РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Наступила эра онлайн, появилась возможность использовать и внедрять в обучение новые интересные инструменты донесения информации до аудитории. Одна из современных стратегий образования заключается в организации образовательных операционных процессов, независящих от месторасположения участников этого процесса и образовательного учреждения, - это и есть движение от онлайн среды к гибридным форматам. Очевидно, что новое поколение студентов будет ожидать от учебного заведения предложения более гибких методов обучения, поскольку они знают, что современные технологии позволяют им посещать курсы в различных режимах. Кроме того, до сих пор существует проблема, связанная с ограничением ресурсов (время, преподаватели, образовательное пространство и др.). Не исключено, что реализация гибридного обучения позволит образовательным организациям в ближайшие несколько лет полностью переформировать образовательный процесс. В настоящий момент в педагогических источниках имеется достаточное количество публикаций, посвященным проблемам внедрения гибридных форм обучения в образовательный процесс, тем не менее, вопросам, ориентированным на рассмотрение проблем, связанных с организацией гибридного обучения в нашей действительности, внимания уделено недостаточно. Цифровые платформы автоматизируют и оптимизируют работу образовательного учреждения, что снижает себестоимость обучения, нагрузку на преподавателя, делает обучение в них проще и эффективнее. Многие авторы указывают на то, что потенциал цифровых платформ в сфере образования гораздо более масштабен и выходит за рамки виртуального помощника педагогического работника. В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы гибридного обучения и возможности современных российских цифровых платформ для его эффективной реализации.
В условиях цифровизации применяемые в учебных процессах методы подготовки будущих кадров должны быть ориентированы на формирование и развитие цифровых компетенций. Перестройка образовательных технологий должна соответствовать современным стандартам, и связана с обогащением существующих средств обучения цифровыми технологиями, инновационными подходами и средствами цифровизации. Наращивается практико-ориентированный подход к обучению при межпредметной интеграции дисциплин. В настоящей работе целью является демонстрация возможностей применения имитационного моделирования в условиях реализации межпредметной интеграции дисциплин «Математика» и «Информатика» при подготовке будущих кадров в области информационных и коммуникационных технологий. Приведен пример использования методов имитационного моделирования для решения систем дифференциальных уравнений, описывающих работу сердца, в программной среде AnyLogic PLE. Исследование проводилось для бакалавров Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета направлений подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика» и 09.03.01 «Информатика и вычислительная техника» в рамках выполнения лабораторной работы по дисциплине «Имитационное моделирование». В основе теоретической базы данного исследования лежат научные положения и выводы отечественных и зарубежных ученых. На основании полученных результатов освоения материала студентами можно выделить методы имитационного моделирования в качестве одного из эффективных средств решения задач, позволяющего развивать уровень владения цифровыми компетенциями и реализовывать межпредметную интеграцию дисциплин.
В работе рассматривается проблема развития технологии искусственного интеллекта (ИИ) и чат-ботов с искусственным интеллектом, их применение в сфере высшего образования, а именно - языковой модели ChatGPT, использующей технологию трансформационной архитектуры, механизмы самовнимания и самоорганизующееся внимания в обучении английскому языку студентов технического вуза. Цель исследования - анализ литературы, посвященной ИИ и чат-ботам, а также систематизация преимуществ и недостатков языковой модели ChatGPT с искусственным интеллектом. Статья рассматривает понятие искусственного интеллекта, перспективы его развития в области образования, отрицательные и положительные стороны внедрения ИИ в процесс обучения. Особое внимание уделено развитию и применению в образовательной сфере технологий ИИ в области обработки естественного языка, а именно появлению нейросетевой языковой модели - чат-бота GPT. Рассмотрены негативные и позитивные стороны языковой модели ChatGPT с искусственным интеллектом, ее особенности и перспективы в системе высшего образования. К наиболее значимым достижениям в разработке языковых моделей для чат-ботов с искусственным интеллектом отнесены расширенные возможности диалога, самообучение GPT на большом объеме данных, способность обрабатывать сложные языковые структуры, многоязычность, точность фактов, возможность применения в различных приложениях и научных исследованиях. Описываются положительные стороны применения ChatGPT в преподавании и изучении иностранных языков: индивидуальный подход в обучении (благодаря возможности генерировать задания), тексты на разном языковом уровне с определённым лексическим набором лексем, расширение словарного запаса, тренировка грамматических и лексических навыков, развитие разговорных навыков студентов, мгновенное создание упражнений для студентов, исправление ошибок чат- ботов и т.д. Определены отрицательные стороны в использовании ChatGPT. К ним отнесены ограниченная персонализация, недостаточная обратная связь, риск неверной интерпретации контекста или языкового барьера, ограниченность информационного массива чат-бота и возможные ошибки в рассуждениях. В заключении отмечается, что искусственный интеллект не является конкурентом для преподавателей, но может быть ценным инструментом, который поможет в организации процесса обучения и создании необходимых коммуникаций.
В статье рассматриваются аспекты построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по программам высшего образования на примере направления подготовки «Прикладная информатика». В контексте исследования ключевой является проблема, связанная с поиском и обоснованием путей совершенствования процесса обучения студентов направления «Прикладная информатика» на основе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Проанализировано современное использование терминов «индивидуализация», «индивидуальная образовательная траектория», сформулированы задачи и аспекты построения индивидуальной образовательной траектории (содержательный аспект, деятельностный аспект, процессуальный аспект). Определены предпосылки проектирования образовательных траекторий студентов направления «Прикладная информатика» в современных условиях высшего образования, включая анализ нормативной базы реализации образовательной программы, интенсивное проникновение информационных технологий во все сферы жизни, организацию и осуществление процесса обучения с использованием цифровой образовательной среды, изменение требований к профессиональной подготовке специалистов в области информационных технологий со стороны работодателей, развитие концепции «жизненного обучения». Акцентируется внимание на роли цифровой образовательной среды для формирования индивидуальных образовательных маршрутов и сформулированы цели ее использования. Отмечено, что в современном вузе проектирование индивидуальных образовательных траекторий является важным комплексным процессом и предложен авторский взгляд на основные возможности для формирования индивидуальных образовательных траекторий бакалавров по направлению подготовки «Прикладная информатика» в АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», которые могут быть положены в основу для разработки методики обучения студентов данного направления на основе проектирования индивидуальных траекторий в цифровой образовательной среде.
Актуальность статьи обусловлена важностью применения игровой технологии как инструмента формирования информационных и профессиональных компетенций студентов. Процессы, происходящие в обществе, требуют от выпускников вуза развитых навыков адаптации, способностей командной работы, навыков эффективного взаимодействия, способности нести ответственность и принимать самостоятельные решения. Целью данной статьи является обоснование проведения деловых игр в процессе обучения студентов вуза в целях формирования информационной и профессиональных компетенций. К используемым методам относятся метод классифицирования, анализ педагогического опыта, моделирования квазипрофессиональной деятельности. В результате исследования авторами проанализирован педагогический опыт исследования формирования информационных и профессиональных компетенций студентов в процессе их участия в деловых учебных играх. Проведен анализ учебных игр, выделены их основные виды, их назначение в учебном процессе, показаны результаты проведения игр. Выделены и обоснованы основные этапы подготовки и проведения деловой учебной игры, приведено обоснование функционала деловой игры, проанализированы особенности каждого этапа игры. Определена роль преподавателя, как методиста и организатора деловой игры, как наставника и эксперта, оценивающая знания и умения студентов в квазипрофессиональной среде.
Авторы статьи показали дидактический потенциал деловой учебной игры для развития информационной и профессиональных компетенций будущих специалистов, для создания таких педагогических условий, которые способствуют активному стремлению студентов к получению знаний, развитию профессиональных навыков и умений, таких как анализ информации, развитию профессионального мышления, умение принятия решений, навыков работы в команде. Полученные результаты могут быть применены в вузовской педагогической практике.
В статье рассматривается процесс коммуникативного моделирования в обучении иноязычной диалогической речи на примере работы со студентами медицинского вуза. Обращение к коммуникативному моделированию обусловлено необходимостью воссоздания профессионального и коммуникативного контекстов в подготовке будущих врачей к профессиональной коммуникации на иностранном языке в соответствии с требованиями ФГОС. Опыт общения в коммуникативной среде, аналогичной естественной, позволит обучающимся повысить уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и преодолеть неуверенность в использовании иностранного языка. Моделирование коммуникативных ситуаций: учебно-тренировочных, условно-речевых, коммуникативно-речевых - основывается, с одной стороны, на положения системного и коммуникативного подходов, а, с другой, предполагает учет индивидуальных особенностей обучающихся, их коммуникативного опыта. Проблематизация предлагаемых ситуаций за счет сворачивания коммуникативного и профессионального контекстов позволяет дифференцировать подготовку будущих врачей по дисциплине «Иностранный язык», а также обеспечивает мотивацию обучающихся - их желание включиться в коммуникацию для разрешения той или иной проблемы. Предлагаемый авторами алгоритм применения коммуникативного моделирования отражает постепенное усложнение коммуникативных ситуаций, основан на классификации учебно-речевых ситуаций М.Л. Вайсбурд и типологии диалогов Е.Н. Солововой. Работу над развитием умений диалогической речи студентов медицинского вуза предлагается построить как переход от дотекстового к текстовому и послетекстовому этапам в логике индуктивного подхода как наиболее оптимального для создания условий общения, приближенных к естественным. В ходе опытной работы разработана серия коммуникативных ситуаций, часть из которых апробирована на занятиях по английскому языку в медицинском вузе. У обучающихся были отмечены проявление инициативности в диалогическом общении, расширение лексического запаса по профессиональной тематике, снижение неуверенности в использовании английского языка как средства коммуникации.
В данной статье рассматривается методическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в высшем учебном заведении. Анализируется специфика кейс-метода как педагогической технологии проблемно-ситуационного типа и метода гуманитарного исследования, в ходе реализации которого обучающемуся предлагается тематическое исследование с «кейсом», описывающим проблемную ситуацию. Кейс-метод помогает обучающимся осуществлять мета-рефлексию, поэтому он оказывается подходящим дидактическим средством для сложного содержания обучения в вузе. Этот метод рассматривается в настоящее время как ведущая технология формирования профессиональных компетенций студентов вуза и альтернатива традиционному лекционному обучению. Содержание кейса для применения соответствующего метода в процессе преподавания дисциплины «История России» в вузе может быть представлено в разных вариантах. В частности, авторами в статье рассматриваются следующие варианты: кейсы на основе произведений искусства, художественных фильмов, реальных судебных дел разных исторических периодов, продуктов современной блогосферы, исследование проблемных вопросов празднования исторических дат. С помощью кейс-метода поощряется мышление, ориентированное на поиск решений, а также развивается готовность к обсуждению и поиску компромисса. Семинарские занятия с применением кейс-метода ставят участников в реалистичные ситуации принятия решений. Эти тематические исследования отражают реальность принятия решений, которая включает в себя неполную информацию, компромиссы и нехватку времени. Участники ставят себя на место лиц, принимающих решения. Они определяют основную проблему, анализируют ее и разрабатывают возможные контрмеры. Данный процесс стимулирует мышление студентов и поощряет сам процесс обсуждения.
В статье излагаются теоретические и практические вопросы использования интерактивного метода при обучении студентов, не изучающих основы высшей математики в вузе. При выполнении практического задания дисциплины «Цифровые технологии» в качестве интерактивного метода предлагается работа в малых группах, позволяющая студентам приобрести важные межличностные навыки, например, навыки сотрудничества. Данная интерактивная форма обучения раскрывает особенности методики применения творческих задач (задачи профильного содержания), являющихся основным средством оценивания сформированности соответствующих индикаторов достижения компетенций. Выбор творческого задания способствует повышению интереса к работе и получению навыков для будущей профессиональной деятельности. Количество студентов в группе определяет спецификацию математической модели. Каждый участник группы отвечает за поиск информации по соответствующей экзогенной переменной модели. Нахождение параметров модели и их проверка осуществляются каждым студентом, затем идет совместный анализ и улучшение модели. В качестве обработки данных и построения теоретической модели предлагаются формулы и встроенные функции табличного процессора. Проверка и анализ полученной модели, построение прогноза по ней на будущий период устанавливает межпредметные связи дисциплин, сближает теоретическое обучение с профессиональной деятельностью. Решение творческого задания в малых группах позволяет осуществлять интеграцию знаний и опыта каждого участника. Учитывается любая точка зрения по постановке задачи, методу ее решения и интерпретации полученных результатов, при этом любой обучающийся имеет возможность пополнить свой собственный набор компетенций.
В статье рассмотрено проведение сравнительного анализа учебных программ, учебников обновленного содержания по образовательным областям на предмет развития ключевых навыков и компетенций с учетом международного сопоставительного исследования - Programme for International Student Assessment (далее - PISA). Целью работы является сравнительный анализ (с учетом международного сопоставительного исследования PISA) учебных программ и учебников обновленного содержания по исследуемой образовательный области образования на предмет развития ключевых навыков и компетенций функциональной грамотности (далее - ФГ) , естественнонаучной грамотности, практико-ориентированных задач, задач из реальной жизни, связанных с изучаемым материалом. В данной работе применялся метод сравнительного критериального контент-анализа. Методология исследования опиралась на двухэтапный сравнительный контент-анализ: проводился контент-анализ учебных программ на предмет требований по целям обучения, способствующим развитию ФГ, проводился анализ учебников на соответствие заранее определенным критериям: достижение целей обучения, предусмотренных типовой учебной программой; уровень соответствия заданий учебников заданиям, применяемым в Международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA); наличие заданий в учебниках по формированию ФГ. Полученные результаты могут быть применены в качестве материалов учебно-методических пособий для вузов, колледжей в рамках образовательных программ бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по обучению ФГ. Авторы статьи пришли к следующим выводам: сократить количество простых однотипных вопросов в учебниках, заменить их на задания, соответствующие методологии PISA; разработать задания, выполнение которых не допускает действия по готовому шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации; увеличить количество простых заданий, направленных на развитие критического и проектного мышления учащихся с включением групповых мини-проектов; включить задания, предусматривающие простое проектирование естественных процессов.
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье рассматриваются проблемы регулирования имущественных отношений нормами гражданского и уголовного права в сфере защиты интересов физических и юридических лиц, прежде всего, от имущественных преступлений. Предметом изучения являются уголовное и гражданское законодательство, а также судебно-следственная практика в части квалификации хищений, понятия «владелец», «имущество», «право собственности» «чужое имущество» и т. п. в гражданском и уголовном праве. Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие право собственности. Целью работы является определение соотношения гражданско-правовых и уголовно-правовых понятий, направленных на правильное установление признаков составов преступлений против собственности. В основном используемыми методами исследования стали догматический и сравнительно-правовой.
Автор обращает внимание на смешение гражданского и уголовного законодательства, на тенденции подмены гражданских правоотношений отношениями уголовно-правового характера, и наоборот. Представлены определения признаков гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений и критериев их разграничения. Так же сделаны выводы: собственник фактически приравнивается к иному законному владельцу; безвозмездность не всегда совпадает с эквивалентностью; о моменте перерастания находки вещи в ее кражу; недопустимо разрешать гражданско-правовой спор с помощью норм уголовного права; необходимо совершенствование гражданского и уголовного законодательств, направленного на защиту прав добросовестных хозяйствующих субъектов от необоснованного уголовного наказания; при отграничении неисполнения гражданско-правовых обязательств от мошенничества необходимо установить умысел лица на незаконное завладение чужим имуществом и отсутствие у него реальной возможности исполнения обязательств на момент заключения сделки.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Целью исследовательской работы является анализ внешней торговли России со странами, с которыми Российская Федерация усиливает торговое сотрудничество в связи с текущей геополитической ситуацией в мире. Основной проблемой проведения анализа автор выделяет закрытость статистической информации на уровне органов государственной власти страны. В статье описаны основные источники статистической информации о внешней торговли Российской Федерации, выявлены проблемы анализа статистических данных за 2022 год. Результатом поиска решения выявленной проблемы стал точечный сбор информации по странам- основным торговым партнерам России. В соответствии со структурой внешней торговли страны по основным странам-партнерам собраны и проанализированы зеркальные статистические данные со стороны зарубежного контрагента на примере КНР и Индии. По итогам 2021 года ключевыми партнерами России во внешней торговле были страны, которые в настоящее время включены в список недружественных стран, например Германия, Франция, Польша, Япония. Торговля с данными странами практически прекратилась. Участники внешнеторговой деятельности в стране вынуждены были искать контрагентами в других странах. На примере Китая и Индии показано наращивание объемов торговли России. Поэтому автор пришел к выводу, что сделать оценку изменений страновой структуры внешней торговли России возможно даже при отсутствии открытого доступа к данным российской статистики, однако анализ будет неполным. Новизной настоящего исследования выступает обоснование необходимости применения кросс-странового анализа статистики внешнего сектора экономики стран-партнеров России.
В статье рассматривается вопрос о применении коэффициентного метода анализа финансовой отчетности в установлении фактов, приводящих к составлению мошеннической финансовой отчетности. Цель статьи - выяснить, существуют ли какие-либо существенные различия межДу финансовыми коэффициентами мошеннических и не мошеннических компаний, и определить, какой финансовый коэффициент является существенным для выявления мошеннической финансовой отчетности.
Исследование проводится на основе теоретических методов изучения, обобщения и анализа. Основой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам фальсификации финансовой отчетности, ее аудита и анализа.
Рыночные экономические условия определяют важным условием успешного развития деятельности любого экономического субъекта привлечение инвестиций. Качество информации, отражаемой в финансовой (бухгалтерской) отчетности хозяйствующего субъекта в значительной степени определяют результат принимаемого заинтересованными пользователями в отношении отчитывающейся организации.
Финансовое неблагополучие является одним из критериев, который необходимо отслеживать при оценке вероятности представления мошеннической финансовой отчетности, т.к. именно неэффективность деятельности мотивирует экономический субъект составлять мошенническую финансовую отчетность.
Исследование показало, что существуют значительные различия между компаниями, занимающимися мошенничеством, и компаниями, не занимающимися мошенничеством, в таких соотношениях, как отношение общего долга к общему капиталу, дебиторской задолженности к продажам. Кроме того, оценка Z-балла, измеряющая вероятность банкротства, также важна для выявления мошеннической финансовой отчетности.
Основываясь на соответствующих исследованиях, в данной статье рассматриваются существенные различия между финансовыми показателями мошеннических и не мошеннических компаний, предлагаются и доказываются две гипотезы: существует значительная разница в финансовых показателях между мошенническими и не мошенническими компаниями; финансовые коэффициенты являются важными предикторами (прогностическими параметрами) недобросовестной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
В заключении в статье выражено мнение об актуальности проведения подобных исследований в будущем, используя другие формы данных, изменяя объемы выборки, исследуя разные элементы мошенничества (например, возможности и рационализация) с соответствующими измерениями, что даст возможность получить более значимые выводы, а значит, даст возможность более ранней диагностики мошеннических действий.
Удовлетворенность трудом работников выступает важнейшим направлением в повышении эффективности труда. Повышение эффективности использования труда работников позволяет повысить эффективность деятельности компании посредством роста производительности труда сотрудников, сокращения текучести кадров, росте доходности труда. Цель исследования - провести анализ удовлетворенности трудом работников по отдельным ключевым аспектам, среди которых особое внимание уделим удовлетворенности продолжительностью рабочего времени. Материалы и методы. Исследование проводилось на основании анализа базы российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Данная база репрезентативна для Российской Федерации. Мониторинг охватывает социально-экономические показатели, такие как доходы, расходы населения, рабочее время, структура занятости и др. Также он включает демографические вопросы: возраст, пол, семейное положение, образование и др. В среднем опрашивается примерно 10,0-12,0 тысяч человек в ходе исследования. Расчеты, выполнены в среде IBM SPSS Statistics. Результаты исследований и их обсуждение. Нормальная продолжительность рабочего времени в большей степени привлекательна для работников, более высокой оплатой труда вследствие сверхзанятости в большей мере удовлетворены женщины. Разрыв между удовлетворенными и неудовлетворенными говорит о превышении числа респондентов, удовлетворенных работой в целом, так и условиями, оплатой труда. Исследования показывают, что современных социально-экономических условиях нормальную занятость предпочитает большее количество работающих людей.
В статье обобщаются результаты hall-test исследования оценки своей текущей и желаемой работы населением г. Омска. Рассматриваются вопросы оценки величины заработной платы, собственного материального положения, отношения к поиску новой работы и возможности переезда в другой город, величины желаемой заработной платы. Анализ полученных данных показал следующие результаты: субъективное восприятие респондентами своего материального положения отражает высокий уровень неудовлетворённости своими доходами. Корреляционный анализ показал, это мало связано с реальными доходами. Люди, имеющие относительно неплохой доход могут воспринимать свое материальное положение как низкое, и наоборот. Невысокие значения и высокий разброс показала желаемая заработная плата респондентов. Сравнительный анализ наиболее востребованных и наиболее неприемлемых характеристик условий труда показывает, что наиболее значимыми показателями являются такие как, высокая заработная плата, доброжелательный коллектив и отсутствие конфликтов. Достаточно большое количество опрошенных стремится покинуть г. Омск или рассматривает такой вариант. Однако корреляционный анализ показывает, что это никак не связано с размерами доходов. Большинство опрошенных указывает размер оплаты труда как наиболее значимый фактор при выборе места работы, что подтверждает гипотезу, указанную в ходе исследования.
Статья посвящена исследованию технологий четвертой промышленной революции и их внедрения на российских предприятиях промышленных отраслей для обеспечения их прорывного развития в условиях санкций на импорт высокотехнологичной продукции. Целью работы является исследование перспектив применения технологий Индустрии 4.0 на российских промышленных предприятиях. В качестве методов проведенного исследования были использованы общенаучные методы: теоретические и эмпирические. В статье авторами проводится исследование российского рынка IT-систем для промышленных предприятий. Отмечаются системные проблемы цифровизации российской промышленности, а также комплекс возможных мер по их преодолению. Результатом проведенных исследований являются предложенные авторами мероприятия по повышению эффективности внедрения технологий Индустрии 4.0 на российских промышленных предприятиях и меры по форсированной цифровой индустриализации отечественной экономики. Полученные результаты носят теоретический и практический характер и могут быть применены в деятельности органов государственного, регионального и муниципального управления, а также в хозяйственной деятельности промышленных предприятий России. Авторы делают выводы о необходимости разработки и внедрения российских цифровых технологий на предприятиях промышленности для сокращения зависимости от импортной высокотехнологичной IT-продукции, максимизации совокупного экономического эффекта и ускорения цифровой трансформации экономики РФ, а также отмечают роль технологий Индустрии 4.0 в автоматизации производственно-хозяйственной деятельности российских компании.
Статья рассматривает вопрос актуализации кадровой безопасности с позиции развития проблематики экономической безопасности. Актуальность проблемы кадровой безопасности обладает приоритетными характеристиками в исследовании экономической безопасности в целом, так как рассматривает человеческий капитал как неотъемлемую составляющую социально-трудовых отношений и вносит уточнение в трудовой аспект деятельности по формированию элементов стабильности общества с позиции реализации процессов экономической деятельности в рамках тенденций экономического развития. С позиции стратегии, целевая направленность кадровой безопасности может рассматриваться как формирование кадрового потенциала рассматриваемого субъекта экономических отношений информационного, компетентностного и иных видов развития в условиях конкуренции и специфики внешних факторов различных сегментов рынка. В статье кадровая безопасность организации рассмотрена как один из элементов антикризисного управления и внутрикорпоративного правового регулирования. Автором исследования рассмотрен методологический аспект формирования ключевых элементов структуры кадровой безопасности, необходимых для обеспечения экономической безопасности в целом. При анализе кадровой безопасности автором использованы компетентностный, процессный и системный подходы как необходимый набор методологических инструментов научного анализа рассматриваемой проблемы. В статье сформулированы ряд угроз кадровой безопасности, которые могут оказать влияние на экономическую безопасность организации в целом. Позиция вклада автора статьи заявлена как применение рассмотренных подходов к отдельным угрозам кадровой безопасности. Предлагаемое точечное применение методологических инструментов к угрозам кадровой безопасности позволило автору статьи сформулировать практические рекомендации в контексте уточнения кадровых политик, а также определения и корректировки стратегий у субъектов экономической деятельности.
В данной статье рассматривается значимость реализации концепции устойчивого развития для деятельности промышленных предприятий. В настоящие время реализация концепции устойчивого развития промышленных предприятий находится в начальной стадии и большинство не только не знает ее составляющих, но и даже не слышали о ней. Целью данной статьи является раскрытие концепции устойчивого развития промышленного предприятия и ее составляющих (финансово-экономическая, рыночная, производственная, политическая, кадровая, социальная, экологическая). Концепция устойчивого развития промышленного предприятия должна состоять не только из компонентов на макро уровне, но и на микро уровне. Данная концепция позволит получить, по мнению автора больший эффект, чем только от внедрения одного какого-нибудь составляющего. Так каждый составляющий устойчивого развития, играет большую роль в общей концепции его развития в целом и отсутствие одного из них не даст должного эффекта. В статье приводятся основные факторы, необходимо для обеспечения устойчивого развития промышленных предприятий в соответствии с концепцией устойчивого развития промышленных предприятий. В заключение статьи предлагаются мероприятий по повышению устойчивого развития промышленных предприятий, которые могут быть включены в их концепцию работы, а также использованы для составления стратегии развития нашей страны с учетом постоянно меняющихся рыночных отношений между странами. Данные предложения позволят повысить количество производимой продукции, снизить стоимость производства, повысить качество и ее экологичность, а также стать конкурентоспособными по сравнению с другими зарубежными производителями.
Социальные сети на сегодняшний день становятся неотъемлемой частью жизни современного человека, а следовательно, и потребителя товаров и услуг. Статья посвящена актуальной теме, а именно: исследованию и описанию возможностей использования преимуществ социальных сетей в инновационной деятельности предприятия на основе анализа опыта действующих предприятий. Актуальность работы заключается в дефиците исследований, посвященных вопросам возможностей использования преимуществ современных социальных сетей в инновационной деятельности предприятия.
Работа основывается на теоретическом анализе научной литературы, в частности, методов моделирования инновационной деятельности предприятия, а также анализе деятельности существующих Российских и зарубежных предприятий, использующих данные из социальных сетей в своей инновационной деятельности.
В статье автор проводит анализ существующих моделей инновационной деятельности, выделяет место социальным сетям в классической модели инновационной деятельности, описывает мировой и отечественный опыт использования социальных сетей в инновационной деятельности на предприятии, подчеркивает влияние социальных сетей на инновационную деятельность предприятия, а также рассматривает более подробно примеры деятельности Российских и зарубежных инновационных предприятий, использующих потенциал использования социальных сетей в инновационной деятельности на предприятии.
В ходе работы автор приходит к выводу о том, что на сегодняшний день использование данных из социальных сетей может положительно влиять на инновационную деятельность, о чем свидетельствует практика Российских и зарубежных компаний.
Уже сегодня социальные сети находят своё применение в инновационной деятельности в части поиска потребностей потребителей, оценки удовлетворенности потребителей и клиентов, с целью создания новых продуктов и линеек продуктов и поиска новых идей.
Полученные из социальных сетей данные могут оказать влияние на процесс создания инновационной идеи, а бизнес уже готов прислушиваться к потребителю в социальных сетях. Данное взаимодействие бизнеса и потребителя является недостаточно изученным, практически не нашло своего отражения в русскоязычной литературе и требует более детального рассмотрения и дальнейшего исследования.
В статье систематизированы и обоснованы особенности управления развитием туристского потенциала на уровне региона, обусловленные, с одной стороны, сложной структурой туристского потенциала как объекта управления, и значением туристского потенциала для повышения туристской привлекательности региона, проведен анализ содержания управления туристским потенциалом в сфере туризма на федеральном, региональном и местном уровнях. Дана авторская трактовка понятия «туристский потенциал». На основе систематизации существующих подходов к структуре туристского потенциала, подробно рассмотрена предложенная нами структура туристского потенциала региона: природный потенциал, социально-экономический потенциал, информационный потенциал, управленческий потенциал, культурно-исторический потенциал, инфраструктурный потенциал, финансовый потенциал, кадровый потенциал, инвестиционный и инновационный потенциал. Рассмотрены особенности управления туристским потенциалом на федеральном, региональном, местном уровнях и уровне предприятия. Проведен анализ природно-оздоровительных территорий Республики Алтай, сформирована количественная (балльная) оценка природно-рекреационного потенциала туризма. Прослежена динамика туристского потока Республики Алтай за 2016-2021 г. Дано описание археологическим и историческим памятникам на территории региона, уделено место важности проведения национальных алтайских праздников. Выделен потенциал развития в Республике сельского туризма. Представлены показатели изменения количества мест размещения туристов в объектах коллективного размещения в 2016-2021 г. Предложены основные стратегические направления развития туристского потенциала Республики Алтай по четырём направлениям: информационный потенциал, природно-ресурсный и культурно-исторический потенциал, инфраструктурный, инвестиционный и инновационный потенциал, кадровый потенциал. Разработаны практические рекомендации по совершенствованию системы управления развитием туристского потенциала в Республике Алтай.
Под влиянием широкого спектра факторов и условий внешней среды на экономику России современные процессы импортозамещения все более приобретают направленность, ориентированную на сохранение устойчивости производственной деятельности промышленных предприятий. Цель проведенного исследования предопределена необходимостью выявления и структурирования тенденций процесса импортозамещения в целях обеспечения устойчивости развития промышленных предприятий. В процессе написании статьи применялись методы обобщения и классификации, логический метод. В качестве теоретических результатов в статье приведено определение импортозамещения под которым понимается динамический процесс замещения импортных товаров и услуг товарами и услугами отечественного производства посредством производства или выпуска в стране либо того же, либо аналогичного товара. Обоснованы признаки импортозамещения и раскрыто их содержание. Исследованы и сгруппированы внешние и внутренние условия и факторы, влияющие на производителей продукции импортозамещения. В ходе исследования установлено, что достижение устойчивости развития зависит от направленности внутренних и внешних факторов участников процесса импортозамещения. Данное утверждение позволило систематизировать тенденции процесса импортозамещения и определить проблемные точки, связанные с влиянием процессов импортозамещения на устойчивость развития промышленных предприятий. В статье подчеркивается, что условия нестабильной внешней среды приводят к формированию производственных рисков, способных оказывать существенное воздействие на динамику развития производителей продукции импортозамещения. Делается вывод о необходимости разработки методического инструментария оценки интегрированного влияния рисков импортозамещения на производственную деятельность.
В статье на базе ретроспективного анализа и диалектического подхода анализируются процессы трансформации российской экономической системы спровоцированные введением беспрецедентных по объему санкций и ограничений, установленных странами коллективного Запада во главе с США в ответ на проведение Россией специальной военной операции по защите населения ДНР и ЛНР; на основании результатов ситуационного анализа и прогнозирования обосновывается необходимость создания актуальной модели национальной экономики, формирования новой экономической политики 2.0 и корректировки программ социально-экономического развития с учетом изменившейся геополитической и геоэкономической обстановки. Авторы, основываясь на выводах факторного анализа и экспертных оценках, предлагают изменить подходы к процессу планирования и определения конечных целей экономического развития; используя абстрактно-логический и статистико-экономический методы Доказывают необходимость сочетания принципа опоры на собственные ресурсы и открытости российской экономики; опираясь на Доказательный подход обосновывают ведущую роль государства в выработке и проведении эффективной антисанкционной политики, основанной на изучении соответствующего опыта Ирана, Кубы и КНДР. В работе доказывается необходимость комплексного решения задач экономического роста и обеспечения СВО в сочетании с урегулированием системных проблем российской экономики, таких как низкая производительность труда, дефицит квалифицированных кадров, технологическое отставание, коррупция и сырьевая зависимость. Авторы рассматривают формирование понятной и поддержанной населением модели национально ориентируемой экономической системы в качестве безусловного фактора консолидации общества, без достижения которой невозможно эффективно проводить антисанкционную политику и преодолеть искусственно созданные преграды на пути экономического роста, а впоследствии перейти к процессу устойчивого социально-экономического развития. Кроме того, в статье обосновывается необходимость создания благоприятных условий для продолжения программ деиндустриализации и импортозамещения, реализация которых позволит России сохранить свой технологический суверенитет и субъектность.