ПРИМЕНЕНИЕ SCORM-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-1-22-28
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты обучения продуктивным видам речевой деятельности в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе на современном этапе развития науки и общества. Обращается внимание на трудности при обучении иностранному языку, связанные с реализацией универсальной компетенции, которой должен обладать выпускник, освоивший программу бакалавриата, — это способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4). В свою очередь, деловая коммуникация осуществляется для решения ряда задач межличностного и межкультурного взаимодействия. При этом трудности заключаются в том, что межличностное и межкультурное взаимодействие подразумевает освоение навыков общения с носителями языка, а учащиеся вузов чаще всего не имеют постоянных контактов с таковыми, а также такое взаимодействие предполагает необходимость освоения правил речевого поведения в определенных коммуникативных ситуациях, а учащиеся сталкиваются с отсутствием наглядных поведенческих сценариев. Предлагается решить данные задачи, организовав процесс обучения иностранному языку с применением мультимедийных технологий, которые предоставляют учащимся возможность ознакомиться с наглядными сценариями коммуникативного поведения носителей изучаемого языка и формируют мотивацию к общению с ними. Описывается понятие «компьютерная лингводидактика», как научное направление, возникшее из-за стремительного развития ИКТ и мультимедиа и изучающее теоретические и практические аспекты использования мультимедийных технологий в процессе обучения языкам в новых условиях цифровизации образования. Обращается внимание на то, что современный преподаватель иностранного языка должен быть готов к применению ИКТ в формировании языковой, речевой и коммуникативной компетенций у учащихся. Описывается личный опыт применения SCORM-технологий, как эффективного метода при обучении продуктивным видам речевой деятельности и как подхода для решения ряда задач, связанных с реализацией образовательных стандартов. Описаны и проанализированы варианты применения SCORM-технологий при обучении иностранному языку. Исходя из практического опыта делается вывод о том, что применение SCORM-технологий на практике не только помогает студентам закрепить знания изученного лексического и грамматического материала в интерактивной форме, что способствует более глубокому усвоению знаний и мотивирует их интерес к изучению языка, но и позволяет преподавателю реализовать эффективное обучение продуктивным видам речевой деятельности, то есть говорению в определенных коммуникативных ситуациях, включая освоение правил речевого поведения. Результаты исследования могут быть применены для разработки курсов обучения иностранному языку в очном и дистанционном формате.
Об авторах
А. А. ЕжгуроваРоссия
Ежгурова Анастасия Анатольевна — старший преподаватель факультета очного обучения
644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Л. Г. Просвирнина
Россия
Просвирнина Людмила Геннадьевна — кандидат филологических наук, доцень факультета очного обучения
644116, Российская Федерация, г. Омск, ул. 24 Северная, д. 196, корп. 1
Список литературы
1. Ежгурова, А. А. Методические особенности обучения иностранному языку на базе электронной платформы MOODLE в рамках педагогической технологии смешанного обучения [Текст] / А. А. Ежгурова, Л. Г. Просвирнина // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. — 2019. — № 2 (30). — С. 18
2. Железовская, Г. И. Средства обеспечения инновационной лингводидактики при обучении иностранным языкам в эпоху цифровизации [Текст] / Г. И. Железовская, С. П. Хижняк // Известия саратовского университета. Нова серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. — 2020. — 4 Том 20 — С. 195
3. Кравченко, Ю. С. Обучение продуктивным видам речевой деятельности с использованием мультимедийных технологий на уроке иностранного языка в основной школе: магистерская диссертация, направление подготовки 44.04.01Педагогическое образование: защищена 20.11.2018 / Кравченко Юлия Сергеевна — Красноярск, 2018.— 100 С. —Текст : непосредственный.
4. Розина, И. Н. Эволюция Call-методов обучения английскому языку [Текст] / И. Н. Розина // Образовательные технологии и общество. — 2017. — 1 Том 23. — С. 353
5. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://translate.academic.ru/scorm/en/ru/#sel=7:31,7:31, свободный (дата обращения 10.02.2021)
6. Справочник кодов общероссийских классификаторов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» от 12 августа 2020 г. № 954 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/38.03.01-ekonomika.html, свободный (дата обращения 10.02.2021)
7. Шидакова, М. Б. Развитие мультимедиа в преподавании английского языка [Текст] / М. Б. Шидакова // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — № 64-4 — С. 251
8. Электронный справочник. Языкознание и филология. Компьютерная лингводидактика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/kompyuternaya_lingvodidaktika/, свободный (дата обращения 10.02.2021)
Рецензия
Для цитирования:
Ежгурова А.А., Просвирнина Л.Г. ПРИМЕНЕНИЕ SCORM-ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021;10(1):22-28. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-1-22-28
For citation:
Ezhgurova A.A., Prosvirnina L.G. THE USE OF SCORM TECHNOLOGIES IN TEACHING PRODUCTIVE TYPES OF SPEECH ACTIVITY IN THE PROCESS OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2021;10(1):22-28. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2021-1-22-28