РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье рассматривается готовность преподавателей работать в онлайн-режиме при сложившейся в мире эпидемиологической ситуации. Раскрывается понятие цифровой грамотности и культуры преподавателя иностранных языков в сфере высшего профессионального образования. Выявляются уровни цифровой готовности преподавателей работать в информационно-образовательной среде вуза. Определяются критерии цифровой грамотности преподавателей иностранного языка на основе рабочих программ по образовательным стандартам нового поколения. Представлен алгоритм формирования и развития цифровой грамотности и культуры преподавателя, который состоит из следующих этапов: диагностика, обучение, рефлексия. Целью работы является теоретическое обоснование проблемы недостаточной цифровой грамотности преподавателя иностранного языка в период пандемии и определение путей повышения готовности педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе. Задачей данной статьи было выявить причины педагогического и психологического характера, тормозящие развитие коммуникативно-цифровых компетенций участников образовательного процесса на занятиях по иностранному языку в данную эпоху. Для решения возникшей проблемы были организованы курсы повышения квалификации педагогов с последующим созданием учебного контента. К используемым методам относятся личностно-деятельностный подход, позволяющий раскрывать возможности личности в процессе профессиональной деятельности; компетентностный подход, развивающий способность действовать с учетом усвоенных знаний и умений; ситуационный подход, требующий продуктивного разрешения проблем в сложившейся ситуации. Результатом разработанной методики является решение учебно-профессиональных задач преподавателем в определенной проблемной ситуации на основании усвоенных компетенций. Полученные результаты могут быть применены не только в высшем профессиональном образовании, но и при подготовке выпускников средне-специальных учебных заведений.
В статье обоснована актуальность формирования эстетического вкуса у учащихся основной школы в процессе обучения растровой компьютерной графике. На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы авторами указывается, что информатика обладает большим потенциалом в вопросах формирования эстетического вкуса, который зачастую остается, к сожалению, невостребованным. Так, изучение наиболее популярной темы курса информатики, в рамках которой можно успешно заниматься эстетическим воспитанием, – компьютерная графика – зачастую сводится лишь к изучению функционала графических редакторов и обучению основам обработки изображений. Вслед за сказанным авторы формулируют противоречие, проблему, предмет, объект и гипотезу статьи. В качестве средства реализации был выбран телекоммуникационный проект «Графический эстет», цель, сценарий и примеры реализации основных этапов которого подробно описаны авторами. Приводятся рабочие определения ключевых понятий статьи: «эстетика», «эстетический вкус», «телекоммуникационный проект». Авторы подробно описывают задания, способствующее выработке эстетического вкуса по таким темам, как «Цветокоррекция», «Фотоколлаж», «Шаблоны для фотографий», «Эффект боке». Результаты своей работы учащиеся оценивают, руководствуясь проявлениями эстетического вкуса которыми, по мнению авторов статьи, могут являться: определение качества фотографии; соблюдение норм цветокоррекции, перспективы, композиции; обоснованный выбор фильтров, эффектов, шаблонов; оценивание обработанного изображения с точки зрения гармонии и единства. В качестве подтверждения практической ценности исследования приводятся результаты педагогического эксперимента, в ходе которого показа прирост сформированности показателей эстетического вкуса учащихся. Материалы статьи могут найти применение при обучении компьютерной графике как в основной, так и в старшей школе, а также в ВУЗе и системе дополнительного образования.
В данной статье авторы обращаются к проблеме обучения грамматической стороне иноязычной речи, не теряющей своей актуальности на протяжении длительного времени. Преодоление сложившихся в образовательной практике противоречий они видят в реализации комплекса оптимальных условий, обеспечивающих осуществление коммуникативно-ориентированного подхода на занятиях по иностранному языку в школе или неязыковом вузе. В работе авторы рассматривают одно из возможных условий, задающее требования к целевым ориентирам обучения грамматике иностранного языка, предлагают в качестве содержания грамматического навыка операции с синтаксемами. Как минимальная единица синтаксема обладает трёхмерностью (наличие у неё синтаксических, морфологических и семантических характеристик), она неделима, поэтому предложение может рассматриваться как комбинация синтаксем. Это даёт возможность интегрированного науровневого анализа предложения: отсутствует необходимость делить предложение на синтаксический и семантический уровни, что значительно облегчает обучающимся построение устных и письменных высказываний на иностранном языке. В процессе реализации опытно-экспериментальной работы в группе студентов, готовящихся к профессиональной деятельности в сфере туризма, были выделены грамматические словоформы с типовым значением местонахождения, времени, объекта, субъекта и т.д. в качестве предметных результатов обучения грамматическому аспекту англоязычной речи, определены рецептивные и продуктивные грамматические навыки, разработана и в настоящий момент апробируется система упражнений и заданий для формирования и развития грамматических навыков. Вовлечение студентов в проведение семантического и синтактического видов анализа рассматриваемых функциональных единиц способствует осознанности и устойчивости в овладении грамматическим навыком как рецептивным, так и продуктивным, снижает уровень напряженности выполнения речевых действий.
В статье рассмотрены основные проблемы формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. Важно и меть ввиду, что ее целью (также называемых учебными технологиями) является улучшение образования. На протяжении многих лет изучаются различные рамки, модели и методы обучения, чтобы направлять учителей-педагогов и их усилия по созданию цифровых возможностей для учеников, которые смогут использовать новейшие технологии в процессе обучения. Теоретический анализ позволил выявить степень изученности рассматриваемой проблемы. Мы пришли к выводу, что формирование информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды происходит на начальном этапе обучения будущих педагогов, где закладываются основные фундаментальные знания, которые требуют дальнейшего развития. Новизна данной статьи заключается в теоретическом анализе современных научных работ и разработке рекомендаций по повышению уровня информационной компетенции учителей. Целью работы является проанализировать проблему формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. К используемым методам относятся теоретический анализ, синтез, дедукция, сравнение. Результатом является выявление основных составляющих цифровой компетенции и анализ европейской модели компетенций педагога с точки зрения цифровой грамотности. Полученные результаты могут быть применены для организации повышения квалификации учителей и при подготовке будущих учителей в вузах. Автор статьи пришел к выводу, что внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новой цифровой компетенции и ее составляющих. В современных условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Поэтому важно развивать информационную компетенцию учителя в ходе разработке электронной среды, которая будет способствовать эффективному выполнению педагогической практике в школе.
В современном мире и в нашей стране формируется новый технологический уклад. Это сказывается на системе общего образования и, прежде всего, на технологическом образовании в школе. Для работы в этих условиях нужен новый учитель технологии, обладающий креативной педагогической компетентностью. Поэтому необходимо провести анализ влияния процессов, связанных со становлением нового технологического уклада, на компетентностные характеристики будущего учителя технологии, определяющие содержание основной образовательной программы его подготовки. Особенностью нового технологического уклада в России является использование автоматизированных и роботизированных производств, где работник взаимодействует с ними с помощью интеллектуальных компьютеризированных систем управления. Это должно оказывать влияние и на предметную область «Технология». Основным видом деятельности школьников, осваивающих новые технологии, является технологическое творчество. Под ним понимается технологическая деятельность с элементами полезности и новизны, направленная на проектирование, исследование и управление техническими объектами, системами, процессами и их информационными моделями. Однако подготовка учителя технологии в педагогических вузах отстает от требований к его квалификации. Для совершенствования подготовки учителя технологии в Омском государственном педагогическом университете разработана образовательной программы с двумя профилям подготовки - Технология и Робототехника. При разработке образовательной программы учитывались изменения в содержании технологического образования в общеобразовательной школе, необходимость формирования технологической грамотности и технологической культуры у учителя технологии, подготовки его к технологическому творчеству в условиях становления нового технологического уклада. Основной целью является формирование педагогической креативной компетенции как профессиональной и предметной, а на ее основе – формирование универсальной и общепрофессиональной креативных компетенций как метапредметных.
В статье рассматриваются основные особенности формирования функциональной грамотности у студентов педагогического вуза в рамках дисциплин по французскому языку. При формировании функциональной грамотности у будущего учителя учитываются все компоненты, выделенные в структуре функциональной грамотности (математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, креативное мышление, финансовая грамотность, глобальные компетенции, читательская грамотность). В ходе занятий по французскому языку разрабатываются учебные задания, направленные на формирование всех компонентов функциональной грамотности, что позволяет в конечном итоге добиться сформированности функциональной грамотности у студента педагогического вуза. Рассматривается необходимость формирования функциональной грамотности у будущих учителей иностранного языка в ходе изучения специальных языковых дисциплин («Иностранный язык (французский язык)», «Культура речевого общения на французском языке», «Особенности преподавания второго иностранного языка в средней школе», «Практикум по методике обучения французскому языку», «Литература стран изучаемого языка (французский язык)», «Лексикология (французский язык)», «Профессиональная коммуникация на французском языке»), которые представлены в учебном плане, начиная с первого курса. Кроме этого в статье представлены основные позиции, которые необходимо учитывать при составлении заданий по формированию функциональной грамотности, такие как: направленность на развитие критического мышления, ориентация на развитие коммуникативных навыков, направленность на расширение кругозора будущего учителя, учет способности участвовать в обсуждениях и организация процесса познания. В статье был сделан вывод, подтверждающий, что формирование функциональной грамотности у будущих учителей французского языка является сегодня основной задачей педагогического вуза, поскольку у будущего учителя кроме предметных компетенций должны быть сформированы компетенции в области функциональной грамотности с тем, чтобы он был способен формировать и развивать функциональную грамотность у обучающихся.
Статья посвящена решению проблемы организации электронного обучения в дистанционном формате по дисциплинам математического, естественно-научного и филологического циклов за счет использования оптимальной комбинации предлагаемых сервисов проведения видеоконференций на образовательном портале ОмГПУ.
В рамках проведенного исследования была рассмотрена особенность реализации образовательных программ в дистанционном формате с точки зрения предписаний документов нормативно-правовой базы РФ и внутренних приказов вуза.
Для обработки информации и проведения анализа была разработана аналитическая сводная таблица, состоящая из четырех базовых блоков: технического, ресурсного, коммуникационного и контрольно-измерительного. Особое внимание было уделено специфике используемых опций и функциональных возможностей предлагаемых сервисов видоконференций. В основу таблицы заложен контрольный элемент видеоконференции ВВВ, относительно которого проводился анализ функциональных возможностей и оптимального сочетания опций сторонних сервисов.
В предлагаемых к использованию пяти основных сервисах видеоконференций были выделены специфические элементы, позволяющие проводить диагностику во время сессии в виртуальной комнате, работать с аналитической информацией в рамках реализации проблемных лекций, организовывать работу с формулами и документами расширенного ряда форматов, удаленно управлять PTZ камерами и рабочим столом участников во время проведения конференции, а также использовать возможность технологии совмещения изображений хромакей для различных целей. Коммуникативный блок дополнился опциями организации различных видов чатов, опросов и тестов, результаты которой могут быть представлены в виде столбчатой или линейной диаграммы.
Полученные результаты анализа дают возможность преподавателям произвести индивидуальную настройку занятий с учетом особенностей подачи материала и технических характеристик работы.
На основе анализа литературных источников в статье были даны характеристики и указаны взаимосвязи между электронным, дистанционным, традиционным обучением с элементами электронного и смешанным обучением. Описан и проиллюстрирован подход, при котором смешанное обучение выделяется в рамках электронного обучения исходя из совмещения форматов обучения, определяемых временными характеристиками взаимодействия субъектов учебного процесса (синхронных и асинхронных), требующих разной степени проявления регулятивных универсальных учебных действий. Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий описываются через сопоставление с формами проявления регуляции личности. Синхронный формат работы предполагает ведущую роль учителя при низкой саморегуляции обучающихся. Асинхронная деятельность учеников, организованная посредством электронной информационно-образовательной среды, требует от них значительной самостоятельности. Смешанное обучение, включая в себя черты каждого из этих двух форматов работы, позволяет плавно и последовательно осуществить переход от непроизвольной к волевой форме регулятивных умений обучающихся.
Реализация моделей смешанного обучения математике, позволяет раскрыть составные компоненты регулятивных универсальных действий: целеполагание, проектирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка. В статье в качестве примера используется модель смешанного обучения «Перевернутый класс». В рамках данной модели описываются возможности смешанного обучения для развития регулятивных универсальных действий учеников при обучении математике. Такие возможности обуславливаются, например, при организации домашней самостоятельной работы, через интерактивный характер представления учебной информации, обучающие тесты, выделение учителем только необходимого уровня знаний при указании дополнительных источников, через систему вопросов и заданий.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Статья посвящена исследованию теоретико-методологической базы экономической безопасности и ее обусловленности существующими экономическими теориями и концепциями. Статья затрагивает вопросы влияния камералистской концепции, кейнсианства, «современной» неоклассики, институционализма и неоинституционализма на теоретическое обоснование экономической безопасности. Рассматриваемые в экономических учениях характеристики касаются основных целей экономической безопасности, главных ее угроз, а также способов обеспечения на государственном уровне. Отдельное внимание уделено российской практике формирования элементов концептуальных основ экономической безопасности. Анализируются актуальные и предшествующие стратегии национальной и экономической безопасности, в том числе используемые в этих стратегиях показатели, связанные с экономическим ростом, устойчивостью к внешним и внутренним угрозам, развитием секторов экономики, повышением качества и уровня жизни населения.
Для проведения исследования использованы научные методы сравнения и анализа материалов.
Основные результаты исследования сводятся к тому, что существующие экономические теории и концепции затрагивают в рамках своей «специализации» отдельные положения, элементы, которые можно рассматривать как предпосылки современного концептуального обоснования экономической безопасности объекта (государство, территория, регион). Собственная, самостоятельная теория экономической безопасности, находящаяся в обязательной связке с традиционными экономическими учениями, всё ещё нарабатывает свою теоретико-методологическую базу, влияние на которую оказывают трансформационные процессы современной мировой экономической системы. Предметом для дальнейших исследований остается также вопрос о целесообразности строгого соответствия экономической безопасности региона (территории) существующим экономическим теориям и концепциям, а также ее места в общей теории экономической безопасности.
В статье рассмотрены понятие оценка стоимости дебиторской задолженности. Выявлено, что в современной экономической литературе теоретические аспекты и особенности проведения оценки стоимости дебиторской задолженности освещены слабо. Описано для чего может проводиться оценка дебиторской задолженности, кто являться субъектом оценки. Выявлены методики оценки дебиторской задолженности (методика анализа кумулятивного коэффициента уменьшения, методика С. П. Юдинцева, метод дисконтированных денежных потоков, коэффициентная методика, методика Российского общества оценщиков, методика Федерального долгового центром РФ, методика Национальной коллегии оценщиков, методика М. В. Круглова.), каждая из которых имеет свои особенности и недостатки. Проанализирована возможность использования для оценки рыночной стоимости дебиторской задолженности доходного, затратного и сравнительного подхода. Обосновано применение доходного подхода к оценке стоимости дебиторской задолженности, исходя из оценки стоимости будущих потоков от дебиторской задолженности и ставки дисконтирования. Описаны этапы определения рыночной стоимости дебиторской задолженности. Рассмотрены нормативно-правовые документы и подзаконные акты Российской Федерации, которые регулируют отношения, связанные с определением рыночной стоимости дебиторской задолженности (права требования). Выявлено отсутствие специального стандарта оценки, которое бы регулировало отношения связанные с оценкой стоимости дебиторской задолженности. Целью написания научной статьи является описание модели оценки стоимости дебиторской задолженности, необходимой для разработки многофакторной методики оценки стоимости право требования (в т.ч. и дебиторской задолженности). Для обоснования научных результатов исследования в области оценке рыночной стоимости дебиторской задолженности автором научной статьи использовались научно-исследовательские работы зарубежных и отечественных ученых и экономистов в данной тематике. Методами исследования выступают: группировка, сравнение, анализ и синтез. Построена модель оценки стоимости дебиторской задолженности основанная на сочетании факторов, которые имеют прямое отношение к оценке стоимости дебиторской задолженности.
В данной статье выделяются и описываются проблемы государства, связанные с реализацией крупномасштабных инфраструктурных проектов. Как следствие показаны финансовые, кадровые и социальные проблемы, решение которых стало серьезной задачей для регионов России. Автором изучен опыт взаимодействия государства и бизнеса за рубежом, как возможность создания технологической и инновационной базы инфраструктурного развития. Статья раскрывает содержание понятия «государственно-частное партнерство» с точек зрения различных авторов. В статье приведены модели взаимодействия государства и частного бизнеса, наиболее характерные для зарубежных стран: Великобритании, Франции, Германии, Турции, Нидерландов, Канады и т.д. Автор приходит к выводу, что заинтересованность во взаимодействии публичной и частной сторон это основа для решения социально значимых задач общества. В статье установлено, что законодательная база зарубежных стран в сфере государственно-частного партнерства различается в зависимости от экономического развития страны. Великобритания считается «пионером» по формированию объектов инфраструктуры путем передачи функции строительства, реконструкции и эксплуатации возводимых объектов. В работе дана обобщенная характеристика наиболее распространенных сфер государственно-частного партнёрства зарубежных стран. Приведены примеры положительного опыта такого взаимодействия. Одной из популярных областей государственно-частного партнёрства также является создание общественно значимого блага. Автор дает обобщённую характеристику формирования принципа государственно-частного партнерства в России, прослеживая его становление. В работе раскрываются формы реализации внебюджетных средств государственных проектах. В результате исследования автор выявляет черты, специфичные для партнерства государства и частного бизнеса.
За последние десятилетия способы развития рыночной системы экономических отношений, используемые в коммерческих организациях, распространились не только на организации иных сфер (общественные и государственные), но и на более масштабные единицы – регионы. Главными функциями регионов в условиях рыночной экономики являются: защита и обеспечение интересов региона внутри страны и за её пределами; поддержка развития малого и среднего, обеспечение взаимодействия региона с другими регионами; развитие экономического потенциала региона; создание привлекательной среды для инвесторов; повышение уровня конкурентоспособности. Из функции развития экономического потенциала региона следует функция создания привлекательной среды для инвесторов, а в совокупности эти две функции приводят к реализации функции повышения уровня конкурентоспособности региона. Сейчас можно утверждать, что регионы стали практически самостоятельными субъектами рыночной экономики, которые на основе анализа своих социально-экономических показателей разрабатывают и реализуют стратегии собственного развития и стремятся повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими регионами. В статье анализируются основные теоретические и методологические подходы к оценке конкурентоспособности региона. Раскрыты факторы, влияющие на развитие регионов: социально-экономические, бюджетно- финансовые, географические, эффективность использования ресурсов, объём инноваций, предпринимательство, уровень жизни, экология, развитие инфраструктуры. Наиболее конкурентоспособными являются те регионы, в которых перечисленные факторы имеют высокий уровень и в целом служат показателем его эффективного развития. Изучение данного материала позволит приобрести навыки эффективного использования конкурентных преимуществ региона в его стратегическом развитии.
Статья посвящена необходимости анализа рынка ипотечного страхования Российской Федерации с точки зрения развития перспектив ипотечного кредитования.
Целью работы является анализ рынка ипотечного страхования как составной части рынка ипотеки в стране.
В статье исследована сущность ипотечного страхования, проанализированы показатели рынка ипотечного страхования, структура ипотечного страхования, соотношение страховых премий и выплат. Сложившая тенденция развития экономики делает проблематичным наращивание ипотечного кредитования и как следствие ипотечного страхования. Ипотечное страхование выступает инструментом обслуживания ипотечного кредита, защищая кредитора от неполучения платы по кредиту в случае прекращения поступлений платежей, а заемщика при наступлении чрезвычайного события – от возможных финансовых и судебных проблем.
Для исследования теоретических основ ипотечного страхования применялись такие общенаучные методы исследования, как формализация, теоретическое обобщение, анализа и синтеза, научной абстракции.
В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: ипотечное страхование в России могут осуществлять только лицензированные организации, при условии что они заключают договор о сотрудничестве с АО «Дом.рф» или непосредственно с кредитором. Это выступает стагнирующим фактором в развитии рынка ипотечного страхования. В ходе исследования были разработаны мероприятия по повышению эффективности функционирования рынка ипотечного страхования путем развития дополнительного добровольного страхования, которое будет являться гарантов возврата суммы ипотечного кредита при возникновении непредвиденных ситуаций и позволит снизить риски не только получателя ипотечного кредита, но и банка, и страховой компании. В статье был рассчитан примерный экономический эффект от внедрения системы дополнительного добровольного ипотечного страхования.
Автор анализирует изменение цен на жилую недвижимость в период пандемии в 2020-2021 гг. В контексте предыдущего периода, когда динамика цен на рынке недвижимости подчинялась ограниченному числу факторов, в рассматриваемый период число факторов увеличилось значительно. Наиболее важными изменениями, которые произошли в макроэкономической среде и повлияли на стоимость объектов, автор считает снижение численности предложения, государственную программу по поддержке семьи и девства, снижение ипотечных ставок, кредитные каникулы, низкий уровень доходности депозитов. Все эти факторы действовали одновременно, что создало синергетический эффект, который выразился в изменении цен на объекты недвижимости на 23,18% на «вторичном» рынке, и на 31,54% на рынке строящегося жилья. Помимо указанных выше основных факторов, на рост стоимости жилья так же повлияли различные последствия пандемии COVID-19: закрытие границ и авиасообщений, дефицит рабочей силы в строительных компаниях, переход на дистанционный характер работы, что, соответственно, увеличило ценность жилья, которое для многих российских граждан стало так же местом работы. В силу того, что рынок недвижимости не относится к высокоорганизованным рынкам в силу своей специфики, обусловленной низкой стандартизированностью товара (объектов недвижимости) и низкой стандартизированностью цены, данный фактор приводит к сложности управления ценой и рынком со стороны государственных органов. Соответственно управление ценами на данном рынке должно осуществляться через косвенные рычаги.