ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-50-58
Аннотация
На основе анализа литературных источников в статье были даны характеристики и указаны взаимосвязи между электронным, дистанционным, традиционным обучением с элементами электронного и смешанным обучением. Описан и проиллюстрирован подход, при котором смешанное обучение выделяется в рамках электронного обучения исходя из совмещения форматов обучения, определяемых временными характеристиками взаимодействия субъектов учебного процесса (синхронных и асинхронных), требующих разной степени проявления регулятивных универсальных учебных действий. Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий описываются через сопоставление с формами проявления регуляции личности. Синхронный формат работы предполагает ведущую роль учителя при низкой саморегуляции обучающихся. Асинхронная деятельность учеников, организованная посредством электронной информационно-образовательной среды, требует от них значительной самостоятельности. Смешанное обучение, включая в себя черты каждого из этих двух форматов работы, позволяет плавно и последовательно осуществить переход от непроизвольной к волевой форме регулятивных умений обучающихся.
Реализация моделей смешанного обучения математике, позволяет раскрыть составные компоненты регулятивных универсальных действий: целеполагание, проектирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка. В статье в качестве примера используется модель смешанного обучения «Перевернутый класс». В рамках данной модели описываются возможности смешанного обучения для развития регулятивных универсальных действий учеников при обучении математике. Такие возможности обуславливаются, например, при организации домашней самостоятельной работы, через интерактивный характер представления учебной информации, обучающие тесты, выделение учителем только необходимого уровня знаний при указании дополнительных источников, через систему вопросов и заданий.
Ключевые слова
Об авторе
Т. П. ФисенкоРоссия
Фисенко Татьяна Петровна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике
644099, г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14
Список литературы
1. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер; Под общ. ред. А. В. Либина. – Москва: Смысл, 1998. – 679 с. – Текст : непосредственный.
2. Виноградова, Е.Н. В поисках золотой середины: дистанционное обучение онлайн и офлайн / Е.Н. Виноградова, Л.П. Клобукова. – Текст: электронный // Полилингвиальность и транскультурные практики. – 2018. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v-poiskah-zolotoy-serediny-distantsionnoe-obuchenie-onlayn-ioflayn (дата обращения: 28.08.2021).
3. Воробьева, Т.А. К вопросу о понятии электронного обучения / Т.А. Воробьева. – Текст: непосредственный // Идеи и идеалы. – 2014. – № 1(19). – С. 143-152.
4. Голанова, А.В. Формирование электронной информационно-образовательной среды школы в современных условиях / А.В. Голанова, Е.И. Голикова. – Текст: электронный // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2021. – №1 (100). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanieelektronnoy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-shkoly-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 05.09.2021).
5. Голубчикова, М. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий школьников – основа развития самостоятельности личности / М.Г. Голубчикова, Г.М. Голубчиков, Е.Л. Федотова. – Текст: электронный // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – №4. – URL: http://journal.omga.su/2021/02/16/формирование-регулятивных-универсал/ (дата обращения: 30.08.2021).
6. Государев, И.Б. К вопросу о терминологии электронного обучения / И.Б. Государев. – Текст: электронный // Человек и образование. – 2015. – №1 (42). – URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2015-1_180-183.pdf (дата обращения: 25.08.2021).
7. Дербуш, М.В. Особенности выбора модели смешанного обучения математике для учащихся 5-6-х классов / М.В. Дербуш. – Текст : непосредственный // Инновационные подходы к обучению математике в школе и вузе : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 1–3 марта 2021 года) / под ред. М. В. Дербуш, С. Н. Скарбич. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2021. – С.177–182.
8. Капустин, Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.02 / Капустин Юрий Михайлович. – М., 2007. – 40 с. – Текст : непосредственный.
9. Кинелёв, В.Г. Образование для информационного общества / В.Г. Кинелёв. – Текст: электронный // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-dlya-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 05.09.2021).
10. Кузнецова, О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук:13.00.01 : защищена 08.10.15 / Кузнецова Ольга Владимировна. – Ярославль, 2015. – 282 с. – Текст: непосредственный.
11. Лученкова, Е.Б. Смешанное обучение математике: практика опередила теорию / Е.Б. Лученкова, М.В. Носков, В.А. Шершнева. – Текст: непосредственный // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Серия: Педагогические науки. Теория и методика обучения и воспитания. – 2015. – №1. – С.54-59.
12. Манокин, М.А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн обучения в контексте теории коммуникации / М.А. Манокин, Е.А. Шенкман. – Текст: электронный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2021. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinhronnyy-i-asinhronnyy-formaty-onlaynobucheniya-v-kontekste-teorii-kommunikatsii (дата обращения: 28.08.2021).
13. Нагаева, И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности / И.А. Нагаева. – Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. - № 6. – С.56-67.
14. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): учеб.пособие / сост. П.М. Горев, В.В. Утёмов. – Киров : АНО ДПО МЦИТО, 2015. – 275 с. – Текст: непосредственный.
15. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ: принят Госдумой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. – Текст: электронный. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 11.08.2021).
16. Сафонова, Т.О. Уровневые характеристики саморегуляции личности / Т.О. Сафонова, И.С. Морозова. – Текст: электронный // Вестник КемГУ. – 2010. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/urovnevyeharakteristiki-samoregulyatsii-lichnosti (дата обращения: 29.08.2021).
17. Стариченко, Б.Е. О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе / Б.Е. Стариченко, И.Н. Семенова, А.В. Слепухин. – Текст: электронный // Образование и наука. – 2014. – № 9. – URL: https://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12539 (дата обращения: 19.08.2021).
18. Blended Learning Today: Designing in the New Learning Architecture. – Text: electronic // The Oxford Group – 2014. – 28. – URL: http://www.oxford-group.com/pdf/blended-learning-today-2014.pdf. (дата обращения: 25.08.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Фисенко Т.П. ВОЗМОЖНОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(3):50-58. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-50-58
For citation:
Fisenko T.P. THE POSSIBILITIES OF BLENDED LEARNING MATH TEACHING FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENT’S REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(3):50-58. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-3-50-58