ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ АНАЛИЗИРОВАТЬ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБЕСЕДНИКА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ ПОНИМАНИЯ ЕГО СООБЩЕНИЙ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-887
Аннотация
Статья посвящена описанию сущности и структуры коммуникативного поведения индивида и обоснованию влияния характера этого поведения на степень адекватности интерпретации сообщений. Описано влияние факторов речевой ситуации на трансформацию смысла высказывания. Сделан вывод о том, что адекватное понимание требует мысленной трансформации высказываний (установления эквивалентности с рядом других высказываний о событии/факте) с учетом всех факторов речевой ситуации, включая и цели собеседника. Выявлены побочные эффекты восприятия, приводящие к неадекватности интерпретации коммуникативного поведения собеседника. Показано, как мера и степень атрибуции зависят от развитости умений самоконтроля и рефлексии, а также от понимания механизма возникновения побочных эффектов восприятия, таких, как, например, «эффект ореола» и «эффект новизны». Предложен план анализа коммуникативного поведения субъекта, учитывающий возможные сбои в работе когнитивных механизмов. Представлены направления учебной работы и типы заданий по формированию у студентов умений установления взаимосвязи коммуникативного поведения личности и степени адекватности интерпретации сообщений. Результаты исследования могут быть использованы при разработке планов занятий, организации самостоятельной и научно-исследовательской работы студентов, написании сценариев мероприятий воспитательной направленности.
Об авторе
Е. В. ЦупиковаРоссия
Цупикова Елена Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков
г. Омск, пр. Мира, 5
Список литературы
1. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта: Наука, 2011. 326 с.
2. Маслова В. А. Лингвокультурология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 208 с.
3. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London; New York: Rutledge, 2016. 264 p.
4. Grice P. Logic and Conversation // Syntax and Semantics 3: Speech acts ; еd. P. Cole, 1975, pp. 41–58.
5. Пиз А., Гарнер А. Язык разговора. URL: https://eragozina.nethouse.ru/static/doc/0000/0000/0018/18861.vj2z8efh4q.PDF (дата обращения 20.02.2024).
6. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М. : Смысл, 1997. 287 с.
7. Дмитриева А. А., Мироненко Н. В. Лингвистические особенности и коммуникативные искажения в современной медиа журналистике // Наука молодых: вызовы и перспективы : материалы XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Великий Новгород, 17 апреля 2024 г.). Великий Новгород: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 2024. С. 17-21.
8. Альмяшева Н. С. Гендерные различия в коммуникативных процессах // Российская наука: актуальные исследования и разработки: материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (Самара, 22 сентября 2022 г.). В 2-х частях. Ч. 1. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2022. С. 124-127. DOI 10.46554/Russian.science-2022/09-1-124/127.
9. Карташкова Ф. И. Коммуникативное поведение человека: ракурсы изучения в Ивановской научной школе // Мир лингвистики и коммуникации: электронный научный журнал. 2023. № 73. С. 110–126.
10. Келли Дж. А. Психология личности. Теория личных конструктов / Пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. СПб : Речь, 2000. 248 с.
11. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во Московского университета, 1981. С. 26-36.
12. Гилязова Д. Р. Исследование роли коммуникации в порождении и укоренении стереотипов // Языковые единицы в свете современных научных парадигм: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 15-летию кафедры лингводидактики и переводоведения ИГСН. (Уфа, 16 мая 2024 г.). Уфа: Уфимский университет науки и технологий, 2024. С. 147–151.
13. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 200 с.
14. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. 175 с.
15. Как распознать лжеца. Вербальные признаки лжи URL: https//psy-ask.ru/kak-raspoznat-lzhetsa.html (дата обращения: 14.07.2024).
16. Цупикова Е. В. Развитие навыков распознавания и нейтрализации манипулятивных воздействий : логический и психосемантический аспекты восприятия текстовых сообщений: учебное пособие. Омск: СибАДИ, 2012. 304 с.
Рецензия
Для цитирования:
Цупикова Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ АНАЛИЗИРОВАТЬ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОБЕСЕДНИКА С ЦЕЛЬЮ ДОСТИЖЕНИЯ АДЕКВАТНОСТИ ПОНИМАНИЯ ЕГО СООБЩЕНИЙ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(4):74-78. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-887
For citation:
Tsoupikova H.V. FORMATION OF STUDENTS’ SKILLS FOR ESTABLISHING THE RELATIONSHIP BETWEEN THE COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF A PERSON AND THE DEGREE OF THE MESSAGES INTERPRETATION ADEQUACY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(4):74-78. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-887