ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-879
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования и совершенствования профессионального речевого имиджа специалиста при изучении лингвистических дисциплин в техническом вузе. Новизна исследования заключается в построении модели языковой личности специалиста, а также в разработке рекомендаций преподавателям вуза по организации методического сопровождения формирования и совершенствования профессионального речевого имиджа специалиста как составляющей его языковой личности средствами гуманитарной дисциплины. Сделан вывод, что гармонизация речевого имиджа с речевым образом — наиболее осознанный путь развития языковой личности. Обозначены основы формирования речевого имиджа специалиста, опирающиеся на развитие психологического, когнитивного и коммуникативного компонентов языковой личности. Предложен план интерпретации коммуникативных ситуаций, который можно использовать в учебных заданиях, направленных на выбор содержания и инструментов развития языковой личности студента. Диагностику наличия и качества реализации соответствующих компонентов языковой личности можно осуществлять на каждом этапе выполнения задания. Построена общая программа работы преподавателя по организации методического сопровождения формирования и развития профессионального речевого имиджа студента. Предложенные в статье рекомендации могут являться основой для создания разноплановых разработок для формирования как отдельных компонентов языковой личности обучающегося, так и их комплексов.
Об авторе
Г. Н. МусагитоваРоссия
Мусагитова Галия Нильевна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
г. Омск, пр. Мира, 5
Список литературы
1. Суханова Е. А., Кацунова Н. Н. О перспективах в исследовании самопрезентации языковой личности // Этнос, язык, культура в коммуникативном пространстве: познание и преподавание : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Абакан, 01–02 ноября 2023 г.). Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2023. С. 203–204.
2. Денисова Э. С., Аряшкина Е. С. Динамика профессионализации языковой личности студента-медика (на материале эксперимента) // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 1(98). С. 406-409. DOI 10.24412/1991-5497-2023-198-406-409.
3. Степанова И. В. Элитарная языковая профессиональная личность: ценностный и мотивационно-прагматический параметры // Когнитивные исследования языка. 2023. № 1(52). С. 432–438.
4. Овчаренко И. И. Психологические механизмы формирования профессиональной языковой личности: экспериментальное исследование // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2023. № 3. С. 131–140. DOI 10.28995/2073-6398-2023-3-131-140.
5. Эрмиш А. А., Неумоева-Колчеданцева Е. В. Коворкинг как интегративная форма организации методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольной образовательной организации // Образование и качество жизни. 2022. № 3(29). С. 15–22.
6. Карасик В. И. Языковая личность : аспекты изучения // Язык и культура: материалы II Международной научной конференции (Москва, 17–21 сентября 2003 г.). М., 2003. С. 362–363.
7. Гумбольдт В фон. Избранные труды по языкознанию. М. : Прогресс, 1984. 397 с.
8. Леорда С. В. Речевой портрет современного студента: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2006. 19 с.
9. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций : на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 280 с.
10. Мухортов Д. С. Об общем и частном в понятиях «речевой портрет», «языковая личность», «идиостиль» и «идиолект» (на примере вербального поведения современных политических деятелей) // Политическая коммуникация: перспективы развития научного направления: материалы 86 международной научной конференции (Екатеринбург, 26–28 августа 2014 г.). Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. С. 167−173.
11. Осташевская Е. Ю. Речевой имидж преподавателя английского языка в современном онлайн-пространстве // Педагогическое образование в России. 2024. № 2. С. 41–47.
12. Шпильман М. В. Речевая маска в аспекте коммуникативной мимикрии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. №4(228). С. 119-126. DOI 10.23951/1609-624X-2023-4-119-126.
13. Цупикова Е. В. Техники коррекции негативных воздействий в деловом общении : учебное пособие. Омск : СибАДИ, 2019. 127 с. URL : http://bek.sibadi.org/MegaPro.
Рецензия
Для цитирования:
Мусагитова Г.Н. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(4):49-55. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-879
For citation:
Musagitova G.N. ORGANIZATION OF METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE FORMATION AND IMPROVEMENT OF A SPECIALIST’S PROFESSIONAL SPEECH IMAGE DURING STUDYING LINGUISTIC SUBJECTS AT A TECHNICAL UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(4):49-55. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-4-879