МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-51-58
Аннотация
В данной статье автор путем построения математических моделей стимулирует развитие познавательной деятельности студентов финансово-экономических специальностей. Для ее активизации был разработан комплекс экономико-математических моделей, классифицированный по признакам, относящимся к особенностям моделируемого объекта. При разборе задач прикладного характера автор предлагает алгоритм формализации условий, установления зависимостей, выбора оптимального метода их решения и интерпретации полученного решения. Каждый этап алгоритма проиллюстрирован примерами из финансовоэкономической области. При последовательной реализации этапов данного алгоритма активизируется познавательная деятельность и устанавливаются межпредметные связи математических дисциплин и дисциплин финансово-экономического цикла. Различные ситуации прикладных задач интересны студентам, так как они позволяют мотивировать введение новых понятий через их практический характер, раскрывать математическую природу характеристик реальных явлений, демонстрировать универсальный характер математики на конкретных примерах. Любые понятия, носящие прикладной характер, стимулируют активизацию познавательной деятельности студентов по активному изучению курса высшей математики, а также знакомству с огромным потенциалом математического аппарата, который будет полезен для решения экономических задач. Таким образом, знакомясь с большим количеством примеров, студенты видят, как реальная экономическая задача переводится на язык формул, уравнений, неравенств и т.д., а ее решение соответствующим математическим методом дает ответ на вопрос экономического характера. Другими словами, в изучении курса высшей математики целесообразно применять методы математического моделирования, способствующие лучшему усвоению понятий и организации самостоятельной творческой работы, что в целом повлечет за собой активизацию познавательной деятельности студентов.
Об авторе
П. В. КийкоРоссия
Кийко Павел Владимирович, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
644008, г. Омск, Институтская площадь, д. 1
Список литературы
1. Айтмухаметова И. Р. Высшее образование как фактор экономического развития России // Экономика образования. 2008. № 4 (47). С. 39–48.
2. Акутина С. П. Лекции семинара «Психолого-педагогическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе его реформирования» (30.03–25.05.2014), Центр научной мысли.
3. Горбунова, А. И., Методы и приёмы активизации мыслительной деятельности обучающихся.: М.: Просвещение, 2013. - 350с.
4. Землянская, Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся как объект проектного менеджмента в общеобразовательной школе / Е. Н. Землянская // Журнал педагогических исследований. – 2021. – Т. 6. – № 5. – С. 26-30.
5. Кийко, П. В. Формирование умений принимать оптимальное решение в условиях информационного общества / П. В. Кийко, Н. В. Щукина // Актуальные вопросы математического образования: состояние, проблемы и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Сургут, 26 февраля – 03 2018 года / Ответственный редактор Н.В. Суханова. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2018. – С. 125-128.
6. Кийко, П. В. Эконометрика. Регрессионные модели: учебное пособие / П. В. Кийко, Н. В. Щукина. — Омск: Омский ГАУ, 2021. — 83 с. — ISBN 978-5-89764-962-4. – Текст: электронный// Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/176591 (дата обращения: 15.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Красс М. С., Чупрынов Б. П. 2006 Математические методы и модели для магистрантов экономики: Учебное пособие. СПб: Питер. – 496 с.
8. Кремер Н. Ш. 2016 Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ.
9. Смирнова О. Б., Щукина Н. В. 2016 Задания к типовым расчетам по математическим дисциплинам (учебное пособие)/ М.-Берлин: Директ-Медиа, – 146 с. URL http://www.directmedia.ru/book_427343_zadaniya_k_tipovyim_raschetam_po_matematicheskim_distsiplinam
Рецензия
Для цитирования:
Кийко П.В. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(4):51-58. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-51-58
For citation:
Kiyko P.V. MATHEMATICAL MODELING AS A MEANS OF ACTIVATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF FINANCIAL AND ECONOMIC SPECIALTIES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(4):51-58. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-51-58