Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

НОВЫЙ ФОРМАТ ПРИНЦИПА «НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ»

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-59-66

Аннотация

Авторами статьи выдвинут тезис о том, что в современных условиях изменился формат принципа «наглядность в обучении». Ими утверждается, что принцип наглядности в обучении прошел через следующие этапы: классический, визуальный, когнитивно-визуальный; инфографический. Выделение данных этапов связано с тенденцией расширения поля деятельности данного принципа. Рассматривая классический этап, авторы статьи дают понятие, выделяют функции и виды учебной наглядности, которые со времен Я.А. Коменского относят к привычным вариантам наглядности в обучении. Выделяя визуальный этап, авторы статьи приводят виды визуальных представлений, которые стали ложиться в основу появления новых учебных образов при предъявлении учебного материала обучающимся. Когнитивно-визуальный этап выделился, благодаря исследованиям В. А. Далингера, и представляет новую ступень расширения принципа наглядности обучения через использование потенциальных возможностей визуального мышления. Инфографический этап стал возможен благодаря использованию новой техники в современном образовательном процессе, появлению графических редакторов, которые расширили границы наглядности в обучении. Интересной находкой авторов стало то, что они связывают каждый этап расширения принципа наглядности в обучении с появлением определенного вида педагогической культуры, которые именуют следующим образом: иллюстративная культура педагога, педагогическая культура визуализации, инфографическая культура педагога. Отдельно ими фиксируется когнитивный компонент педагогической культуры визуализации учебного материала. Также ими предложены определение каждого из обозначенных видов педагогической культуры, расшифрованы теоретические основания, умения и навыки, необходимые педагогу для реализации каждого из приведенных видов педагогической культуры.

Об авторах

С. В. Матюшенко
ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России»
Россия

Матюшенко Светлана Владимировна, доктор педагогических наук; доцент; старший преподаватель кафедры уголовного процесса

644090, г. Омск, пр. Комарова, д. 7



О. О. Князева
НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (Омский филиал)
Россия

Князева Оксана Олеговна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общего менеджмента

644042, г. Омск, пр. Карла Маркса, д. 18, корп. 10, помещение 8П



Список литературы

1. Артемов, В. А. Психология наглядности при обучении. — Москва : Просвещение, 2008. — 256 с. — Текст : непосредственный.

2. Далингер, В. А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике : учеб. пособие/ В. А. Далингер. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 1999. – 156 с. — Текст : непосредственный.

3. Касьянов, В. Н. Визуализация графов и графовых моделей / В. Н. Касьянов, Е. В. Касьянова. — Новосибирск: Сибирское Научное Издательство, 2010. — 123 с. — Текст : непосредственный.

4. Князева, О. О. Реализация когнитивно-визуального подхода в обучении старшеклассников началам математического анализа : дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 : защищена 24.12.03 : утв. 21.05.04 / Князева Оксана Олеговна. – Омск, 2003. – 204 с. — Текст : непосредственный.

5. Лаптев, В. В. Изобразительная статистика. Введение в инфографику: учебник/ В. В. Лаптев. – Санкт-Петербург : Эйдос, 2015. – 180 с. — Текст : непосредственный.

6. Чермит, К. Д., Бгуашев, А. Б., Бузаров, К. И., Берсиров, Б. М. Предикаты принципа наглядности и качество их реализации в современной педагогике / К. Д. Чермит, А. Б. Бгуашев, К. И. Бузаров, Б.М. Берсиров. — Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. — Серия 3 : Педагогика и психология. — 2014. — № 4 (146). — С. 90-95.

7. URL: https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-vospitanija/printsip-i-vidy-nagljadnosti/ (дата обращения: 06.06.2022). — Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. — Текст : электронный.


Рецензия

Для цитирования:


Матюшенко С.В., Князева О.О. НОВЫЙ ФОРМАТ ПРИНЦИПА «НАГЛЯДНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(4):59-66. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-59-66

For citation:


Matyushenko S.V., Knyazeva O.O. A NEW FORMAT OF THE PRINCIPLE «VISIBILITY IN LEARNING». Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(4):59-66. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-59-66

Просмотров: 292


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)