Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 11, № 4 (2022)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

5-9 230
Аннотация

Статья посвящена вопросу о связи обучения с воспитанием в преподавании иностранного языка. Педагогическая практика сегодня остро ощущает дефицит воспитательной направленности на разных учебных предметах. Перед обществом, в частности перед образованием, выдвигается задача воспитать поколение людей способных самостоятельно мыслить, принимать жизненно-важные решения, обьективно оценивать различные сложившиеся ситуации. В работе автор предлагает интегрировать воспитательные аспекты на занятиях по иностранному языку с помощью проблемного обучения и ролевой игры. Практика применения методов активного обучения показала, что благодаря им достаточно продуктивно решается огромное количество воспитательных задач: формирование не только когнитивных, но и профессиональных лейтмотивов и интересов; воспитание критического мышления специалиста, включающего целостное понимание природы, общества и себя, своего места в социуме; взращивание ответственного отношения к делу, овладевание социальными ценностями общества. В процессе реализации опытно-экспериментальной работы студентам на занятиях по иностранному языку были предложены различные типы заданий, в которых содержались вопросы, проблемы, требующие решения. Разработанные задания затрагивали разные сферы общества, что способствовало развитию социальных качеств личности и гражданской позиции будущих инженеров. К тому же решалась бинарная задача: поиск решения проблемных ситуаций проходил на иностранном языке и одновременно формировалось собственное мнение студентов. В целом, анализ достигнутых результатов показал положительный эффект применения проблемного обучения и ролевой игры в воспитательных целях на занятиях по иностранному языку.

10-16 204
Аннотация

Актуальность статьи обоснована необходимостью разработки учебно-методического обеспечения подготовки студентов педагогического вуза к обучению школьников образовательной робототехнике в системе основного и дополнительного образования. На основе использования методов теоретического анализа и обобщения, педагогического проектирования рассмотрены педагогические аспекты создания электронного учебника по методике обучения образовательной робототехнике. Раскрыты научные представления о требованиях к современному электронному учебнику на основе компетентностного подхода. Показаны его характерные особенности, соединяющие сильные стороны традиционного книжного издания и возможности информационных технологий. Структурный и содержательный компоненты электронного учебника по методике обучения образовательной робототехнике раскрыты через реализацию ими функций, выполняемых данным видом учебно-методического обеспечения дисциплины. Рассматриваются такие технологические, предметные особенности, характеризующие учебно-познавательную деятельность в области научного знания «Образовательная робототехника», как виртуальное конструирование, имитационное моделирование, соревновательная робототехника и др. Материалы статьи предназначены для преподавателей вузов и педагогов общего и дополнительного образования, занимающихся вопросами учебно-методического сопровождения курса «Образовательная робототехника».

17-23 181
Аннотация

В статье выполнен анализ применения методов имитационного моделирования в процессе подготовки специалистов в области дорожного строительства. Определены ведущие направления совершенствования педагогического инструментария, используемого для формирования профессиональных компетенций у студентов в указанной сфере. Исследование выполнено на примере обучения студентов факультета «Автомобильно-дорожное, промышленное и гражданское строительство» Сибирского автомобильнодорожного университета по профилю подготовки «Автомобильные дороги». С целью определения необходимых в практической деятельности компетенций у будущих специалистов выполнен анализ федеральной электронной площадки для проведения государственных, корпоративных и коммерческих закупок, имущественных торгов и операций по 615-ПП РФ – «РТС тендер», по ключевым словам, «дорожное строительство», «оптимизация дорожного движения» за период 2020-2022 гг. Выявлено, что лидирующие позиции занимают закупки, связанные со строительством автомобильных дорог с твердым покрытием, дорожной инфраструктуры, на втором месте – разработкой проектной документации, связанной с дорожным строительством, на третьем месте – решением вопросов оптимизации дорожного движения в городской и сельской местности. Анализ указанных тендеров показал, что при решении проектных задач необходимо применение специализированного программного обеспечения, основанного на применении методов имитационного моделирования, позволяющего строить динамические модели и проводить вычислительные эксперименты. На основании проведенного исследования рынка программного обеспечения выявлено, что в современных условиях оптимальным является применение программного продукта AnyLogic, разработанного в России. В статье приведен пример выполнения лабораторной работы по дисциплине «Современные информационные технологии» с применением программы AnyLogic, задание разработано с учетом анализа тендеров. В результате проведенного в статье исследования выполнено обоснование необходимости применения программ имитационного моделирования, проведения вычислительных экспериментов в процессе подготовки студентов вузов, а также разработки практикориентированных заданий, основанных на анализе, в том числе открытых данных.

24-29 221
Аннотация

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы медиаобразования в гибридном формате обучения, задачи создания и использования образовательных медиаресурсов в учебном процессе, представлена информация об особенностях использования учебного медиаконтента из открытых источников, об изменяющейся роли преподавателя в современном учебном процессе, предполагающем использование различных медиаобразовательных ресурсов. Повышение информационной компетентности в обращении со все возрастающими информационными потоками играет важную роль для будущего педагога. Образовательная деятельность тесно связана с использованием всевозможных медиаобразовательных ресурсов, когда решаются определенные задачи, например, для обучающихся - в целях самостоятельного изучения предмета, как основной или дополнительный источник информации, преподавателям - для подготовки к занятиям и повышения уровня профессиональной квалификации. Сегодня успешность в будущей педагогической деятельности студента напрямую зависит от его готовности использовать медиаобразовательные ресурсы при проектировании и реализации своей профессиональной деятельности, от степени сформированности навыков восприятия и конструирования информации, представленной различными типами. В педагогических источниках имеется достаточное количество публикаций, ориентированных на рассмотрение проблем развития медиаобразования, тем не менее, вопросам, посвященным медиаобразовательным ресурсам, внимания уделено недостаточно. Целью данной работы является представление примеров заданий, направленных на практику формирования умений поиска и анализа, имеющегося медиаобразовательного контента в свободном распространении и подготовки собственных медиаобразовательных ресурсов для различных образовательных целей в рамках межфакультетского курса по выбору «Медиаобразовательные ресурсы» для студентов первого курса бакалавриата очного отделения, проведенных в омском государственном педагогическом университете.

30-39 288
Аннотация

Спровоцированный пандемий коронавируса переход российской высшей школы на дистанционное обучение заставил педагогов искать эффективные педагогические технологии, способствующие повышению качества образования и развитию мотивации студентов, в том числе к овладению иностранными языками. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования видеоматериалов сети Интернет для аудиторной и внеаудиторной работы в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Актуальность исследования детерминирована следующими причинами. Во-первых, на сегодняшний день видеохостинг YouTube является крупнейшей видеоплатформой в мире, содержащей миллионы часов обучающего контента. Во-вторых, в отличие от зарубежной педагогической практике, где данный видеохостинг активно используется как обучающий ресурс, в отечественной науке возможности применения YouTube на занятиях в российских образовательных учреждениях изучены недостаточно. Нами было доказано, что систематическое использование видеоматериалов сети Интернете в процессе иноязычной подготовки будущих инженеров железнодорожного транспорта способствует пополнению словарного запаса студентов профессионально-ориентированной лексикой; совершенствованию навыков аудирования, монологической и диалогической речи; формированию устойчивой мотивации к овладению иностранным языком и стремлению к его самостоятельному изучению во вне учебное время для устранения имеющихся пробелов в знаниях. Аутентичные видеоматериалы целесообразно применять как на первом курсе при обучении General English, так и старших при обучении профессионально-ориентированному языку. Обладая множеством дидактических достоинств, YouTube, однако, не лишен и недостатков. В частности, избыточный просмотр видеороликов приводит к возрастанию нагрузки на зрение и утомляемости обучаемых. Также необходимо иметь в виду, что корректному восприятию информации может помешать изобилие сленговых выражений, акцент или особенности речи блогера. В целом, к выбору видео для занятия преподаватель должен подходить максимально вдумчиво и помнить, что использование YouTube на занятиях по иностранному языку должно выступать в качестве вспомогательного, а не основного средства изложения учебного материала. 

40-44 199
Аннотация

В данном исследовании мы анализируем уровень сложности олимпиадных заданий относительно их внутренней структуры, а также типичные ошибки конкурсантов на примере всероссийской олимпиады по английскому языку. Олимпиадные задания не являются однородными по степени сложности, так как при их создании учитывается принцип доступности для большинства участников. Тем не менее, для успешного ранжирования школьников и создания единого рейтинга победителей и призеров, определенная часть заданий имеют повышенный уровень, что вызывает трудность у абсолютного большинства олимпиадников. Нами были исследованы результаты участников по всем конкурсам олимпиады – чтение, аудирование, письмо, говорение, лексико-грамматический тест, - и выявлены определенные закономерности в допущенных ошибках, на основе чего и выработаны рекомендации для успешной подготовки.

45-50 177
Аннотация

В статье рассматривается дидактическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в вузе. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании таких дидактических средств, как рабочая тетрадь и хрестоматия, в контексте интеграции в систему дистанционного обучения Moodle. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход, а теоретической базой является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке. В статье анализируются авторские учебные пособия – рабочая тетрадь и хрестоматия, изданные в 2020-м и 2021-м году соответственно и предназначенные для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 «Прикладная информатика» (все профили) по дисциплине «История России». Авторами приводятся данные качественного исследования, проведенного среди студентов АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» в 2021-2022 учебном году по результатам внедрения данных учебных изданий в процесс обучения. Отмечено, что проектирование содержания хрестоматии и рабочей тетради осуществлялось авторами в соответствии с перечнем результатов обучения по дисциплине «История России», представленным в карте универсальной компетенции УК-5. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Авторы доказывают, что содержание заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» достаточно легко интегрируется в систему дистанционного обучения Moodle. Авторы показывают на примере отдельных заданий рабочей тетради и хрестоматии, каким образом они могут быть использованы при работе с системой дистанционного обучения Moodle, которая внедрена в образовательный процесс АНОО ВО «СИБИТ».

51-58 140
Аннотация

В данной статье автор путем построения математических моделей стимулирует развитие познавательной деятельности студентов финансово-экономических специальностей. Для ее активизации был разработан комплекс экономико-математических моделей, классифицированный по признакам, относящимся к особенностям моделируемого объекта. При разборе задач прикладного характера автор предлагает алгоритм формализации условий, установления зависимостей, выбора оптимального метода их решения и интерпретации полученного решения. Каждый этап алгоритма проиллюстрирован примерами из финансовоэкономической области. При последовательной реализации этапов данного алгоритма активизируется познавательная деятельность и устанавливаются межпредметные связи математических дисциплин и дисциплин финансово-экономического цикла. Различные ситуации прикладных задач интересны студентам, так как они позволяют мотивировать введение новых понятий через их практический характер, раскрывать математическую природу характеристик реальных явлений, демонстрировать универсальный характер математики на конкретных примерах. Любые понятия, носящие прикладной характер, стимулируют активизацию познавательной деятельности студентов по активному изучению курса высшей математики, а также знакомству с огромным потенциалом математического аппарата, который будет полезен для решения экономических задач. Таким образом, знакомясь с большим количеством примеров, студенты видят, как реальная экономическая задача переводится на язык формул, уравнений, неравенств и т.д., а ее решение соответствующим математическим методом дает ответ на вопрос экономического характера. Другими словами, в изучении курса высшей математики целесообразно применять методы математического моделирования, способствующие лучшему усвоению понятий и организации самостоятельной творческой работы, что в целом повлечет за собой активизацию познавательной деятельности студентов.

59-66 333
Аннотация

Авторами статьи выдвинут тезис о том, что в современных условиях изменился формат принципа «наглядность в обучении». Ими утверждается, что принцип наглядности в обучении прошел через следующие этапы: классический, визуальный, когнитивно-визуальный; инфографический. Выделение данных этапов связано с тенденцией расширения поля деятельности данного принципа. Рассматривая классический этап, авторы статьи дают понятие, выделяют функции и виды учебной наглядности, которые со времен Я.А. Коменского относят к привычным вариантам наглядности в обучении. Выделяя визуальный этап, авторы статьи приводят виды визуальных представлений, которые стали ложиться в основу появления новых учебных образов при предъявлении учебного материала обучающимся. Когнитивно-визуальный этап выделился, благодаря исследованиям В. А. Далингера, и представляет новую ступень расширения принципа наглядности обучения через использование потенциальных возможностей визуального мышления. Инфографический этап стал возможен благодаря использованию новой техники в современном образовательном процессе, появлению графических редакторов, которые расширили границы наглядности в обучении. Интересной находкой авторов стало то, что они связывают каждый этап расширения принципа наглядности в обучении с появлением определенного вида педагогической культуры, которые именуют следующим образом: иллюстративная культура педагога, педагогическая культура визуализации, инфографическая культура педагога. Отдельно ими фиксируется когнитивный компонент педагогической культуры визуализации учебного материала. Также ими предложены определение каждого из обозначенных видов педагогической культуры, расшифрованы теоретические основания, умения и навыки, необходимые педагогу для реализации каждого из приведенных видов педагогической культуры.

67-72 161
Аннотация

В статье рассматривается проблема развития раннего обучения иностранному языку, обоснованы его цели и задачи. Актуальность данной темы подчеркивается требованиями современного ФГОС дошкольного образования, возрастающими темпами развития информационного поликультурного общества и потребностью в формировании и развитии социокультурной компетенции дошкольников, включая развитие иноязычного образования. Авторами представлено описание реализации рабочей программы «Мои первые шаги во французском языке» на примере одного дошкольного образовательного учреждения. В конце статьи показаны результаты первого года реализации программы, а также намечены перспективы ее развития.

73-81 212
Аннотация

В условиях пандемии, стремительного развития электронного обучения, модель гибридного обучения является наиболее актуальной. В статье рассматриваются технические, психологические и методические трудности организации гибридного обучения в рамках формирования ИКТ-компетентности будущих учителей иностранных языков и возможные способы их преодоления. Тщательное планирование и разумное сочетание технологий электронного обучения на занятиях онлайн и оффлайн позволит переориентировать роль студента из пассивного получателя информации в активного отправителя, организатора гибридного обучения и будет способствовать его подготовке к решению различных коммуникативных и методических задач средствами ИКТ в цифровой образовательной среде в условиях активного сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

82-86 216
Аннотация

В статье обосновывается необходимость разработки содержания и адаптивную методики обучения дисциплине «Информатика» детей с нарушением интеллекта.
Проведен анализ материалов теоретических исследований и педагогических практик, связанных с организацией процесса обучения, содержания учебной программы, методики обучения основам информатики в адаптивных школах (с нарушением интеллекта), на соответствие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью.
К используемым методам относится анализ материалов и документов, отражающих процесс теоретических исследований и практических решений по формированию знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий у обучающихся с нарушением интеллекта.
Результатом является анализ научных исследований и педагогических практик по формированию базовых знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий у обучающихся с нарушением интеллекта в условиях внедрения ФГОС УО.
Авторы статьи пришли к следующим выводам, что организация процесса обучения умственно отсталых школьников дисциплине «Информатика», впервые включенной в образовательную программу адаптивных школ (с нарушением интеллекта), а также инклюзивных классов массовой школы, обучающих вышеуказанную категорию детей (при наличии возрастной категории 7-х классов), сталкивается с отсутствием специализированного учебно-методического, и материально-технического обеспечения. Поэтому разработка содержания разделов курса информатики адаптированной образовательной программы, методических рекомендаций, подготовка специалистов, формирование материально-технической базы и т.д. для предмета «Информатика» с учетом анализа существующих исследований и педагогических практик, является достаточно важным направлением в работе адаптивных школ (с нарушением интеллекта).

87-92 232
Аннотация

В статье излагаются аспекты формирования общепрофессиональных компетенций, в частности общепрофессиональной компетенции ОПК-1, посредством изучения высшей математики; раскрываются особенности методики применения задач следующих типов: задачи профильного содержания, кейс задачи, задача-ситуация, являющихся основным средством оценивания сформированности соответствующих индикаторов достижения компетенции: ИД-1, ИД-2, ИД-3. Целью исследования является разработка содержания критериев и оценочных средств для объективной оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции студента на основе диагностики соответствующих индикаторов на разных этапах освоения высшей математики. В работе проанализированы учебные издания по высшей математике на наличие задач для объективной оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции (ОПК-1), обозначена проблема разработки содержания критериев и оценочных средств для формирования общепрофессиональных компетенций. Авторами приведены примеры задач по высшей математике, призванные сформировать навыки по выявлению и определению проблемы, выбору методов исследования, сбору данных, анализу полученной информации, интерпретации результата и осуществлению переноса фундаментальных знаний на язык профессиональной деятельности, прогнозирование дальнейших действий. Результаты статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавателями математических дисциплин в высших учебных заведениях. Авторы статьи пришли к следующим выводам: для формирования общепрофессиональной компетенции ОПК-1 недостаточно научиться лишь определять нужную формулу, подставить в нее необходимые данные, проводить расчеты, важно уметь выдвинуть и сформулировать проблему, гипотезу, выбрать методы исследования, проанализировать результат, уметь интерпретировать данные, обосновать полученные выводы, осуществить прогноз изучаемого процесса или явления.

93-98 195
Аннотация

В статье представлена методика развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий у школьников средствами баскетбола. Целью работы является теоретическое обоснование средств, методов и условий развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий на уроках баскетбола. К используемым методам относятся: теоретические, эмпирические, математико-статистические методы. Результатом работы является анализ социологического опроса учителей физической культуры разных субъектов РФ, разработка методики развития коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий и оценка ее эффективности. Полученные результаты могут быть применены на уроке и во внеурочной деятельности школьников 9-х классов. В результате научно-проектной деятельности были получены статистически значимые различия в уровне владения школьниками 9-го класса коммуникативными и регулятивными универсальными учебными действиями и предметными образовательными результатами.

РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

123-127 428
Аннотация

Одним из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов в сфере совершенствования отечественного законодательства является проблема правового регулирования сети Интернет. В научной среде отсутствует единая концепция воздействия государства на отношения и институты, зарождающиеся в цифровой реальности. Многие ученые отмечают недостаточность и неэффективность нормативной правовой базы, действующей на данный момент в России в сфере правоотношений в сети Интернет. Настоящая статья посвящена комплексному анализу существующих на данных момент научных воззрений на правовой институт отношений, возникающих в сети Интернет. Рассмотрены наиболее актуальные проблемы, возникающие при законодательном урегулировании цифровых правоотношений, а также при осуществлении правоприменительной деятельности уполномоченных органов. Охарактеризованы основные подходы к решению указанных проблем, а также авторские концепции развития механизма государственного регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой среде. Полученные в данном исследовании результаты позволяют сформировать единую государственную политику по законодательному регулированию сети Интернет, а также повысить эффективность правоприменительной практики.

128-135 252
Аннотация

В работе рассмотрены проблемы, связанные с необходимостью усиления защиты прав и законных интересов института семьи в сфере судопроизводства. Целью работы является анализ действующего гражданского процессуального законодательства, публичного и частного видов уголовного преследования в части определения правового положения близких родственников, близких лиц гражданина и членов семьи. Исследованы основные критерии и особенности определения этих понятий в соответствии с российским законодательством, необходимостью укрепления института семьи, гуманизации законодательства с целом, обеспечения народосбережения, охраны традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества. К используемым методам относятся методы анализа, синтеза, сравнения. Полученные результаты могут быть применены в законотворческой работе, использованы в образовательных программах. Автор статьи пришел к выводам, что перспективным направлением правовых исследований является гармонизация определений «близкие родственники», «близкие лица» гражданина, «члены семьи», которые можно было бы однозначно использовать во всех сферах правоприменительной деятельности и правосудии.

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

99-105 226
Аннотация

Авторы статьи представили исследовательский анализ эволюции развития рынка винного туризма. Элементом оригинальности исследования является попытка переопределить концепцию терруарного маркетинга территории, чтобы она была более значимой с точки зрения пространственного анализа. Методологическую базу исследования составляют методы исторического, системного и сравнительного анализа. Результаты: осуществлен анализ современных инструментов и технологий продвижения туристических дестинаций, используемых для формирования и поддержания терруаров в регионах РФ и мира, а также представлены рекомендации по оптимизации их применения. Авторы особый акцент сделали на выявлении специфики формирования развития нишевых видов туризма, ориентированных на потребителей, ищущих новые, необычные и специфические туристические впечатления и эмоции, основной целью исследования является представление территориальной модели развития винного туризма. В результате обзора отечественной и зарубежной научной литературы по этому вопросу было проведено исследование специфики развития мирового и отечественного рынков винного туризма. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения авторских предложений в практической деятельности по совершенствованию процесса территориального брендинга регионов-терруаров в РФ в условиях нестабильности.

106-110 185
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о построении системы контроллинга на предприятиях промышленности. Цель статьи – определить основные варианты организации контроллинга в своей деятельности для предприятий промышленного производства, которые в случае их реализации давали бы возможность принимать эффективные организационные и методические управленческие решения.
Исследование проводится на основе теоретических методах изучения, обобщения и анализа. Основой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам контроллинга.
В статье рассмотрены вопросы построения системы контроллинга на промышленном предприятии на основе изучения теории и практики организации и функционирования систем контроллинга на различных предприятиях. Сделан вывод о необходимости принятия эффективных организационных и методических управленческих решений на основе результатов функционирования системы контроллинга. Определены распространенные подходы к осуществлению преобразований в деятельности предприятий на основе контроллинга. Дана краткая характеристика основным специфическим методам, которые служба контроллинга использует, осуществляя свою деятельность: бенчмаркинг, стоимостной анализ, анализ точки безубыточности, портфельный анализ, анкетирование, СОФТ-анализ, АВС-анализ.
Обобщая результаты выполненного исследования можно отметить, что контроллинг проходит ряд последовательных этапов, позволяющие обеспечить эффективную организацию и функционирование службы контроллинга на промышленном предприятии, а использование ряда специфических методов в контроллинговой деятельности позволит разрабатывать рекомендации, направленные на разработку системы показателей, позволяющей оценивать эффективность управленческой и производственной деятельности промышленного предприятия, с учетом российской специфики.

111-116 201
Аннотация

На основании экспертного опроса российских HR-менеджеров о трудоустройстве лиц пожилого возраста («Трудоустройство и занятость населения», Служба исследований HeadHunter 21 июля 2020 г) автор представляет взгляды сотрудников российских кадровых служб на проблемы трудоустройства пожилых и на разработки стратегий по привлечению и удержанию возрастных работников. Методы, которые были использованы: описание, сравнение, анализ, классификация, расчет и прогнозирование.
В работе использовались труды российских авторов: С. А. Барков, М. В. Гинзбург, И. Е. Золин, А. А. Осеев, А. П. Багирова, К. А. Сапожникова. В постиндустриальном обществе пожилые люди могут и хотят, а часто и вынуждены работать. Основными мотивами их занятости являются не только экономические – необходимость иметь дополнительный доход (потребность в деньгах, чувство финансовой независимости, необходимость помогать детям), но и социальные (страх потерять активную жизненную позицию и социальный статус, социальные контакты и др.). По словам кадровиков, возрастные работники обладают многими положительными качествами, способствующими их трудоустройству. Тем не менее, некоторые из этих качеств рассматривается через призму готовности пожилых людей согласиться на любую (даже не престижную и низкооплачиваемую) работу. В отечественных организациях слабо развиты образовательные программы для работников старшего возраста. Если они существуют, то либо носят формальный характер, либо инициируются государственными службами занятости. Эксперты позитивно относятся к поддержке государством трудоустройства пожилых людей и видят в ней основное условие улучшения ситуации. В то же время, кадровики поддерживают традиционные административные меры, которые требуют некоторого бюджетного финансирования. Опрос выявил возрастную дискриминацию, как наиболее важную проблему, в основе которой лежат стереотипы HR-менеджеров. Решение этой проблемы, по-видимому, является важнейшим условием для улучшения ситуации с трудоустройством пожилых людей в России, путем разработки образовательных программ, укрепления института наставничества (в прямой и обратной формах) и справедливой оценке возрастных кандидатов на получение работы.

117-122 181
Аннотация

Цифровизация, концептуально изменяющая современные правила игры на рынках, постепенно трансформирует конкурентную среду и общество в целом, при этом неотвратимость и радикальность этих перемен не всегда можно оценить положительно. Маркетинг, как один из главных инструментов борьбы за лидерские позиции на рынке, также меняет суть конкурентной борьбы вследствие тотального использования цифровых инструментов и технологий. В этой связи динамика и вектор развития изменений на глобальных мировых рынках коррелирует со степенью вовлеченности экономического субъекта в процессы цифровой трансформации. Автор предпринимает попытку оценить роль новых цифровых технологий в формировании потребительских предпочтений, развитии новых форм конкуренции за лидерство на мировом рынке, определить последствия и перспективы цифровой трансформации маркетинга.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)