ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-56-62
Аннотация
В статье рассматривается возможность применения технологии творческих мастерских на академических занятиях и самостоятельной работе студентов в системе художественно-педагогического образования. Технология творческих мастерских в системе художественно-педагогического образования на уровне высшей школы направлена не столько на получение готовых знаний, сколько на организацию образовательного пространства и времени, на поиск этих знаний через различные формы работы. Данная технология хорошо вписывается в практико-ориентированную модель обучения, в основе которой лежат принципиальные положения, ориентированные на самостоятельность и свободу обучающихся, сотрудничество преподавателя и студента, что позволяет не только передавать знания и умения от учителя к ученику в процессе аудиторных и самостоятельных занятий, но и организовывать взаимное обучение между всеми участниками образовательного процесса. Преподаватель таким образом выступает в роли фасилитатора, организующего образовательное пространство и время, где каждый из студентов получает возможность самовыражения с учетом индивидуальных способностей и предпочтений. Применение технологии «творческая мастерская» в системе высшего художественно-педагогического образования строится на развитии профессиональных компетенций в области изобразительного искусства. Студент в творческой мастерской примеряет на себя различные профессиональные роли (художника, учителя, ученика и др.), что способствует расширению круга его интересов и развитию профессиональных компетенций.
Также в статье описаны существенные положения, раскрыт потенциал данной технологии и возможности ее реализации на уровне высшего образования. Анализируются результаты применения технологии творческих мастерских на академических занятиях на факультете искусств Омского государственного педагогического университета. Авторами сделан вывод, что технология творческих мастерских решает вопросы сочетания в образовательном процессе учебной, творческой и педагогической деятельности.
Об авторах
А. И. СухаревРоссия
Сухарев Андрей Иванович, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства, декан факультета искусств, и.о. заведующего кафедрой дизайна, монументального и декоративного искусства
644099, Омская область, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14
Е. В. Скрипникова
Россия
Скрипникова Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры академической живописи и рисунка, заведующий кафедрой академической живописи и рисунка
644099, Омская область, г. Омск, Набережная им. Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19-27. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15556695 (дата обращения 10.06.2022).
2. Бобряшова, О. В. Мастер класс и творческая мастерская как педагогические технологии активного обучения будущих дизайнеров / О. В. Бобряшова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 11(130). – С. 169-175. ¬ URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17356804 (дата обращения 12.07.2022).
3. Дружилов, С. А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития / С. А. Дружилов. – Новокузнецк: Новокузнецкий Институт повышения квалификации, 2002. – 242 с.
4. Маркова, А. К., Матис, Т. А., Орлов, А. Б. Формирование мотивации учения. – М. : Просвещение, 1990. – 376 с.
5. Новикова, Н. А. Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественноэстетическом образовании : специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Новикова Наталья Алексеевна. – Москва, 2010. – 22 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01004856002 (дата обращения 12.07.2022).
6. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. ¬ 144 с. ¬URL: http://pedlib.ru/Books/6/0194/6_0194-10.shtml#book_page_top (дата обращения: 14.05.2022).
7. Савенкова, Л. Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства: монография/ Л.Г. Савенкова. ¬ М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2011. ¬156 с.
8. Сухарев, А. И., Ланщикова, Г. А. Практико-ориентированное обучение в системе художественного образования (из опыта работы кафедры ДМиДИ ОмГПУ) // Вестник ОмГПУ. Гуманитарные исследования. – Омск: Изд. ОмГПУ, 2021. – № 2 (31). – С. 192 – 199.
9. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. ¬ URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/153/150/26 (дата обращения: 10.03.2022)
10. Чистов П. Д., Витковский А. Н. Творческая мастерская как основа образовательной модели в высшем художественно-педагогическом образовании // Наука и школа. 2022. № 1. С. 176–186.
11. Чистов, П. Д. Построение образовательной среды художественной мастерской / П. Д. Чистов, Е. Л. Кузьменко, И. Н. Павельева // Наука и школа. – 2016. – № 4. – С. 74-79.
12. Язева, А. Б. Формирование педагогической компетентности специалиста экономической сферы в процессе его профессиональной подготовки в вузе : специальность 13.00.08 "Теория и методика профессионального образования" : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Язева Антонина Борисовна. – Волгоград, 2004. – 27 с. – URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01002849548?page=1&rotate=0&theme=white
Рецензия
Для цитирования:
Сухарев А.И., Скрипникова Е.В. ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(3):56-62. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-56-62
For citation:
Sukharev A.I., Skripnikova E.V. TECHNOLOGY OF CREATIVE WORKSHOPS IN THE SYSTEM OF ART AND PEDAGOGICAL EDUCATION. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(3):56-62. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-3-56-62