ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ АГРАРИЕВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-87-92
Аннотация
В статье излагаются аспекты формирования общепрофессиональных компетенций, в частности общепрофессиональной компетенции ОПК-1, посредством изучения высшей математики; раскрываются особенности методики применения задач следующих типов: задачи профильного содержания, кейс задачи, задача-ситуация, являющихся основным средством оценивания сформированности соответствующих индикаторов достижения компетенции: ИД-1, ИД-2, ИД-3. Целью исследования является разработка содержания критериев и оценочных средств для объективной оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции студента на основе диагностики соответствующих индикаторов на разных этапах освоения высшей математики. В работе проанализированы учебные издания по высшей математике на наличие задач для объективной оценки уровня сформированности общепрофессиональной компетенции (ОПК-1), обозначена проблема разработки содержания критериев и оценочных средств для формирования общепрофессиональных компетенций. Авторами приведены примеры задач по высшей математике, призванные сформировать навыки по выявлению и определению проблемы, выбору методов исследования, сбору данных, анализу полученной информации, интерпретации результата и осуществлению переноса фундаментальных знаний на язык профессиональной деятельности, прогнозирование дальнейших действий. Результаты статьи могут быть использованы в учебном процессе преподавателями математических дисциплин в высших учебных заведениях. Авторы статьи пришли к следующим выводам: для формирования общепрофессиональной компетенции ОПК-1 недостаточно научиться лишь определять нужную формулу, подставить в нее необходимые данные, проводить расчеты, важно уметь выдвинуть и сформулировать проблему, гипотезу, выбрать методы исследования, проанализировать результат, уметь интерпретировать данные, обосновать полученные выводы, осуществить прогноз изучаемого процесса или явления.
Об авторах
Н. В. ЩукинаРоссия
Щукина Наталья Викторовна, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
644008, г. Омск, ул. Институтская площадь,1
О. Б. Смирнова
Россия
Смирнова Оксана Борисовна, старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
644008, г. Омск, ул. Институтская площадь,1
Список литературы
1. Березина, Н. А. Математика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Н. А. Березина, Е. Л. Максина. - Электрон. текстовые дан. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 175 с. – Текст : электронный.
2. Кийко, П. В., Инновационные аспекты изучения эконометрики / П.В. Кийко, Н.В. Щукина. – Текст : электронный // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. № 4 (7). – 2016. – С. 22. – URL: https://e-journal.omgau.ru/ (дата обращения: 10.10.2022).
3. Kiyko P. V., Shchukina N. V. 2017 Teaching methodology of econometric modeling with the help of interactive teaching methods Kiyko P.V., Shchukina N.V. International Journal of Economic Research. Т. 14. № 7. С. 59-75.
4. Комогорцев, В. Ф. Математика и математическая статистика: учебное пособие для бакалавров по направлению подготовки 35.03.03, 35.03.04, 35.03.07 / В.Ф. Комогорцев. – Брянск: Изд-во Брянский ГАУ, 2019. – 164 с. – Текст : непосредственный.
5. Назаров А. И. Курс математики для нематематических специальностей и направлений бакалавриата : учеб. пособие для студентов вузов / А. И. Назаров, И. А. Назаров. - 3-е изд., испр. - СПб. ; М. ; Краснодар : Лань, 2011. - 576 с. – Текст : непосредственный.
6. Оlga Korchinskaya, Irina Ivanova, Natalia Shchukina, Marjana Mendziv 2019 Business Games as a Teaching Strategy for Delivering a Practice-Oriented Course in Mathematics at Agricultural University // Proceedings of the International Scientific Conference The Fifth Technological Order: Prospects for the Development and Modernization of the Russian Agro-Industrial Sector (TFTS 2019) (ISSN 2352-5398). Atlantis Press https://doi.org/10.2991/assehr.k.200113.202
7. Смирнова, О. Б. Задания по теории вероятностей и математической статистике : учебное пособие / О. Б. Смирнова, Н. В. Щукина. — Омск : Омский ГАУ, 2020. — 84 с. — ISBN 978-5-89764-924-22. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/159612 (дата обращения: 20.11.2022). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата: 35.03.04 Агрономия. – Текст : электронный. – URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 10.10.2022).
9. Шипачев, В. С. Высшая математика [Электронный ресурс] : учебник / В.С. Шипачев. - Электрон. текстовые дан. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 479 с. – Текст : электронный.
Рецензия
Для цитирования:
Щукина Н.В., Смирнова О.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ АГРАРИЕВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(4):87-92. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-87-92
For citation:
Щукина Н.В., Смирнова О.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ АГРАРИЕВ ПОСРЕДСТВОМ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(4):87-92. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-87-92