ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-30-39
Аннотация
Спровоцированный пандемий коронавируса переход российской высшей школы на дистанционное обучение заставил педагогов искать эффективные педагогические технологии, способствующие повышению качества образования и развитию мотивации студентов, в том числе к овладению иностранными языками. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей использования видеоматериалов сети Интернет для аудиторной и внеаудиторной работы в процессе обучения иностранному языку в техническом вузе. Актуальность исследования детерминирована следующими причинами. Во-первых, на сегодняшний день видеохостинг YouTube является крупнейшей видеоплатформой в мире, содержащей миллионы часов обучающего контента. Во-вторых, в отличие от зарубежной педагогической практике, где данный видеохостинг активно используется как обучающий ресурс, в отечественной науке возможности применения YouTube на занятиях в российских образовательных учреждениях изучены недостаточно. Нами было доказано, что систематическое использование видеоматериалов сети Интернете в процессе иноязычной подготовки будущих инженеров железнодорожного транспорта способствует пополнению словарного запаса студентов профессионально-ориентированной лексикой; совершенствованию навыков аудирования, монологической и диалогической речи; формированию устойчивой мотивации к овладению иностранным языком и стремлению к его самостоятельному изучению во вне учебное время для устранения имеющихся пробелов в знаниях. Аутентичные видеоматериалы целесообразно применять как на первом курсе при обучении General English, так и старших при обучении профессионально-ориентированному языку. Обладая множеством дидактических достоинств, YouTube, однако, не лишен и недостатков. В частности, избыточный просмотр видеороликов приводит к возрастанию нагрузки на зрение и утомляемости обучаемых. Также необходимо иметь в виду, что корректному восприятию информации может помешать изобилие сленговых выражений, акцент или особенности речи блогера. В целом, к выбору видео для занятия преподаватель должен подходить максимально вдумчиво и помнить, что использование YouTube на занятиях по иностранному языку должно выступать в качестве вспомогательного, а не основного средства изложения учебного материала.
Об авторах
О. В. МаруневичРоссия
Маруневич Оксана Викторовна, кандидат филологических наук, доцент, доцент Департамента иностранных языков
141701, г. Долгопрудный, Институтский пер., 9
А. С. Гампарцумов
Россия
Гампарцумов Артем Семенович – кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков
344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2
Список литературы
1. Варавва, М. Ю. Ценность и специфика научного знания как экономического ресурса / М. Ю. Варавва // Вестник ИЭ РАН. – 2017. – № 4. – С. 77-89. – Текст: непосредственный.
2. Егорова, Н С. YouTube – популярный интернет-сервис для досуга и образования молодежи / Н.С. Егорова // Инновационные подходы к работе с молодежью: Сборник материалов II Профессионального форума «Инновационные подходы к работе с молодежью» / Под общ. ред. Н.Д. Бобковой. – Курган: Курганский государственный университет, 2015. – С. 64-68. – Текст: непосредственный.
3. Зинина, В. Е. Использование материалов видеохостинга Youtube на уроках математики / В. Е. Зинина, А. В. Башаева, Е. И. Иванкова // Математика и математическое образование: современные тенденции и перспективы развития: Сборник научных трудов по материалам II заочной Всероссийской научно-практической конференции. – Саранск: Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева, 2017. – С. 134-138. – Текст: непосредственный.
4. Карякина, К. А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента / К.А. Карякина. – Текст: электронный // Электронный научный журнал «Медиаскоп». – 2010. – Вып. 1. – URL:mediascope.ru/node/524 (дата обращения: 15.06.2022).
5. Кононенко, А. П. Преподавание иностранных языков в вузах с использованием онлайн-платфом / А.П. Кононенко, Л.А. Недосека // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 9. – С. 19-21. – Текст: непосредственный.
6. Леонтьева, Т. П. Видеотехнологии в процессе подготовки студентов языкового вуза к межкультурному общению / Т.П. Леонтьева // Язык и культура. – 2008. – № 4. – С. 81-88. – Текст: непосредственный.
7. Маруневич, О. В. Лингводидактические аспекты формирования иноязычной профессионально-ориентированной лексической компетенции у обучающихся транспортного вуза / О.В. Маруневич, Н.А. Малишевская // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70 (4). – С. 241-245. – Текст: непосредственный.
8. Маруневич, О. В. Особенности применения электронных кейсов при обучении иностранному языку студентов юридических и экономических специальностей: методический и педагогический аспекты / О.В. Маруневич, О.Б. Симонова // Самарский научный вестник. – 2021. – Т. 10. – № 2. – С. 281-285. – DOI:10.17816/snv2021102310. – Текст: непосредственный.
9. Морозова, М. А. Использование видео сервиса YouTube на занятиях по иностранному языку / М.А. Морозова, С.А. Климова // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 819-821. – Текст: непосредственный.
10. Нечай, О. О. Использование видеохостинга YouTube в обучении иностранному языку / О.О. Нечай // Проблемы педагогики. – 2018. – № 5(37). – С. 39-42. – Текст: непосредственный.
11. Одарюк, И. В. Из опыта дистанционного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей / И.В. Одарюк, А.Ю. Войкина, А.А. Одарюк // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 9-2(51). – С. 158-161. – Текст: непосредственный.
12. Пац, М. В. YouTube как обучающий ресурс (иностранный язык, неязыковой вуз) / М.В. Пац, Ю.В. Ежова// International Journal of Humanities and Natural Sciences. – 2020. – Vol. 7-2 (46). – С. 36-39. – DOI:10.24411/2500-1000-2020-10880. – Текст: непосредственный.
13. Савченко, И. В. Некоторые аспекты непрерывного образования инженерных кадров на железных дорогах / И. В. Савченко, Ю. В. Новикова //Электронный научный журнал Крымский научный вестник. – 2015. – № 6. – С. 257-266. – Текст: непосредственный.
14. Черкасова, Л. Н. Специфика систем образования России и Китая в рамках мировой цифровизации / Л.Н. Черкасова, А.С. Гампарцумов // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2020. – № 3(46). – С. 81-87. – Текст: непосредственный.
15. Чернявский, А. А. Использование YouTube в процессе обучения иностранному языку / А.А. Чернявский, И. П. Воловикова // Межкультурная коммуникация и профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам. Материалы VII Международной научной конференции, посвященной 92-летию образования Белорусского государственного университета. – Минск: БГУ, 2013. – С. 283-285. – Текст: непосредственный. – Текст: непосредственный.
16. Шефиева, Э. Ш. Использование искусственного интеллекта в образовательном процессе высших учебных заведений (на примере обучения иностранным языкам) / Э.Ш. Шефиева, Т.Е. Исаева // Общество: социология, психология, педагогика. – 2020. – № 10 (78). – С. 84-89. – Текст: непосредственный.
17. Kumar, N. YouTube as a Source of Information on Left Ventricular Assist Devices // N. Kumar, K. Abdullah, N. Garg // Journal of Cardiac Failure. – 2014. – Vol. 20(8S). – pp. S84-S85. – DOI:10.1016/j.cardfail.2014.06.240. – Text: unmediated.
18. Mukhopadhyay S. YouTube: A New Way of Supplementing Traditional Methods in Dental Education / S. Mukhopadhyay, E. Kruger, M. Tennant // Journal of Dental Education November. – 2014. – Vol. 78 (11). – pp. 1568-1571. – Text: unmediated.
19. Sandvine releases 2021 Mobile Internet Phenomena Report: YouTube is over 25% of all mobile traffic. – Text: electronic. – URL: https://www.sandvine.com/press-releases/sandvine-releases-2021-mobile-internet-phenomenareport-youtube-is-over-25-of-all-mobile-traffic (date of access: 16.06.2022).
20. The Global State of Digital 2022. – Text: electronic. – URL: https://www.hootsuite.com/resources/digitaltrends (date of access: 16.06.2022).
21. Yaylaci S. Are YouTube videos accurate and reliable on basic life support and cardiopulmonary resuscitation? / S. Yaylaci, M. Serinken, C. Eken // Emergency Medicine Australasia. – 2014. – Vol. 26(5). – pp. 474-477. – DOI:10.1111/1742-6723.12274. – Text: unmediated.
22. YouTube Users Statistics 2022. – Text: electronic. – URL: https://www.globalmediainsight.com/blog/youtube-users-statistics/ (date of access: 16.06.2022).
23. YouTube собрал статистику аудитории России. – Текст: электронный. – URL: http://www.avertmedia.ru/news/news-63.html (дата обращения: 18.06.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Маруневич О.В., Гампарцумов А.С. ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(4):30-39. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-30-39
For citation:
Marunevich O.V., Gampartsumov A.S. POTENTIAL OF USING INTERNET VIDEO MATERIALS IN TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT A TECHNICAL UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(4):30-39. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-4-30-39