Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-863

Аннотация

Целью работы является построение педагогической системы формирования информационной компетентности курсантов военного вуза в опережающей профессиональной подготовке. Дается обоснование опережающей профессиональной подготовке, содержательно и технологически связанной с информационной перспективой военно-профессиональной деятельности, предполагающей осознание обучающимися ее нового технологического уклада, ценностное отношение к наиболее продвинутым образцам и стандартам информационной культуры военно-профессиональной деятельности. В качестве метода исследования избрано педагогическое моделирование, использование которого позволило достаточно полно дать общую характеристику структурной модели педагогической системы формирования информационной компетентности курсантов военного вуза в опережающей профессиональной подготовке, а также показать возможность воспроизводства ее на практике. Результатом исследования является структурная модель, отражающая состав, внутренние и внешние связи задействованных компонентов опережающей профессиональной подготовки. Определены принципы (интеграции, проблематизации и профессиональной ответственности), играющие важную роль при создании опережающих учебно-профессиональных задач. Обоснование получила идея о том, что решение опережающих учебно-профессиональных задач представляет собой опредмеченный механизм формирования информационной компетентности курсантов в опережающей профессиональной подготовке, организационную форму педагогического взаимодействия ее субъектов. Выделение этапов процесса формирования информационной компетентности курсантов (установочно-моделирующего, решения и рефлексивного) позволило показать технологичность рассматриваемого процесса через совокупность и последовательность педагогических задач, процессов их решения, видов деятельности и взаимодействия субъектов, определить пути управления педагогической системой.

Об авторе

Н. А. Ламухина
Московское высшее общевойсковое командное орденов Жукова, Ленина, Октябрьской Революции Краснознаменное училище
Россия

Ламухина Наталья Анатольевна — старший преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин

Москва, ул. Головачева, 2



Список литературы

1. Ковалев А. А., Кудайкин Е. И. Информационные технологии в обеспечении безопасности государства // Управленческое консультирование. 2017. № 5. С. 20–27.

2. Масленников О. В., Курочкин В. П., Алиев Ф. К., Тляшев О. М. Об информатизации Вооруженных Сил Российской Федерации // Военная мысль. 2019. № 12. С. 57–67.

3. Китайгородский М. Д. Методическая система опережающего образования учителя технологии в области современных цифровых технологий: Дис. ... д-ра пед. наук. Москва, 2020. 354 с.

4. Разгонов В. Л., Суслов Д. В., Лопуха А. Д. Теоретико-методологические основания смены парадигм военного образования // Мир науки, культуры и образования. 2018. № 1 (68). С. 91–96.

5. Петрушенко Л. А. Единство системности, организованности и самодвижения. М.: Мысль, 1975. 286 с.

6. Лодатко Е. А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (16). С. 126–128.

7. Вербицкий А. А. Задача, проблема и проблемное обучение // Научные труды МИМ ЛИНК. 2008. № 22. С. 156–162.

8. Портнова В. Н. Особенности изучения дисциплины «информационные технологии» в военном вузе // Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы II Международной научно-практической конференции. Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. С. 52–54.

9. Бабухин М. А. Формирование готовности курсантов военного вуза к исследовательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2022. 26 с.

10. Пальянов М. П. Целостный педагогический процесс как основа всестороннего развития школьников // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Томский ун-т, 1986. С. 148–159.


Рецензия

Для цитирования:


Ламухина Н.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА В ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(4):23-28. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-863

For citation:


Lamuhina N.A. PEDAGOGICAL SYSTEM OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF MILITARY UNIVERSITY CADETS IN ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(4):23-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-863

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)