МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-2-35-40
Аннотация
Целью данной статьи является выявление особенностей реализации фасилитативного обучения в вузе, направленного на преодоление традиционного распределения за обучающимися исполнительской функции в образовательном процессе, для самостоятельного и осмысленного обучения студентов в вузе. В статье дается анализ отечественного и зарубежного опыта фасилитативного обучения. Представлены психолого-педагогические требования, предъявляемые к преподавателю-фасилитатору в отечественной педагогике: личностные качества, владение техниками и приемами, методами фасилитации, владение фасилитативными технологиями. На основе анализа зарубежной научно-методической литературы выявлена современная концепция фасилитации обучения, заключающаяся в соотношении ответственности студента за своё обучение и эффективности как обучения, так и, в целом, образования. Выделены методические аспекты фасилитации обучения, которые позволяют отойти от традиционной формы организации учебного процесса: отказ преподавателя от стереотипов педагогического мышления, совершенствование навыков задавать вопросы и слушания, постоянная коррекция структуры курса, предоставление возможности студентам самостоятельно отбирать учебный материал, подводить итоги занятия, создавать собственные тесты, вопросы к экзамену, учебные пособия по содержанию изучаемого курса; учиться друг у друга: задавать вопросы и объяснять изучаемый материал на практическом занятии; учиться эффективному функционированию групп, проявлять индивидуальный стиль обучения и т.д. Выявлены преимущества и недостатки фасилитативного обучения как для преподавателей так и для студентов. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями на практических занятиях и на занятиях по контролю самостоятельной работы в вузе.
Ключевые слова
Об авторах
Н. Н. СавельеваРоссия
Савельева Нелли Николаевна, доцент кафедры «Русский и иностранные языки»
644046, г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 35, к. 3
А. В. Орлова
Россия
Орлова Александра Владимировна, старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки»
644046, г.Омск, проспект Карла Маркса, д. 35, к. 3
Ю. Ф. Степанова
Россия
Степанова Юлия Фагимовна, старший преподаватель кафедры «Русский и иностранные языки»
644046, г. Омск, проспект Карла Маркса, д. 35, к. 3
Список литературы
1. Адонина, Л. В., Вишнякова, А. В., Кузема, Т. Б. Педагогическая фасилитация и ее составляющие [Текст] / Л. В. Адонина, А. В. Вишнякова, Т. Б. Кузема // E-SCIO. – 2020. - № 9. – C. 309-316.
2. Пундик, И. Я. Фасилитирующая функция педагогических технологий в деятельности преподавателя вуза [Текст]/ И. Я. Пундик // Ярославский педагогический вестник. – 2009. - № 2 (59). – С. 119–123.
3. Ромашина, С.Я., Майер А.А. Фасилитативная педагогика в высшем образовании [Текст] / С.Я. Ромашина, А. А. Майер // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2012. – № 6. – С. 45–49.
4. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
5. Johnson, N. Five Strategies and Ten Tools to Facilitate Learning / Nate Johnson. – 2012.
6. Weimer, M. Learner-Centered Teaching: Five Key Changes to Practice / M. Weimer. – San Francisco, John Wiley and Sons. – 2013.
Рецензия
Для цитирования:
Савельева Н.Н., Орлова А.В., Степанова Ю.Ф. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФАСИЛИТАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2022;11(2):35-40. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-2-35-40
For citation:
Savelyeva N.N., Orlova A.V., Stepanova Yu.F. METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE IMPLEMENTATION OF FACILITATIVE LEARNING AT THE UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2022;11(2):35-40. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2022-2-35-40