Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАВЕРШАЕМОСТИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-988

Аннотация

Цель статьи — анализ положительного опыта реализации МООК, а также выделение рекомендаций, направленных на решение проблемы низкого процента завершения слушателями МООК. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) — это мощный образовательный инструмент, который играет важную роль в обеспечении непрерывного образования в условиях современных глобальных вызовов. Тем не менее, МООК по-прежнему показывают низкий процент завершения курсов слушателями (completion rate (COR).

Работа базируется на обзоре научной литературы, посвященной вопросу проблемы низкого процента завершения МООК, а также на основе количественного и качественного анализа данных, собранных из отзывов, опросов, метрик и оценок, полученных в ходе организации МООК «Сервисы и приложения для учителя» на платформе Stepik с аудиторией более чем 6000 участников. Курс демонстрирует показатель завершения в 46,5%, что существенно превышает средние показатели для МООК и представляет интерес для анализа. Значимость результатов заключается в анализе эффективности предложенных рекомендаций на базе существующего курса и оценке его основных метрик.

Разработанные рекомендации показали свою эффективность на этапе апробации и могут быть применены при разработке МООК, а также полезны для дальнейших исследований в данной области.

Об авторе

А. А. Белолобова
Омский государственный технический университет
Россия

Белолобова Анна Александровна — старший преподаватель кафедры менеджмента и сервиса

г. Омск, пр. Мира, 11



Список литературы

1. Пучков Е. В. Цель устойчивого развития в сфере образования: история создания, проблемы имплементации и российский опыт // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. № 15(6). С. 64–87. DOI: 10.31249/kgt/2022.06.04.

2. Ahmad I., Sharma S., Singh R., Gehlot A., Priyadarshi N., Twala B. MOOC 5.0: A Roadmap to the Future of Learning // Sustainability. 2022. № 14(18). С. 11199. DOI: 10.3390/su141811199.

3. Калинина С. Д. Системный подход к использованию современных образовательных технологий в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное образование в Высшей школе педагогики: коллективная монография. Орехово-Зуево: ГГТУ, 2020. С. 119–128.

4. Казин Ф. А., Павлова А. А. Расширяя горизонты. Зачем российские университеты размещают массовые открытые онлайн-курсы на образовательных платформах // Университетское управление: практика и анализ. 2023. № 27(3). С. 41–57. DOI: 10.15826/umpa.2023.03.022.

5. Степанов С. Ю., Оржековский П. А., Ушаков Д. В. Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2020. № 2(30). С. 2–15. DOI: 10.15393/j5.art.2020.5684.

6. Сергеева М. Г. Базовые направления развития современного дополнительного профессионального образования // Вопросы педагогики. 2020. № 10–2. С. 193–195.

7. Дмитрова А. В. Массовые открытые онлайн-курсы по цифровой грамотности в контексте модернизации высшего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. № 2(3(73)). С. 94–102.

8. Гончарук Н. П., Хромова Е. И. Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества непрерывного самообразования // Казанский педагогический журнал. 2020. № 5(142). С. 77–83.

9. Li Sh., Zhao Yu., Guo L., Ren M., Li J., Zhang L., Li K. Quantification and prediction of engagement: Applied to personalized course recommendation to reduce dropout in MOOCs // Information Processing and Management. 2024. № 61(1). С. 103536. DOI: 10.1016/j.ipm.2023.103536.

10. Алдунин Д. А. Модель архитектуры рекомендательного сервиса по формированию индивидуальной образовательной траектории при самостоятельном изучении массовых открытых онлайн-курсов // Информатика и образование. 2024. № 39(1). С. 74–83. DOI: 10.32517/0234-0453-2024-39-1-74-83.

11. Xavier M., Meneses J. Dropout in Online Higher Education: A Scoping Review From 2014 to 2018. Barcelona: ELearn Center Universitat Oberta de Catalunya, 2020. 61 с.

12. Можаева Г. В., Маслова Д. А., Кабанова Т. В., Яковлева К. И. Исследование эффективности моделей сопровождения массовых открытых онлайн-курсов // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 458. С. 211–222. DOI: 10.17223/15617793/458/26.

13. Евграфова Л. Р., Костарев А. Ю., Аиткулова Т. Ю. Онлайн-курсы как средство повышения квалификации преподавателей физической культуры // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. № 1-3(62). С. 187–189.

14. Багрова Е. В. Какую аудиторию привлекают массовые открытые онлайн-курсы (МООК)? // Актуальные вопросы современного образования: сборник международной научно-практической конференции. Саратов: ООО «Академия Бизнеса», 2020. С. 61–66.

15. Shah V., Murthy S., Warriem J., Sahasrabudhe S., Banerjee G., Iyer S. Learner-centric MOOC model: a pedagogical design model towards active learner participation and higher completion rates // Educational Technology Research and Development. 2022. № 70(1). С. 263–288. DOI: 10.1007/s11423-022-10081-4.

16. Goopio J., Cheung C. The MOOC dropout phenomenon and retention strategies // Journal of Teaching in Travel & Tourism. 2021. № 21(2). С. 177–197. DOI: 10.1080/15313220.2020.1809050.

17. Wang W., Zhao Y., Wu Y. J., Goh M. Factors of dropout from MOOCs: a bibliometric review // Library Hi Tech. 2023. № 41(2). С. 432–453. DOI: 10.1108/LHT-06-2022-0306.

18. Padilla Rodriguez B. C., Armellini A., Rodriguez Nieto M. C. Learner engagement, retention and success: why size matters in massive open online courses (MOOCs) // Open Learning: The Journal of Open, Distance and e-Learning. 2020. № 35(1). С. 46–62. DOI: 10.1080/02680513.2019.1665503.

19. Ширинкина Е. В. Метрики эффективности образовательного продукта // Контроллинг. 2022. № 1(83). С. 38–43.

20. Gamarra-Moreno A., Gamarra-Moreno D., Gamarra-Moreno A., Gamarra-Moreno J. Assessing Problem-Based Learning satisfaction using Net Promoter Score in a virtual learning environment // IEEE World Conference on Engineering Education (EDUNINE). Guatemala City: IEEE, 2021. С. 1-5. DOI: 10.1109/EDUNINE51952.2021.9429104.

21. Приложения и сервисы для учителя // Stepik. URL: https://stepik.org/course/122724 (дата обращения: 15.04.2025)


Рецензия

Для цитирования:


Белолобова А.А. РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЗАВЕРШАЕМОСТИ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-988

For citation:


Belolobova A.A. DEVELOPMENT AND TESTING OF RECOMMENDATIONS FOR IMPROVING THE COMPLETION RATE OF MASS OPEN ONLINE COURSES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-988

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)