ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-25-29
Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. Важно и меть ввиду, что ее целью (также называемых учебными технологиями) является улучшение образования. На протяжении многих лет изучаются различные рамки, модели и методы обучения, чтобы направлять учителей-педагогов и их усилия по созданию цифровых возможностей для учеников, которые смогут использовать новейшие технологии в процессе обучения. Теоретический анализ позволил выявить степень изученности рассматриваемой проблемы. Мы пришли к выводу, что формирование информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды происходит на начальном этапе обучения будущих педагогов, где закладываются основные фундаментальные знания, которые требуют дальнейшего развития. Новизна данной статьи заключается в теоретическом анализе современных научных работ и разработке рекомендаций по повышению уровня информационной компетенции учителей. Целью работы является проанализировать проблему формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. К используемым методам относятся теоретический анализ, синтез, дедукция, сравнение. Результатом является выявление основных составляющих цифровой компетенции и анализ европейской модели компетенций педагога с точки зрения цифровой грамотности. Полученные результаты могут быть применены для организации повышения квалификации учителей и при подготовке будущих учителей в вузах. Автор статьи пришел к выводу, что внимание педагогического сообщества направлено на срочное формирование новой цифровой компетенции и ее составляющих. В современных условиях учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения. Поэтому важно развивать информационную компетенцию учителя в ходе разработке электронной среды, которая будет способствовать эффективному выполнению педагогической практике в школе.
Об авторах
А. А. ЖуковаРоссия
Жукова Анастасия Алексеевна – аспирант кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
628400, г. Сургут, ул. Энергетиков, д. 8
В. Д. Повзун
Россия
Повзун Вера Дмитриевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального и дополнительного образования
628400, г. Сургут, ул. Энергетиков, д. 8
Список литературы
1. Андрюхина, Л. М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л. М. Андрюхина, Н. О. Садовникова, С. Н. Уткина, А. М. Мирзаахмедов // Образование и наука. — 2020. — Т. 22. — № 3. — С. 116-147. — Текст : непосредственный.
2. Бороненко Т. А., Федотова В. С. Исследование цифровой компетентности педагогов в условиях цифровизации образовательной среды школы / Т. А. Бороненко, В. С. Федотова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. — № 1 (27). —2021. — С. 51-61. — Текст : непосредственный.
3. Духовникова И. Ю., Король А. М. Цифровые компетенции современного учителя как основа успешной преподавательской деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. — № 2-3 (104). — 2021. — С. 99-101. — Текст : непосредственный.
4. Жумашева С. С. Цифровая грамотность как одна из ключевых компетенций современного педагога // Вестник науки и образования. — № 9-3 (112). — 2021. — С. 73-77. — Текст : непосредственный.
5. Королева, Н. Ю. Модель подготовки магистрантов педагогического образования к деятельности в виртуальной социально образовательной среде на основе развития цифровых компетенций / Н. Ю. Королева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. — № 3 (17). — 2020. — С. 237-253. — Текст : непосредственный.
6. Максимова, Н. А. Возможности формирования компетенций ХХI века при изучении дисциплины «цифровые технологии в образовании / Н. А. Максимова // Концепт. — № 4, 2021. — С. 88-100. — Текст : непосредственный.
7. Мигачева, М. В., Ивашова В. А. Цифровая компетентность современного педагога в условиях электронной образовательной среды / М.В. Мигачева, В. А. Ивашова // KANT. — № 2 (31). — 2019. — С. 101-104. — Текст : непосредственный.
8. Фомина, А. В. Интерактивное обучение как средство формирования профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования / А. В. Фомина, Л. А. Осипова, И. В. Сликишина // Современное педагогическое образование. — № 12. — 2020. — С. 65-69. — Текст : непосредственный.
9. Baz, E., Balçıkanlı, C., & Cephe, P. (2018). Introducing an innovative technology integration model: Echos from ELF pre-service teachers. Education and Information Technologies, 23, 2179-2200.
10. Kimmons, R., & Hall, C. (2018). How useful are our models? Pre-service and practicing teacher evaluations of technology integration models. TechTrends, 62, 29-36.
11. Tan, L., Chai, C., Deng, F., Zheng, C., & Drajati, N. (2019). Examining pre-service teachers’ knowledge of teaching multimodal literacies: A validation of the TPACK survey. Educational Media International, 56(4), 285–299.
12. Falloon, G. From digital literacy to digital competence: the teacher digital competency (TDC) framework. Education Tech Research Dev 68, 2449–2472 (2020).
Рецензия
Для цитирования:
Жукова А.А., Повзун В.Д. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(3):25-29. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-25-29
For citation:
Zhukova A.A., Povzun V.D. FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF TEACHERS IN THE PROCESS OF DEVELOPING AN ELECTRONIC EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(3):25-29. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-25-29