ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-977
Аннотация
В статье приведены такие апробированные методы обучения, как лекция-дискуссия, тренинг, работа с аутентичными материалами для чтения, проблемные методы, и представлены итоги проведенных авторами научного исследования диагностик обучающихся. Целью работы является системный анализ реализации профессионального акцента в преподавании непрофильных дисциплин для студентов-инженеров и обобщение продуктивного профессионального опыта по преподаванию гуманитарных дисциплин для студентов технического профиля в системе высшего образования в России. В ходе работы была изучена научная литература, проведена рефлексия опыта преподавания гуманитарных дисциплин в системе высшего образования инженерно-технических специальностей. Использовались такие методы, как дедукция, индукция, опрос, психологическое тестирование, систематизация, абстрагирование, анализ, обобщение. Авторы статьи пришли к выводу, что эффективное использование профессионального акцента создает условие для более успешного формирования коммуникативной и профессиональной компетентности будущих инженеров, способствует улучшению качества освоения профильных инженерных дисциплин и повышению мотивации к обучению. Полученные положительные результаты позволили сформулировать ряд рекомендаций для успешной реализации предложенных методов, которые могут быть применены на лекционных и практических занятиях по психологии и иностранному языку со студентами технического профиля.
Об авторах
Н. Г. ПопрядухинаРоссия
Попрядухина Наталья Григорьевна — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогики
г. Орск, пр. Мира, 15А
О. Л. Уткина
Россия
Уткина Ольга Леонидовна — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков
г. Орск, пр. Мира, 15А
Список литературы
1. Agamben G. Nudità. Roma : Nottetempo, 2009. 60 p.
2. Kiryakova A. V. Advanced training as a tool for innovative management in regional education // Higher education in Russia. 2019. Vol. 28, Iss. 7. P. 160–167.
3. Каргапольцева Н. А. Социализация личности и ценности современного образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2. С. 174–180.
4. Рындак В. Г. Педагогика счастья: как учить и учиться быть счастливым. Оренбург : Оренбургский государственный педагогический университет, 2020. 179 с.
5. Ahmetzhanova G. V. Humanitarian education in postindustrial society: experience of competence approach in university // Education Environment for the Information Age. 2017. P. 17–25.
6. Sorokoumova S. N. Ideas of education in the space of cultural meanings // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Grozny, 2020. P. 2542–2546.
7. Partington R. AI Apocalypse could Take away almost 8m Jobs in UK [Электронный ресурс] // The Guardian. 27.03.2024 URS: https://www.theguardian.com/international
8. Sandhu S. Literary Theory for Robots [Электронный ресурс] // The Guardian. 28.03.2024 URS: https://www.theguardian.com/international
9. Tobin L. AI-powered Robots Learn to Stand on their Own Two Feet [Электронный ресурс] // The Times. 24.03.2024. URS: https://www.thetimes.com
10. Saunders T. Apple Abandons Electric Car Project [Электронный ресурс] // The Times. 28.02.2024. URS: https://www.thetimes.com
11. Parsons K. AI Mania is Cooling as Silicon Valley plays the Long Game [Электронный ресурс] // The Times. 18.02.2024. URS: https://www.thetimes.com
12. Cowie I. AI Today is what Steel was in 1856 [Электронный ресурс] // The Times. 28.02.2024. URS: https://www.thetimes.com
13. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование. 2002. № 2. С. 42–45.
Рецензия
Для цитирования:
Попрядухина Н.Г., Уткина О.Л. ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-977
For citation:
Popryadukhina N.G., Utkina O.L. EFFECTIVE METHODS OF TEACHING OF HUMANITARIAN SUBJECTS FOR ENGINEERING STUDENTS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-977