Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 11, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

5-10 203
Аннотация

Авторами исследуется проблема совершенствования математической подготовки студентов экономического университета в условиях адаптации системы высшего образования к цифровой специфике. Целью решения проблемы является подготовка компетентного, мобильного и творческого работника, способного решать задачи с использованием математических методов и инструментальных средств в изменяющихся социально-экономических условиях. Подчеркнута важность решения указанной проблемы на междисциплинарном уровне с использованием цифровых технологий. Понятие цифрового общества авторы рассматривают как результат разработки и внедрения сложных технологических инфраструктур, совокупность которых составляет суть цифровизации. Отмечено, что в связи с интеграцией цифровых технологий во все сферы человеческой жизни, важнейшим компонентом концепции цифровизации является трансформация современной педагогической практики, изменение роли субъектов образовательного процесса, взаимодействующих посредством информационно-коммуникационных технологий. В статье освещена роль электронных средств обучения в процессе математической подготовки будущих бакалавров экономики. Демонстрируются возможности электронной среды Moodle для создания учебных курсов, их наполнения в виде электронных ресурсов (лекций, практических заданий, кейс-заданий, заданий проектного типа, тестов, форумов и т.п.), обеспечивающих формирование математической компетентности как результата математической подготовки в динамично изменяющихся социально-экономических условиях. В ходе исследования изучены связи между использованием в процессе математической подготовки разработанного комплекса профессионально ориентированных задач (учебно-предметных, междисциплинарных, квазипрофессиональных), электронных обучающих курсов в системе Moodle и динамикой уровня сформированности математической компетентности студентов направления «Экономика». Представлены результаты педагогического эксперимента в виде обобщенных показателей динамики уровня математической компетентности как результата математической подготовки с учетом современных требований.

11-18 213
Аннотация

Для количественного описания любого физического явления необходимо использовать физические величины различных типов. Обычно при преподавании курса общей физики в технических высших учебных заведениях выделяют два типа физических величин: скалярные и векторные. В настоящей работе мы предлагаем несколько отличную типизацию (классификацию). А именно, мы выделяем скалярные, алгебраические, комплексные и векторные величины. Первые две в нашей классификации задаются одним вещественным числом, но для скалярных величин это число никогда не бывает отрицательным, тогда как для алгебраических оно может принимать и отрицательные, и положительные значения. Например, модуль любой векторной физической величины – величина скалярная, а вот проекция вектора на ось – величина алгебраическая. Такая разбивка, по нашему мнению, имеет ряд преимуществ перед общепринятой: во-первых, она позволяет проверять любую физическую формулу не только по размерности, но и по типу физической величины, отсекая заведомо неверные формулы, а во-вторых, такая типизация в неявном виде уже просвечивает в ряде случаев и в стандартных учебниках. Обсудив преимущества нашей типизации и недостатки общепринятой, мы приводим таблицу, в которой собраны и типизированы около 60 физических величин, необходимых для изучения общей физики во ВТУЗе. Нам представляется, что наша типизация поможет будущим бакалаврам техники и технологии успешно использовать знания, полученные при изучении курса общей физики, а приобретённые компетенции пригодятся при изучении специальных дисциплин, а также в их будущей профессиональной деятельности.

19-28 373
Аннотация

Стремительное развитие цифровых технологий, которые можно использовать во всех сферах деятельности, включая образование, дают возможность по-новому посмотреть на организацию внеурочной деятельности обучающихся. Внеурочная деятельность является частью целостного образовательного процесса, закрепленная на уровне ФГОС основного общего и среднего общего образования. В связи с этим при ее организации необходимо учитывать инновационные подходы, связанные с использованием положений смешанного обучения, предполагающего как реальное (лицом к лицу) общение между участниками образовательного процесса, так и использование дистанционных технологий.
К числу традиционных вариантов организации внеурочной деятельности по предмету относятся кружки, факультативы, досуговые мероприятия и т.д. При реализации каждой из указанных форм могут быть использованы как отдельные продукты, разработанные на базе онлайн сервисов, так и полноценные дистанционные курсы, к которым обучающиеся могут обратиться в любой момент времени, а также ресурсы для совместного создания продуктов проектной и исследовательской деятельности.
Целью статьи является выявление особенностей организации внеурочной деятельности по математике с учетом различных моделей смешанного обучения. На основе теоретического анализа научно-методической литературы в статье рассматриваются особенности реализации разнообразных форм внеурочной деятельности учащихся по математике в условиях смешанного обучения.
Результаты исследования: приводится методическая модель внеурочной деятельности по математике в парадигме смешанного обучения; выделяются принципы организации внеурочной деятельности по математике в парадигме смешанного обучения; возможные взаимосвязи направлений внеурочной деятельности и ее форм при обучении математике; приводятся примеры организации внеурочной деятельности по математике относительно различных моделей смешанного обучения. Полученные результаты могут быть использованы в практике работы преподавателей математики при организации внеурочной деятельности в парадигме смешанного обучения, обеспечивая ее интерактивное управление.

29-36 171
Аннотация

В статье раскрывается важность применения образовательных технологий учителями для развития информационной компетенции. Применение и развитие информационной компетенции очень важно на современном этапе образования. Вначале описана сущность информационной компетенции с разных точек зрений в различных научно-теоретические трудах. Научными исследователями выделяют три стадии ее развития, которые условно обозначены как «Применение – Адаптация – Разработка». В работе проведено исследование уровня развития информационной компетенции учителей до и после разработки электронной образовательной среды. Вначале тестирования были выявлены основные ИКТ, используемые в повседневной практике учителями разных возрастных групп и по опыту работы. Далее, определили стратегию поведения учителей разных возрастных групп и по опыту работы. Затем выявили уровень развития информационной компетенции учителей посредством диагностической карты. Количество респондентов составило 100 человек разных возрастных групп: до 30 лет, от 30 до 40 лет, от 40 до 50 лет, старше 50 лет. По опыту работу участники исследования были поделены на следующие группы: стаж до 1 года, от 1 года до 3 лет, от 3 лет до 5 лет, больше 5 лет. Отмечено снижение уровня информационной компетенции и применение ИКТ со стажем и с увеличением возраста. Выявлено, что стратегия поведения учителей в области развития информационной компетенции имеет тенденцию роста с уменьшением возраста и стажа. Однако, после разработки электронной образовательной среды учителями, высокий уровень информационной компетенции возрос значительно во всех исследованных группах по возрасту и стажу.

37-41 193
Аннотация

Степень актуальности темы дистанционного обучения возросла в условиях эпидемиологической угрозы, вызванной пандемией COVID-19. Авторы статьи отмечают, что в самой сложной ситуации при этом оказался именно преподаватель. Авторы исходят из того, что что дистанционное обучение – это управляемый процесс, вид образовательной деятельности, организованный и осуществляемый образовательным учреждением с помощью медиа-технологий и различных образовательных ресурсов, которые выходят за рамки традиционных ограничений времени и пространства учебного заведения. Статья посвящена рассмотрению базовых уровней культуры дистанционного обучения. Авторами статьи приводится понятие «культура дистанционного» обучения, раскрывается его структура. По мнению авторов статьи, культура дистанционного обучения складывается из 4-х уровней: уровня преподавательского, уровня обучающихся, уровня технологического и уровня методического. В представленных материалах рассмотрены уровень преподавательский и уровень обучающихся. Преподавательский уровень культуры дистанционного обучения рассматривается на примере системы BIGBLUBATON в условиях сложно-видимого дистанционного обучения. Авторы констатируют, что преподавательский уровень культуры дистанционного обучения на сегодняшний день очень сильно зависит от предыдущей наработанности учебных навыков и знаний самого преподавателя. Выделение уровня обучающихся связано с основным ракурсом обучения: преподаватель-обучающийся. Отнесение обучающихся или к объекту, или к субъекту обучения дает основание для рассмотрения его как ключевой фигуры процесса обучения. Авторы констатируют, что на этом уровне возникает необходимость учета и отслеживания возможностей и изменений обучающихся, чтобы формирование знаний, убеждений и норм поведения происходило не вхолостую, а прицельно и качественно.

42-47 257
Аннотация

Статья посвящена решению проблемы организации образовательного процесса в условиях реализации модульного подхода за счет адаптации контента и разработки алгоритма использования микрообучения в языковых вузах.
В рамках проведенного исследования были рассмотрены приоритеты государственной политики в сфере образования, касающиеся реализации цифровой трансформации системы образования, а также специфика использования современных информационных технологий и особенности реализации образовательных программ с точки зрения предписаний документов нормативно-правовой базы РФ.
Особый акцент сделан на индивидуализацию процесса обучения с учетом условий развития динамического общества, требующего поиска новых способов обработки информации поколением центениалов.
Сопоставительный анализ существующих терминов, связанных с микрообучением, позволил не только уточнить терминологический аппарат понятия, но также определить специфику образовательного контента нового формата и количественное выражение интервальных интерактивных сессий. Подробно рассмотрены характерные особенности организации микрообучения с точки зрения дидактических и психологических принципов обучения, а также учтена техническая составляющая с описанием специализированных платформ различного доступа.
Анализ практики использования микрообучения в образовательном процессе позволил разработать и описать алгоритм интеграции микрообучения в изучение иностранных языков в вузе, представленный циклической структурой, включающей в себя два автономных целевых блока, направленных на решение различных задач, один из которых позволяет организовать работу с новым языковым тематическим материалом с возможностью построения индивидуального образовательного маршрута, в то время как другой направлен на применение изученного ранее языкового материала с использованием тематической базы в виде банка заданий.

48-55 222
Аннотация

Статья освещает процесс коммерциализации инновационной деятельности посредством научнообразовательного центра мирового уровня. Рассматривается механизм управления научно-образовательного центра Омской области, включающего проектный комитет, наблюдательный совет, управляющий совет, а также связанного с высшими учебными заведениями, научно-исследовательскими организациями и предприятиями реального сектора экономики.
Рассматривается программа Ассистент в составе экосистемы дополнительного образования, получившей поддержку фонда содействия инновациям в рамках программы Старт-22-1 (1 очередь) в апреле 2022 года. Ассистент внедрен в деятельность различных организаций в России и странах СНГ. Наибольшее число пользователей приходятся на сферу образования (высшее и дополнительное профессиональное). Изначально Ассистент разрабатывался как модуль системы АРМ Преподаватель, предназначенной для автоматизации деятельности преподавателя. Рассматривается работа таких модулей системы АРМ Преподаватель, как «Индивидуальный план» (предназначенный для автоматизированного учета всех видов нагрузки в учебном процессе по стандартной форме индивидуального плана преподавателя), «Журнал» (учет выполненной нагрузки по дням, видам нагрузки, студентам, учебным группам и потокам, расчет рейтинга на основе конструктора нагрузки в зависимости от установленных критериев, наличие инструментов обратной связи со студентами, система отчетности в различных разрезах, анализ цифрового следа и ABCклассификация студенческих групп), «Контроль знаний» (предназначенный для формирования контрольных билетов (зачетных и экзаменационных) по дисциплинам и контроля знаний курсантов на основе сетевой системы тестирования).
В качестве примера современных цифровых технологий рассматривается экосистема дополнительного образования, включающая в себя ряд модулей, таких как: Ассистент, Moodle, модули контроля и самоконтроля, отчетность и т.д.

56-62 327
Аннотация

В статье рассматривается возможность применения технологии творческих мастерских на академических занятиях и самостоятельной работе студентов в системе художественно-педагогического образования. Технология творческих мастерских в системе художественно-педагогического образования на уровне высшей школы направлена не столько на получение готовых знаний, сколько на организацию образовательного пространства и времени, на поиск этих знаний через различные формы работы. Данная технология хорошо вписывается в практико-ориентированную модель обучения, в основе которой лежат принципиальные положения, ориентированные на самостоятельность и свободу обучающихся, сотрудничество преподавателя и студента, что позволяет не только передавать знания и умения от учителя к ученику в процессе аудиторных и самостоятельных занятий, но и организовывать взаимное обучение между всеми участниками образовательного процесса. Преподаватель таким образом выступает в роли фасилитатора, организующего образовательное пространство и время, где каждый из студентов получает возможность самовыражения с учетом индивидуальных способностей и предпочтений. Применение технологии «творческая мастерская» в системе высшего художественно-педагогического образования строится на развитии профессиональных компетенций в области изобразительного искусства. Студент в творческой мастерской примеряет на себя различные профессиональные роли (художника, учителя, ученика и др.), что способствует расширению круга его интересов и развитию профессиональных компетенций.
Также в статье описаны существенные положения, раскрыт потенциал данной технологии и возможности ее реализации на уровне высшего образования. Анализируются результаты применения технологии творческих мастерских на академических занятиях на факультете искусств Омского государственного педагогического университета. Авторами сделан вывод, что технология творческих мастерских решает вопросы сочетания в образовательном процессе учебной, творческой и педагогической деятельности.

РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

100-103 208
Аннотация

В статье рассмотрен порядок производства допроса с использование видеоконференцсвязи. Под необходимыми техническими возможностями понимается наличие высококачественной аудио и видеосвязи. Предлагается отдавать предпочтение средствам видеозаписи, интегрированным в сервисы видеосвязи. Отрицательно оценивается отсутствие указания на субъектов, которые могут быть допрошены с использованием видеоконференцсвязи. Отмечается нецелесообразность допроса подозревамого (обвиняемого) по причине сложности обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь и необходимости проведения с указанными участниками комплекса иных процессуальных действий, требующих их личного участия. Проведен сравнительный анализ с зарубежным законодательством США, Канады, Великобритании, Республики Казахстан, Республики Беларусь и Эстонии. Предлагается отказаться от традиционной бумажной формы протокола при производстве допроса с использованием видеоконференцсвязи, заменив его электронным документом, подписанным электронной цифровой подписью. Авторы допускают использование для производства следственных действий общедоступных сервисов видеоконференцсвязи при допросе участника уголовного судопроизводства, находящегося за пределами Российской Федерации, в помещении дипломатического представительства. В качество ключевого условия производства допроса в дистанционном формате названа невозможность производства следственного действия в традиционном формате. В заключении отмечается перспективность нового механизма производства следственных действий.

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

63-68 229
Аннотация

В условиях геополитической и экономической турбулентности исследование становления и формирования отечественного рынка научно-технологической инициативы FOODNET представляется актуальным в целях усиления национальной продовольственной безопасности. Формирующийся в России с 2020 года рынок НТИ FOODNET благодаря возможностям интеграции новых наукоемких технологий, основанных на цифровизации и кастомизации сельскохозяйственных продуктов в сегментах Агротех и Фудтех, способен в перспективе до 2030 года повысить доступность и качество питания населения страны. В статье представлены результаты оценки состояния агропромышленного комплекса РФ за последние 10 лет, а также исследования барьеров и возможностей повышения конкурентоспособности российского рынка FOODNET с учетом отечественного и зарубежного опыта формирования концепции агрореволюции 4.0. Авторами статьи сделано предположение, что данная концепция позволит решить проблемы импортозамещения агропродовольственной продукции на внутреннем рынке и повышения продовольственной безопасности страны. Результаты исследования позволили сформировать рекомендации по переходу от традиционно сельского хозяйства к высокотехнологичному рынку FOODNET в контексте таких мировых вызовов, как рост населения планеты, урбанизация населения при исчерпании ресурсов, продовольственный кризис, изменение климата и т.д.

69-71 181
Аннотация

В статье рассмотрены произошедшие за последнее десятилетие новые вызовы для ведения бизнеса, в том числе связанные с рисками глобализации. Обоснована необходимость пересмотра системы управления маркетинговой деятельностью и предложены ключевые элементы маркетинговой стратегии для внедрения принципов Agile для разных типов компаний (в зависимости от размера и масштаба деятельности).

72-80 235
Аннотация

В данной статье рассматривается проблематика определения устойчивости банковской системы и основные индикаторы, определяющие эффективность данной сферы, влияющие на экономическую безопасность страны. Авторами предложен подход к системе индикаторов устойчивости банковской системы, отличающийся выделением таких ключевых показателей, уровень которых зависит от деятельности непосредственно самих кредитных организаций. В статье проанализировано современное состояние показателей деятельности банков и проведена оценка уровня выполнения каждого из них согласно установленному пороговому значению.
Статья включает изучение различных теоретических подходов к определению показателей устойчивости банковской системы. Для проведения исследования использованы научные методы анализа материалов, метод сравнений, синтеза и обобщения собранных данных. Исследование базируется на аналитических материалах и статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Банка России.
Основные результаты исследования показывают, что устойчивое и стабильное функционирование кредитных организаций напрямую влияет на способность национальной финансовой системы противостоять внешним угрозам, а значит, обеспечивать экономическую безопасность России. Выявлено, что при оценке выполнения банковской сферой ключевых индикаторов, по-прежнему острой проблемой остается низкая степень капитализации банков, проблемы с просроченной задолженностью, наличие значительного числа убыточных кредитных организаций, а также низкая степень доверия к данной сфере со стороны клиентов-вкладчиков.
С помощью предложенного авторами подхода к анализу индикаторов устойчивости банковской системы на макроуровне можно выявить ключевые негативные тенденции в работе кредитных организаций и предложить мегарегулятору сконцентрировать регуляторные меры, направленные на достижение банками пороговых значений исследуемых индикаторов.

81-88 253
Аннотация

В статье рассматривается развитие концептуальных подходов к пониманию сущности категории «контроллинг». Цель статьи – обосновать необходимость совершенствования методических подходов построения контроллинга в промышленном секторе экономики, который бы имел более широкие функции в соответствии с современными условиями функционирования экономических субъектов и учитывающие неопределенность внешней среды.
Исследование проводится на основе теоретических методах изучения, обобщения и анализа. Основой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам контроллинга.
Анализ существующих современных российских научных представлений о такой дефиниции как «контроллинг» в ходе данного исследования позволил определить взаимосвязь контроллинга и менеджмента. Одни авторы определяют контроллинг как один из инструментов менеджмента; другие считают, что контроллинг включает все инструменты менеджмента; третьи говорят о том, что контроллинг является самостоятельной концепцией и является полностью отличной от менеджмента. В ходе выполненного исследования было установлено, что основной функционал контроллинга состоит в выполнении информационной функции, а также функции поддержки принятия управленческого решения. Ряд специалистов в области контроллинговой деятельности называют и некоторые нетипичные факторы, определяющие сущность контроллинга, такие, например, как осуществление контроллингом процесса оптимизации; оценка рисков, сопровождающих деятельность экономического субъекта и разработка мер, направленных на их минимизацию; применение различных инструментов и методов управления деятельностью компании, направленных на предупреждение негативного влияния неопределенности внешней среды.
Обобщая результаты выполненного анализа сущности контроллинга с точки зрения российских и зарубежных теоретиков и практиков можно отметить, что контроллинг является инструментом в управлении развитием деятельности компании, в основе осуществления которого лежит оценка ее финансового состояния и другой экономической информации, и ориентированного на управление по результатам на основе адаптационных процессов.

89-93 246
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с одним из основных элементов структуры менеджмента, а именно триадами, которые непосредственно связаны с процессом управления. Актуальность исследования триад определяется тем, что в настоящее время сформировано множество различных концепций, способов, методов и принципов, способствующих усовершенствованию процессов управления, однако нет одного наиболее универсального метода, который может быть использован повсеместно, вне зависимости от сферы деятельности организации, этапа ее развития, а также уровня, на котором используется данный метод. Внедрение триад способно привести к удовлетворению всех вышеуказанных требований. Объектом исследования является композиция менеджмента. Предметом исследования выступает триада, которая является одним из ключевых элементов композиции менеджмента. Целью работы является изучение триады как ключевого элемента композиции менеджмента, выделение основных компонентов, которые входят в триаду, а также их обоснование. К используемым методам относятся общенаучные: анализ источников литературы, обобщение и систематизация полученной информации. Результатом исследования является выявления трех основных элементов, входящих в триаду, которые будут наиболее универсальными и адаптирующимися под любые условия и требования организации. Данные элементы являются взаимосвязанными, что приводит к возможности дальнейшего усовершенствования как самой модели, так и деятельности организации, которая подстраивает свои действия под данную модель. Результаты исследования могут применяться на практике различными компаниями. Выявленные в ходе исследования триады могут внедряться в процесс управления как всей организацией, так и в ее отдельные подразделения.

94-99 215
Аннотация

В настоящий период ESG-позиционирование стало ключевым направлением в бизнес-среде, при котором учитывают риски и возможности, которые влияют на долгосрочную ценность бренда организации. Представленный подход в позиционировании включает аспекты ESG-концепции, связанные с охраной окружающей среды (изменением климата, истощение природных ресурсов, возможности возобновляемой энергии и т.д.), социальными вопросами бизнеса (такими, как условия труда, качество продукции, доступность здравоохранения и другими) и управлением компанией (бизнес-этика, вознаграждение топменеджмента и т.д.)[1]. Современная ESG-концепция основывается на целях устойчивого развития, но не обязательно предполагает, что организация активно работает над каждой из них. Понятия «экология», «социальная сфера» и «управление» охватывают целый ряд факторов, которые в совокупности, формируют представление о деятельности организации в отношении финансовой устойчивости, социального равенства и корпоративной справедливости.
Концепция устойчивого развития важна не только для организаций, но и для потребителей. Так, правильно сформированный бренд с четким позиционированием оказывает всестороннее воздействие на целевую аудиторию, в том числе через принципы, ценности и позитивные корпоративные действия организации, которые клиенты интегрируют в свое потребительское поведение, что оказывает положительный влияние на формирование лояльности.
В статье представлен маркетинговый подход к позиционированию организации на основе ESGаспектов. Результатом является направления маркетинговой деятельности для разработки стратегии маркетинговых коммуникаций и формирования ESG-позиционирования, как основы для продвижения существующих экологических, социальных и управленческих характеристик стратегии организации среди ее потребителей, партнеров, инвесторов, и других заинтересованных контактных групп в соответствии с корпоративной целью и миссией.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)