АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ В БИЛИНГВАЛЬНЫХ КЛАССАХ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-978
Аннотация
В статье рассматриваются методические подходы к обучению информатике в билингвальных классах. Целью исследования является выявление эффективных стратегий преподавания информатики в условиях двуязычной образовательной среды, способствующих развитию как предметных, так и языковых компетенций учащихся. В работе использованы методы теоретического анализа научной литературы, сравнительный анализ, обобщение отечественного и зарубежного опыта. Рассмотрено влияние билингвального образования на когнитивное развитие учащихся, в том числе на исполнительные функции, внимание, критическое и гибкое мышление. Определены ключевые трудности, связанные с недостаточной академической языковой подготовкой, межъязыковой интерференцией, дефицитом адаптированных материалов и цифровых ресурсов. Описаны эффективные методические подходы: интегрированное обучение предмету и языку, транслянгвизм, дискурсивный подход, проектное обучение и использование игровых и цифровых технологий. Представлены примеры их реализации в образовательном процессе. Предложены рекомендации по профессиональной подготовке учителей, интеграции современных платформ и поддержке языкового разнообразия. Полученные результаты могут быть использованы при проектировании билингвальных курсов по информатике и при разработке методических материалов для школ с многоязычным обучением.
Об авторе
С. А. КалиниченкоКазахстан
Калиниченко Светлана Александровна — аспирант
г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. An J., Macaro E., Childs A. Language focused episodes by monolingual teachers in English Medium Instruction science lessons. Journal of Immersion and Content-Based Language Education. 2019. 7 (2). Pp. 166–191. DOI: 10.1075/jicb.18019.an.
2. Oattes H., Oostdam R., De Graaff R., Fukkink R., Wilschut A. Content and Language Integrated Learning in Dutch bilingual education: How Dutch history teachers focus on second language teaching. Dutch Journal of Applied Linguistics. 2018. 7 (2). Pp. 156–176. DOI: 10.1075/dujal.18003.oat.
3. Tan M. Mathematics and science teachers’ beliefs and practices regarding the teaching of language in content learning. Language Teaching Research. 2011. 15 (3). Pp. 325–342. DOI: 10.1177/1362168811401153.
4. Данилова Т. А. Билингвальное обучение в контексте интеграции в глобальную образовательную парадигму. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/160070
5. Бабич И. М., Омарова В. К. и др. Интеграция IBL и CLIL в подготовке будущих учителей к преподаванию естественных наук в условиях полиязычия. Образование и наука. 2021. № 2. С. 25–38. DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202102-8.
6. Миронова И. Н. Основные принципы и причины внедрения предметно-языкового интегрированного обучения. Труды МосГУ. 2018. № 1. С. 45–52. URL: https://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1221
7. Михеева Н. Ф. Билингвальное обучение и обучение иностранным языкам. Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. 2019. № 4. С. 33–41. URL: https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/19199
8. Бедебаева М. Е., Кадирбаева Р. И. Методика смешанного обучения школьному курсу информатики с применением подхода CLIL. Информатика и образование. 2021. № 3. С. 72–80. URL: https://ojs.ksu.edu.kz/index.php/3i/article/view/750
9. Кыдырбаева Г. Б., Стамбекова А. С. Отношение будущих учителей начальных классов к CLIL-технологиям в многоязычном образовании. Вестник НАН РК. 2022. № 4. С. 60–69. URL: https://journals.nauka-nanrk.kz/bulletin-science/article/view/6029
10. Bialystok E., Barac R. Cognitive effects of bilingualism: How linguistic experience leads to cognitive development. Cognitive Education and Research. 2013. 12. Pp. 13–23. URL: https://pmc.ncbi.nlm.nih.gov/articles/PMC3583091/pdf/cer-12-13.pdf
11. Duarte J. Translanguaging in mainstream education: A sociocultural approach. International Journal of Bilingual Education and Bilingualism. 2019. 22 (2). Pp. 150–164. DOI: 10.1080/13670050.2016.1231774.
12. Rubio-Alcalá F. D., Arco-Tirado J. L., Fernández-Martin F. D., López-Lechuga R., Barrios E., Pavón-Vázquez V. A systematic review on evidences supporting quality indicators of bilingual, plurilingual and multilingual programs in higher education. Educational Research Review. 2019. 27. Pp. 191–204. DOI: 10.1016/j.edurev.2019.03.003.
13. Grosjean F. Bilingual: Life and Reality. Harvard University Press, 2010. URL: https://www.hup.harvard.edu/catalog.php?isbn=9780674048874
14. Peal E., Lambert W. The relation of bilingualism to intelligence. Psychological Monographs. 1962. DOI: 10.1037/h0093840.
15. Bialystok E. Bilingualism: The good, the bad, and the indifferent. Bilingualism: Language and Cognition. 2009. DOI: 10.1017/S1366728908003477.
16. Bialystok E., Craik F. Cognitive and linguistic processing in the bilingual mind. Current Directions in Psychological Science. 2010. DOI: 10.1177/0963721409358571.
17. Bialystok E. Reshaping the mind: The benefits of bilingualism. Canadian Journal of Experimental Psychology. 2011. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4341987/
18. Diamond A. The evidence base for improving school outcomes by addressing the whole child and enhancing executive functions. Developmental Cognitive Neuroscience. 2010. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/10409289.2010.514522
19. Cummins J. BICS and CALP: Empirical and theoretical status of the distinction. In: Encyclopedia of Language and Education. 2008. DOI: 10.1007/978-0-387-30424-3_36.
20. Mechelli A., Crinion J. T., Noppeney U., O’Doherty J., Ashburner J., Frackowiak R. S., Price C. J. Structural plasticity in the bilingual brain. Nature. 2004. 431 (7010). P. 757. URL: https://www.nature.com/articles/431757a
21. Costa A., Hernández M., Sebastián-Gallés N. Bilingualism aids conflict resolution. Psychological Science. 2008. URL: https://www.researchgate.net/publication/6528551_Bilingualism_aids_conflict_resolution_Evidence_from_the_ANT_task
22. Kroll J. F., Bialystok E. Understanding the consequences of bilingualism for language processing and cognition. Journal of Cognitive Psychology. 2013. URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/20445911.2013.799170
23. Kharkhurin A. V. Multilingualism and Creativity. Multilingual Matters, 2012. URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.21832/9781847697967/html
24. Garbin G., Sanjuan A., Forn C., Bustamante J. C., Rodríguez-Pujadas A., Belloch V., Ávila C. Bridging language and attention: Brain basis of the impact of bilingualism on cognitive control. NeuroImage. 2010. 53 (4). Pp. 1272–1278. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1053811910012795
25. Marian V., Shook A. The cognitive benefits of being bilingual. Cerebrum: The Dana Forum on Brain Science. 2012. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3583091/
26. Valian V. Bilingualism and cognition. Wiley Interdisciplinary Reviews: Cognitive Science. 2015. URL: https://www.cambridge.org/core/journals/bilingualism-language-and-cognition/article/abs/bilingualism-and-cognition/CCC95B8238C4CDDD92B3ABFFCD0CF2AE
27. Garcia O., Lin A. M. Translanguaging in Bilingual Education. Springer, 2017. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-02258-1
28. Cenoz J., Gorter D. Multilingual Education: Between Language Learning and Translanguaging. Cambridge University Press, 2015. URL: https://www.cambridge.org/core/books/multilingual-education/5D5A6D5A6D5A6D5A6D5A6D5A6D5A6D5
29. Baker C. Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. Multilingual Matters, 2011. URL: https://www.multilingual-matters.com/page/detail/Foundations-of-Bilingual-Education-and-Bilingualism/?k=9781847693556
30. Hamers J. F., Blanc M. H. Bilinguality and Bilingualism. Cambridge University Press, 2000. URL: https://www.cambridge.org/core/books/bilinguality-and-bilingualism/9D6A6D6A6D6A6D6A6D6A6D6A6D6A6D6
31. Marian V., Spivey M. J. Competing activation in bilingual language processing. Bilingualism: Language and Cognition. 2003. URL: https://bilingualism.northwestern.edu/wp-content/uploads/2016/07/Marian-Spivey-2003.pdf
32. Valdés G., Fishman J. A., Chávez R., Pérez W. Developing Minority Language Resources. Multilingual Matters, 2014. URL: https://www.multilingual-matters.com/page/detail/Developing-Minority-Language-Resources/?k=9781783092444
33. Coyle D., Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press, 2010. URL: https://www.cambridge.org/core/books/clil/8CE6E9D2E6D8E5F4A9E6C7E9F4F8E5F4
34. Dalton-Puffer C. Discourse in Content and Language Integrated Learning (CLIL) Classrooms. John Benjamins Publishing, 2007. URL: https://benjamins.com/catalog/lllt.20
35. Genesee F. Educating English Language Learners. Cambridge University Press, 2004. URL: https://www.cambridge.org/core/books/educating-english-language-learners/1C127EB0BECE8AD9AFF90F153BFDE636
36. Lyster R. Learning and Teaching Languages Through Content. John Benjamins Publishing, 2007. URL: https://benjamins.com/catalog/lllt.18
37. Garcia O., Wei L. Translanguaging: Language, Bilingualism and Education. Palgrave Macmillan, 2014. URL: https://www.palgrave.com/gp/book/9781137385765
38. Meskill C. Online Teaching and Learning: Sociocultural Perspectives. Bloomsbury Publishing, 2013. URL: https://www.bloomsbury.com/uk/online-teaching-and-learning-9781441159458/
39. Kirriemuir J., McFarlane A. Literature review in games and learning. Futurelab Report. 2004. URL: https://www.researchgate.net/publication/32231341_Literature_Review_in_Games_and_Learning
40. Gee J. P. What Video Games Have to Teach Us About Learning and Literacy. Palgrave Macmillan, 2007. URL: https://www.palgrave.com/gp/book/9781403984531
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Калиниченко С.А. АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ИНФОРМАТИКЕ В БИЛИНГВАЛЬНЫХ КЛАССАХ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-978
For citation:
Kalinichenko S.A. ANALYSIS OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO TEACHING COMPUTER SCIENCE IN BILINGUAL CLASSROOMS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-978