ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-997
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации процесса обучения математике с целью экологического воспитания обучающихся, что является составляющей личностных результатов, указанных в Федеральных образовательных программах основного общего и среднего общего образования. Математика, являясь одним из основных предметов в школьной программе, сосредоточена на развитии логического мышления, вычислительных навыков и других интеллектуальных способностей учащихся, а интеграция экологических аспектов в процесс обучения будет способствовать формированию у них ответственного отношения к природе. Цель работы — проанализировать содержание понятия «экологическое воспитание» и выделить приемы обучения математике, направление на достижение личностных результатов экологической направленности. Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована необходимость использования в процессе обучения математике комплекса специальных приемов, среди которых решение контекстных задач/кейсов с экологическим сюжетом; составление заданий учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды; проведение практических работ по математике, направленных на бережное отношение к природе; проведение интегрированных уроков экологической направленности; выполнение межпредметных проектов по отдельным экологическим проблемам; проведение внеклассных мероприятий по математике, содержащих задания экологического характера; проведение социально-значимых акций с математическим обоснованием их результатов, которые будут способствовать экологическому воспитанию учащихся за счет возможностей учебного предмета. В статье приводятся примеры реализации указанных приемов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы учителей математики.
Об авторе
М. В. ДербушРоссия
Дербуш Марина Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике
г. Омск, наб. Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Федеральная рабочая программа основного общего образования. Математика (базовый уровень) (для 5–9 классов образовательных организаций). М.: Институт стратегии развития образования, 2023. 106 с.
2. Санникова Н. В. Экологическое образование через сознание и воспитание // Проблемы формирования ценностных ориентиров в воспитании сельской молодежи: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Тюмень, 05–06 июня 2014 года. Тюмень: Печатный цех «Ризограф», 2014. С. 307–309.
3. Шаламова Е. А., Шулепова О. В. О роли экологического воспитания в формировании личности // АПК: инновационные технологии. 2019. № 1 (44). С. 54–59.
4. Дербуш М. В., Костюченко Р. Ю., Скарбич С. Н., и др. Формирование личностных результатов учащихся в процессе обучения математике посредством воспитательных возможностей предмета. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2024. 224 с.
5. Вдовенко Я. С., Ющенко Ю. А., Хотулёва О. В. Экологическое воспитание на уроках математики в средней школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-2. С.87–90.
6. Дюкина Н. Г. Социально-экологическая компонента экологической культуры школьников на уроках математики // Вестник Оренбургского государственного университета. 2023. № 2 (238). С. 56–63.
7. Яркова Г. А., Корощенко Н. А., Кушнир Т. И., Шебанова Л. П. Формирование экологической культуры на уроках математики в школе // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 910.
8. Кожабаев К. Г. Габдуллин Р. С. Воспитательно-развивающее обучение на основе контекстных задач // Математическое образование: современное состояние и перспективы (к 100-летию со дня рождения доктора педагогических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы БССР А. А. Столяра): материалы Международной научной конференции, Могилев, 20–21 февраля 2019 г. Могилев: Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2019. С. 318–321.
9. Дербуш М. В. Контекстные задачи как средство формирования личностных результатов обучающихся при обучении математике (уровень основного общего образования) // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024. Т. 13. № 2. С. 15–20.
10. Инвестиционный интернет-портал Омской области. URL: https://investomsk.ru/ru/article/general-information-about-the-omsk-region (дата обращения: 15.06.2025)
11. Федеральное агентство по недропользованию. Омский филиал ФБУ «ТФГИ по Сибирскому федеральному округу». [URL: https://omsktfi.ru/?option=com_content&view=article&id=55:voda3&catid=102:waterobject&Itemid=351 (дата обращения: 15.06.2025)
Рецензия
Для цитирования:
Дербуш М.В. ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-997
For citation:
Derbush M.V. METHODS OF TEACHING MATHEMATICS AIMED AT ENVIRONMENTAL EDUCATION OF STUDENTS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2025-3-997