Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 13, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

5-10 193
Аннотация

В статье говорится о трудностях обучения письменной речи студентов неязыковых вузов на занятиях по иностранному языку в условиях цифровизации образования. Выявляются причины снижения интереса учащихся к письменной речи путем анкетирования, интервьюирования и анализа выполняемых заданий в рамках изучаемой дисциплины. Обосновывается необходимость развития письменной речи от руки при решении учебно-профессиональных задач на занятиях по иностранному языку. Показаны преимущества и недостатки влияния цифровизации общества на учебный процесс.

На основе интегрированного подхода в обучении, создается серия тренировочных упражнений на французском и немецком языках для совершенствования письменных навыков. С целью проследить процесс развития письменной грамотности у студентов технических специальностей, разрабатываются критерии, показатели и методики диагностики данного феномена. К основным критериям относятся: когнитивный, деятельностный и рефлексивный. На основе выделенных критериев определяются уровни сформированности умений письменной речи: минимальный, продуктивный, высокий. Результатом данного исследования является апробация алгоритма серии упражнений, аргументирующая положительную динамику развития письменной речи обучающихся. Статья может быть полезна для преподавателей иностранного языка, как высших учебных заведений, так и средне-специальных.

11-16 155
Аннотация

Статья посвящена вопросам дидактического обеспечения бакалавров по специальности «Экономика». Обращается внимание на низкий уровень мотивации учебно-познавательной деятельности у студентов, недостаточное владение способами и средствами учебной и исследовательской деятельности, неумение рационально распределять время на учебу, «клиповое» мышление» современной молодежи, сокращение бюджета аудиторной нагрузки. Делается вывод о необходимости разработки дополнительных дидактических материалов в виде тетрадей на печатной основе для организации самостоятельной работы бакалавров.

Цель работы — показать на примерах из рабочей тетради на печатной основе, разработанной автором по курсу «Логика», методику отбора, систематизации учебного материала и использования данного вида издания при организации самостоятельной работы студентов.

В статье представлен авторский подход к табличной форме представления учебной информации. Показаны дидактические возможности применения рабочих тетрадей в учебном процессе. Представлена система методически целесообразной системы задач и упражнений, как для информационного, так и для практического блока заданий.

Данная методика может быть адаптирована для создания тетрадей на печатной основе по другим дисциплинам. 

Автор статьи пришел к следующим выводам: предлагаемые подходы к структурированию учебного материала позволяют облегчить его усвоение; систематическое заполнение студентами листов тетради с печатной основой формирует навыки самоконтроля, рациональной организации самостоятельной работы.

17-22 133
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы содержания рабочих программ, учебных планов и построения учебного процесса в высшем юридическом образовании с целью не только освоения студентами базовых юридических знаний, но и получения ими психолого-педагогической подготовки, адекватной задачам, решаемым практикующим юристом. К используемым методам относятся наблюдение, анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение. В результате автор, в частности, приходит к следующим выводам: психолого-педагогические знания входят в круг необходимых компетенций современного юриста; обращается внимание на недостаточный объем получаемых студентами-юристами знаний в области психологии и педагогики и на дисбаланс предлагаемых для изучения дисциплин, несущих в себе психолого-педагогические компетенции; обращается внимание, что в ряду юридических дисциплин наибольшую психолого-педагогическую компоненту несет в себе криминалистика; дисциплина «Профессиональная этика» должна читаться как минимум не ранее 3-го курса вуза, когда у студентов уже относительно сформированы общие представления о будущей профессии; в тематическом плане дисциплины «Психология и педагогика» целесообразно устранить крен в область вопросов психологии в пользу тем по педагогике; акцентирование внимания студентов в рамках курса криминалистики на психологических особенностях криминалистической деятельности вполне оправдано, но в существующей ситуации недостаточно для развития психологических компетенций, требующихся в профессии. Поэтому на старшем курсе обучения необходимо ввести дисциплину «Юридическая психология», которая гораздо глубже бы охватила психологическую проблематику юридической деятельности. Полученные результаты могут быть применены в процессе подготовки научных работ и методических материалов по вопросам преподавания педагогики и психологии для студентов-юристов, а также в сфере профессиональной подготовки сотрудников вузов.

23-26 238
Аннотация

Будущий специалист в любой отрасли обязан обладать фундаментальным набором «гибких» навыков, рассматриваемых в качестве ключевых возможностей, востребованность которых особо актуализируется в современном мире. Целью данной статьи является изучение теоретических основ и методологии формирования «гибких» навыков. Методы, применяемые при исследовании, были выбраны в соответствии с рассматриваемой темой и включают аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез, а также изучение и анализ литературы. В статье представлены результаты исследования, которые сводятся к следующему. На основе анализа теоретических основ навыков, входящих в понятие «гибкие», рассматривается методология их формирования. Изучаются различные подходы к трактовке понятия и перечня составляющих навыков. Актуализируется значение эмоционального интеллекта, как навыка, регулирующего восприятие, выражение эмоций, а также их эффективное управление. Особое внимание акцентируется на использовании занятия по иностранному языку как инструмента, способствующего развитию «гибких» навыков, так как потенциал сбалансированного овладения когнитивными, эмоциональными и социальными навыками успешно раскрывается в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрение процесса формирования «гибких» навыков при помощи различных видов деятельности, таких как проекты, презентации, дискуссии, дебаты, ролевые, деловые игры, инициирующих коммуникативные ситуации, а также применения технологий обучения на занятии по иностранному языку наделяет исследуемую проблему новизной и актуальностью. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования результатов исследования в научной и педагогической деятельности, связанной с проблемами теории и методики обучения и воспитания.

27-33 123
Аннотация

Статья посвящена проблеме профессиональной направленности обучающихся на начальном этапе подготовки в вузе. Исследование профессиональной направленности будущих ветеринаров выполнено в русле аксиологического подхода, дающего перспективу для анализа исходного понятия через призму мотивационно-ценностной сферы обучающихся. Целью работы является разработка и применение методики исследования мотивационно-ценностного аспекта профессиональной направленности будущих ветеринаров. Результатом проведенного исследования стала методика, состоящая из нескольких этапов: 1) определение ключевых компонентов ветеринарной профессии и их специфики на основе анализа контекста профессии ветеринарного врача; 2) определение ключевых переменных профессиональной направленности будущих ветеринаров на основе аксиологического подхода; 3) выбор и адаптация исследовательского инструментария для изучения показателей профессиональной направленности и сбор данных; 4) интерпретация результатов. С помощью методов анкетирования и беседы были изучены характеристики профессиональной направленности обучающихся 1 курса по программе специалитета 36.05.01 — «Ветеринария» Омского государственного аграрного университета. Было установлено, что стремление обучающихся к высокому профессионализму сочетается с прагматичным отношением к выбору профессии; ответственное отношение к профессиональным обязанностям дополняется пониманием значимости социального взаимодействия в работе, важности эмпатии и этических норм в обращении с животными, стремлением к развитию коммуникативных навыков и эмоциональной готовностью; осознание важности дружеских отношений с коллегами вступает в противоречие с отсутствием желания оказывать им профессиональную поддержку в работе; направленность на служение обществу значительно уступает по значимости служению благополучию животных. Полученные результаты исследования могут быть использованы для оптимизации образовательных программ и адаптации образовательного процесса с целью развития профессионально-важных качеств, социальных и эмоциональных компетенций будущих ветеринаров.

34-38 93
Аннотация

В статье рассмотрены методические особенности формирования экологического сознания у студентов педагогического вуза на занятиях по французскому языку. Дано определение экологического сознания, выделены признаки экологического сознания (наличие экологических знаний, экологическая ответственность, социальный характер экологического сознания, рефлексия собственной деятельности по отношению к природе), представлены его структурные компоненты (когнитивный, аффективный, поведенческий). Разработан и представлен на образовательном портале ОмГПУ курс «Sensibiliser les jeunes à la protection de la nature» (Привлечение молодежи к охране природы), направленный на формирование экологического сознания у студентов педагогического вуза. В ходе освоения данного курса студентами решаются задачи, в результате решения которых у обучающихся формируется экологическое сознание. Данные задачи соотносятся с компонентами экологического сознания и с заданиями, представленными в курсе. После изучения курса «Sensibiliser les jeunes à la protection de la nature» у студентов был выявлен средний и высокий уровни сформированности экологического сознания, что позволило автору сделать вывод о результативности разработанного для будущих учителей французского языка курса.

39-43 540
Аннотация

Личность сотрудника органов внутренних дел (далее – ОВД) формируется в развитии разнообразных отношений и процессов, которые определяют его деятельность и поведение. Особая роль принадлежит нравственным отношениям, которые выступают фундаментом личности вообще, и сотрудника полиции, в частности. Наиболее заметное и повторяющееся влияние в профессионально-нравственном развитии личности сотрудника ОВД принадлежит ритуалам и традициям профессиональной деятельности. Именно ритуалы и традиции помогают увидеть и осознать опыт прошлых поколений стоявших на страже обеспечения правопорядка в стране. Ни что другое, как традиции и традиции не обеспечивает осознание принадлежности к профессиональному сообществу, дает почувствовать себя единой силой, способной защитить человека и противостоять преступности. За годы существования органов внутренних дел сложилось немало профессиональных ритуалов, сконцентрировавших в себе важнейшие ценности службы обществу, закону, государству. Образовательные организации МВД России, призванные готовить специалистов правоохранительной деятельности, целенаправленно формируют уважительное отношение к сложившимся в профессиональной среде традициям и ритуалам профессиональной деятельности. Введение в действие Федерального закона «О полиции» и «Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» существенно изменило законодательную базу органов внутренних дел Российской Федерации по профессиональной этике и, как следствие, по служебному этикету сотрудников органов внутренних дел в части организации профессиональной ритуалики органов внутренних дел; практика проведения профессиональных традиций и ритуалов органов внутренних дел на современном этапе также претерпела изменения в сторону расширения и появления новых традиций и ритуалов, что приводит к необходимости выявления, оценки содержания и описания этих новых явлений.

44-47 171
Аннотация

В статье предлагается система работы по воспитанию патриотизма средствами языковедческих дисциплин в вузе (на примере лингвистического курса «Русский язык и деловые коммуникации», включенного в учебные планы студентов технических специальностей). Анализируются лингводидактические возможности аудиторной работы по дисциплине. Целью работы является описание лингводидактических возможностей языковедческого курса при воспитании патриотизма у студентов. В статье описаны результаты диагностики, проведенной в начале и по окончании педагогического эксперимента, участниками которого стали 350 первокурсников Омского государственного университета путей сообщения. К используемым методам относятся комплекс общенаучных методов (синтез, анализ, обобщение, сопоставление и т.д.), метод анкетирования, педагогический эксперимент, метод статистического подсчета. Результатом использования лингводидактического потенциала при воспитании патриотизма студентов стало расширения представлений о природе патриотизма в сознании студентов, усиление убежденности в том, что молодежь патриотична и любит свои Родину. Полученные результаты могут быть применены в любом вузе, в котором преподаются дисциплины языковедческой направленности (включая обучение студентов технических специальностей). Авторы пришли к выводу, что проведенная работа формирует представление о том, что патриотизм опирается на любовь к родной культуре, истории, людям и традициям. И при регулярном обращении к текстам патриотической направленности и включении при этом студентов в учебный процесс с использованием активных форм и методов обучения позволяет создать условия для повышения уровня патриотизма в студенческой среде.

РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

139-145 228
Аннотация

В статье рассмотрен вопрос защиты прав потребителей в условиях дистанционной торговли через маркетплейсы (площадки розничной онлайн-торговли) с позиции определения особенностей реализации договоров розничной купли-продажи в такой торговле. Предметом изучения выступает современное состояние гражданского законодательства в области защиты прав потребителей в дистанционной торговле.

Отмечается, что заключение договора розничной купли-продажи через маркетплейсы сопряжено с определенными проблемами, потенциальными ситуациями нарушения прав потребителей. Рассматриваются три аспекта маркетплейса как места совершения сделок между продавцами и потребителями, влияющие на реализацию прав потребителей: посреднический характер взаимодействий, распределение ответственности между продавцом и площадкой, сетевые эффекты в деятельности маркетплейсов.

Отмечается, что законодательство со значительным отставанием следует за уже сформировавшимися практиками в этой области. Констатируется, что такая форма заключения договоров розничной купли-продажи, при всём удобстве для продавца и покупателя, в более высокой степени подвержена нарушениям прав потребителей в силу особенностей такого взаимодействия. Рассматриваются конкретные ситуации нарушений прав потребителей при дистанционном способе продажи товаров через маркетплейсы.

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

48-53 185
Аннотация

В статье проанализирована актуальная проблема в сфере брендинга, которой является продвижение корпоративного бренда предприятия в процессе повышения его узнаваемости на рынке среди потенциальных целевых групп. Технологический прогресс в мире только ускорил необходимость формирования и развития корпоративного бренда организации, вследствие появления новых методов и видов продвижения, новых каналов коммуникации с потенциальными целевыми аудиториями. Возникает необходимость оценки эффективности продвижения корпоративного бренда предприятия на рынке, на котором организация осуществляет свою деятельность. Целью данной работы является сформировать представление о корпоративном бренде предприятия, основных составляющих корпоративного бренда, целевых групп общественности, на которые необходимо обращать внимание при продвижении корпоративного бренда организации на рынке. Статья позволяет оценить текущую научную и практическую проблематику данного исследования. Недостаточность теоретической и практической информации о том, как правильно оценить предпринятые шаги в процессе формирования, продвижения и оценки продвижения корпоративного бренда является основной проблемой и причиной негативных результатов, с которыми может столкнуться компания в процессе продвижения своего бренда. К использованным методам относятся методы анализа, описания и группировки. Полученные результаты исследования могут быть применены для осмысления вопросов, касающихся выстраивания элементов рекламной кампании, а именно выбора целевых групп общественности, каналов коммуникации с целевой аудиторией, целевыми группами общественности для выстраивания эффективного продвижения и оценки корпоративного бренда предприятия. Автор пришел к выводу, что эффективное продвижение корпоративного бренда предприятия возможно за счет грамотной работы с целевыми группами общественности, понимания потребностей рынка, отслеживание различных характеристик, которые могут существенно повлиять на восприятие и продвижение корпоративного бренда.

54-59 168
Аннотация

В современных условиях происходят процессы диффузии цифровых технологий, которые проникают во все сферы хозяйствования и обеспечивают трансформацию социально-трудовых отношений. Одной из сфер социально-трудовых отношений является организация оплаты труда персонала. Потенциал применения цифровых технологий создает необходимость его использования в организационно-экономических, и социально-трудовых отношений, связанных с процессами организации системы оплаты труда работников. Одной из важнейших сфер жизнеобеспечения является жилищно-коммунальное хозяйство, где существует большой потенциал использования цифровых технологий посредством создания цифровой платформы управления отраслью на региональном уровне.

Целью исследования является разработка гибкой системы система оплаты труда руководителей и работников сферы жилищно-коммунального хозяйства с использованием цифровых технологий. Объектом исследования является система оплаты труда работников ЖКХ. Предметом исследования являются социально-трудовые отношения, возникающие в процессе внедрения цифровых технологий в систему оплаты труда предприятия ЖКХ. При решении практических задач использовались методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, системный метод, моделирование. По итогам статьи представлена авторская модель системы оплаты труда работников ЖКХ с применением цифровых технологий.

60-66 148
Аннотация

Статья посвящена проверке возможности использования результатов опросов Росстата предприятий обрабатывающей промышленности для оперативного мониторинга (наукастинга) показателей занятости в отрасли и рынка труда России в целом. В работе использовались результаты опросов об уровне в текущем месяце и перспективах изменения в ближайшие 3 месяца численности занятых, которые опережают выход официальной статистики минимум на 1-1,5 месяца. Исследование показывает, что результаты опросов прежде всего отражают ситуацию со спросом компаний на труд. Полученные результаты демонстрируют, что в России связь опросов со статистикой проявляется ни через численность занятых (в том числе с учетом требуемых работников), в отличие от зарубежных исследований, а через совокупную продолжительность отработанного времени работниками, что обусловлено особенностями отечественного рынка труда. Наибольшая связь показателей опросов и статистики наблюдалась при сравнении циклических компонент (отклонение от тренда) и годовых темпов роста. Также опросы в ряде случаев благодаря компоненте ожиданий проявляют дополнительные опережающие свойства (помимо более быстрой публикации), указывая на изменение показателя на 1-3 месяца ранее.

67-73 238
Аннотация

Статья посвящена исследованию таможенно-логистических рисков, которые возникают у участников внешнеэкономической деятельности при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Целью статьи является оценка последствий влияния санкционной политики на логистику товарных потоков в международной цепи поставок и выявления новых таможенно-логистических рисков, возникающих при перемещении через таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, и разработка предложений для их минимизации. Для достижения цели решались следующие задачи: на основе анализа подходов к таможенно-логистическим рискам систематизирована классификация рисков, доказано возникновение новых таможенно-логистических рисков. Используя системный подход и экспертный метод рассмотрен Перечень товаров, разрешенных к параллельному импорту. Опираясь на полученные выводы, в статье обоснованы новые проблемные аспекты в международных цепях поставок, содержащих объекты интеллектуальной собственности, сформулированы решения и направления путей минимизации новых таможенно-логистических рисков на основе развития информационных потоков и совершенствования законодательных мер. Предлагаемые решения могут быть использованы в целях развития внешнеторговой деятельности в условиях санкционной политики.

74-80 220
Аннотация

Раскрыта сущность и структура экономического потенциала предпринимательства и его роль в социально-экономическом развитии региона. Рассмотрены формы и методы управления экономическим потенциалом предпринимательства в регионе. Кроме этого, авторами проведено исследование количественных и качественных показателей роли малого и среднего бизнеса в экономической жизни Республики Алтай. Особое внимание уделено исследованию инновационной и инвестиционной активности, конкурентоспособности и социальной ответственности предприятий данного сегмента. Результаты исследования позволяют лучше понять вклад малого и среднего бизнеса в развитие Республики Алтай и выявить потенциал для улучшения условий его функционирования и взаимодействия с экономикой региона.

Определены приоритетные направления влияния экономического потенциала предпринимательства на социально-экономическое развитие Республики Алтай. Разработаны рекомендации по стимулированию экономического потенциала предпринимательства с позиций социально-экономического развития Республики Алтай, к которым отнесено развитие туротрасли, путем открытия круглогодичных туристских объектов, направленных на массового потребителя; развитие санаторно-курортной деятельности в лечебно-оздоровительных местностях; развитие биофармацевтики, посредством производства БАДов и лекарственных препаратов из местного сырья и продукции пантового оленеводства; развитие углубленной лесопереработки, освоение минерально-сырьевой базы, а также внедрение инновационных проектов в сфере «зеленых технологий» (возобновляемая энергетика) с помощью государственной поддержки.

81-86 210
Аннотация

Статья посвящена исследованию экономической целесообразности внедрения на практике превентивных методов контроля за получателями бюджетных средств, которые основаны на применении методологии государственного финансового контроля. Расширение мер государственной поддержки характеризуется необходимостью совершенствования механизмов правительственного контроля за получателями бюджетных средств. Проблематика совершенствования контрольных механизмов обусловлена необходимостью формирования превентивного контроля, направленного на сдерживание неэффективного расходования бюджетных средств. Цель исследования состоит в обосновании методологических аспектов мониторинга и выявления рисков нарушений в режиме реального времени. Объектом исследования выступают получатели бюджетных средств. Предмет исследования механизм наблюдения и раскрытия информации перед казначейством в рамках проведения контрольного мониторинга. В процессе исследования использованы методы кластеризации, описания и централизации. В статье раскрыты базовые подходы к формированию механизма контрольного мониторинга. Обоснована экономическая целесообразность применения мониторингового принятия решений на основе введения двух новых инструментов наблюдения и контрольного мониторинга. Аргументированы условия нивелирования риска избыточного бюджетного стимулирования. Обсуждаемый механизм позволит расширить методы государственного контроля в отношении получателей бюджетных средств субсидий и кредитов с государственной гарантией. Областью применения полученных результатов является деятельность отраслевых регуляторов в определении цели и субъекта получателей госсредств.

87-91 138
Аннотация

В данной статье систематизированы существующие знания и инструменты бизнес-анализа, в основе которых лежат различные теории цвета. Целью работы стал поиск доказательной базы, позволяющей предложить цветовой бизнес-символизм как адекватный аналитический инструментарий в сфере стратегического менеджмента и маркетинга наравне с различными финансово-экономическими инструментами. Объектом исследования является современный менеджмент и основные его концепции. Предметом исследования является инструменты бизнес-анализа, основанные на теории цвета. В рамках проведения исследования были применены различные маркетинговые, аналитические и статистические инструменты, а также общенаучные методы, к которым относятся изучение, обобщение и систематизация существующих источников литературы. Одним из ключевых этапов стало проведение исследования разных по масштабу и сфере экономики компаний, ведущих свою деятельность на территории Омской области. С помощью современных статистических моделей из выборки случайным образом были выделены несколько компаний, которые были рассмотрены нами более детально. На основе анализа и оценки частных представителей бизнес-сообщества омского региона были сделаны выводы об объективной необходимости внедрения терминов цветовой бизнес-аналитики в методики работы современных менеджеров, а также выделены две сферы наиболее релевантного их применения.

92-97 211
Аннотация

Целью исследования является формирование методики оценки уровня управляемости производственной системы на основе потоков информации, формируемых в системе электронного документооборота предприятия, позволяющая диагностировать «узкие» участки процесса обмена информацией между структурными элементами системы.

Методологическую базу исследования представляют опыт перехода на электронный документооборот мировых и российских организаций; методика расчета условной энтропии производственной системы, базирующаяся на идентификации и ранжировании по степени однотипности потоков информации в системе, метод разработки экспертной шкалы для определения условных вероятностей по каждому из анализируемых типов операций; применение показателя условной энтропии по методу Альфреда Реньи для определения энтропии всей производственной системы

Результаты исследования. Рассмотрена методология определения параметрической сложности с проведением аналогии взаимодействий внутри производственной системы за разные периоды при одинаковом количестве структурных элементов, а также проведен анализ информационных потоков, наиболее эффективно подлежащим управленческим взаимодействиям

Перспективы исследования заключаются в определении критических точек возникновения необходимости проведения мероприятий по предотвращению искажения потоков информации между элементами производственной системы с последующей перспективой повышения производительности труда на каждом конкретном участке, а также повышение эффективности всей производственной системы в целом.

98-103 148
Аннотация

Актуальность проблемы создания надежных программ, индустриального и многопрофильного программирования растет в связи с ростом объемов и сложности задач автоматизации и усложнением процессов и продуктов на рынке программных продуктов. Этому способствуют и практические проблемы экономики, производства, оказания услуг, ориентированных на учет потребительских ожиданий. Цель нашего исследования заключается в исследование такой многосторонней проблемы, как выгорание программистов, программистских групп в современных рыночных (продуктовых) и цифровых условиях. В исследовании применены методы: системный анализ-синтез, интеграция, методы принятия решений, идентификация и шкалирование, анкетирование (тестирование), ситуационное прогнозирование и моделирование, социальная инженерия. Проведен системный и сравнительный анализ целей, задач, условий, воздействий на эффект выгорания программистов и получены следующие результаты анализа: 1) причин и условий феномена выгорания программистов; 2) факторов, влияющих на выгорание с учетом неопределенностей и рисков в окружении и рассматриваемой инфраструктуре; 3) целей мониторинга выгорания и роли руководителя программистской команды в снижении процесса выгорания; 4) принципов мотивации членов команды и повышения их компетенций; 5) для последнего типа анализа разработана система тестовых вопросов (опросная анкета), которая позволит идентифицировать ключевые факторы выгорания и ранжировать их по важности в процессе. Значимость результатов исследований заключается как в теоретическом (системном) интересе к ним, так и в практической их ориентации, в частности, в возможности их использования для решения задач формирования команд программистов, ведения командной работы и мотивации программистов.

104-109 147
Аннотация

В исследовании анализируется степень влияния антироссийских санкций США и стран Европы на состояние и развитие отрасли отечественного строительства. В данной статье были сделаны выводы о том, что первые пакеты санкций сказывались на отрасли более ощутимо, чем последующие. Экономика России в целом и отдельные отрасли, в частности, постепенно адаптировались к новым внешним экономическим условиям. Стабилизации современного состояния строительной отрасли во многом содействовала государственная политика замещения импорта, включающая разработку и реализацию комплексных стратегий развития экономики государства, а также отдельные мероприятия для развития конкретных отраслей и предприятий. При анализе применяется методология и общенаучные принципы проведения комплексных исследований, изучаются нормативные и законодательные документы, касающиеся регулирования внешнеэкономической и строительной деятельности в Российской Федерации.

При анализе материалов исследования, разработке методических рекомендаций использовались абстрактно-логические, монографические, социологические, экономические и статистические методы исследования, методы научной абстракции, индукции и дедукции, группировки, сравнения и проведения экспертных оценок.

Целью статьи выступает оценка степени негативного влияния западных санкций на уровень развития строительной отрасли в России, а также систематизация отечественных мероприятий, реализуемых в рамках комплексной политики импортозамещения.

В статье разработаны предложения по повышению эффективности снижении влияния санкционного давления на отечественное строительство и ускорению процессов инновационного развития отрасли. Полученные результаты могут быть применены в деятельности российских строительных предприятий и органов государственного, регионального и муниципального управления.

110-115 151
Аннотация

Приграничное сотрудничество Ленинградской области со странами ЕС динамично развивалось последние тридцать лет, однако наступивший геополитический кризис и вступление Финляндии в НАТО нарушило взаимовыгодное партнерство, что привело к резкому снижению товарооборота, закрытию границ и приостановке программ и проектов. Цель исследования состоит в рассмотрении генезиса практического сотрудничества Ленобласти и Финляндии, определении вызовов и перспектив сотрудничества с заинтересованными сторонами в новых экономических реалиях. Объект исследования — приграничная территория Ленобласти и Финляндии. Предмет — трансформация экономического взаимодействия государств приграничных регионов. В исследовании применялись методы: индукции, дедукции, сравнения, статистического анализа. В статье анализируются этапы приграничного сотрудничества, факторы, препятствующие эффективному взаимодействию, определяются вызовы, направления и перспективы взаимодействия с дружественными странами с учетом потенциальных возможностей региона. Обосновано, что смена вектора приграничного сотрудничества — ответ на остановку финансирования программ и проектов из-за политических и экономических разногласий, что привело к разрыву экономических связей с партнерами. Раскрыт новый вектор взаимодействия субъектов Ленобласти — «Север-Юг-Восток», сделаны выводы о необходимости построения новой модели сотрудничества в целях устойчивого развития региона. Научная новизна заключается в разработке рекомендаций, направленных на формирование успешных стратегических партнерств с регионами и дружественными странами.

116-122 147
Аннотация

Цифровые экосистемы в АПК региона — это следующий этап развития сельской кооперации. Цифровые экосистемы соответствуют всем требованиям шестого технологического уклада и позволяют сельскохозяйственным товаропроизводителям более быстрыми темпами перейти на него. В статье рассмотрен организационно-экономический механизм формирования и функционирования цифровых экосистем в АПК региона. Целью работы являются теоретические и практические положения по формированию экономически выгодных условий на основе экосистемного подхода, способствующих росту и развитию кооперационного движения в сельском хозяйстве. В качестве методологической базы исследования выступил системный подход к цифровизации сельского хозяйства, а также совокупность таких методов как монографический, анализ и синтез, библиографический анализ, абстрактно-логический и хронологический методы. Авторы статьи пришли к следующим выводам: необходимо провести оценку потенциала формирования цифровых экосистем в муниципальных районах Новосибирской области, выделить районы с высоким потенциалом — районы-ядра цифровой экосистемы, далее создать в районах-ядрах Проектный офис, в задачи которого будет входить внедрение инструментов и сервисов цифровых экосистем в бизнес-процессы малых и средних форм хозяйствования АПК и развитие кооперативных связей с отстающими соседствующими муниципальными районами (районы-спутники).

123-127 151
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы актуальности использования множества маркетинговых каналов для взаимодействия с потребителем и предлагается авторское видение классификации маркетинговых каналов с целью структурирования и представления в упорядоченном виде всевозможных каналов, имеющих место при применении омниканального маркетинга.

В ходе работы автор подчеркивает важность высокой степени интеграции каналов в омниканальном маркетинге и уделяет внимание понятиям «маркетинговые коммуникации», «канал коммуникаций», «канал сбыта», «канал распределения». Отмечается, что под влиянием рыночных условий, включая развитие цифровых технологий, изменение модели поведения потребителя, указанные термины выходят за рамки базового содержания. Каналы коммуникации и каналы сбыта начинают представлять собой единую систему, выполняющую функции предварительного информирования, контакта, продажи, послепродажного обслуживания покупателей, которую автор представляет в работе под терминологией «маркетинговый канал».

В рамках предложенной в статье классификации маркетинговых каналов в омниканальном маркетинге выделены информационные контактные, продающие и доставляющие каналы в офлайн- и онлайн-среде. Информационные каналы связаны с реализацией этапа поиска и оценки вариантов, обеспечивают потребителя данными о различных аспектах, связанных с товаром. Контактные каналы, подразумевая наличие прямой связи между потребителем и компанией, позволяют задать вопросы и уточнить информацию. Продающие каналы предоставляют возможность осуществления покупки. Доставляющие каналы отвечают за физическое получение товара покупателем. Автором продемонстрированы примеры использования потребителями разных маркетинговых каналов и их сочетаний в процессе совершения покупки.

Разработанная классификация позволяет представить множество маркетинговых каналов, являющихся актуальными при применении организацией омниканального маркетингового подхода, в упорядоченной, структурной форме с акцентном внимания на задачах каждого маркетингового канала.

128-132 132
Аннотация

Вследствие значительных изменений социально-экономической ситуации в мире и Российской Федерации, назрела необходимость в воссоздании утраченных и освоении новых технологий, выстраивании новых логистических коридоров, восстановлении заброшенных и строительстве новых производств. Для сохранения промышленного суверенитета страны необходимо создание условий, позволяющих оперативно и максимально комфортно вовлечь граждан в сферу предпринимательства. Резиденты преференциальных территорий, в том числе особых экономических зон, пользуются особыми режимами административного, таможенного и налогового регулирования. Целями выделения преференциальных территорий являются более сбалансированное пространственное развитие страны, путем привлечения крупных компаний в регионы, а также уход от концепции моногородов, где большинство жителей связаны с градообразующим предприятием. В статье проведено исследование развития особых экономических зон в пределах Приволжского федерального округа. Путем анализа статистических данных и финансовых результатов резидентов ОЭЗ выявлены проблемы развития, такие как: санкционное давление, дефицит компетентных трудовых ресурсов, недостаточность готовой инфраструктуры для ведения бизнеса, боязнь открытия высокотехнологичных производств у предпринимателей. Рекомендации, сделанные по итогу исследования, можно применить при формировании программ развития ОЭЗ.

133-138 135
Аннотация

В данной статье рассматриваются проблемы с которыми сталкиваются российские предприятия в условиях кризиса, а также основные направления, которые способствуют их устойчивому развитию. Также речь пойдет и о мерах государственной поддержки малого и среднего бизнеса, приведены статистические данные, проанализирована экономическая ситуация в стране и в Пензенской области. Целью данной статьи является проведение анализа устойчивого развития предприятия в условиях кризисных явлений и выявление путей их дальнейшего развития.

В ходе проведенного исследования с использованием статистических и экономических методов было установлено, что с каждым годом происходит увеличение количества микро и средних предприятий, что обуславливает их большей приспособленностью под конкретные наименования выпускаемой продукции. Также при проведении анализа было установлено, что для устойчивого развития предприятия необходимо активно пользоваться услугами аутсорсинга, который позволяет снизить постоянные затраты, путем передачи ресурсов, на которых специализируется аутсорсинговая организация в данной области. Плюсом данного подхода является высвобождение ресурсов, которые помогут быстрее достичь поставленных целей.

По проведенному исследованию поставленные задачи достигли своей цели, по ним можно сделать заключение, что у предприятий имеются большие возможности по оптимизации и повышению устойчивого развития своей деятельности даже в кризисные времена. Для достижения устойчивого развития предприятия необходимо разработать комплексную программу по ее достижению, участие в разработке которой необходимо включить представителей предприятий, органы власти, а также ученых.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)