Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ ОНОМАТОПЕИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-839

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу образовательного ресурса звукоподражательной лексики немецкого языка и коммуникативной методике ее освоения в учебном процессе. Заявленная тема является актуальной, поскольку прежде ономатопеический фонд немецкого языка исследовался в основном как языковой и стилевой феномен. В традиционном учебном процессе внедрение звукоподражаний ограничивается большей частью их использованием при формировании и развитии фонетических навыков у учащихся. Однако при более внимательном рассмотрении всех аспектов анализируемого языкового явления можно отметить, что не только звуковая специфика ономатопов, но и их семантические, словообразовательные и стилистические особенности интересны с точки зрения лингводидактики. Использование ономатопеического лексикона может способствовать формированию всех видов лингвистической компетенции. В рамках данной статьи автором отмечаются основные языковые особенности немецкоязычной ономатопеи, формулируется ряд дидактических предложений для работы над ономатопеической лексикой на занятиях по немецкому языку. Предлагается система коммуникативно-ориентированных упражнений, базирующихся на использовании звукоподражаний и нацеленных на формирование фонетической, словообразовательной и лексической компетенций. Раскрывается языковая многогранность анализируемого разряда лексики и возможности отражения всех ее аспектов в учебном процессе.

Об авторе

Н. М. Киселева
Омский государственный педагогический университет
Россия

Киселева Надежда Михайловна — кандидат филологических наук, доцент

г. Омск, Набережная Тухачевского, д.14



Список литературы

1. Воронин С. В. Основы фоносемантики. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1982. 243 c.

2. Алиева В. Н. Звукоподражания современного русского языка как развивающийся разряд слов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2014. №1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zvukopodrazhaniya-sovremennogo-russkogo-yazyka-kak-razvivayuschiysya-razryad-slov.

3. Кравченко Е. С. Звукоподражания в современном английском языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 31 с.

4. Шляхова С. С. О состоянии фоносемантики в России. Статья третья. Российские фоносемантические школы и центры // Вопросы психолингвистики. 2020. №2 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sostoyanii-fonosemantiki-v-rossii-statya-tretya-rossiyskie-fonosemanticheskie-shkoly-i-tsentry.

5. Шляхова С. С., Шестакова О. В. Изучение звукоподражательности в немецком языке: проблемы и перспективы // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-zvukopodrazhatelnosti-v-nemetskom-yazyke-problemy-i-perspektivy.

6. Шестакова О. В. Фоносемантический словарь в преподавании немецкого языка и в переводческой практике // Язык и культура. 2012. №1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fonosemanticheskiy-slovar-v-prepodavanii-nemetskogo-yazyka-i-v-perevodcheskoy-praktike.

7. Бражникова А. А. Использование лингводидактического потенциала звукоподражаний в обучении французскому произношению // Проблемы современной лингводидактики. 2020. № 16. С. 62–70.

8. Cловари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/.

9. Digitales Wörterbuch der deutschen Sprache. URL: https://www.dwds.de/.

10. Рифмовки и считалки. URL: https://uroki-sovy.ru/index.php/reime-und-abz-hlreime-rifmovki-i-schitalki.

11. Кауль Е. С., Соловьева Н. В., Шнякина Н. Ю. Немецкая фонетика. Вводный курс: Einfȕhrungskurs in die deutsche Phonetik. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2013. 120 с.

12. Внук Т. В. Фразеологические единицы с ономатопами как отражение наивной картины мира (на материале немецкого языка) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2018. №13 (807). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frazeologicheskie-edinitsy-s-onomatopami-kak-otrazhenie-naivnoy-kartiny-mira-na-materiale-nemetskogo-yazyka.

13. Нуруллова А. А. Национально-культурная специфика звукоподражательных единиц английского, русского и немецкого языков // Вестник ТГГПУ. 2013. №3 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalno-kulturnaya-spetsifika-zvukopodrazhatelnyh-edinits-angliyskogo-russkogo-i-nemetskogo-yazykov.

14. Шляхова С. С., Шестакова О. В. Лингвокреативный потенциал ономатопеи в немецком и русском языках // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании. 2014. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lingvokreativnyy-potentsial-onomatopei-v-nemetskom-i-russkom-yazykah.

15. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

16. Банарцева А.В. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyy-podhod-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-1.

17. Волкова С. А. Характеристика основных методов обучения иностранным языкам // Аграрное образование и наука. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-osnovnyh-metodov-obucheniya-inostrannym-yazykam.


Рецензия

Для цитирования:


Киселева Н.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ ОНОМАТОПЕИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(4):16-22. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-839

For citation:


Kiseleva N.M. THE USE OF A COMMUNICATIVE APPROACH IN THE PROCESS OF STUDYING ERMAN ONOMATOPOEIC VOCABULARY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(4):16-22. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-839

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)