Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

Сравнительный анализ учебных программ на предмет развития функциональной грамотности с учетом исследований PISA

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-60-67

Аннотация

В статье рассмотрено проведение сравнительного анализа учебных программ, учебников обновленного содержания по образовательным областям на предмет развития ключевых навыков и компетенций с учетом международного сопоставительного исследования - Programme for International Student Assessment (далее - PISA). Целью работы является сравнительный анализ (с учетом международного сопоставительного исследования PISA) учебных программ и учебников обновленного содержания по исследуемой образовательный области образования на предмет развития ключевых навыков и компетенций функциональной грамотности (далее - ФГ) , естественнонаучной грамотности, практико-ориентированных задач, задач из реальной жизни, связанных с изучаемым материалом. В данной работе применялся метод сравнительного критериального контент-анализа. Методология исследования опиралась на двухэтапный сравнительный контент-анализ: проводился контент-анализ учебных программ на предмет требований по целям обучения, способствующим развитию ФГ, проводился анализ учебников на соответствие заранее определенным критериям: достижение целей обучения, предусмотренных типовой учебной программой; уровень соответствия заданий учебников заданиям, применяемым в Международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся (PISA); наличие заданий в учебниках по формированию ФГ. Полученные результаты могут быть применены в качестве материалов учебно-методических пособий для вузов, колледжей в рамках образовательных программ бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по обучению ФГ. Авторы статьи пришли к следующим выводам: сократить количество простых однотипных вопросов в учебниках, заменить их на задания, соответствующие методологии PISA; разработать задания, выполнение которых не допускает действия по готовому шаблону, а требует применения знаний в новой ситуации; увеличить количество простых заданий, направленных на развитие критического и проектного мышления учащихся с включением групповых мини-проектов; включить задания, предусматривающие простое проектирование естественных процессов.

Об авторах

Ш. Б. Тулегенов
АО «Национальный центр исследований и оценки образования «ТАЛДАУ» имени Ахмета Байтурсынулы»
Казахстан

Тулегенов Шокан Баржаксынович - проектный менеджер департамента прикладных исследований и разработок АО «Национальный центр исследований и оценки образования «ТАЛДАУ» им. Ахмета Байтурсынулы».

010000, Астана, ул. Алматы, 7, офис 303Б

Тел.: +77784711699



Ж. К. Исаева
АО «Национальный центр исследований и оценки образования «ТАЛДАУ» имени Ахмета Байтурсынулы»
Казахстан

Исаева Жибек Кайруллиновна – эксперт департамента прикладных исследований и разработок АО «Национальный центр исследований и оценки образования «ТАЛДАУ» им. Ахмета Байтурсынулы», кандидат филологических наук.

010000, Астана, ул. Алматы, 7, офис 303Б

Тел.: +77770015436



Список литературы

1. PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. - Text: electronic // OECD Publishing. - 2019. - URL: https://www.oecd.org/education/pisa-2018-assessment-and-analytical-framework-b25efab8-en.htm

2. Yakavets, N. Educational reform in Kazakhstan: The First Decade of Independence / N. Yakavets. - Text: electronic // Education Reform and Internationalisation. Cambridge University Press. - 2014. - URL: https://assets.cambridge.org/97811074/52886/excerpt/9781107452886_excerpt.pdf

3. The Plurality of literacy and its Implications for Policies and Programmes. - Text: electronic // UNESCO. - 2004. - URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000136246

4. After the fall: The human impact of ten years of transition. - Text: electronic // UNICEF. - 1999. - URL: https://www.unicef-irc.org/publications/35-after-the-fall-the-human-impact-of-ten-years-of-transition.html

5. Vagvolgyi, R. A Review about Functional Illiteracy: Definition, Cognitive, Linguistic, and Numerical Aspects / R. Vagvolgyi. - Text: electronic // Front. Psychol. - 2016. - Vol. 7. - URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5102880/

6. Marconi, G. What Matters for Language Learning? The Questionnaire Framework for the PISA 2025 Foreign Language Assessment / G. Marconi, C. Cascales, C. Covacevich, T. Halgreen. - Text: electronic // OECD Education Working Papers. OECD Publishing. - 2020. - URL: https://www.oecd-ilibrary.org/content/paper/5e06e820-en

7. Sj0berg, S. PISA and global educational governance - A critique of the project, its uses and implications / S. Sj0berg. - Text: electronic // Eurasia J. Math. Sci. Technol. Educ. Modestum LTD. - 2015. - Vol. 11, № 1. - P. 111¬127. - URL: https://www.ejmste.com/article/pisa-and-global-educational-governance-a-critique-of-the-project-its-uses-and-implications-4353

8. Learning Compass 2030: Conceptual learning framework (Learning Compass). - Text: electronic // OECD Publishing. - 2019. - URL: www.oecd.org/education/2030-project

9. Programme for International Student Assessment (PISA) Guidance. - Text: electronic // Nasuwt. - 2020. - URL: https://nces.ed.gov/statprog/handbook/pdf/pisa.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Тулегенов Ш.Б., Исаева Ж.К. Сравнительный анализ учебных программ на предмет развития функциональной грамотности с учетом исследований PISA. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(2):60-67. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-60-67

For citation:


Tulegenov Sh.B., Issayeva Zh.К. Comparative analysis of curricula for the development of functional literacy, taking into account PISA studies. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(2):60-67. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-60-67

Просмотров: 408


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)