Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ УНИКАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-976

Аннотация

В статье рассмотрены сущность профессионального воспитания, профессионально-творческих практик и их воспитательный потенциал в развитии уникальности специалиста. Цель работы – обосновать сущность профессионально-творческих практик в техническом вузе как фактора воспитания уникального специалиста. К используемым методам относятся анализ научной литературы, обобщение, систематизация, классификация, моделирование. Научная новизна исследования заключается в составлении типологии уникальных специалистов по направлениям воспитательной работы и разработки форм, этапов реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Определены направления воспитательной деятельности по организации работы со студентами как формирование комплексов личностных профессионально значимых качеств, составляющих уникальность специалиста, и представлены планируемые результаты в виде компетенций и метакомпетенций согласно типологии уникальных специалистов. Предложены система методико-педагогических инструментов и мероприятий профессионально-творческих практик, а также формы и этапы реализации программы практики как вариативной части учебного плана. Полученные результаты могут быть использованы при разработке теории профессионально-творческого воспитания, для написания методических рекомендаций преподавателям технических вузов, а также при организации внеаудиторной работы студентов. Материалы исследования могут быть также использованы для развития компетенций и метакомпетентностей студентов технического вуза, что будет способствовать формированию их личностных профессионально-значимых качеств.  

Об авторах

Е. Г. Ефимчук
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Ефимчук Елена Геннадьевна — старший преподаватель кафедры иностранных языков

г. Омск, пр. Мира, 5



Е. В. Цупикова
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

Цупикова Елена Викторовна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков

г. Омск, пр. Мира, 5



Список литературы

1. Данилаев Д. П., Маливанов Н. Н. Воспитание профессионально значимых качеств в системе инженерного образования // Высшее образование в России. 2024. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-professionalno-znachimyh-kachestv-v-sisteme-inzhenernogo-obrazovaniya (дата обращения: 30.04.2025).

2. Климов Е. А. Психология: воспитание, обучение. М., 2000. 367 с.

3. Птицына Е. В., Останина С. А. Культуровоспитывающая среда вуза как важный фактор профессиональной подготовки будущего учителя // Перспективы науки и образования. Междунар. электрон. науч. журнал. 2018. № 2 (32). С. 40–47.

4. Осипов П. Н. Воспитательная деятельность в инновационном вузе: учебное пособие. Казань: Изд-во «БРОНТО», 2019. 264 с.

5. Дроботенко Ю. Б., Макарова Н. С., Чекалева Н. В. Современные подходы к проблемам профессионального воспитания студентов педагогического вуза // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Т. 11. № 4. С. 30–38. DOI: 10.14529/ped190403.

6. Вяткина И. В., Хайруллина Э. Р., Махоткина Л. Ю. Педагогические условия профессионального воспитания будущих специалистов в техническом вузе: монография. Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. 196 с.

7. Макусев О. Н., Бакеева Л. В. Реализация принципов уникальности любого человека и открытости образовательно-воспитательных систем в системе высшего образования // Вестник Казанского технологического университета. 2014. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-printsipov-unikalnosti-lyubogo-cheloveka-i-otkrytosti-obrazovatelno-vospitatelnyh-sistem-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 28.04.2025)

8. Мокина А. Ю., Хоронько Л. Я. Творческая практика как компонент развития профессиональных компетенций у студентов-прикладников // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 1А. С. 474–481.

9. Комиссарова Т. С., Каминская Н. Д., Эртман Е. В. Развитие социокультурной активности студентов: творческие практики в образовательном пространстве вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2018. № 2. С. 278–290.

10. Николина В. В., Фефелова О. Е. Социокультурная практика в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. С. 190–201.

11. Гавра Д. П., Байер Ю. П. Социальные типологии творческих практик // Управленческое консультирование. 2022. № 9. С. 125–133.

12. Белова И. Л., Быстрова Н. В., Уракова М. Н. Роль производственной практики в становлении профессиональной компетентности дизайнера // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 69–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-proizvodstvennoy-praktiki-v-stanovlenii-professionalnoy-kompetentnosti-dizaynera (дата обращения: 29.04.2025).

13. Пахневская О. Г., Романченко А. М., Романченко М. К. Профессиональное творчество как условие профессиональной подготовки специалиста // Сибирский учитель. 2021. № 3 (136). С. 68-74. EDN DSQXPK.

14. Романченко М. К. Мотивация творческой деятельности учащихся: проблемы и перспективы // Сибирский учитель. 2017. № 4. С. 46–49.

15. Бушуева В. В., Бушуев Н. Н., Бобров А. Н. Значение научно-производственной практики при подготовке будущих инженеров // Гуманитарный вестник. 2022. №1 (93). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-nauchno-proizvodstvennoy-praktiki-pri-podgotovke-buduschih-inzhenerov (дата обращения: 29.04.2025).

16. Черниковская М. В. Факторы развития творческой активности российского студенчества в период обучения в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4. Ч. 2. URL: http://human.snauka.ru/2015/04/10958 (дата обращения: 29.04.2025).

17. Lassig C. A typology of student creativity: creative personal expression, boundary pushing and task achievement // Thinking Skills and Creativity. 2020. Vol. 36. Р. 100654.

18. Galeson D. W. Old masters and young geniuses: The two life cycles of artistic creativity. NJ: Princeton University Press, 2006., P. 5.


Рецензия

Для цитирования:


Ефимчук Е.Г., Цупикова Е.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ УНИКАЛЬНОГО СПЕЦИАЛИСТА. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-976

For citation:


Efimchuk E.G., Tsupikova E.V. PROFESSIONAL AND CREATIVE PRACTICES AT A TECHNICAL UNIVERSITY AS A FACTOR IN UPBRINGING A UNIQUE SPECIALIST. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-976

Просмотров: 6


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)