Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ИДЕИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-856

Аннотация

Статья посвящена обзору возможностей законных представителей учащихся общеобразовательных школ в расширении образовательного пространства за пределы образовательной организации. Актуальность проблемы привлечения ресурсов родителей для решения проблемы получения качественного образования их детьми, в основном, обусловлена недостаточностью мер существующих вложений в инфраструктуру школ. По этой причине многие родители самостоятельно предпринимают попытки организовать образовательное пространство для своих детей. Нами был осуществлен анализ моделей родительской вовлеченности в образование и на его основе выявлена согласованность уровней и типов участия родителей в образовании и их потенциалов в расширении образовательного пространства за пределами образовательной организации. Показано, что идеи академического оптимизма определяют основные направления реализации вышеупомянутого потенциала в современной школе: привлечение дополнительных каналов финансирования школы; использование возможностей социокультурной среды местного, регионального, федерального масштабов; организация альтернативного школьному образования собственными силами или с привлечением других родителей и организаций. Автор статьи пришла к выводу, что социально-педагогические эффекты от включенности родительского сообщества в деятельность по формированию образовательной среды для своего ребенка повышают уровень школьного благополучия.

Об авторе

А. С. Лапина
Омский государственный университет путей и сообщения
Россия

Лапина Анастасия Сергеевна — старший преподаватель кафедры физики и химии

г. Омск, ул. Маркса, д. 35



Список литературы

1. Антипкина И. В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-roditelskoy-vovlechennosti-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 20.08.2024).

2. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 21.08.2024).

3. Семейный кодекс Российской Федерации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102038925 (дата обращения: 21.08.2024).

4. Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 21.08.2024).

5. Письмо Минобрнауки России от 22.10.2015 № 08-1729 «О направлении методических рекомендаций». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossii-ot-22102015-n-08-1729/ (дата обращения: 21.08.2024).

6. Письмо Министерства просвещения РФ от 18 июля 2022 г. № АБ-1951/06 «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания». URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-18072022-n-ab-195106-ob-aktualizatsii/ (дата обращения: 21.08.2024).

7. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 21.08.2024).

8. Гошин М. Е., Мерцалова Т. А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-roditelskogo-uchastiya-v-obrazovanii-sotsialno-ekonomicheskiy-status-semi-i-rezultaty-obucheniya (дата обращения: 21.08.2024).

9. Поливанова К. Н., Бочавер А. А., Павленко К. В., Сивак Е. В. Образование за стенами школы. Как родители проектируют образовательное пространство детей. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 384 с.

10. Sheridan S. M., Kratochwill T. R. (2007) Conjoint Behavioral Consultation: Promoting Family-School Connections and Interventions. New York, NY: Springer US.

11. Eagle E. (1989) Socioeconomic Status, Family Structure, and Parental Involvement: The Correlates of Achievement. ERIC Document Reproduction Service No ED375 968. Washington, DC: National Committee for Citizens in Education.

12. Dauber S. L., Epstein J. L. (1993) Parents’ Attitudes and Practices of Involvement in Inner-City Elementary and Middle Schools / N. Chavkin (ed.) Families and Schools in a Pluralistic Society. Albany, NY: SUNY. P. 53–72.

13. Epstein J.L., Sanders M.G. Family, School, Community Partnerships. Handbook of Parenting. Vol. 5. Practical Issues in Parenting. M.H.Bornstein (Ed.). Mahwah, NJ; London, Lawrence Erlbaum Associates, 2002. P. 407–437.

14. Gadsden V. L., Davis J. E., Artiles A. J. (2009) Introduction: Risk, Equity, and Schooling: Transforming the Discourse // Review of Research in Education. Vol. 33. No 1. P. vii–xi.

15. Brunello G., Checchi D. (2007) Does School Tracking Affect Equality of Opportunity? New International Evidence // Economic Policy. Vol. 22. No 52. P. 781–861.

16. Пинский А. А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управляющим советам // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 12–45.

17. Казанина Е. А. Формирование готовности родителей к социально-образовательному партнерству с сельской школой: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Барнаул, 2023. 22 с.

18. Верник И. С. Взаимодействие педагогов с родителями подростков в условиях современной ситуации развития детства: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск, 2023. 24 с.

19. Сахарова Е. В. Родительское участие в образовательном процессе как фактор адаптации детей к школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2018. 28 с.

20. Собко В. В. Формирование ответственной родительской позиции у отцов старшеклассников в процессе взаимодействия школы и семьи: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2021. 24 с.

21. Баринова Л. В. Историко-педагогический опыт взаимодействия учителей и родителей в педагогическом процессе отечественных гимназий второй половины XIX века: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Воронеж, 2022. 23 с.

22. Кузнецова Н. А. Подготовка будущих учителей к партнерско-педагогическому взаимодействию c родителями школьников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ, 2017. 20 с.

23. Князева А. С. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к педагогическому взаимодействию с родителями в воспитании учащихся: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2019. 21 с.

24. Шульга Н. В. Формирование у будущих педагогов компетенции взаимодействия с родителями и социальными партнерами: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Грозный, 2019. 24 с.

25. Румянцева Е. А. Социальное партнерство общественной организации с образовательными учреждениями и родителями как фактор развития детской одаренности: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2013. 23 с.

26. Исаков, А. В. Родительство как ценность в современном российском обществе: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Чита, 2016. 22 с.

27. Лущенко Э. М. Роль социального института родительства в гармонизации современного общества: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2016. - 22 с.

28. Практики открытости школы к семье - 2022. URL: https://openness.vbudushee.ru/ (дата обращения: 18.08.2024).

29. Хоменко И. А. Образовательные запросы современной семьи // Образование и семья: проблемы индивидуализации: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20–21 апреля 2005 г.). СПб, 2006.

30. Shepard R., Rose H. (1995) The Power of Parents: An Empowerment Model for Increasing Parental Involvement // Education. Vol. 115. No 3. P. 373–377.

31. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. 2014. №2 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-personalnoe-obrazovanie-v-epohu-peremen-sotrudnichestvo-sotvorchestvo-samotvorenie (дата обращения: 21.08.2024).

32. Лапина А. С. Технология формирования среды академического оптимизма современной школы // ИНСАЙТ. 2022. №4 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-formirovaniya-sredy-akademicheskogo-optimizma-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 21.08.2024).

33. Смирнова Ж. В., Чайкина Ж. В. Организация досуговой деятельности в системе дополнительного образования детей // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71–4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-dosugovoy-deyatelnosti-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 20.08.2024).

34. Белоусов К. Ю., Матюшкина М. Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Психологическая наука и образование. 2020. №5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-roditeley-v-obrazovanii-svoih-detey-i-v-obrazovatelnoy-politike-shkoly (дата обращения: 21.08.2024).

35. Любицкая К. А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей // Педагогика. 2019. № 8. С. 64–72.

36. Eccles, J., Harold R. Family Involvement in Children’s and Adolescents’ Schooling. In Familyschool Links: How Do T ey Af ect Educational Outcomes? Еdited by A.Booth and J.F.Dunn. 1996. P. 3–34. Hillsdale, NJ, Erlbaum.

37. Шевченко Д. А. Фандрайзинг образовательной организации: учебное пособие. М.: Дашков и К°, 2017. 335 с.

38. Эндаумент-фонд Legacy Endowment - 2016. URL: https://generation-vlg.ru/projects/endaument-fond-legacy-endowment-/ (дата обращения: 19.08.2024).

39. Меценату - 2023. URL: http://eidos-institute.ru/offers/fizlicam/maecenas/ (дата обращения: 21.08.2024).

40. Проектная работа - 2023. URL: https://www.hse.ru/ma/rdi/projects (дата обращения: 21.08.2024).

41. Nahrstedt, W. (2000) ‘Global edutainment: the role of leisure education for community

42. Хоумскуллинг — новый тренд в образовании? - 2024. URL: https://allkidsaskids.ru/doshkolniki/tpost/5nun4h6ue1-houmskulling-novii-trend-v-obrazovanii (дата обращения: 21.08.2021).

43. Волкова В. В., Коровяковский Д. Г. Анскулинг как современная форма обучения: история, зарубежный опыт и возможности применения в России // Инновационные проекты и программы в образовании. 2019. №6 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/anskuling-kak-sovremennaya-forma-obucheniya-istoriya-zarubezhnyy-opyt-i-vozmozhnosti-primeneniya-v-rossii (дата обращения: 20.08.2024).

44. Что такое анскулинг и возможно ли обучать ребенка без школы? 2021. URL: https://gdemoideti.ru/blog/ru/chto-takoe-anskuling (дата обращения: 21.08.2021).

45. Агаркова Д. А. Принципы реализации государственной политики в сфере образования в рамках нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Вестник государственного и муниципального управления. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-realizatsii-gosudarstvennoy-politiki-v-sfere-obrazovaniya-v-ramkah-novogo-federalnogo-zakona-ob-obrazovanii-v-rossiyskoy (дата обращения: 21.08.2024).

46. Волонтеры академического оптимизма. URL: https://project5667381.tilda.ws/ (дата обращения: 08.08.2024).

47. Число активных родителей растет, но пассивных в разы больше - 2018. URL: https://ioe.hse.ru/news/214771624.html (дата обращения: 21.08.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Лапина А.С. ИДЕИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ОПТИМИЗМА ПО РЕАЛИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В РАСШИРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(4):29-36. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-856

For citation:


Lapina A.S. IDEAS OF ACADEMIC OPTIMISM FOR THE REALIZATION OF PARENTAL POTENTIAL IN EXPANDING THE EDUCATIONAL SPACE FOR STUDENTS OF COMPREHENSIVE SCHOOLS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(4):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-856

Просмотров: 97


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)