РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В данной статье говорится о нейропсихологическом подходе, как инновационном методе в обучении чтению на иностранном языке. Раскрываются такие понятия как нейропсихология, дислексия, гнозис в рамках педагогического и нейролингвистического аспектов. Выявляются предпосылки и причины использования нейропсихологического подхода при обучении чтению на иностранном языке людей с признаками дислексии. Обосновывается актуальность использования инновационных методов не только при обучении чтению на родном языке, но и на иностранном, в нашем случае это романская группа языков. Объясняется влияние мозга на высшие процессы психики и поведения человека, такие как мышление, речь, память, восприятие, и, следовательно, на образовательную деятельность. Поясняется, в связи с чем, указанный феномен привлекает особое внимание педагогов с целью улучшения качества обучения. Результатом данной работы является разработка комплекса упражнений для корректировки и профилактики трудностей при чтении на французском и немецком языках согласно научным достижениям таких нейропсихологов-практиков, как А. Е. Соболева, Т. Ю. Паневежская, Ж. М. Глозман, Т. Г. Визель и др. Представляется возможным использовать опыт апробации данных упражнений при обучении чтению и письму на типичных иностранных языках в любой возрастной категории.
Статья посвящена анализу мотивации студентов неязыкового высшего учебного заведения (на примере обучающихся первого и второго курсов ФГБОУ ВО «СГУС») к изучению иностранного языка. Выделяется и рассматривается как важнейший компонент изучения иностранного языка пополнение словарного запаса студентов в контексте их будущей профессии, рассматриваются традиционные способы контроля освоения профессионально значимой иноязычной лексики, также сравнительно более инновационный электронный контроль в форме онлайн тестов. Анализируется успеваемость обучающихся и их субъективное отношение к изучению иностранного языка, оценке собственных знаний и инновационным методам контроля. Работа является частью исследования познавательной мотивации студентов неязыкового вуза и влияния на нее оценочных средств, и ее итогом стало решение использовать электронный контроль знаний наряду с традиционными методами контроля при преподавании иностранного языка в Смоленском государственном университете спорта.
Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).
Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.
Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.
В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.
В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.
В статье приведены такие апробированные методы обучения, как лекция-дискуссия, тренинг, работа с аутентичными материалами для чтения, проблемные методы, и представлены итоги проведенных авторами научного исследования диагностик обучающихся. Целью работы является системный анализ реализации профессионального акцента в преподавании непрофильных дисциплин для студентов-инженеров и обобщение продуктивного профессионального опыта по преподаванию гуманитарных дисциплин для студентов технического профиля в системе высшего образования в России. В ходе работы была изучена научная литература, проведена рефлексия опыта преподавания гуманитарных дисциплин в системе высшего образования инженерно-технических специальностей. Использовались такие методы, как дедукция, индукция, опрос, психологическое тестирование, систематизация, абстрагирование, анализ, обобщение. Авторы статьи пришли к выводу, что эффективное использование профессионального акцента создает условие для более успешного формирования коммуникативной и профессиональной компетентности будущих инженеров, способствует улучшению качества освоения профильных инженерных дисциплин и повышению мотивации к обучению. Полученные положительные результаты позволили сформулировать ряд рекомендаций для успешной реализации предложенных методов, которые могут быть применены на лекционных и практических занятиях по психологии и иностранному языку со студентами технического профиля.
Целью данной статьи является обоснование выбора эффективных способов устранения проявлений профессиональной деформации в преподавательской сфере с учетом причин, способствующих их возникновению. Объектом исследования является преподавательская среда высшей школы, а предметной областью профессиональная деформация деятельности преподавателя, требующая выявления действительных причин формирования деформаций и использования соответствующего комплекса мер для устранения их негативных проявлений. Методологическую основу статьи составили такие методы как анализ источников, опубликованных исследовательских данных, моделирование. В результате проведенного анализа обоснована необходимость учета причин, вызывающих профессиональную деформацию, для повышения эффективности методов устранения. Полученные результаты могут применяться преподавателями на любом этапе реализации профессиональной деятельности.
РАЗДЕЛ II. РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Целевая направленность проведенного исследования заключается в обосновании методического подхода к определению и обоснованию специфических признаков экономической политики научно-технологического развития региона в условиях становления технологического суверенитета. Теоретической основой исследования приняты концептуальные принципы современных теорий научно-технологического развития и теории конкурентных преимуществ. Основными методами, ориентированными на достижение результатов исследования, определены: систематизации, обобщения, балансовый, графический, конструирования и критериев выбора используемых технологий. Методологический базис исследования составили основополагающие принципы воспроизводственного, процессного и территориального подходов. К результатам теоретической направленности следует отнести выявление и обоснование специфических признаков экономической политики научно-технологического развития регионов, а также систематизация преимуществ, позволяющих проводить оценивание региональных ситуаций в соответствии с принимаемыми решениями субъектами региональной экономики. В качестве результатов практической направленности следует рассматривать аналитическое и графическое оценивание специфических признаков экономической политики научно-технологического развития региона, направленные на формирование современных системных характеристик, принимая во внимание не только сущностные параметры научно-технологических процессов, а также их содержательную составляющую. Направлением использования результатов исследования необходимо рассматривать потенциальную возможность продвижения и развития научно-технологических процессов, а также оценку научно-технологического потенциала региона.
В статье рассматривается понятие геймификации в контексте маркетинговых коммуникаций, анализируются его возможности и ограничения. Геймификация, как инструмент привлечения и удержания клиентов, позволяет использовать игровые техники в неигровых процессах, таких как продвижение товаров и услуг. Автор исследует, как геймификация может повысить вовлеченность аудитории, стимулировать лояльность и улучшить взаимодействие с брендом.
Статья посвящена исследованию геймификации как инновационного инструмента маркетинговых коммуникаций. Рассматриваются теоретические аспекты понятия, механизмы внедрения игровых элементов в рекламные кампании, выявляются возможности и ограничения данной стратегии. Особое внимание уделено влиянию геймификации на потребительское поведение, лояльность аудитории и эффективность продвижения брендов.
Геймификация становится одним из ключевых направлений развития современной рекламы и маркетинга. Статья представляет всесторонний обзор возможностей и ограничений использования игровых технологий в коммуникационных процессах организаций. Подробно раскрывается понятие геймификации, приводится классификация основных форматов ее реализации. Кроме того в статье представлен анализ, направленный на выявление эффективных подходов к внедрению игровых элементов в маркетинговые стратегии, а также на оценку их влияния на потребительское поведение.
Статья посвящена анализу состояния и перспектив социально-экономического развития Омской области, одного из субъектов Российской Федерации. Исследование актуально в контексте оценки региональной экономики и планирования будущих стратегий, особенно на фоне экономического давления и пересмотра внешнеэкономических связей. Целью работы является выявление сильных и слабых сторон экономики региона и формирование прогнозных оценок на основе данных за 2023-2024 гг. Для достижения цели решаются задачи по обработке статистических данных из официальных источников и проведению сопоставительного анализа с показателями других субъектов Сибирского федерального округа.
Новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу экономических показателей Омской области, включая промышленное производство, сельское хозяйство, строительную отрасль и демографические данные. Особое внимание уделяется сравнению региональных данных с общероссийскими показателями и показателями СФО, что позволяет выявить специфику экономического развития региона. Автором на основе проведенного анализа выделяются ведущие отрасли региональной экономики, такие, как промышленное производство и сельское хозяйство, и проблемные сферы, требующие особого внимания — строительная отрасль и недостаточно активная инвестиционная политика. В выводах даются рекомендации по разработке перспективного планирования развития экономического комплекса Омской области с учетом проведенного анализа.
Результаты исследования могут быть полезны для разработки стратегий устойчивого развития Омской области и других регионов России.
Статья посвящена актуальным вопросам трансформации в условиях перехода к цифровизации и соответствующего формирования цифровых систем, развития искусственного интеллекта и внедрения информационных технологий. В статье рассматривается эволюция цифровой экономики, а также анализируются изменения в российской экономической системе, вызванные процессами цифровизации. Авторами, рассмотрены и систематизированы виды и типы цифрового взаимодействия, определяющих экономическую природу сущностных характеристик участников цифровых отношений. Определены факторы, влияющие на процессы динамики цифровой трансформации. Оценивая цифровизацию экономики, акцент делается на цифровое взаимодействие и цифровую трансформацию экономической системы. Цифровое взаимодействие — это эволюция рыночного взаимодействия, основанное на сегментирование субъектов цифровой экономики. В статье рассмотрены наиболее важные аспекты практики развития цифровой трансформации. Динамика цифровой трансформации определяется факторами повышения цифровой грамотности, формирования цифровых стандартов и государственной поддержкой процессов цифровизации. Эффектом цифровой трансформации является не только повышение конкурентоспособности компаний, но появление таких категорий как электронные услуги, цифровые деньги и экосистемы. В заключении сформирован вывод о направлениях модернизации подходов к государственному и корпоративному управлению процессами цифровизации.
Развитию цифровой экономики наравне с вопросами обеспечения продовольствием населения уделяется внимание во всем мире. Однако ввиду недостаточности исследований в области влияния цифровизации на формирование рынков продовольствия не раскрыты механизмы государственной политики в вопросах обеспечения продовольственной безопасности. Статья посвящена разработке рекомендаций для региональных властей в рамках внедрения цифровых инструментов в сферу регулирования рынков продовольствия. Методологической базой исследования послужили теории формирования рынков. В ходе исследования использованы эконометрические методы анализа панельных данных. Информационную базу исследования составили статистические данные, характеризующие степень цифровизации экономики, индексы цен на продовольствие, темпы развития производства за период 1991–2022 гг. В ходе исследования выдвинута гипотеза о том, что активизация развития процесса цифровой трансформации приведет к повышению эффективности продовольственных рынков региона, а также удовлетворению потребностей разных сегментов потребителей в отношении цены и качества. Было выявлено, что цифровые процессы в экономике (в том числе инвестиции в сферу информационных технологий) не влияли на индекс производства и продовольственную безопасность, при этом значимы в процессе формирования цен на продовольствие. Предложенный подход изучения степени влияния факторов цифровизации на формирование цен на продовольственные товары позволит разработать мероприятия по улучшению положения потребителей и повышению эффективности производства. В статье выявлены ключевые факторы цифровизации, воздействие на которые позволит усилить процессы интеграции регионов и решить проблемы продовольственного обеспечения.
Статья посвящена изучению участия вертикально-интегрированных структур нефтехимической промышленности в формировании и развитии кооперационных взаимодействий в Омской области. В качестве концептуальной базы материал статьи ориентирован на эволюционную экономико-пространственную теорию. Для проведения исследования использованы научные методы конструирования понятий, обобщения и описания, а также метод анализа материалов. По теоретико-методологической части исследования дано определение региональных вертикально-интегрированных структур. Основные результаты исследования сводятся к обоснованию региональных вертикально-интегрированных структур и определению их признаков. Выделены основные кооперационные цепочки, в которых участвуют региональные вертикально-интегрированные структуры, представляющие нефтехимическую отрасль промышленности Омской области. Отмечено соответствие функционирования региональных вертикально-интегрированных структур нефтехимической отрасли экспортоориентированной и кооперационной направленности, обозначенной в целях Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2030 года, и высокий вклад предприятий рассматриваемых бизнес-структур в обеспечение текущей социально-экономической устойчивости и экспортного потенциала омского региона. Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития кооперационных связей с участием региональных вертикально-интегрированных структур нефтехимической отрасли Омской области в интересах обеспечения стратегического конкурентного регионального развития, усиления позиций региона на российском и международном рынках.
В данной статье рассматривается влияние теорий конкурентоспособности на возможность отечественных компаний успешно конкурировать на внутреннем рынке, что в свою очередь, является важным фактором для обеспечения технологического суверенитета. Задачи: проанализировать этапы развития теорий конкурентоспособности и источники конкурентных преимуществ; показать возможности, открывающиеся перед компаниями в цифровой экономике; оценить деятельность технологических компаний и госкорпораций, применяющих на практике концепции конкурентоспособности. Методология: общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации с применением системного анализа. Результаты: показано, что эволюция теорий конкурентоспособности отражает изменения в условиях хозяйствования; конкурентные преимущества сегодня — способность компаний к адаптации, сотрудничеству, инновациям, созданию ценности; доказано, что вызовы, с которыми сталкиваются компании, заставляют их акцентировать внимание на новых теоретических концепциях, исследовать их и адаптировать к новым требованиям рынка для достижения конкурентных преимуществ. Выводы: исследование показывает, что эволюция теорий конкурентоспособности представляет динамический процесс; реализуя теории на практике современные компании могут достигать устойчивых конкурентных преимуществ и решать задачи формирования основ перехода РФ на технологии технологического суверенитета.
В статье исследуется значимость фермерских хозяйств для развития малого и среднего аграрного бизнеса Омской области. Сделан акцент на определение приоритета фермерских хозяйств как основной составляющей малого и среднего агробизнеса региона. Методологической базой проведенного исследования стали приемы статистики и экономического анализа. Определен удельный вес аграрной продукции в разрезе различных категорий хозяйств Омской области. За период с 2021 по 2023 год доля фермерской продукции в регионе по отрасли растениеводства составила от 39,4% до 41,3%; по животноводству от 4,8% до 5,6%. Особое внимание уделено анализу посевных площадей сельскохозяйственных культур в разрезе категорий хозяйств. В результате проведенного исследования выявлено, что обрабатываемая фермерскими хозяйствами региона площадь составляет 47,7 % от всех посевных площадей Омской области. В статье представлены данные о динамике и объемах производства основных видов сельскохозяйственной продукции, что позволяет положительно оценить вклад фермерских хозяйств в общий объем сельскохозяйственного производства региона. Сделан вывод об основном приоритете крестьянских фермерских хозяйств в формировании ключевых производственных показателей отрасли растениеводства и потенциальных возможностях развития фермерами региона отрасли животноводства в составе производимой продукции субъектов малого и среднего агробизнеса.
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Целью исследования было изучение с правовой точки зрения причин возникновения демографического кризиса в Российской Федерации и правовых возможностей органов власти в рамках своих полномочий содействовать повышению рождаемости. Российская Федерация в настоящее время находится на пороге серьезного демографического кризиса. Преодоление критической ситуации с низким уровнем рождаемости — первостепенная задача государства. В процессе работы использовались формально-юридический, социологический, сравнительно-правовой, исторический методы. В статье на основе анализа работ ученых-исследователей и аналитических материалов по демографической ситуации в Российской Федерации были выявлены возможные причины возникновения демографического кризиса в нашей стране и предложены конкретные рекомендации по повышению численности народонаселения. Решение демографических проблем в современной России возможно только при реализации комплексного подхода: изменения политики государства в сфере брака и семьи; ликвидации вызвавших демографический кризис причин, в том числе инициированных из-за рубежа; совершенствования законодательства Российской Федерации; повышения уровня поддержки беременных женщин и семей с детьми. На основе анализа российского законодательства было определено, что предоставленные законодательством возможности для содействия росту рождаемости используются недостаточно эффективно, поскольку не учитывают глубинных причин возникновения демографических проблем.
В статье рассматривается генезис наследственного договора и его разветвление в различных правопорядках, с использованием сравнительно-правового метода. Подготовленный обзор должен служить основой для понимания правовой природы наследственного договора, формирования соответствующей законодательной базы, а также ее толкования, в том числе в процессе правоприменения. Автор приходит к выводам, что отношение к наследственному договору с древних времен было неоднозначным, при этом причиной во все времена остается его «аморальность» (недопустимость «безотзывности»), подверженная скорее культурным факторам, нежели строгости юридических конструкций. Установлено, что наследственные отношения объективно требуют договорного регулирования, поэтому практические потребности гражданского оборота в различных правопорядках так либо иначе удовлетворяются различными аналогами, либо уникальными версиями наследственного договора.