Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 10, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

4-10 145
Аннотация

Статья посвящена вопросам организации математического КВН. Прописаны цели и задачи данного мероприятия. Обращается внимание, что содержательная часть конкурса для студентов экономических специальностей имеет ряд особенностей. Делается вывод о необходимости учета экономической направленности конкурсных заданий. Методика проведения КВН показывается на материале таких традиционных конкурсов, как «Разминка», «Визитная карточка», «Конкурс капитанов», «Домашнее задание», конкурсы для болельщиков. Подробно прописан ход проведения каждого конкурса, цели его проведения для жюри, для организаторов. В частности, показан вариант организации разминочного конкурса с использованием математических анекдотов, портретов математиков. Прописан ход проведения конкурса «Эрудицион» для болельщиков. Особое внимание в статье уделено домашним конкурсам. На примере математического КВН, проводимого в Сибирском институте бизнеса и информационных технологий, показана технология выбора названия для команды, сценария для приветствия и домашнего конкурса. Основа предлагаемых сценариев – рассуждения, проводимые с нарушением семиотических преобразований. Присутствие юмора обеспечивается нарушением логики математических преобразований, что неизбежно приводит к неверности и абсурдности рассуждений. В конкурсах демонстрируются парадоксы математики, связанные с делением, умножением и сложением чисел. Подробно прописаны этапы создания сюжета для домашнего конкурса «Как я люблю математику». Приводится история возникновения известного математического анекдота под названием «28/7=13», вариант его трансформации для конкурсного показа в экономическом ВУЗе. Среди особенностей организации данного мероприятия выделено: наличие экономической и математической составляющих конкурсных заданий; обращение к таким формам юмора, как математический анекдот, парадокс, софизм.

Отмечается, что предлагаемые конкурсы можно легко адаптировать для проведения КВН по другим дисциплинам, на их базе придумывать новые.

11-15 194
Аннотация

В статье осмысляется влияние методологии компетентностей в профессиональном образовании на методы обучения на примере дисциплины «Профессиональная этика и служебный этикет» в профессиональных образовательных организациях полиции. Методология подготовки профессиональных полицейских кадров проявилась в отношении обучения профессиональной этике полицейских. По-разному сложился набор методов обучения профессиональной (полицейской) этике сотрудников органов внутренних дел сложился в России и ряде европейских стран. Внимание к нравственной культуре сотрудника полиции, традиционно значимое в российских образовательных организациях, есть суть новой методологии. Методически верно сразу объединять получение знаний со вторым этапом формирования нравственного сознания личности – превращение этических знаний слушателей в собственные нормы и убеждения. Отобранное этическое содержание предоставляется на самых первых занятиях, чем формирует моральное сознание сотрудника полиции, связанное с профессиональной деятельностью полиции. Методики компетентностного обучения в обучении полицейской этике подчеркивают ее прикладной характер. Значительно большее количество практических занятий позволяет применять активные методы: моделирование профессиональных ситуаций в аудитории, написание эссэ на заданную тему. Актуален деонтологический метод, являющийся системой работы с текстами, фиксирующими нравственный долг полиции. Новый российский кодекс этики и служебного поведения влияет на полицейских через закрепление норм поведения на службе и за ее пределами, доведение требований до личного состава, осознание их значимости каждым сотрудником. Изменение методологии профессионального образования перестраивает не только методики организации учебного процесса, но и выбор учебных дисциплин, что обязательно отразится на уровне профессиональной морали в российской полиции.

16-21 152
Аннотация

В статье рассматривается проблема создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций, определение критериев и показателей оценивания их сформированнности. На основе анализа исследований ряда авторов обосновываются подход оценивания сформированности компетенции, исходя из ее структурных компонентов (готовность, способности и условия, выступающие соответствующими критериями), и функции системы оценочных средств (диагностическая, накопительная, прогностическая, аналитическая, интегративная, обучающая), которые могут быть реализованы в условиях введения модульных образовательных программ вуза в соответствии с актуализированным стандартом ФГОС ВО 3++. Целью работы является обоснование и описание возможностей применения системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору. При проведении текущего контроля автор предлагает для формирования и оценивания компонентов профессиональных компетенций использовать комплекс учебных заданий различного уровня сложности (базовый, повышенный, углубленный) и комплексные задания, отличительной особенностью которых является уровень сложности проблемы, составляющей их основу. При проведении промежуточного контроля студентам следует предложить итоговую работу в форме эссе, в которой они должны представить и обосновать авторскую позицию по заявленной проблеме. В статье приводятся примеры учебных заданий различного уровня сложности и комплексного задания, которые могут быть выполнены студентами в рамках дисциплины по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» при изучении раздела «Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)». Результаты исследования могут быть использованы для создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций и её применения при обучении будущих учителей физики и информатики в рамках дисциплин учебного плана, в том числе в условиях дистанционного обучения.

22-28 158
Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты обучения продуктивным видам речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе на современном этапе развития науки и общества. Обращается внимание на трудности при обучении иностранному языку, связанные с реализацией универсальной компетенции, которой должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, — это способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4). В свою очередь, деловая коммуникация осуществляется для решения ряда задач межличностного и межкультурного взаимодействия. При этом трудности заключаются в том, что межличностное и межкультурное взаимодействие подразумевает освоение навыков общения с носителями языка, а учащиеся вузов чаще всего не имеют постоянных контактов с таковыми, а также такое взаимодействие предполагает необходимость освоения правил речевого поведения в определенных коммуникативных ситуациях, а учащиеся сталкиваются с отсутствием наглядных поведенческих сценариев. Предлагается решить данные задачи, организовав процесс обучения иностранному языку с применением мультимедийных технологий, которые предоставляют учащимся возможность ознакомиться с наглядными сценариями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка и формируют мотивацию к общению с ними. Описывается понятие «компьютерная лингводидактика», как научное направление, возникшее из-за стремительного развития ИКТ и мультимедиа и изучающее теоретические и практические аспекты использования мультимедийных технологий в процессе обучения языкам в новых условиях цифровизации образования. Обращается внимание на то, что современный преподаватель иностранного языка должен быть готов к применению ИКТ в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетенций у учащихся. Описывается личный опыт применения SCORM-технологий, как эффективного метода при обучении продуктивным видам речевой деятельности и как подхода для решения ряда задач, связанных с реализацией образовательных стандартов. Описаны и проанализированы варианты применения SCORM-технологий при обучении иностранному языку. Исходя из практического опыта делается вывод о том, что применение SCORM-технологий на практике не только помогает студентам закрепить знания изученного лексического и грамматического материала в интерактивной форме, что способствует более глубокому усвоению знаний и мотивирует их интерес к изучению языка, но и позволяет преподавателю реализовать эффективное обучение продуктивным видам речевой деятельности, то есть говорению в определенных коммуникативных ситуациях, включая освоение правил речевого поведения. Результаты исследования могут быть применены для разработки курсов обучения иностранному языку в очном и дистанционном формате.

29-34 135
Аннотация

В статье проанализирован опыт организации и осуществления воспитательной деятельности в Омском филиале Университета «Синергия». Целью исследования было выявление особенностей воспитательной деятельности Омского филиала Университета «Синергия». Базой исследования стали: документы по воспитательной работе (программы и планы воспитательной деятельности филиала, отчеты по самообследованию филиала), интервью с сотрудниками филиала. Хронологические рамки исследования были ограничены с 2005 по 2021 года. Выборка материалов для исследования была проведена методом случайной выборки. Анализ полученных данных позволил выявить цели и задачи воспитательной деятельности в разные учебные года, определить преемственные направления воспитательной деятельности со студентами в филиале, увидеть новые тенденции в развитии программ и планов воспитательной деятельности. В результате исследования стало понятно, что при осуществлении воспитательной деятельности со студентами педагогический коллектив филиала на первое место ставит такую цель, как создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности студента. Также мы обнаружили, что на протяжении 10 лет неизменными для воспитательной деятельности, проводимой со студентами в стенах филиала остаются следующие направления: профессионально-трудовое (трудовое), организационное, патриотическое (военно-патриотическое, гражданско-патриотическое), духовно-нравственное, эстетическое (нравственно-эстетическое, культурно-эстетическое), спортивно-оздоровительное. Но в контексте развития воспитательной деятельности со студентами филиала на современном этапе педагогическим коллективом филиала были предложены новые направления воспитательной деятельности со студентами, а именно: благотворительная деятельность и профилактика саморазгружающих видов поведения и асоциальных проявлений в студенческой среде. Анализ показал и то, что одной из ярких особенностей воспитательной деятельности в филиале является сохранение и постоянное развитие собственных оригинальных воспитательных мероприятий.

35-40 117
Аннотация

В статье описаны возможности практикума для проведения учебных занятий по учебной дисциплине (разделу) «Основы криминологии» для организации самостоятельной работы обучающихся. Целью исследования было рассмотреть варианты самостоятельной учебной деятельности обучающихся при преподавании учебной дисциплины (раздела) «Основы криминологии» для лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего "Полицейский"». Учитывая особенности обучения данной категории лиц, такие как детальная регламентация учебного и внеучебного времени обучающихся и дополнительная нагрузка в виде выполнения множества служебных обязанностей, в том числе и в ночное время (несение суточных нарядов, охрана общественного порядка и т. д.), и как следствие, недостаточность свободного личного времени, авторам необходимо было найти возможности качественной организации самостоятельной работы обучающихся, на которую в соответствии с примерным учебным планом и примерным календарным учебным графиком, отводится 14 часов. В результате исследования авторами выявлено, что разработанный ими практикум для проведения занятий по учебной дисциплине (разделу) «Основы криминологии» можно использовать в трех вариантах организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся при преподавании учебной дисциплины (раздела) «Основы криминологии» для лиц, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации по должности служащего "Полицейский"». Это вариант, когда преподаватель выдает специальное задание для самостоятельной работы на домашнее выполнение. Это вариант, когда по каким-то причинам обучающийся отсутствовал на учебном занятии, и ему необходимо восполнить пропущенный учебный материал. Это вариант, когда обучающийся проявляет особый интерес к изучению данной учебной дисциплины (раздела).

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

41-48 166
Аннотация

Статья посвящена необходимости модернизации подходов к ценообразованию в области предоставления платных медицинских услуг бюджетными учреждениями в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время в ситуации недостатка финансового обеспечения, учреждения здравоохранения испытывают дефицит денежных средств, необходимых для покрытия их потребностей. Именно этим обуславливается необходимость разработки мер по совершенствованию системы ценообразования на платные медицинские услуги как одного из перспективных направлений развития здравоохранения в условиях недофинансирования в данной стратегически важной сфере развития государства в целом.

Целью работы является разработка модернизационного подхода к совершенствованию ценовой поли- тики в области предоставления платных медицинских услуг.

В статье обоснована необходимость разработки ценовой политики лечебных учреждений с целью улучшения их финансового обеспечения. На основании зарубежного опыта была разработана финансовая модель программы лояльности для Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический кардиологический диспансер». Также был проведен расчет экономического эффекта от внедрения программы лояльности, распространенную на пациентов, обращающихся за медицинской помощью на платной основе.

Для исследования механизма совершенствования ценовой политики применялись такие общенаучные методы исследования, как индукция, дедукция, синтез, анализ, сравнение, формализация, конкретизация, системный анализ, классификация, сценарный метод прогнозирования экономических явлений.

В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: рассматриваемую про- грамму лояльности можно считать эффективной для внедрения. Рентабельность продаж имеет значение, равное 45%, что является положительным эффектом. Модернизационная деятельность по развитию партнерских взаимоотношений с пациентами на основании предложенной программы лояльности в медицинской сфере – это возможность для формирования положительной среды, стимулирующей развитие долгосрочных взаимоотношений между пациентов и лечебным учреждением, что является мерой развития не только от- дельно взятого медицинского учреждения бюджетной сферы, но и всей системы здравоохранения страны.

Была проведена апробация разработанной методики на примере Бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клинический кардиологический диспансер». Внедрение ее позволит увеличить доходы бюджетного учреждения здравоохранения, что, несомненно, окажет влияние на его финансовые возможности.

49-54 148
Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования финансового контроллинга в промышленном холдинге. Цель статьи – сформировать концепцию системного подхода к финансовому контроллингу в сложноинтегрированных структурах.

Исследование проводится на основе теоретических методах изучения, обобщения и анализа. Основой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам финансового контроллинга.

На основе анализа научных трудов различных авторов представлена концепция финансового контроллинга, как информационной поддержки и экономического обоснования вероятностных сценариев и возможных мероприятий с целью их предотвращения используя инструменты анализа и выявления причинно- следственных связей, а также обеспечения эффективности деятельности компании в краткосрочной и долгосрочной перспективах путем проведения постоянного мониторинга движения компании к поставленным целям. Делаются выводы, что предлагаемая концепция финансового контроллинга, основанная на осуществлении постоянного мониторинга и контроля бизнес-процессов, обеспечивает многовариантность дорожных карт развития сложных холдинговых структур, ситуативное реагирование на негативные для холдинга изменения внешней среды, а также концентрация внимания на существующие бизнес-процессы в деятельности холдинга.

Обобщая выше сказанное можно отметить, что финансовый контроллинг с точки зрения системного подхода следует рассматривать как процесс, осуществляемый непрерывно, направленный на поддержку системы управления в информационно-аналитических, методических и инструментальных аспектах для того, чтобы обеспечить выполнения поставленных целей, обеспечивающий эффективность деятельности в краткосрочной и долгосрочной перспективах, используя для этого анализ альтернативных вариантов использования имеющихся в распоряжении экономического субъекта ресурсов для реализации цели функционирования экономического субъекта – повышение эффективности функционирования в условиях постоянно изменяющейся внешней среды, а также максимизация собственности его акционеров.

55-59 148
Аннотация

Геронтомаркетинг или сеньоренмаркетинг более 20-ти лет является одним из самых актуальных направлений маркетинговой деятельности многих компаний. По сути, он представляет собой комплексный анализ и учет особенностей старших возрастных групп населения, философии жизневосприятия общества в условиях старения, ценностей при формировании потребительского выбора. Однако в последнее время произошедшие изменения требует дополнения некоторых его концепций для повышения эффективности применяемых инструментов. Связано это, в первую очередь, с изменениями демографической динамики, то есть увеличением доли населения старше трудоспособного возраста. В статье рассмотрена статистика изменения численности возрастных групп в различных странах, как доказательство того, что данное явления является мировым трендом. По прогнозным оценкам к 2050 году численность старшего поколения составит почти 2 млрд. человек. Еще одной доказанной тенденцией является изменение системы ценностей у поколений, приближающихся к «серебряному возрасту». Авторами статьи проанализированы особенности происходящих изменений. Проведено сравнение базовых духовных, нравственных, социально-культурных и экономических ценностей представителей трех поколений – «Молчаливого поколения», «Беби-бумеров» и «Поколения Х». Исследование, представленное в работе, показывает, каким образом изменившиеся ценности влияют на особенности поведения пожилых людей в рыночной среде. Анализ результатов исследования позволил сформировать ряд ключевых рекомендаций по применению различных технологий воздействия на представителей поколения «серебряного возраста». Используя эту информацию, компании могут эффективнее маркетинговое взаимодействие с различными сегментами потребителей, учитывая особенности каждого из них.

60-66 174
Аннотация

Финансовая политика определяет поведение предприятия в рыночной среде, формирует его рыночную позицию в зависимости от наличия финансовых ресурсов, методов и направлений их использования. Во многом такие проблемы, как нехватка денежных средств, отсутствие или падение спроса на продукцию (услуги), неэффективные технологии производства, нерациональное управление организацией в целом и персоналом в частности являются следствием ошибок в процессе развития. Это означает, что в определённый момент времени руководством компании, менеджерами приняты неверные управленческие решения, не учтены особенности текущего периода развития как внутренней, так и внешней среды организации. Как следствие, такие организации начинают отдаляться от поставленных стратегических целей. Реализация финансовой политики без привязки к этапам жизненного цикла – заведомый путь к банкротству организации. В работе определена важность детального изучения моделей жизненного цикла, анализа особенностей реализации такой теории на практике в совокупности с решениями по финансовой политике для построения механизмов управления финансами, сочетающих в себе те инструменты и технологии, которые на данном этапе развития организации наиболее выгодным образом способствуют достижению стратегических целей. При написании работы использовались методы и инструментарий экономического анализа, метод формальной логики, группировки, анализа и синтеза, а также методы наблюдения, сравнения. Теоретической и методологической основой для данного исследования послужили нормативные и законодательные акты, статистическая информация ФСГС, факты, выводы и положения, которые опубликованы в научной литературе и периодической печати, данные, которые содержатся в трудах отечественной и зарубежной научной литературы, а также результаты собственных исследований авторов. Практическая значимость работы заключается в возможности применения финансовыми руководителями разработанных детальных рекомендаций в процессе формирования и реализации финансовой политики в зависимости от стадии жизненного цикла.

67-75 135
Аннотация

В статье предложен один из возможных подходов к оценке вероятностей реализации угроз экономической безопасности региона, основанный на марковском случайном процессе. В системе индикаторов, характеризующей некоторую сферу экономической безопасности, выделяются стабильное состояние, при котором значения всех индикаторов лежат в пределах приемлемых значений, и несколько нестабильных состояний, при которых часть индикаторов выходят за границы допустимых значений. Постулируются переходы системы между состояниями под воздействием набора угроз экономической безопасности в форме неоднородного марковского процесса. Особенностью модели является то, что интенсивности переходов зависят от объема бюджетных денежных средств, выделяемых структурами, ответственными за мониторинг уровня экономической безопасности, на ликвидацию потенциальных угроз или на ослабление их действия. Показано, что при некоторых ограничениях на параметры модели в системе устанавливается стационарный режим, при котором вероятности пребывания системы в отдельных состояниях не зависят от времени. На основе метода Монте-Карло описан алгоритм моделирования процесса смены состояний системы на некотором конечном промежутке времени и вычисления финальных вероятностей состояний. Разработана моделирующая программа и приведен простейший пример, в котором бюджетные средства выделяются равными долями через равные промежутки времени вне зависимости от состояния, в котором пребывает система. Показано, что результаты имитационного моделирования хорошо согласуются с аналитическим финальным распределением, полученным из уравнений Колмогорова. Предложенная модель и ее программная реализация могут служить полезным инструментом для региональных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами мониторинга экономической безопасности и сценарного прогнозирования социально-экономического развития региона.

76-80 579
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы организации развития предпринимательских структур малого и среднего предпринимательства с учетом современных проблем и тенденций социально-экономического развития общества. В качестве первостепенной задачи автор рассматривает описание теории управления финансовыми аспектами деятельности малого и среднего предпринимательства. Методы, которые были использованы при проведении исследования: описание, сравнение, анализ, классификация, расчет и прогнозирование. В работе использовались труды российских авторов: С.С .Демцура,, Ю.А. Балдина, А.Г. Литвинова, А.С. Негорожина, В.Э. Полетаева. Важным элементом финансовой системы страны были и будут являться финансы малого и среднего предпринимательства. Их роль нельзя недооценивать, так как они образуют денежные фонды России, такие как социальный и пенсионный фонды, медицинское страхование, а также являются источником доходов бюджета. Еще они выполняют такие функции, как образование рабочих мест и материальное производство. Поэтому субъекты малого и среднего бизнеса имеют высокое значение в стране и поддерживаются государством. Это обусловлено тем, что в наше время основными задачами финансовых менеджеров являются такие, как поддержание оптимального баланса финансов в постоянно изменяющихся условиях с помощью финансовых инструментов, соблюдение интересов всех заинтересованных сторон и разработка планов по эффективному управлению в компании. Для самих организаций целями являются конкретные социальные, экономические и финансовые итоговые результаты. И чтобы хозяйствующий субъект оставался значимым звеном в экономике, необходимо строить продуктивную деятельность, направленную на достижение общественно значимых экономических результатов.

81-88 127
Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы и практические аспекты планирования продаж продукции промышленных предприятий. Цель исследования состоит в том, чтобы дать оценку планирования продаж на предприятии на основе системно - процессного подхода и выявить связь бюджета продаж с бюджетами предприятия. Предмет исследования: инструментарий планирования продаж на предприятии. Методы исследования, используемые в статье: системного и процессного подходов, эмпирического, систематизации, сравнения и обобщения. В статье рассмотрены основные подходы авторов к характеристике сущности продаж. Автором систематизированы инструментарий планирования продаж на предприятии и декомпозиция планов продаж в системном подходе к планированию продаж. Выявлено место планирования продаж в процессе планирования на предприятии. Предложено использовать диаграмму Исикавы, построенную по принципу учета факторов для выявления их влияния на прогнозирование продаж на предприятии. Данный подход позволит структурировать внутренние и внешние факторы, которые необходимо учитывать при прогнозировании продаж на предприятии. В статье приведены примеры внутренних и внешних факторов, учитываемых при прогнозировании продаж. Выделены основные этапы планирования продаж на предприятии. Выявлены связи плана продаж с операционными и финансовыми бюджетами предприятия. Автор предлагает дать оценку планирования продаж на предприятии на основе модели «входа-выхода». Выделено направление развитие процесса планирования продаж под влиянием инструментов цифровых технологий. По результатам проведенного исследования сделан вывод о необходимости использования системно-процессного подхода в планировании продаж на промышленном предприятии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)