РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье дается теоретико-методологическое обоснование модели формирования правовой компетентности студентов неюридических вузов, направленной на формирование правовой культуры обучающихся физкультурного вуза по направлению подготовки «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки». Актуальность исследования заключается в том, что в условиях компетентностного подхода значительная роль отводится формированию правовой компетенции обучающихся не юридических вузов. Низкий уровень правовой грамотности зачастую связан с достаточно сложной правоприменительной практикой, разветвленной системой законодательства, что в конечном итоге ведет к искажению юридической информации, снижению доли использования доступных средств правовой защиты своих нарушенных прав, и как следствие, низкому уровню реализации в своем активном поведении норм права. Целью исследования является теоретическое и методологическое обоснование, моделирование процесса формирования правовой компетентности студентов неюридических вузов в основу которой положен ситуационный подход (на примере правовых основ профессиональной деятельности). В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что формирование правовой компетентности обучающихся физкультурных вузов будет осуществляться более эффективно и способствовать дальнейшему развитию правовой грамотности, если: первое, будет разработана и внедрена в образовательный процесс по дисциплинам правового блока (в зависимости от направления подготовки) модель формирования правовой компетентности обучающихся высших учебных заведений, в основе которой лежит ситуационный подход; второе, будут разработаны критерии эффективности, применяемой в образовательном процессе модели формирования правовой компетентности; третье, доказана эффективность апробированной нами модели направленной на поэтапную и системную подготовку разрешения правовых ситуаций в профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта.
В статье рассмотрена актуальность универсальных навыков (softskills), а также важность их наличия в содержании профессионального опыта современного инженера. Цель исследования: обоснование и разработка организационно-педагогических условий становления данного опыта у студентов в образовательном процессе технического вуза. В задачи исследования входит выявление важных профессиональных навыков с позиции студентов, образования и работодателей; изучение понятия «профессиональный опыт» и его структурных компонентов; описание организационно-педагогических условий для становления профессионального опыта у будущих инженеров. Автор в своем исследовании опирается на компетентностный подход, так как данный подход отвечает вызовам практико-ориентированности современного производства, требующего от сотрудников владения не только профессиональными, но и универсальными навыками, которые дают им возможность нестандартно подходить к решению рабочих проблем. На основе изучения современного положения в инженерном делеи образовании, а также на основе результатов анкетирования, выясняющего приоритетность навыков в составе профессионального опыта будущего инженера, выявлены противоречия между потребностями работодателей и существующей реальностью в образовании. Данная реальность представлена непониманием современными студентами и создателями образовательных стандартов актуальности и востребованности данных навыков в профессиональном опыте специалистов будущего. Автор статьи пришел к выводу, что становление профессионального опыта будущих инженеров будет эффективным в том случае, если организационно-педагогические условия, созданные в техническом вузе, будут направлены на развитие профессиональных навыков, востребованных современными работодателями. Статья может быть полезна для преподавателей технических вузов, как инженерных, так и гуманитарных наук.
В статье рассматривается использование гибридного обучения в постковидную эпоху. Раскрыто понятие гибридного обучения, определено его отличие от смешанного обучения, которое состоит в том, что обучающийся взаимодействует не с преподавателем, основной функцией которого становится консультативная, а с образовательным онлайн-ресурсом. Также в статье представлены основные формы гибридного обучения: синхронное и асинхронное. В ходе синхронного формата взаимодействия обучение происходит одновременно с использованием виртуальной учебной платформы, но при этом педагоги и обучающиеся находятся в разных местах. При асинхронном обучении учащиеся и педагог взаимодействуют в разное время и находятся в разных местах. Выделены методические особенности использования гибридного обучения в постковидную эпоху (гибкость в обучении, расширенный доступ к обучению, поддержка педагога, сокращение числа прогулов, учет потребностей всех обучающихся, наличие обратной связи, большая вовлеченность обучающихся). С учетом методических особенностей использования гибридного обучения в постковидную эпоху была разработана анкета для преподавателей и студентов ФГБОУ ВО «ОмГПУ», с целью выявить востребованность в образовательном процессе формы гибридного обучения в постковидную эпоху. Результаты анкетирования преподавателей и студентов факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета позволили доказать необходимость использования в учебном процессе гибридной формы обучения как синхронной, так и асинхронной. Анкетирование показало, что преподаватели ОмГПУ готовы использовать данную форму обучения в образовательном процессе и считают ее достаточно эффективной. По результатам анкетирования разработаны методические рекомендации для преподавателей факультета иностранных языков по использованию гибридного обучения в постковидную эпоху.
В статье приведены данные исследования методического уровня культуры дистанционного обучения. Целью исследования было подтверждение появления методического уровня культуры дистанционного обучения и его характеристика. Базой исследования стали: материалы учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в электронной образовательной среде Омского филиала Университета «Синергия», интервью с преподавателями данного филиала. Хронологические рамки исследования были ограничены с марта 2020 по январь 2022 года. Выборка материалов для исследования была проведена методом контент-анализа. Анализ полученных данных позволил сформулировать понятие дистанционное обучение, ввести понятие «культура дистанционного обучения», дать определение «методический уровень культуры дистанционного обучения», выявить компоненты методического уровня культуры. В результате исследования стало понятно, что методический уровень культуры дистанционного обучения включает в себя три компонента: методическое обеспечение, методические приемы и временной интервал. Также мы обнаружили, что на протяжении 2 лет происходят изменения в методическом обеспечении дистанционного обучения, осуществляется поиск новых методических приемов и смещаются акценты на учет временных интервалов при преподавании учебных дисциплин в дистанционном формате. Относительно новых методических подходов и возможностей при преподавании учебной дисциплины с помощью ИТ-технологий, стало понятно, что они связаны с визуализацией учебного материала. К полученным данным исследования можно отнести и понимание того, что ИТ-технологии резко снижают, а то и вообще убирают прямые контрольные функции преподавателя. Поэтому стали выделяться «слуховые» контрольные приемы, когда преподаватель вынужден запоминать каждого из обучающихся на слух, и при ответах на учебный вопрос не путать одного обучающегося с другим, и «письменные» контрольные методические приемы, когда преподаватель формулирует контрольный вопрос через чат.
Целью данной статьи является выявление особенностей реализации фасилитативного обучения в вузе, направленного на преодоление традиционного распределения за обучающимися исполнительской функции в образовательном процессе, для самостоятельного и осмысленного обучения студентов в вузе. В статье дается анализ отечественного и зарубежного опыта фасилитативного обучения. Представлены психолого-педагогические требования, предъявляемые к преподавателю-фасилитатору в отечественной педагогике: личностные качества, владение техниками и приемами, методами фасилитации, владение фасилитативными технологиями. На основе анализа зарубежной научно-методической литературы выявлена современная концепция фасилитации обучения, заключающаяся в соотношении ответственности студента за своё обучение и эффективности как обучения, так и, в целом, образования. Выделены методические аспекты фасилитации обучения, которые позволяют отойти от традиционной формы организации учебного процесса: отказ преподавателя от стереотипов педагогического мышления, совершенствование навыков задавать вопросы и слушания, постоянная коррекция структуры курса, предоставление возможности студентам самостоятельно отбирать учебный материал, подводить итоги занятия, создавать собственные тесты, вопросы к экзамену, учебные пособия по содержанию изучаемого курса; учиться друг у друга: задавать вопросы и объяснять изучаемый материал на практическом занятии; учиться эффективному функционированию групп, проявлять индивидуальный стиль обучения и т.д. Выявлены преимущества и недостатки фасилитативного обучения как для преподавателей так и для студентов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями на практических занятиях и на занятиях по контролю самостоятельной работы в вузе.
В статье рассмотрена сущность таких понятий как «когнитивная деятельность», «экстериоризация», «авторефлексия». Отмечено, что ведущим методом обучения в технологии оптимизации обучения и активации мышления студентов был и остается когнитивно-коммуникативный метод, согласно которому развитие умственных способностей происходит за счет развития речи. Эта деятельность должна подкрепляться знанием обучающегося семантики единиц языка и речи, учитывая, что языковая семантика дает широкий спектр возможностей для того, чтобы не только логично, но и вариативно выразить ту или иную мысль. Целью данной работы является определение содержания обучения, которое будет способствовать формированию системного знания о способах построения речи, достигающей своей коммуникативной задачи, точного анализа речи собеседника и способах обогащения субъективного знания, а впоследствии – создания объективно новой информации. Как известно, успех любой деятельности зависит от качества речемыслительной деятельности индивида. Мыслительная обработка информации требует не только смысловой интерпретации сообщений, но и учета внешних факторов общения, а именно условий речевой ситуации и индивидуальных особенностей ее участников. В ходе проведенного экспериментального обучения студентов удалось установить, что успешно сформированные у студентов практические умения переработки информации способствуют оптимизации процесса обучения в целом, а полученные обучающимися навыки определения качественных и количественных характеристик информации пригодятся студентам как в последующем обучении, так и в профессиональной коммуникации.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Актуальность применения экологических инноваций организациями обоснована ухудшением экологического состояния региона. Проведенный анализ показателей экологического развития региона еще раз подчеркивает необходимость освоения и внедрения экологических инноваций хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Омской области, неблагоприятная экологическая обстановка отрицательно влияет на качество жизни омичей, их здоровье, и является одной из основных причин роста миграционной убыли населения региона. В работе рассмотрены существующие подходы к рассмотрению сущности определения термина «экологические инновации», классификация экологических инноваций. Авторами рассмотрена динамика потенциально опасных с точки зрения экологии объектов г. Омска; динамика выбросов наиболее распространенных загрязняющих атмосферу веществ, их очистка и утилизация в Омской области за период. Выполнен анализ основных показателей инновационной деятельности в области освоения и внедрения экологических инноваций в Омской области. Авторы акцентируют внимание на том, что при анализе экологической обстановки, сложившейся в регионе, важно также проанализировать рейтинговое место в сравнительном анализе экологической обстановки в других регионах. Методологическую основу работы составили труды отечественных ученых в области обобщения опыта освоения и использования экологических инноваций промышленными предприятиями. В ходе исследования были использованы как общенаучные методы и приемы (анализ и синтез, табличное представление материалов, методы системного подхода к исследованию проблемы), так и специализированные (анализ статистических данных региона, исследование результатов мониторинга экологических показателей развития российских регионов, при этом привлекались источники вторичной информации).
Актуальность статьи обусловлена тем, что в условиях трудодефицитной конъюнктуры рынка труда работодатели сталкиваются с нехваткой рабочей силы, с избирательностью соискателей при выборе места работы, и, как следствие, – с необходимостью совершенствования применяемых инструментов кадрового обеспечения. Автором обосновывается точка зрения: инструментами кадрового обеспечения являются не только поиск и привлечение требуемого персонала, но и такая организация собеседования, которая, посредством формирования у кандидатов положительного впечатления о компании, создавала бы дополнительное конкурентное преимущество работодателя. Целью данной работы является исследование составляющих собеседования, способствующих формированию у кандидата положительного впечатления об организации (работодателе). При проведении исследования были использованы такие методы, как анализ источников литературы, обобщение и систематизация информации, сравнение, а также анализ статистической информации, графический метод и другие. Автором определены значимые характеристики собеседования, влияющие на формирование положительного впечатления о работодателе у кандидата на вакантную должность, и принятие им решения о трудоустройстве в организации. Автором выделены потенциальные недостатки и ограничения, возникающие при проведении собеседования, рассмотрены различные методики и форматы проведения собеседования, подготовлены рекомендации по проведению собеседования с кандидатами на вакантную должность. Результаты исследования имеют теоретический и практический характер и могут быть использованы специалистами в области управления персоналом, руководителями при проведении собеседования с кандидатами на вакантные должности в современных российских организациях любых организационно-правовых форм собственности и сфер деятельности в условиях дефицита рабочей силы на рынке труда.
В статье рассмотрены феномен досрочного погашения основного долга по ипотечным кредитам и процесс выгорания ипотечных пулов в России на основе данных ипотечного агента ДОМ.РФ за период 2016–2021 годов. Актуальность исследования обусловлена происходящими в настоящее время макроэкономическими изменениями, под воздействием которых меняются оба рассматриваемых явления, значимых для определения параметров ипотечных ценных бумаг (ИЦБ) и инвестиционной привлекательности данного финансового инструмента. Анализируется взаимосвязь показателя условной ставки досрочного погашения основной суммы долга (CPR) для секьюритизированных ипотечных кредитов, процесса выгорания ипотечного пула и динамики процентных ставок по ипотечным кредитам. Отмечается достижение пикового значения условной ставки досрочного погашения в 2020 году и высказывается предположение о значимости его прохождения для начала процесса выгорания пулов ипотечных кредитов на российском рынке ипотечных ценных бумаг. Объектом исследования является рынок ипотечных ценных бумаг, предметом исследования – факторы, влияющие на такие характеристики ИЦБ, как доходность, срок жизни и т.п. Цель работы состоит в рассмотрении степени инвестиционной привлекательности ИЦБ и выявлении возможных траекторий ее изменения в связи с происходящими макроэкономическими переменами. В ходе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез информации, исторический метод, а также специальные методы: анализ временных рядов, расчет относительных величин динамики и др. Результатом работы является определение предполагаемого направления, в котором ожидается изменение инвестиционной привлекательности облигаций с ипотечным покрытием, на основе анализа динамики значений показателей CPR, средневзвешенных ставок по ипотеке и доли рефинансирования в выдачах. Результаты исследования могут быть использованы различными группами инвесторов (частными и институциональными инвесторами, компаниями, ведущими инвестиционную деятельность, и др.) для рассмотрения ИЦБ в качестве финансового актива и уменьшения неопределенности ожиданий относительно изменения параметров данного инструмента с течением времени.
В статье автором рассмотрено понятие оценка рыночной стоимости дебиторской задолженности. Выявлено, что несмотря на то, что в настоящее время публикуются научные работы в области оценки стоимости дебиторской задолженности, но четкого понимания что такое оценка дебиторской задолженности, какие подходы и методы оценки стоимости дебиторской задолженности должны быть использованы при наличии той или иной количественной и качественной информации не существует. Описано для каких целей и предполагаемого использования может проводиться оценка рыночной стоимости дебиторской задолженности хозяйствующими субъектами (организация, кредитор, конкурсный управляющий, учредитель, менеджер). Автором выявлены методы оценки рыночной стоимости дебиторской задолженности, которые существуют в настоящее время, также выяснено, что не все методы могут быть использованы для оценки на данный момент (некоторые нормативно-правовые акты не действуют, другие методики были разработаны на основе другого методологического подхода и не адаптированы на настоящий момент времени). Рассмотрен блок нормативно-правовых актов, который необходимо применять при оценке рыночной стоимости дебиторской задолженности (ФЗ, ФСО, Правило СРО). Проанализирована применяемость затратного, сравнительного и доходного подходов к оценке стоимости дебиторской задолженности в современных условиях. Обосновано применение доходного подхода к оценке рыночной стоимости дебиторской задолженности, исходя из оценки стоимости номинальной суммы дебиторской задолженности и процентной ставки, которая учитывает множество рисков, присущих возврату дебиторской задолженности. Выявлены проблемы связанные с оценкой рыночной стоимостью дебиторской задолженности (отсутствие специального стандарта по оценке дебиторской задолженности, отсутствие четкого понимания применяемости подходов и методов оценки, отсутствие комплексного учета факторов, влияющих на стоимость дебиторской задолженности, ограниченность информации для оценки стоимости дебиторской задолженности),а также рассмотрены мероприятия по решению данных проблем. Цель научного исследования автора: изучить понятие оценки стоимости дебиторской задолженности и применяемость подходов к оценке стоимости дебиторской задолженности в современных условиях. Для обоснования научных результатов автора по заданной тематике использовались научные и прикладные работы как зарубежных авторов, так и отечественных ученых и практиков в области оценки рыночной стоимости дебиторской задолженности. Методами исследования выступают такие классические способы, как: группировка, сравнение, анализ и синтез.
Инновационные проекты на ранних стадиях жизненного цикла обладают высокой степенью неопределенности, поэтому требуют специфических подходов к их оценке. Особенно важна для таких проектов поддержка акторов инновационной экосистемы, содействие в их развитии. Возможности субъекта, осуществляющего отбор проектов по компенсации негативных сценариев должны быть учтены при ранжировании. Существующие количественные методики оценки, построенные на основе прогноза денежных потоков, на данном этапе еще не дают корректных оценок, а существующие качественные методики, построенные на экспертных оценках, отражают высокую долю субъективизма. В процессе отбора наиболее инвестиционно-привлекательных проектов на ранних этапах жизненного цикла остро стоит вопрос сглаживания информационной асимметрии, возникающей между стартапом и венчурным инвестором или иным актором инновационной экосистемы, осуществляющим поддержку проектов (технопарки, акселераторы, бизнес-инкубаторы, и т.д.). На наш взгляд ключом к решению проблемы снижения информационной асимметрии может стать практико-ориентированная методика, улавливающая наиболее эффективные сигналы, поступающие от проектов ранних стадий жизненного цикла. Мы предлагаем авторское технологизированное решение, основанное на анализе поступающих от команды сигналов и их корректной интерпретации, состоящее в сбалансированном анализе трех важнейших сфер оценки венчурного проекта: «рынок и стратегия выхода на него», «команда» и «продукт». Параметры методики были отобраны по частоте упоминания в 37 проанализированных статьях и интервью с акторами инновационных экосистем разных стран, выражающих свою точку зрения относительно того, какие критерии надо использовать при оценке стартапов на ранних стадиях жизненного цикла. Программный продукт позволяет инвестору анализировать и сопоставлять в одном окне все оцениваемые проекты.
Исследование потребительской лояльности представляется актуальным на сегодняшний день: все больше и больше компаний используют в своей практике маркетинговые инструменты для привлечения и последующего удержания клиентов, так как известно, что стоимость привлечения нового клиента является меньшей по сравнению с удержанием текущего. Завоевание лояльности на рынках B2B сопряжено с уникальными проблемами, часто связанными со сложной структурой каналов, концентрированными сообществами покупателей или крупными клиентами, а также постоянным изменением воспринимаемой ценности. Для повышения лояльности клиентов все чаще требуются индивидуальные решения. В статье представлены результаты качественного исследования, направленного на выявление основных факторов потребительской лояльности к IT-компании, функционирующей в цифровой среде. Сценарий глубинного интервью включал три логических блока в рамках которых происходит оценка разработчиков, менеджеров, а также компании в целом. Результаты исследования показали, доминирующий характер рациональной лояльности, что и свойственно рынкам B2B – набор навыков и профессионализм разработчиков, цена. Покупатели B2B следуют рациональным критериям покупки и менее привержены исполнителю услуг. Однако психологические факторы, являющиеся компонентами эмоциональной лояльности, также влияют на отношение к компании-исполнителю. Так как профессионализм разработчиков является ключевым фактором удовлетворенности заказчиков, задачей IT – компании является также формирование и поддержание лояльности сотрудников. Это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высоким спросом на профессиональных разработчиков на рынке. Результаты исследования могут являться основой для изучения лояльность клиентов и использованы при разработке программ лояльности на рынке IT-услуг.
Достижение высокого уровня качества предоставленных государственных услуг становится одной из важнейших целей в деятельности органов исполнительной власти в условиях перехода к цифровой экономике. Принятые программные документы органов исполнительной власти должны стимулировать внедрение передовых управленческих, организационных и технологических решений на предприятиях, внедрять цифровые решения в сфере государственного управления и оказания государственных услуг, сокращать и устранять нормативно-правовые и административные барьеры. С начала административной реформы, деятельность органов службы занятости мало изменилась, и она по-прежнему является только формальными посредниками между людьми, потерявшими работу и работодателями. Оценивая деятельность работы органов государственной службы занятости можно сделать вывод, что удовлетворенность потребителя качеством предоставления государственно услуги не всегда является определяющим показателем эффективности ее работы. Такая ситуация не соответствует декларируемой правительством подходов к оценке деятельности органов власти и активной политике на рынке труда. Таким образом, современные требования гражданина и общества диктуют необходимость разработки методов и методик оценки деятельности государственных учреждений, в том числе качества оказания государственных услуг, но в настоящее время методическое обеспечение по оценке и управлению качеством в сфере труда и оказания государственных услуг в сфере занятости населения не разработано. Современные требования гражданина и общества диктуют необходимость разработки и использования различных методов оценки деятельности государственных учреждений, в том числе качества оказания государственных услуг, в связи с чем актуальным является совершенствование оценки качества в государственном управлении. В статье показана возможность использования GAP модели оценки качества услуг для оценки удовлетворенности потребителей государственных услуг с помощью анализа разрыва между фактическим (SERVPERF) и ожидаемым (SERVQUAL) уровнем оказанных услуг.
В статье рассмотрен опыт применения инновационных технологий и инструментов продвижения транспортных услуг на примере компании «РЖД». Автор отмечает, что на благоприятное функционирование экономики и обеспечение повышения эффективности общественного производства значительное влияние оказывают услуги, существенную долю занимают транспортные услуги, включая услуги железнодорожного транспорта. Также в статье акцентировано внимание на том, что высокая конкурентоспособность железнодорожных услуг, не предполагает остановки в развитии. Цифровая трансформация, охватившая многие страны, заставляет актуализировать корпоративные стратегии и совершенствовать цифровые компетенции.
В статье автор делает попытку проанализировать влияние цифровизации на продвижение транспортных услуг ОАО «РЖД», показан опыт применения инструментов digital-маркетинга, дан анализ клиентоориентированности компании и приведены результаты оценки удовлетворенности пассажиров услугами перевозчика. Отмечая существенную работу в области интернет-маркетинга, автор заключает о продолжении внедрения новых методов, технологий и инструментов, которые позволили бы оставаться в тренде мирового прогресса, в близком коммуникационном пространстве с разными группами целевой аудитории, а также создавать технологичные решения для развития клиентоориентированности, разрабатывать проекты, объединяя научно-технические, инженерные, креативные и корпоративные аспекты реализуемой политики холдинга. К числу таких технологий и инструментов отнесены Hidden Marketing, Online Reputation Management, SMM.
Стоит отметить, что автор в статье не отражает особенности продвижения транспортных услуг ОАО «РЖД» в условиях начавшейся в феврале 2022 года экономической, политической и международной нестабильности. Безусловно, сейчас время серьезных изменений в макроэкономических решениях, корпоративных задачах, потребительском поведении. Автор дает ретроспективное описание маркетинговых инструментов ОАО «РЖД» до 2022 года для анализа и оценки накопленного опыта.
Исследования автора по оценке инновационных методов продвижения в компании «РЖД» осуществляются в рамках плана научно-исследовательской работы государственного бюджетного финансирования Омского государственного университета путей сообщения в 2019–2021 гг.