Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

Перспективы применения кейс-метода как метода гуманитарного исследования в процессе преподавания дисциплины «История России» в вузе

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-45-50

Аннотация

В данной статье рассматривается методическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в высшем учебном заведении. Анализируется специфика кейс-метода как педагогической технологии проблемно-ситуационного типа и метода гуманитарного исследования, в ходе реализации которого обучающемуся предлагается тематическое исследование с «кейсом», описывающим проблемную ситуацию. Кейс-метод помогает обучающимся осуществлять мета-рефлексию, поэтому он оказывается подходящим дидактическим средством для сложного содержания обучения в вузе. Этот метод рассматривается в настоящее время как ведущая технология формирования профессиональных компетенций студентов вуза и альтернатива традиционному лекционному обучению. Содержание кейса для применения соответствующего метода в процессе преподавания дисциплины «История России» в вузе может быть представлено в разных вариантах. В частности, авторами в статье рассматриваются следующие варианты: кейсы на основе произведений искусства, художественных фильмов, реальных судебных дел разных исторических периодов, продуктов современной блогосферы, исследование проблемных вопросов празднования исторических дат. С помощью кейс-метода поощряется мышление, ориентированное на поиск решений, а также развивается готовность к обсуждению и поиску компромисса. Семинарские занятия с применением кейс-метода ставят участников в реалистичные ситуации принятия решений. Эти тематические исследования отражают реальность принятия решений, которая включает в себя неполную информацию, компромиссы и нехватку времени. Участники ставят себя на место лиц, принимающих решения. Они определяют основную проблему, анализируют ее и разрабатывают возможные контрмеры. Данный процесс стимулирует мышление студентов и поощряет сам процесс обсуждения.

Об авторах

С. П. Качесова
АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Россия

Качесова Светлана Павловна - кандидат исторических наук; доцент факультета очного обучения.

644116, Омск, ул. 24 Северная, д.196, корп. 1



О. В. Фрик
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Омский филиал
Россия

Фрик Ольга Владимировна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины».

644043, Омск, ул. Партизанская, д.6



Список литературы

1. Быстрова, Н. В., Уракова Е. А., Глазова В. О. "Кейс-метод как ведущая технология формирования профессиональных компетенций студентов вуза" // Проблемы современного педагогического образования, no. 75-2, - 2022, - С. 46-49. - Текст : непосредственный.

2. Вольф, С. П. История России: рабочая тетрадь / С. П. Вольф, О. В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. - 92 с. - Текст : непосредственный.

3. Вольф, С. П. История России: хрестоматия / С. П. Вольф, О. В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. - 132 с. - Текст : непосредственный.

4. Гузуева Э. Р., Жамборов, А. А., Мутусханова, Р. М. Практика применения кейс-метода в обучении студентов // Мир науки, культуры, образования, - 2021 - № 1 (86) - С. 77-78. - Текст : непосредственный doi:10.24412/1991-5497-2021-186-77-78

5. Дело об убийстве царевича Димитрия / под ред. В. Н. Буробина. - М.: Белый город, 2012. - 88 с. - Текст : непосредственный.

6. «Когда в 1812 году Петр I захватил Москву, он позвал казахов!»: казахский блогер раскрыла россиянам «правду» об Отечественной войне [Электронный ресурс] // Блокнот: [сайт]. - URL: https://bloknot.ru/obshhestvo/kogda-v-1812-godu-petr-i-zahvatil-moskvu-on-pozval-kazahov-kazahskij-bloger-raskryla-rossiyanam-pravdu-ob-otechestvennoj-vojne-1081876.html?ysclid=lhap9fc7ur974485146 (дата обращения: 05.05.2023)

7. «Крибрум»: в фальсификацию истории России втягивают блогеров постсоветских стран [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: [сайт]. - URL: https://www.kp.ru/daily/27247/4376973/?ysclid=lhaobe5goa593554839 (дата обращения: 05.05.2023)

8. Судебные речи знаменитых русских адвокатов / сост. и ред. Е. Л. Рожникова. - М.: Проспект, 2021. - 320 с. - Текст : непосредственный.

9. Судебные речи советских адвокатов. - М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1960. - 270 с. - Текст : непосредственный.

10. Уголовное дело об убийстве Григория Распутина / под ред. В. Н. Буробина. - М.: Белый город, 2018. 272 с. - Текст : непосредственный.

11. Фрик, О. В. О применении кейс-метода в процессе преподавания менеджмента в вузе // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. . - 2020. - № 3. - С. 36-42. - Текст : непосредственный. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10044


Рецензия

Для цитирования:


Качесова С.П., Фрик О.В. Перспективы применения кейс-метода как метода гуманитарного исследования в процессе преподавания дисциплины «История России» в вузе. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(2):45-50. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-45-50

For citation:


Kachesova S.P., Frik O.V. Prospects for application of the case method as a method of humanitarian research in the process of teaching the discipline "History of Russia" at the university. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(2):45-50. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-2-45-50

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)