ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-1-16-21
Аннотация
В статье рассматривается проблема создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций, определение критериев и показателей оценивания их сформированнности. На основе анализа исследований ряда авторов обосновываются подход оценивания сформированности компетенции, исходя из ее структурных компонентов (готовность, способности и условия, выступающие соответствующими критериями), и функции системы оценочных средств (диагностическая, накопительная, прогностическая, аналитическая, интегративная, обучающая), которые могут быть реализованы в условиях введения модульных образовательных программ вуза в соответствии с актуализированным стандартом ФГОС ВО 3++. Целью работы является обоснование и описание возможностей применения системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики и информатики в рамках дисциплин по выбору. При проведении текущего контроля автор предлагает для формирования и оценивания компонентов профессиональных компетенций использовать комплекс учебных заданий различного уровня сложности (базовый, повышенный, углубленный) и комплексные задания, отличительной особенностью которых является уровень сложности проблемы, составляющей их основу. При проведении промежуточного контроля студентам следует предложить итоговую работу в форме эссе, в которой они должны представить и обосновать авторскую позицию по заявленной проблеме. В статье приводятся примеры учебных заданий различного уровня сложности и комплексного задания, которые могут быть выполнены студентами в рамках дисциплины по выбору «Современные средства оценивания результатов обучения (физика, информатика)» при изучении раздела «Государственная итоговая аттестация обучающихся (ОГЭ, ЕГЭ)». Результаты исследования могут быть использованы для создания системы оценочных средств сформированности профессиональных компетенций и её применения при обучении будущих учителей физики и информатики в рамках дисциплин учебного плана, в том числе в условиях дистанционного обучения.
Об авторах
С. И. ДесненкоРоссия
Десненко Светлана Иннокентьевна – доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой физики
672039, Российская Федерация, г.Чита, ул. Александро-Заводская, д.30
М. А. Десненко
Россия
Десненко Михаил Анисимович – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и информатики
672039, Российская Федерация, г.Чита, ул. Александро-Заводская, д.30
Список литературы
1. Российская Федерация. Министерство образования и науки России. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) : приказ Минобрнауки России от 22 февраля 2018 г. № 125. – Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 15.12.2020). – Текст : электронный.
2. Гитман, Е. К. Разработка и использование ФОС в компетентностном формате для проведения промежуточной аттестации по учебной дисциплине / Е. К. Гитман, М. Б. Гитман, В. Ю. Столбов, И. Д. Столбова. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2016. – № 8 – 9 (204). – С. 74 – 83. https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 10.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
3. Десненко, С. И. Система оценочных средств сформированности профессиональных компетенций будущего учителя физики при изучении дисциплины «Методика обучения физике» / С. И. Десненко. – Текст : электронный // Школа будущего. – 2017. – №.6. – С. 4 – 12. https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 16.11.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
4. Десненко, С. И. Элективные курсы в системе методической подготовки будущего учителя физики в условиях реализации новых образовательных стандартов / С. И. Десненко, М. А. Десненко. – Текст : непосредственный // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия : Педагогические науки. – 2018. – Т. 13. – №6. – С. 6 –17.
5. Ибрагимов, Г. И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2016. – №1. – С. 43 – 52. https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 10.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. – Москва : Просвещение, 2011. – 342 с. – (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09-019043-5. – Текст : непосредственный
7. Сахарчук, Е. И. Функциональная характеристика системы оценочных средств в условиях реализации модульных образовательных программ вуза / Е. И. Сахарчук, Е. А. Байкина. – Текст : электронный // Высшее образование в России. 2020. – Т. 29. – No 6. – С. 83 – 91. https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 15.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
8. Чучалин, А. И. Планирование оценки результатов обучения при проектировании образовательных программ / А. И. Чучалин, А. В. Епихин, Е. А. Муратова. – Текст : электронный // Высшее образование в России. – 2013. – №1. – С. 13 – 19. https://elibrary.ru/item.asp?id=37217044 (дата обращения: 10.12.2020). – Режим доступа: Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
Рецензия
Для цитирования:
Десненко С.И., Десненко М.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ И ИНФОРМАТИКИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИН ПО ВЫБОРУ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(1):16-21. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-1-16-21
For citation:
Desnenko S.I., Desnenko M.A. THE USE OF ASSESSMENT TOOLS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF A FUTURE TEACHER OF PHYSICS AND COMPUTER SCIENCE IN THE FRAMEWORK OF ELECTIVE DISCIPLINES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(1):16-21. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-1-16-21