспектов анализируемого языкового явления можно отметить, что не только звуковая специфика ономатопов, но и их семантические, словообразовательные и стилистические особенности интересны с точки зрения лингводидактики. Использование ономатопеического лексикона может способствовать формированию всех видов лингвистической компетенции. В рамках данной статьи автором отмечаются основные языковые особенности немецкоязычной ономатопеи, формулируется ряд дидактических предложений для работы над ономатопеической лексикой на занятиях по немецкому языку. Предлагается система коммуникативно-ориентированных упражнений, базирующихся на использовании звукоподражаний и нацеленных на формирование фонетической, словообразовательной и лексической компетенций. Раскрывается языковая многогранность анализируемого разряда лексики и возможности отражения всех ее аспектов в учебном процессе.

23-28 86
Аннотация

Целью работы является построение педагогической системы формирования информационной компетентности курсантов военного вуза в опережающей профессиональной подготовке. Дается обоснование опережающей профессиональной подготовке, содержательно и технологически связанной с информационной перспективой военно-профессиональной деятельности, предполагающей осознание обучающимися ее нового технологического уклада, ценностное отношение к наиболее продвинутым образцам и стандартам информационной культуры военно-профессиональной деятельности. В качестве метода исследования избрано педагогическое моделирование, использование которого позволило достаточно полно дать общую характеристику структурной модели педагогической системы формирования информационной компетентности курсантов военного вуза в опережающей профессиональной подготовке, а также показать возможность воспроизводства ее на практике. Результатом исследования является структурная модель, отражающая состав, внутренние и внешние связи задействованных компонентов опережающей профессиональной подготовки. Определены принципы (интеграции, проблематизации и профессиональной ответственности), играющие важную роль при создании опережающих учебно-профессиональных задач. Обоснование получила идея о том, что решение опережающих учебно-профессиональных задач представляет собой опредмеченный механизм формирования информационной компетентности курсантов в опережающей профессиональной подготовке, организационную форму педагогического взаимодействия ее субъектов. Выделение этапов процесса формирования информационной компетентности курсантов (установочно-моделирующего, решения и рефлексивного) позволило показать технологичность рассматриваемого процесса через совокупность и последовательность педагогических задач, процессов их решения, видов деятельности и взаимодействия субъектов, определить пути управления педагогической системой.

29-36 97
Аннотация

Статья посвящена обзору возможностей законных представителей учащихся общеобразовательных школ в расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации. Актуальность проблемы привлечения ресурсов родителей для решения проблемы получения качественного образования их детьми, в основном, обусловлена недостаточностью мер существующих вложений в инфраструктуру школ. По этой причине многие родители самостоятельно предпринимают попытки организовать образовательное пространство для своих детей. Нами был осуществлен анализ моделей родительской вовлеченности в образование и на его основе выявлена согласованность уровней и типов участия родителей в образовании и их потенциалов в расширении образовательного пространства за пределами образовательной организации. Показано, что идеи академического оптимизма определяют основные направления реализации вышеупомянутого потенциала в современной школе: привлечение дополнительных каналов финансирования школы; использование возможностей социокультурной среды местного, регионального, федерального масштабов; организация альтернативного школьному образования собственными силами или с привлечением других родителей и организаций. Автор статьи пришла к выводу, что социально-педагогические эффекты от включенности родительского сообщества в деятельность по формированию образовательной среды для своего ребенка повышают уровень школьного благополучия.

37-42 99
Аннотация

Необходимость развития компетенций, заложенных в Федеральных государственных стандартах высшего образования, диктует практические задачи для преподавателей высшей школы. Одна из таких задач: каким образом организовать образовательный процесс для развития компетенции самоорганизации? Целью статьи является определение методических принципов, позволяющих развить компетенцию самоорганизации у студентов педагогических профилей подготовки. Научная новизна исследования обусловлена сочетанием деонтологического, праксиологического и комплексного подходов к развитию самоорганизации будущих педагогов. В исследовании использовались теоретический анализ научной литературы, нормативных и учебных документов, конкретизация, сравнение, обобщение, качественный анализ результатов эмпирических исследований; нейросетевой метод генерации информации. Обоснован ведущий мотив развития компетенции самоорганизации — профессиональный долг и ответственность. Авторы статьи пришли к следующим выводам: разнообразие педагогических средств, используемых преподавателями разных вузов в отдельности, не позволяет полностью решить заявленную проблему, для развития компетенции самоорганизации необходима комплексная работа, начинающаяся с профилактики первокурсников — диагностика, специальные внеучебные занятия, мастер-классы; ведущая роль в этом вопросе принадлежит кураторам учебных групп, которые могут выступать коучами; включение компетенции самоорганизации не только в элективные дисциплины (обучение soft skills через hard skills); анализ учебной неуспешности после каждой сессии и разработка персонализированной траектории развития для отдельных студентов; вовлечение в работу успешных студентов, в том числе через научные исследования по проблеме; использование искусственного интеллекта как коуча, ментора и методического инструмента. Полученные результаты могут быть применены в образовательной практике педагогических вузов, а также при некоторой адаптации и в вузах другого профиля.

43-48 119
Аннотация

Возрождение традиционной культуры воспитания в рамках отдельных этнических образований, невозможна без национальной ориентации и учета психологических особенностей народа, исторически населяющего определенную территорию. Современное состояние нравственного воспитания в школе неудовлетворительное. Утрачиваются веками передаваемые из поколения в поколение обычаи уважения старших, женщин, любви к труду. Важное значение приобретает использование опыта и идей нравственного воспитания, имеющихся в народной педагогике, в том числе в осетинской. Статья посвящена исследованию применения принципов осетинского народного воспитания в рамках учебного процесса. Рассматриваются основные ценности и методы воспитания в осетинской культуре, а также предлагаются конкретные пути интеграции этих принципов в школьное образование с целью улучшения межкультурного понимания, формирования дисциплины и ответственности у учеников. Приведены примеры успешного использования осетинских традиций в образовательных учреждениях и предложены рекомендации для педагогов. Возрождая современную национальную школу, необходимо опираться на опыт и идеи нравственного воспитания, так как школа как социальный институт общества может внести существенный вклад в формирование отношения подрастающего поколения к нравственным нормам.

49-55 77
Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования и совершенствования профессионального речевого имиджа специалиста при изучении лингвистических дисциплин в техническом вузе. Новизна исследования заключается в построении модели языковой личности специалиста, а также в разработке рекомендаций преподавателям вуза по организации методического сопровождения формирования и совершенствования профессионального речевого имиджа специалиста как составляющей его языковой личности средствами гуманитарной дисциплины. Сделан вывод, что гармонизация речевого имиджа с речевым образом — наиболее осознанный путь развития языковой личности. Обозначены основы формирования речевого имиджа специалиста, опирающиеся на развитие психологического, когнитивного и коммуникативного компонентов языковой личности. Предложен план интерпретации коммуникативных ситуаций, который можно использовать в учебных заданиях, направленных на выбор содержания и инструментов развития языковой личности студента. Диагностику наличия и качества реализации соответствующих компонентов языковой личности можно осуществлять на каждом этапе выполнения задания. Построена общая программа работы преподавателя по организации методического сопровождения формирования и развития профессионального речевого имиджа студента. Предложенные в статье рекомендации могут являться основой для создания разноплановых разработок для формирования как отдельных компонентов языковой личности обучающегося, так и их комплексов.

56-62 78
Аннотация

В данной статье автор рассматривает ораторское мастерство педагога, побуждение к познавательной деятельности школьников, отраженное в различных видах речи педагога. Целью работы является оценка восприятия речи педагогов современными школьниками. Научная новизна состоит в том, что полученные результаты исследования ораторского мастерства учителей на современном этапе могут быть использованы при подготовке будущих учителей к профессиональной деятельности. Для этого автором использовался метод анкетирования, в котором приняли участие около 100 школьников Ставропольского края средних и старших классов. Период проведения анкетирования — сентябрь-октябрь 2024г. Вопросы анкеты были составлены с опорой на разные виды речи педагога. Полученные результаты, продемонстрированные в статье, как уже было отмечено выше, могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях в области педагогической риторики, а также применены авторами различных пособий по курсу «Педагогическая риторика». Результаты, к которым пришел автор в процессе исследования, отражают ситуацию взаимоотношений педагогов и обучающихся на данный момент и возможности их совершенствования в будущем. Речь педагога всегда представляла собой живое мотивирующее слово. Однако сейчас к речи учителя предъявляются более серьезные требования, так как заинтересовать современных школьников, усилить их мотивацию к обучению становится все сложнее. Для этого необходимо использовать все имеющиеся навыки ораторского мастерства и регулярно их совершенствовать.

63-67 129
Аннотация

В статье рассмотрена технология выполнения терминологического проекта как механизма формирования профессиональных компетенций будущих переводчиков. Результатом разработанной методики является интеграция теоретического обучения и применения полученных знаний на практике, вписывающаяся в концепции обучения через опыт (experiential learning), проблемного и контекстного обучения. Авторы анализируют перевод, во-первых, как двуплановый процесс, сориентированный на сам текст и, во-вторых, «вовне» — на заказчика перевода, при взаимодействии с которым формируются важные профессиональные умения. На примере выполнения терминологического проекта по пополнению многоязычного портала Всемирной организации интеллектуальной собственности WIPO PEARL делается вывод о том, что проекты, выполненные по заказу реального потребителя перевода, погружают студентов в профессиональную среду, учат взаимодействию с заказчиком, оттачивают умение видеть проблемную ситуацию и находить пути ее решения. Полученные результаты свидетельствуют о высокой мотивации обучающихся, выполняющих работу при тесном взаимодействии с заказчиками на всех этапах и получающих от них обратную связь. Подчеркивается важность рефлексии на финальной стадии проекта. Авторы раскрывают перспективы включения подобных проектов в учебный процесс, отмечая важность соединения академического обучения с возможностью создания социально-важного продукта.

68-73 80
Аннотация

В статье рассматривается проблема поиска средств успешного достижения учащимися предметных результатов по математике. В качестве такого средства выделяется корректирующе-обучающее адаптивное тестирование как инструмент для выявления и своевременного устранения пробелов в знаниях учащихся за счет оказания им персонализированной помощи. Поскольку абстрактность, строгость, логичность математики напрямую влияет на качество усвоения предмета, вызывая трудности при восприятии и понимании математического содержания, то в основу разработки персонализированной помощи были заложены типы восприятия учащимися учебной информации. Целью исследования является определение понятия и разработка структуры корректирующе-обучающего адаптивного тестирования по математике. Дается определение и приводится структура корректирующе-обучающего адаптивного тестирования; выделяются принципы корректирующе-обучающего адаптивного тестирования по математике; отмечаются особенности построения блоков задач для корректирующе-обучающего адаптивного тестирования по математике. Автором представлен новый подход к построению адаптивного теста по математике, основанного на внедрении персонализированной помощи с учетом типа восприятия учащимся учебной информации в сам процесс тестирования. Полученные результаты могут быть использованы для разработки корректирующе-обучающих адаптивных тестов по всем разделам школьного курса математики.

74-78 75
Аннотация

Статья посвящена описанию сущности и структуры коммуникативного поведения индивида и обоснованию влияния характера этого поведения на степень адекватности интерпретации сообщений. Описано влияние факторов речевой ситуации на трансформацию смысла высказывания. Сделан вывод о том, что адекватное понимание требует мысленной трансформации высказываний (установления эквивалентности с рядом других высказываний о событии/факте) с учетом всех факторов речевой ситуации, включая и цели собеседника. Выявлены побочные эффекты восприятия, приводящие к неадекватности интерпретации коммуникативного поведения собеседника. Показано, как мера и степень атрибуции зависят от развитости умений самоконтроля и рефлексии, а также от понимания механизма возникновения побочных эффектов восприятия, таких, как, например, «эффект ореола» и «эффект новизны». Предложен план анализа коммуникативного поведения субъекта, учитывающий возможные сбои в работе когнитивных механизмов. Представлены направления учебной работы и типы заданий по формированию у студентов умений установления взаимосвязи коммуникативного поведения личности и степени адекватности интерпретации сообщений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке планов занятий, организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, написании сценариев мероприятий воспитательной направленности.

79-84 87
Аннотация

Статья посвящена актуальности преподавания проектной деятельности в высших учебных заведениях, особенно в контексте подготовки специалистов в области информационных технологий. Рассматриваются современные требования рынка труда, которые акцентируют внимание на необходимости развития как технических, так и «мягких» навыков у студентов. Основное внимание уделяется интеграции методологий Agile и Lean Startup в образовательный процесс, что способствует более эффективному обучению и подготовке выпускников к реальным условиям работы. Описывается структура проектной деятельности, включая этапы работы над проектами, использование современных инструментов и платформ, а также важность командной работы и критического мышления. Делается вывод о проектной деятельности, как неотъемлемой части современного образования, позволяющей студентам развивать необходимые компетенции и готовить их к вызовам будущего.

РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

85-91 103
Аннотация

В условиях растущего внимания к устойчивому развитию и социальной ответственности бизнеса, ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление) превращается из простого набора принципов в мощный инструмент формирования корпоративного бренда и повышения инвестиционной привлекательности организации. Данная статья исследует взаимосвязь между ESG-факторами и восприятием бренда потребителями, анализируя влияние ESG-инициатив на доверие, лояльность и, в конечном итоге, на ценность бренда. В статье рассматриваются теоретические основы ESG-брендинга, а также эмпирические данные, подтверждающие положительное влияние ESG-факторов на репутацию компании и ее финансовые показатели. Особое внимание уделяется анализу роли цифровизации в усилении ESG-коммуникаций и формировании DESG-подхода (цифровая окружающая среда, социальная сфера и управление), а также потенциальным рискам «однобокого» ESG-брендинга. Кроме того, исследуется влияние ESG-рейтингов и отчетности на инвестиционные решения, а также важность эффективных ESG-коммуникаций и взаимодействия со стейкхолдерами. Исследование основано на анализе научных публикаций, посвященных ESG-тематике, и демонстрирует, как компании могут использовать ESG-принципы для создания сильного и устойчивого бренда, привлекающего как инвесторов, так и потребителей. В заключении представлены рекомендации по эффективной интеграции ESG-факторов в стратегию брендинга и повышения инвестиционной привлекательности.

92-98 83
Аннотация

XXI век стал настоящей революцией в сфере финансов. Появление цифровых денег, включая цифровые валюты центральных банков (CBDC) и криптовалюты, существенно изменило банковскую сферу. Многие страны рассматривают сегодня возможность внедрения CBDC, Россия не является исключением. Центральный банк России осуществил эмиссию цифрового рубля. Цифровой рубль — представляет собой не просто новый вид национальной валюты, но и возможность переосмысления денежно-кредитной политики и упрощения жизни пользователей. Основной целью настоящего исследования является: рассмотрение цифрового рубля как новой формы национальной валюты, анализ перспектив его внедрения в денежно-кредитную систему, констатация преимуществ и недостатков цифрового рубля для физических и юридических лиц, оценка перспектив его использования и возможности его замены децентрализованной криптовалюты во всех видах расчетов. В ходе проведенной оценки преимуществ и недостатков цифрового рубля сделаны выводы о том, что цифровой рубль представляет собой перспективное платежное средство, имеющее массу преимуществ перед децентрализованной валютой и иными платежными средствами, но не полностью заменяющего децентрализованную криптовалюту, которая, как предполагается, должна использоваться в трансграничных платежах в текущих условиях. Также авторы прогнозируют потенциальные последствия введения цифрового рубля для российской экономики в условиях санкционных ограничений, в том числе его влияние на финансовую систему, банковский сектор и делают вывод о необходимости совместного функционирования децентрализованной криптовалюты и цифрового рубля.

99-105 76
Аннотация

В статье проанализированы демографические угрозы кадровой безопасности региона. Цель исследования состояла в выявлении и оценке демографических угроз кадровой безопасности, исследование проведено на примере Омской области. В ходе работы были использованы как общенаучные методы исследования, так и специальные. Информационную базу составили данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Результатом исследования стали выявление и оценке демографических угроз кадровой безопасности в Омской области. Автор статьи пришел к выводу, что для нейтрализации кадровых угроз со стороны как федеральных, так и региональных властей необходимо использовать комплексный подход, предполагающий проведение мероприятий, которые позволять положительно повлиять на сложившуюся демографическую ситуацию в регионе. По результатам исследования сделано заключение, что эффективная система обеспечения демографической безопасности государства может служить не только основой обеспечения ее кадровой безопасности, но и являться гарантом суверенитета и независимости РФ, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. Предложены следующие основные направления нейтрализации демографических угроз: развитие и поддержание экономики региона и основных производственных объектов; создание рабочих мест с достойной оплатой; поддержку сферы АПК; снижение смертности, регулирование миграционных потоков.

106-111 73
Аннотация

В статье рассматриваются подходы к исследованию и оценке факторов удовлетворенности клиентов, анализируются факторы, оказывающие влияние на поведение пользователей мобильного банковского приложения. Дана характеристика текущего состояния рынка услуг дистанционного банковского обслуживания. В статье предложена методология исследования факторов удовлетворенности пользователей мобильного банковского приложения. В качестве методов исследования выбраны онлайн опрос, метод Кано, статистический анализ таблиц сопряженности. Объектом исследования является мобильное банковское приложение АО «Сургутнефтегазбанк» — СНГБ Онлайн. В результате исследования сформулированы факторы, которые в наибольшей степени влияют на удовлетворённость и желание использовать мобильное приложение банка. К таким факторам отнесены удобство и функциональность, внешний вид страниц приложения, дизайн, наличие чат-бота, дополнительных функций от партеров. С помощью метода таблиц сопряженности выявлено, что наибольшее количество функций готовы использовать женщины, что необходимо учесть при продвижении приложения. Авторами разработаны рекомендации, реализация которых позволит сформировать потребности в использовании приложения, стимулировать его загрузку и повысить удовлетворенность клиентов СНГБ Онлайн. Данные результаты исследования могут быть применены компаниям, работающими на рынке банковских и финансовых услуг и использующих онлайн приложения для взаимодействия с клиентами.

112-117 74
Аннотация

Надежная и безопасная ИТ-инфраструктура помогает предприятию достичь своих целей и обеспечить конкурентное преимущество на рынке Внедрение систем искусственного интеллекта в ИТ-инфраструктуру организаций финансовой отрасли кардинально меняет способы анализа, представления и управления информацией. Целью данной работы является исследование внедрения технологии ИИ в ИТ-инфраструктуру финансовых организаций. В работе отмечается, что в большинстве случаев ИИ применяется для решения стандартизированных задач, в связи с чем потенциал технологии использован не полностью. Однако уже появляются первые примеры применения ИИ для уникальных специализированных задач. В соответствии с поставленной целью, в данной работе решаются задачи определения роли ИТ-инфраструктуры на финансовых рынках, требований к ИТ-инфраструктуре и исследование мировой практики построения ИТ-инфраструктуры на примере организации финансового сектора, анализируются распространенности ИИ в ИТ-инфраструктуре финансовых организаций и рассмотрение классических примеров применения ИИ и примеры внедрения ИИ в деятельность финансовой организации для реализации уникальных отраслевых операций.

118-123 74
Аннотация

Концепция ESG, которая охватывает экологические, социальные и управленческие аспекты, стала неотъемлемой частью стратегий различных отраслей, в том числе и сельского хозяйства. Одним из ключевых факторов, влияющих на успешное внедрение ESG-принципов, является человеческий капитал, который включает в себя знания, навыки, опыт и здоровье работников, играющих основную роль в обеспечении устойчивого роста и развития сельского хозяйства. Целью статьи является выявление и анализ мер, осуществляющихся в аграрной организации и направленных на удовлетворение основных целей устойчивого развития (ЦУР). В процессе написания публикации были использованы методы форсайт-анализа, библиометрический метод, кейс-метод, анализ и синтез. Автором рассмотрены ключевые инициативы и программы ПАО ФосАгро, направленные на профориентацию, повышение квалификации, улучшение условий труда и поддержку работников, а также объем их влияния на корпоративную культуру и общие результаты организации. Особое внимание при этом уделяется анализу взаимосвязи между инвестициями в человеческий капитал и устойчивостью компании в долгосрочной перспективе. Автор приходит к выводу, что соблюдение ESG-принципов в сельском хозяйстве дает организации значительное конкурентное преимущество для сельхозтоваропроизводителей. Включение ESG-факторов в нефинансовую отчетность способствует повышению прозрачности и доверия со стороны финансовых институтов, что в свою очередь открывает доступ сельхозтоваропроизводителей к более выгодным условиям кредитования и привлечению инвестиций.

124-130 90
Аннотация

Статья посвящена методике оценки вероятности попадания множества социально-экономических индикаторов в область безопасных значений, характеризующую приемлемый уровень экономической безопасности с точки зрения проведения текущей социально-экономической политики. Целью работы является изучение закона совместного распределения важнейших экономических индикаторов Омской области, рассматриваемых как непрерывные случайные величины, а также вычисление вероятности их попадания в некоторую условную благоприятную область значений. По официальным статистическим данным с использованием различных проверочных критериев установлено, что темпы изменения таких индикаторов Омской области как объемы промышленного производства, продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал и других, имеют нормальное распределение с соответствующими параметрами. К используемым методам относятся методы Монте-Карло, алгоритмы моделирования на основе которых позволяют строить интервальную оценку вероятности попадания всех индикаторов в свой заданный безопасный интервал значений. Результаты исследования могут быть использованы органами исполнительной власти в случае изменения пороговых значений индикаторов и предельных отклонений от них, а также при прогнозировании временных статистических рядов индикаторов. Практические вычисления позволили прийти к выводу об относительно высоком уровне экономической безопасности Омской области с точки зрения выбранного набора индикаторов, пороговых величин и области безопасных значений в совокупности с выбранным диапазоном статистических данных.

131-136 73
Аннотация

В данной статье исследуется роль инфраструктуры в развитии конкурентоспособности агропромышленного комплекса (АПК) на примере Новосибирской области. Цель работы — углубить теоретические знания о значении инфраструктуры и ее влиянии на конкурентоспособность, а также выявить её особенности. Также необходимо изучить роль инфраструктуры в повышении конкурентоспособности агропромышленного комплекса на примере Новосибирской области. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: проанализированы и дополнены работы ученых по теме исследования, изучены официальные статистические документы, касающиеся данной тематики, проведен независимый опрос местных аграриев, который позволил глубже понять текущую ситуацию и выявить недостатки в инфраструктуре, с которыми сталкиваются местные аграрии. В процессе исследования были использованы различные общенаучные методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция, и другие. В результате были определены основные виды и подвиды инфраструктуры, непосредственно влияющие на конкурентоспособность АПК, а также выявлены наиболее проблемные места в инфраструктуре, связанной с работой АПК Новосибирской области. На основе полученных данных были разработаны рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности АПК региона.

137-143 65
Аннотация

В статье обобщен опыт использования моделей технической эффективности на основе стохастических граничных производственных функций, которые представляют собой результативный инструмент для исследования технической эффективности элементов продовольственного потенциала. Целью работы является на основе систематизации стохастических граничных производственных функций выявить отличительные особенности и аналитические возможности их типов. Задачи исследования: разработка системы классификации стохастических граничных производственных функций; типологизация стохастических граничных производственных функций; апробация применения различных типов и модификаций функций с привлечением эмпирических данных; оценка применимости отдельных моделей при осуществлении анализа технической эффективности элементов продовольственного потенциала. В результате проведенной работы были выявлены наиболее употребимые модели стохастической граничной производственной функции, выделены их типы в рамках предложенных классификационных групп. Кроме этого, на эмпирических данных производителей зерновых и зернобобовых культур Саратовской области за 2010-2022 гг. показаны основные отличия и перспективы использования отдельных моделей при проведении исследований эффективности элементов продовольственного потенциала. Нами установлено, что модель зависимой от времени технической эффективности с учетом технологических изменений, обеспечивая сходный результат по общим для всех моделей параметрам, обладает дополнительными возможностями оценки динамических показателей объекта исследования. Полученные при этом результаты свидетельствуют о низких темпах технологического развития зернового производства — 1,62% в год, и росте технической эффективности производителей — на 10,46% за весь период исследования.

144-147 90
Аннотация

На современном этапе возникает потребность в развитии уникального клиентского опыта на основе ощущений, чувств, взаимодействий с брендом. Событийный маркетинг является тем инструментом продвижения бренда, где реализуется ярко и широко мультисенсорный подход. В работе предлагается актуализировать вопросы применения мультисенсорного подхода при реализации событийного маркетинга. Авторы предлагают рассматривать характеристики иммерсивности в отношении событийного маркетинга, при этом принимая во внимание актуальные тенденции развития технологий дополненной и виртуальной реальности. Цель исследования — дать характеристику событийному маркетингу через призму иммерсивности, представить актуальные положения развития мультисенсорного подхода в реализации событийного маркетинга. В статье рассмотрены кейсы российских и зарубежных брендов использования событийного маркетинга. Выявлены актуальные направления реализации мультисенсорного подхода: использование возможностей смежных творческих индустрий, таких как искусство, театр, музей; фокус на межличностные коммуникации, построение сообществ, нетворкинг; развитие расширенных возможностей, дополняющих положительный опыт взаимодействия с брендом. Отдельно отмечается, что сохраняется высокая потребность в использовании нестандартных и креативных идей для реализации событийного маркетинга. Авторы приводят данные институциональных исследований McKinsey, IPA, Wunderman Thompson, подтверждающие взаимосвязь между креативными маркетинговыми решениями и экономической результативностью брендов. Полученные результаты могут быть применены в практике организаций, ориентированных на совершенствование маркетинговой деятельности.

148-154 148
Аннотация

В условиях стремительного роста рынка мобильных приложений и усиливающейся конкуренции эффективные методы цифрового продвижения становятся ключевыми для достижения успешных финансовых результатов. Настоящее исследование анализирует влияние цифровых методов продвижения на финансовые показатели мобильных приложений, рассматривая такие стратегии, как контекстная реклама, App store optimization, маркетинг в социальных сетях и партизанский маркетинг. В качестве объекта исследования выбрано приложение Duolingo, что позволяет провести глубокий анализ успешных практик. Результаты показали, что комплексное применение этих методов способствует значительному увеличению числа установок и выручки приложения, а также оптимизации маркетинговых расходов. Особое внимание уделяется выявленным зависимостям между применяемыми методами и изменением финансовых показателей, что подтверждает теоретические предположения о важности стратегического подхода к цифровому продвижению. Статья предоставляет практические рекомендации по выбору методов продвижения в зависимости от типа приложения и целевой аудитории, а также определяет перспективы для дальнейших исследований в других секторах и на новых платформах. Вклад исследования заключается в углублении понимания взаимосвязи между цифровым маркетингом и финансовыми результатами, что способствует развитию теории и практики в данной области.

155-160 64
Аннотация

В статье предлагается методика прогнозирования результатов работы агропромышленного комплекса региона. Цель исследования – разработка и апробация гибкой и простой в использовании предлагаемой методики. В статье в качестве основного инструмента использовался иннодиверсификационный подход, включающий комбинацию инновационного, диверсификационного и синергетического подходов с построением экономико-математических моделей на основе корреляционно-регрессионного метода. Основой иннодиверсификационного подхода к прогнозированию результатов работы агропромышленного комплекса региона является формирования такой структуры инвестиций, которая могла бы четко достигать цели региона в процессах производства и переработки сельскохозяйственной продукции. Иннодиверсификационный подход может быть успешно применен, не только для прямого и обратного прогнозирования, но и при использовании сценарного метода перебора для решения задачи оптимизации использования инвестиций в процессах сельскохозяйственной деятельности, производства пищевых продуктов и напитков. Предложена методика формирование многоуровневой, многофакторной модели прогнозирования, включающая восемь шагов. Разработанная методика прогнозирования показателей результатов работы агропромышленных комплексов позволяет, в отличии от существующих, с помощью иннодиверсификационного подхода строить адекватную гибкую многоуровневую многофакторную модель для прямого, обратного и сценарного видов прогнозов. Разработан алгоритм реализации предлагаемой методики формирования модели прогнозирования показателей результатов работы агропромышленного комплекса региона.

161-165 117
Аннотация

Целью работы является выявление и оценка роли национальных проектов в достижении целей развития и обеспечении дальнейшего экономического роста. Применяя доказательный подход и функциональный анализ, авторы формулируют задачи участвующих субъектов, используя нормативный анализ классифицируют существующие риски реализации национальных проектов и опираясь на метод научной абстракции предлагают систему мер по результативному им противодействию, включая определение перечня инструментария и механизмов реализации. Авторы используют факторный и динамический анализ. В статье обосновывается необходимость комплексного подхода к достижению национальных целей развития и решению системных проблем национальной экономики, предполагающего мобилизацию общества и повышение эффективности использования социально-экономического потенциала страны. Раскрытие заявленной темы позволит усилить уровень координации и взаимодействия субъектов процесса реализации национальных проектов, повысить эффективность использования задействованных в них ресурсов и ускорит достижения заявленных в них целей.

РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

166-173 102
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые аспекты применения искусственного интеллекта через призму кибербезопасности, с акцентом на наличие как преимуществ, так и угроз для данной сферы. Исследование направлено на анализ правовых аспектов применения технологий искусственного интеллекта в киберпространстве, оценку их влияния на защиту информационных систем, а также на выявление рисков и угроз, возникающих в связи с возможным использованием искусственного интеллекта в преступных целях со стороны злоумышленников. Целью исследования является комплексное изучение правовых и этических аспектов применения искусственного интеллекта, а также разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной области. В рамках работы ставится задача определить баланс между преимуществами, которые искусственный интеллект дает в процесс обеспечения кибербезопасности, и угрозами, которые могут возникнуть вследствие его неправомерного использования. Для достижения поставленных целей в рамках статьи использованы общенаучные и специальные методы правового исследования, среди которых можно выделить такие как: метод анализа и синтеза, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод, прогностический метод и др. Статья предназначена для юристов, специалистов в области информационных технологий и исследователей, интересующихся вопросами кибербезопасности и правового регулирования применения искусственного интеллекта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)