ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-23-26
Аннотация
Будущий специалист в любой отрасли обязан обладать фундаментальным набором «гибких» навыков, рассматриваемых в качестве ключевых возможностей, востребованность которых особо актуализируется в современном мире. Целью данной статьи является изучение теоретических основ и методологии формирования «гибких» навыков. Методы, применяемые при исследовании, были выбраны в соответствии с рассматриваемой темой и включают аналогию, классификацию, обобщение, сравнительный анализ, синтез, а также изучение и анализ литературы. В статье представлены результаты исследования, которые сводятся к следующему. На основе анализа теоретических основ навыков, входящих в понятие «гибкие», рассматривается методология их формирования. Изучаются различные подходы к трактовке понятия и перечня составляющих навыков. Актуализируется значение эмоционального интеллекта, как навыка, регулирующего восприятие, выражение эмоций, а также их эффективное управление. Особое внимание акцентируется на использовании занятия по иностранному языку как инструмента, способствующего развитию «гибких» навыков, так как потенциал сбалансированного овладения когнитивными, эмоциональными и социальными навыками успешно раскрывается в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. Рассмотрение процесса формирования «гибких» навыков при помощи различных видов деятельности, таких как проекты, презентации, дискуссии, дебаты, ролевые, деловые игры, инициирующих коммуникативные ситуации, а также применения технологий обучения на занятии по иностранному языку наделяет исследуемую проблему новизной и актуальностью. Практическая значимость данной статьи заключается в возможности использования результатов исследования в научной и педагогической деятельности, связанной с проблемами теории и методики обучения и воспитания.
Об авторе
И. А. ЕлисееваРоссия
Елисеева Ирина Александровна — доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук
г. Орск, пр. Мира, д.15а
Список литературы
1. Гибкие навыки (soft skills) – компетенции будущего : метод. пособие / сост. М. П. Лопушенко. Хабаровск : ДВГНБ, 2023. 36 с.
2. Уварина Н. В., Корнеева Ю. В., Микрюков Ю. В. Soft Skills: актуальность, история, перспективы развития // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. №4 (44). С. 40-46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soft-skills-aktualnost-istoriya-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 10.01.2024).
3. Далибожко А. И., Герман М. В., Краковецкая И. В. Повышение конкурентоспособности выпускников университета на рынке труда: возможность формирования твердых и мягких навыков в международной программе Enactus // Вестник ТГЭУ. 2018. №1(85). С. 57-74. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-konkurentosposobnosti-vypusknikov-niversiteta-na-rynke-truda-vozmozhnost-formirovaniya-tverdych-i-myagkih-navykov (дата обращения: 10.01.2024).
4. Трубина З. И. Развитие гибких навыков в обучении иностранному языку на базе современных педагогических технологий // Историко-педагогический журнал. 2023. №2. С. 89-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gibkih-navykov-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-na-baze-sovremennyh-pedagogicheskih-tehnologiy (дата обращения: 10.01.2024).
5. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for Quality Research. 2016. №10(1). P. 97-130.
6. Столярова С.А., Лонунова О. В., Ковчина Н. В. Актуальность Soft Skills в профессиональном плане будущих специалистов социальной сферы // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №10 (112). С. 73-77. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-soft-skills-v-professionalnom-plane-buduschih-spetsialistov-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 10.01.2024).
7. Doghonadze N., Zoranyan M. Development of Soft Skills While Teaching English to Master’s Students // Journal of Education in Black Sea Region. 2021. №6. P. 137-147.
8. Краснощекова Г. А., Янкаускас Е. С. Развитие soft skills на уроках английского языка у обучающихся старших классов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. №12. С. 141-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-soft-skills-na-urokah-angliyskogo-yazyka-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov (дата обращения: 10.01.2024).
9. Федорова М. Л. Some techniques for developing soft skills in foreign language lessons with university students // Образование и воспитание. 2021. №2 (33). С. 74-76. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/192/6228/ (дата обращения: 10.01.2024).
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Елисеева И.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2024;13(1):23-26. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-23-26
For citation:
Eliseeva I.A. THEORETICAL FOUNDATIONS AND METHODOLOGY FORMATION OF “SOFT SKILLS” AMONG STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2024;13(1):23-26. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2024-1-23-26