№ 4 (2018)
РАЗДЕЛ I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
7-12 246
Аннотация
Статья отражает основные результаты функционирования финансового рынка как основного элемента рыночной инфраструктуры, а также перспективы его развития с учетом текущих тенденций цифровизации экономики. Цель статьи - проанализировать и выявить перспективы развития финансового рынка Кыргызстана на современном этапе экономического развития. Действительно, в настоящее время все большую актуальность и массовость охвата приобретают различные информационные разработки, применяемые в экономических процессах. Это является следствием развития очередной научно-технической революции. В эпоху четвертой промышленной революции IT-отрасль играет одну из важных ролей в развитии цифровой экономики. Востребованность информационных технологий растет с каждым годом усиленными темпами. При этом на именно финансовом рынке увеличивается количество применяемых финансовых инноваций, растет спектр применяемых финансовых услуг с применением IT-технологий. Роль финансового рынка в экономике страны заключается в мобилизации капитала из многообразных источников и эффективном его распределении. На финансовом рынке формируются рыночные цены на отдельные финансовые инструменты и услуги. В этой связи особо остро стоит задача формирования полноценного и эффективно функционирующего финансового рынка, чтобы обеспечить должный процесс обращения капитала с целью обеспечения экономического развития Кыргызстана. В статье приводится анализ состояния финансового рынка Кыргызской Республики, освещены основные проблемы его развития и обоснована необходимость дальнейшего развития рынка фиктивного капитала с направленностью на использование различного рода финансовых инноваций, поскольку именно в финансовом секторе широко используется практика внедрения и применения различного рода инноваций. Следствием данного аргумента можно считать появление криптовалюты, которая является одним из основных элементов цифровой экономики, применяемых в экономических процессах мирового масштаба. Актуальность и важность положений, рассматриваемых в статье, возрастает ныне в виду усиления интеграционных процессов, что может кардинальным образом отразиться на отраслевой структуре Кыргызстана.
13-18 135
Аннотация
Проблема совершенствования механизмов оценки труда преподавателей является актуальной и поэтому привлекает к себе внимание исследователей. Целью настоящей статьи является разработать обоснование необходимости внесения корректировок и изменений в рейтинговую методику с учетом возрастных особенностей преподавателей. Для достижения этой цели были поставлены и решены ряд задач: проведен анализ научной литературы по выявленной проблеме, выявлены специфические проблемы, которые могут возникнуть при оценке труда преподавателей высших учебных заведений. В статье проблема адаптации молодых преподавателей к условиям работы в высшем учебном заведении рассматривается как междисциплинарная проблема. В статье осуществлен анализ методики рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей, действующей в федеральном бюджетном государственном образовательном учреждении высшего образования «Омский государственный технический университет». На основании этого анализа были выявлены её характерные черты, были выделены положительные и негативные стороны данной системы. Одной из негативных сторон является то, что возрастные особенности такой категории, как молодые преподаватели, учитываются в рейтинговой системе, действующей в ОмГТУ, не в полной мере. В рамках исследования были сформулированы направления, по которым следует преобразовать действующую на настоящий момент в ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет» методику рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей с учетом возрастных особенностей молодых преподавателей. Полученные результаты могут быть применены для улучшения методики рейтинговой системы оценки деятельности преподавателей, действующей в ОмГТУ, а также в других высших учебных заведениях.
19-24 247
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о государственном влиянии на демографическую ситуацию в обществе посредством налоговой политики. Авторы рассматривают такое влияние через налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан в период СССР. Он подразумевал уплату в пользу государства сумм гражданами, у которых нет детей. Советская статистика позволяет сделать вывод, что налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан не мог заставить семью, в частности именно женщину, рожать детей, что обусловлено важностью мнения жены над мнением мужа в семье по поводу числа детей в семье. Описываются отрицательные стороны рассматриваемого налога с этической точки зрения, приводится мнение Президента РФ по поводу целесообразности введения данного налога на сегодняшний день. Рассматривая современный период, авторыотмечают роль стандартных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в регулировании демографической ситуации в обществе. Прежде всего, стандартный налоговый вычет на детей позволяет уменьшать налоговую базу, если в семье есть дети. В свою очередь в данной сфере важное значение имеют и социальные налоговые вычеты на обучение, предоставляемые родителям в случае, если их ребенок является студентом очного отделения. Однако такие меры ставятся под сомнение авторами в связи с их неэффективностью. Итогом статьи становится разработка предложений по изменению существующих принципов предоставления вычетов по НДФЛ, в частности суммы каждого из вычетов должны быть увеличены, либо изменены принципы их предоставления.
25-30 156
Аннотация
В статье рассмотрена концепция вовлечения как возможный эффективный механизм интеграции российских регионов с целью обоснования и понимания интересов участия региональных предприятий в программе развития импортозамещения. Поскольку концепция вовлечения стейкхолдеров для разработки программ регионального развития относительно новая и для науки, и для практики государственного и регионального управления, сейчас большая часть практики в этой области представлена в описательном формате: что и как делали, для чего, что получилось. Пока большая часть исследований сосредоточена в области вовлечение жителей для развития территорий, но в последнее время наметился существенный интерес к вовлечению бизнеса и корпораций в развитие территорий и выработку скоординированных стратегий. В этой связи приведен анализ вторичных данных и описан опыт Нидерландов по разработке системы городского управления. Представлен также российский опыт (Санкт-Петербурга, Республики Татарстан и Свердловской области) по привлечению жителей и представителей бизнеса к участию в разработке и конкурсном отборе региональных программ и проектов. При анализе выделены два уровня взаимодействия потенциальных стейкхолдеров с регионом: уровень консультанта и уровень соучастника, которые, в свою очередь, предполагают разную интеграцию совместной деятельности. Также обозначены некоторые проблемы интеграции федеральных планов и программ с региональными программами развития, в частности, по развитию импортозамещающих производств и технологий. В частности, это слабые коммуникации и негибкость региональных стратегий в части их обновления под актуальные задачи и приоритеты.
31-36 155
Аннотация
В данной статье обсуждаются вопросы стратегического управления предприятий металлургии. Подчеркивается особая роль предприятий металлургической промышленности, которая является базой и крупнейшимэлементом современной экономики Российской Федерации, играет заметную роль в формировании макроэкономических показателей страны. Представлена оценка роли структур управленияАО «Комбинат КМАруда» при выявлении соответствующих проблем стратегического развития предприятия, связанных с инновационно-модернизационными и диверсификационнымивопросами . Целью данного исследования является оценка стратегического планирования АО «Комбинат КМАруда». Для достижения этой цели были решены следующие задачи: обобщение теоретических положений в области формирования стратегий на предприятии АО «Комбинат КМАруда»; представление результатов проведенного экспертного опроса руководства АО «Комбинат КМАруда»; исследование механизма разработки стратегической карты в системе стратегического управления.Методология данной статьи выстраивалась в соответствии с основными положениями системного подхода, требования которого определили причинно-следственные прямые и обратные связи.Металлургическая промышленность России относится к базовым и крупнейшим отраслям национального хозяйства и играет важную роль в формировании макроэкономических показателей страны.В качестве теоретической основы в статье использованы работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам стратегического управления, в том числе управления металлургическим комплексом, стратегического планирования, статистики. Источниками информации являются экономическая и другая специальная литература, статьи из периодических изданий, результаты исследований, опыт ведущих зарубежных компаний.В результате этого исследования обоснованно выделены различные типы инструментов и механизмы стратегического управления: организационные, социальные, экономические, информационные.
37-42 125
Аннотация
В эпоху проблем снижения рождаемости и постарения населения социально-экономическое благополучие российских регионов во многом зависит от привлечения соотечественников, проживающих за рубежом. В настоящее время в РФ определена миграционная политика, сформирована законодательная база, регулирующая как вопросы миграции в целом, так и в отношении данной социальной группы. Однако как показывает научный анализ, эффективность мер государственной поддержки соотечественников на современном этапе недостаточно высока, организация процессов переселения имеет целый ряд проблем. В статье анализируются имеющиеся меры государственной поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, и проблемы их переселения в Россию. Сделан вывод о недостаточности решения на общероссийском уровне ряда социально-экономических, юридических, жилищных и других вопросов. Численность переселяющихся в Омскую область остается невысокой: за период 2013-2017 гг. общая численность соотечественников-переселенцев составила лишь 30 тыс. человек. Результаты анализа приводят к выводу о необходимости совершенствования законодательной базы по вопросу оформления документов для получения гражданства соотечественниками и снятия в этом процессе противоречий, совершенствования вопросов содействия в трудоустройстве с одновременным решением жилищной проблемы переселенцев. Важно восстановить доверие и интерес соотечественников к данной государственной программе, поскольку соотечественники наиболее готовы к социально-экономической и психологической адаптации. Поэтому тематика статьи представляется актуальной, так как речь идет о поиске новых подходов к улучшению демографической ситуации в российских регионах через привлечение соотечественников, посредством совершенствования мер государственной поддержки.
43-49 138
Аннотация
В процессе исследования нашей целью было определение возможностей населения различных стран получать доход от биржевого бизнеса, которые, в свою очередь, зависят от степени развития данной сферы в отдельных государствах, финансового положения потенциальных участников игры на бирже, их осведомлённости об устройстве той или иной биржи, а также опыта и личностных качеств игроков. В статье представлены монографические исследования дефиниций «биржа», «доходность», «риск», «игра на бирже»; отличительные особенности различных видов бирж, их характеристики, а также преимущества и недостатки игры на них; результаты факторного анализа крупнейших биржевых организаций за 2017 год; предложены собственные трактовки понятий «доходность игры на бирже» и «риск игры на бирже»; приведена схема, иллюстрирующая классификацию бирж по признаку биржевого товара. Было исследовано состояние биржевого бизнеса в мировом масштабе, а также на территории Российской Федерации; выявлены некоторые особенности правового регулирования данной сферы в России; сделаны выводы об уровне и тенденциях развития биржевого рынка в различных странах мира. По результатам исследования представлены некоторые показатели, характеризующие деятельность биржевых организаций, произведено сравнение данных показателей между разными странами и биржами, и даны разъяснения по их значениям. Также была определена взаимосвязь биржевых операций с экономикой страны, а также с развитием важнейших отраслей народного хозяйства и роль биржевого рынка в устойчивости экономической системы государства и обеспечении экономической безопасности.
50-55 288
Аннотация
В статье рассмотрены основные показатели транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Целью исследования является осветить основные проблемы и рассмотреть перспективы развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Выделены основные задачи развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. В исследовании описывается программа развития транспортного комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа. Указаны основные документы, регулирующие развитие транспортного комплекса в составе комплексной программы развития и размещения производительных сил Ямало-Ненецкого автономного округа на период 2008-2020 и до 2030 года. В статье проведено исследование различных видов транспортного обеспечения Ямало-Ненецкого автономного округа, таких, как трубопроводный, воздушный, автомобильный, железнодорожный транспорт. Описана система автомобильных дорог Ямало-Ненецкого автономного округа. Выявлено, что общее состояние транспортной инфраструктуры в настоящее время не отвечает потребностям развития экономики и не обеспечивает необходимое качество жизни населения округа. Рассмотрена стратегия развития транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа с точки зрения логистических центров. Освещены важные грузораспределительные центры Ямало-Ненецкого автономного округа - Новый Уренгой и Салехард. Рассмотрены крупные транспортные проекты в Уральском федеральном округе, которые могут благоприятно повлиять на транспортную доступность территории и значительно повысить ее инвестиционную привлекательность. Перечислены основные мероприятия, направленные на развитие железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа. Следует отметить, что значительная часть проектов затрагивает территорию Ямало-Ненецкого автономного округа, а также то, что транспортный комплекс Ямало-Ненецкого автономного округа будет динамично развиваться только при условии реализации всего комплекса транспортных проектов Уральского Федерального округа.
56-61 127
Аннотация
Статья посвящена необходимости изменения и/или дополнения систем оценивания эффективности развития массовой физической культуры и систем оценивания эффектов от проведения государственных, региональных или муниципальных программ по развитию спорта и физической культуры граждан Российской Федерации. Актуальность исследования связана с переходом бюджетов всех уровней к программно-целевым принципам планирования бюджетных расходов. Целью работы является уточнение показателей эффективности оценки развития физической культуры и спорта для использования их при разработке государственных программ. В качестве методов исследования применялись аналитические и статистические методы. На основе анализа существующих государственных программ по развитию МФК был сделан вывод о том, что действующая система оценки является неполной и не отвечающей требованиям ясности и точности оценивания эффективности. Поэтому авторами предложенной статьи была разработана необходимая для этих целей классификация, включающая в себя наиболее объективные показатели, с помощью которых можно оценить степень развитости системы функционирования физической культуры в регионах. Эта система показателей может быть использована для более эффективного контроля над реализацией программ и оценки целевого направления использования денежных средств, выделенных из бюджетов разных уровней. В конце статьи был сделан вывод о целесообразности проведенной работы, обоснование объективности представленной в классификации показателей. Авторы предлагают данную статью к вниманию представителей органов государственной власти и управления, осуществляющих разработку государственных программ по развитию массовой физической культуры и спорта в Российской Федерации, регионах и муниципалитетах.
РАЗДЕЛ II. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
62-67 198
Аннотация
В статье рассматривается нормативно-правовые основы государственной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений как одного из компонентов реализации национальной политики в Российской Федерации. Основной задачей мониторинга является сбор информации, свидетельствующей о возникновении конфликтных ситуаций, получаемые результаты предназначены для принятия управленческих решений и используются для оценки деятельности руководства субъектов федерации и органов местного самоуправления. Определяемые нормативно-правовыми актами цели и задачи мониторинга направлены на автоматизацию и централизацию сбора данных о состоянии межнациональных и межконфессиональных отношений на основе технологии анализа больших данных и создание ситуационных центров в регионах, призванных обеспечить оперативное реагирование на возникающие конфликты. Нацеленность на получение потока данныхв режиме реального времени для анализа текущей ситуации не позволит выявить все формирующиеся угрозы. Социологический компонент мониторинга сводится в основном к отслеживанию целевых индикаторов, предусмотренных реализацией Федеральной целевой программы. Данная задача Постановлением Правительства Российской Федерации возложена на Федеральную службу охраны, что делает затруднительным анализ и совершенствование методологии проводимых социологических опросов. Социологические исследования, реализуемые Федеральным агентством по делам национальностей и субъектами федерации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, оказываются слабо интегрированы в систему мониторинга, поскольку не вполне соответствуют определенным нормативно-правовой базой мониторинга задачам. В статье на основе системного анализа делается вывод о том, что обусловленная нормативно-правовыми актами ориентированность мониторинга на сферу принятия решений сужает его прогностические возможности, что снижает эффективность государственной национальной политики и требует совершенствования методологической и нормативно-правовой базы мониторинга.
68-72 136
Аннотация
В основе исследования лежит анализ проблематики административной реформы, фактически представляющей собой комплекс мер, которые ориентированы на создание эффективной системы органов власти. При этом врамках ее реализации был сформулирован перечень задач, к числу которых относились такие, как: повышение качества и доступности предоставляемых государством услуг, оптимизация и упорядочение функций органов исполнительной власти, а также демократизация управления. В статье авторами анализируется понятия «эффективность» и возможность его закрепления на законодательном уровне в деятельности исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем рассматривается содержание определений самого понятия «эффективность» сквозь призму различных научных направлений, знаний, несвойственных «чистой» юриспруденции, включая такие, как философия, социология и психология. Вместе с тем, в заявленном трудевыделяются особые характеристики эффективности, которые будут способствовать отражению реальной ситуации и положению дел в каждом конкретном регионе страны. В целях конкретизации области исследовательских интересов и возможности практического применения результатов работы, авторским коллективом в статье изучается актуальный перечень показателей для оценки деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который позволяет сформулировать и представить собственное видение классификации оценки эффективности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Итогом исследования стала четкая авторская формулировка понятия «эффективность» в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая с учетом норм действующего отечественного законодательства отражаетспецификуданной сферы публичных отношений.
73-78 143
Аннотация
Статья посвящена вопросу определения понятия функций следственного судьи в уголовном судопроизводстве Республики Казахстан. Актуальность и новизна темы исследования взаимосвязаны и обусловлены дискуссионностью вопроса о процессуальном статусе нововведенного субъекта уголовного процесса Казахстана - следственного судьи. Так, следственный судья, являясь представителем судебной власти и входя в судебную систему Казахстана, свою деятельность осуществляет исключительно в досудебной стадии уголовного процесса. При этом его деятельность по своим пределам шире судебного контроля, осуществлявшегося судьями судов общей юрисдикции. В связи с этим актуализируется вопрос о функциях следственного судьи как одного из обязательных элементов его процессуального статуса. Вместе с тем, вопрос о функциях следственного судьи актуален и в российской правовой науке. Это связано с возможной перспективой введения данного субъекта в российский уголовный процесс. Так, добавление этого правового института и, соответственно, пополнение рядов участников уголовного процесса новой процессуальной фигурой не могут не изменить сложившийся порядок досудебного производства, в том числе в плане предмета и пределов судебного контроля как одного из направлений реализации судебной власти, а также его взаимодействия с другими субъектами досудебного производства. В этой связи представляется немаловажным опыт реформирования уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан в части института следственного судьи для модернизации судебного контроля в России. Целью исследования является определение понятия функций следственного судьи, а также установление элементов, содержащихся в данном понятии. Для достижения указанной цели применены общенаучные методы, в том числе метод анализа - при исследовании понятия функции в уголовном процессе, сравнительный анализ - при установлении соотношения категорий уголовно-процессуальные функции и функции участников уголовного судопроизводства, а также понятий «функция» и «полномочия». В результате исследования приводится авторское определение понятия функции следственного судьи как участника уголовного процесса Республики Казахстан.
79-84 738
Аннотация
Представленная научная статья написана на актуальную сегодня тему. Так, в частности, в работе подробно анализируется содержание ряда определений понятия «состав преступления», которые были выработаны теорией уголовного права; показано, что объективно состав преступления представляет собой, в первую очередь, теоретическую абстракцию. Автором раскрыто значение заявленного понятия состава преступления в целях определения квалификации совершенного деяния, что говорит о практической значимости исследования; предлагается аргументированное авторское видение данного термина, которое позволяет отразить специфику норм уголовного права в современном отечественном законодательстве. Вместе с тем, автор, проведя серьезный и многоаспектный анализ заявленной проблематики, который также включает и рассмотрение мнений других исследователей по теме, утверждает, что в составе преступления, которое по своей природе, как отмечено, является чисто юридическим понятием, выработанным наукой уголовного права, присутствует в том числе и социальное начало, выражающееся в конкретизации описания общественно (социально) опасного деяния. При этом в работе автором отмечается, что теория уголовного права выделяет не только общее определение понятия состава преступления, но и закрепляет понятие состава конкретного преступления. Научной новизной заявленной работы является также подтверждённая анализом законодательных норм формулировка авторского понятия, согласно которой состав преступления представляет собой правовое образование и сформулированную теоретическую модель, которая получила свое законодательное закрепление, содержащая совокупность установленных уголовным законом объективных и субъективных признаков, позволяющих характеризовать такое общественно опасное деяние как преступление .
85-89 227
Аннотация
В статье обобщены типичные следы, оставляемые преступниками в результате грабежей, совершаемых на открытой местности. Целью работы является рассмотрение положений осмотра места происшествия при расследовании грабежей, совершаемых на открытой местности с учетом требований уголовно-процессуального законодательства и технико-тактических приемов криминалистики. К используемым методам относятся: исследование документов (выборочное изучение материалов уголовных дел), опрос (выборочное анкетирование практических работников, имеющих опыт в раскрытия и расследовании преступлений), диалектический, фундаментальный, анализ литературы. Полученные результаты позволили разработать научно-обоснованные рекомендации по обнаружению, изъятию и использованию следов, оставляемых преступниками в результате грабежей, совершаемых на открытой местности. Область применения научной статьи в практической деятельности следственных и экспертно-криминалистических подразделений, использование в учебном процессе юридических вузов. Авторы статьи пришли к следующим выводам: расследование грабежей, ввиду его динамичности, временного и информационного дефицита, требует от лица, производящего расследование, высокого профессионализма, основанного на глубоких теоретических знаниях закономерностей совершения таких преступлений. Спецификой осмотра места происшествия, которым является открытый участок местности, является сохранность следов преступления. При осмотре места происшествия характер следов, оставляемых при грабежах, во многом зависит от места и способа его совершения, предмета преступного посягательства и других обстоятельств, характеризующих действия преступника. Осмотру следует подвергнуть не только место, где совершено нападение, но и ведущие к нему дороги, прилегающие участки местности и помещения. Настоящая научная статья направлена на решение проблем, возникающих при расследовании грабежей, совершаемых на открытой местности и осмотре места происшествия, организационного, научно-технического характера.
90-94 145
Аннотация
В статье рассматриваются особенности правового регулирования трудовых отношений в разных странах: в Российской Федерации, Франции, Великобритании, Китайской народной республике и Соединенных штатах Америки, а именно процедуры найма на работу, необходимости заключения трудового договора в письменной или устной форме, условия увольнения или расторжения трудового договора по инициативе работника или работодателя, обязательность компенсации и отработки в случае увольнения, причины невозможности увольнения или прекращения трудового договора по инициативе работодателя и сроки уведомления. Трудовое законодательство разных стран анализируется посредством методов сравнения и анализа с точки зрения реализации в них права на труд, признанного в большом количестве международных законодательных актов, в частности во Всеобщей декларации прав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, а также с точки зрения признания значимости труда как условия жизни человека, лежащего в основе общественных отношений. Отдельно в статье рассматривается отражение в законодательстве разных стран трудового права молодых сотрудников и различные примеры законодательной инициативы по отношению к молодежи как значимому и при этом сильно незащищенному элементу общественных отношений, определяющих настоящее и будущее состояние общества. Анализ нормативных аспектов увольнения работников позволяет сделать вывод о различном статусе работника и работодателя, о различной направленности норм права на защиту в первую очередь работника или работодателя в разных странах, позволяющих государству поддерживать систему социально-трудовых отношений в состоянии устойчивого равновесия.
26.11.2018 Г.
95-99 141
Аннотация
Мошенничество является наиболее криминально-выгодным среди всех форм хищения и имеет тенденцию к росту. Существующая практика применения норм, направленных на уголовно-правовую охрану отношения собственности, в достаточной степени признается успешной. Однако на практике возникают сложности квалификации преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ, связанные с трактовкой и уточнением объективных и субъективных признаков мошенничества. Актуальными для правоприменителя остаются, во-первых, конкуренция двух способов данного деяния: обмана и злоупотребления доверием, которая в судебно-следственной деятельности вызывает правовую неопределенность в выборе одного из них. Во-вторых, обращает на себя внимание тот факт, что у мошенничества не может быть признаков, которых нет в легальном определении хищения. Это, прежде всего, относится к пониманию корыстной цели. Часто судьи вынуждены принимать решение о наличии или отсутствии в действиях лица состава мошенничества не на четких предписаниях закона, а на основе своих личных представлений о корыстной цели или даже интуитивно. Целью работы является выработка предложений по совершенствованию уголовно-правовых мер, направленных на эффективную борьбу с мошенничеством. В основном использовался догматический метод исследования, направленный на изучение юридических понятий уголовно-правовой нормы. Авторы статьи пришли к выводам: 1) злоупотребление доверием не является альтернативным способом хищения при совершении мошенничества; 2) в основе субъективного признака хищения, в том числе и связанного с мошенничеством, лежит не корыстная цель, а корыстный мотив как внутреннее побуждение к обогащению.
РАЗДЕЛ III. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
100-104 272
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности, в рамках специально разработанной программы. Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход, в контексте которого творческие способности рассматриваются как основа успешности деятельности, а младший школьник - как субъект деятельности; научные принципы: развития (творческие способности рассматриваются как динамическое образование) и принцип детерминизма, предполагающий зависимость творческих способностей от порождающих их факторов и механизмов. Теоретической основой исследования явились индивидуально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова, концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, представления о психологической сущности и структуре творческих способностей Д.Б. Богоявленской. В процессе исследования были использованы следующие методики: методика Е.П. Торренса по образной креативности, проективная методика «Рисунок», «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Творческие способности рассматриваются как интегративное, динамическое образование, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер. Структура творческих способностей включает в себя когнитивный (знания, умения, навыки), эмоциональный (отношение к творческой деятельности) и мотивационный (система побудителей к творческой деятельности) компоненты. На основе разработанных критериев и показателей были выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий. В ходе реализации программы число детей с низким уровнем развития творческих способностей значительно сократилось, а со средним - увеличилось. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для диагностики творческих способностей обучающихся в работе психолога, психологических служб, а также при разработке программ, направленных на развитие творческих способностей детей разных возрастных групп.
105-110 172
Аннотация
Статья посвящена описанию опыта работы преподавателей кафедры физического воспитания педагогического вуза в вопросах построенияучебно-тренировочных занятий для студентов, занимающихся в спортивной секциипо плаванию. Очевидно, что у студентов, чья будущая профессиональная деятельность не связана с преподаванием физической культуры и спорта, нет стойкой мотивации к дополнительным занятиям по спортивной специализации и выступлению на соревнованиях в составе сборной команде вуза.В большинстве своём студенты имеют большой перерыв между тренировками в ДЮСШ и в секции в период учёбы в вузе. Безусловно, что учебная дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту» является составной частью как учебного, так и воспитательного процесса в вузе. Однако организация учебно-тренировочных занятий во внеучебное время в нефизкультурных вузах имеет свою специфику и особенность. Вопросы организации и методики проведения занятий в секции чрезвычайно важны и приобретают дополнительное значение в связи с тем, что эти занятия являются частью самостоятельной работы студента, помогают в подготовке студентов к сдаче контрольных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» и выступлению на соревнованиях за честь своего вуза. Методическиерекомендации, а также, структура учебно-тренировочных занятий, предложенные в статье, могут применяться специалистами в тренировочном процессе со студентами, с учётом их подготовленности. Представленная методика обучения основам плавания можетбыть взята за основу подготовки студентов не физкультурных вузов длясдачи нормативов по плаванию Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» (ВФСК « ГТО»).
111-116 169
Аннотация
В данной работе ключевым объектом является - «становление обучающихся субъектами саморазвития самостоятельности». Эта проблема не может быть решена без теоретической обусловленности, позволяющей обеспечить ее реализацию. Для определения содержания, возможностей, условий, механизмов управления становления обучающихся субъектами самовоспитания самостоятельности, потребовалось обратиться к сущностным характеристикам понятий «самостоятельность», «становление», «субъект самовоспитания», «механизм управления становлением субъектной позиции», раскрытых в философской, методологической, психолого-педагогической литературе, что определило выбор концепции исследования, на основе которой предлагается вариант решения проблемы, задач и достижение цели. Рассматриваются психолого-педагогические аспекты понятия самоорганизации, основные признаки, определяющие самостоятельность как психолого-педагогическую категорию. Самостоятельность понимается как одно из главных качеств личности, которое выражается в готовности поставить и добиваться конкретной цели, используя свои силы, для её выполнения. Используется методология синергетики как системный подход в развитии самостоятельности у будущих сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Системный подход ориентирован на раскрытие изучаемого объекта, который обеспечивает становление сотрудников ОВД субъектами саморазвития самостоятельности и позволяет раскрыть индивидуальный и самобытный путь развития каждого человека. Приводятся особенности формирования структуры электронной информационно-образовательной среды с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Самоорганизация самостоятельности посредством электронной информационно-образовательной среды требует у курсантов образовательных организаций МВД России интенсивного мышления, решения различных познавательных задач и выступает в роли формы и средства обучения, которые в каждой конкретной учебной ситуации, дисциплине соответствуют достижению педагогической цели.
117-123 268
Аннотация
В статье рассматривается процессуальный компонент методики обучения учащихся решению математических задач. Автором на основе анализа научно-методической литературы, сравнения, обобщения, изучения педагогического опыта предлагается модель процесса решения задачи, представленная четырьмя этапами: анализ условия, составление плана решения, осуществление плана решения, изучение найденного решения. Оригинальным результатом можно считать то, что данные этапы наполняются содержанием, которое, с одной стороны, часто является самостоятельным объектом в методике обучения математике, с другой стороны, представляется необходимым и достаточным условием реализации этапов решения задачи. Так, первый этап описывается следующей последовательностью действий: ознакомление с общей ситуацией, описанной в задаче; выявление условия и требования задачи; установление вида, типа задачи; фиксация результатов анализа. Второй этап, по сравнению с первым, несет большую эвристическую нагрузку; здесь автор рассматривает три направления поиска решения математической задачи: связь данной задачи с теорией и другими задачами, анализ требования задачи, анализ условия задачи. Третий этап в большинстве случаев есть синтез результатов поиска плана решения и представляет собой оформительскую процедуру. Четвертый заключительный этап наряду со стандартными проверкой и формулировкой ответа предполагает важную эвристическую составляющую: исследование задачи и хода ее решения - выявление её идеи решения, связи с другими задачами, поиск и осуществление новых способов решения, формулирование и решение задач на основе исходной. Полученные результаты могут быть применены для дальнейших теоретических изысканий в качестве отправной точки, поскольку материал статьи охватывает структурно все виды деятельности, свойственные решению математической задачи. Материал статьи будет полезен студентам, обучающимся по направлению «педагогическое образование» как материал своеобразной лекции, в которой позиции различных авторов на обучение решению математических задач получают единую трактовку. Представленные результаты будут интересны учителю-практику, поскольку могут явиться структурной моделью для разработки собственной методики по обучению учащихся конкретному виду математических задач. В качестве промежуточных и итоговых выводов автором неоднократно подчеркивается положительная роль решения задач в достижении не только предметных математических, но и личностных и метапредметных результатов обучения.
124-130 237
Аннотация
В данной статье рассматривается информальное образование как элемент целостной непрерывной образовательной системы, обладающий внутренней сложной структурой. Целью статьи является обоснование актуальности информального образования в контексте непрерывного образования взрослых (формальное, неформальное и информальное образование). В статье представляется сравнительная характеристика видов непрерывного образования с учетом нормативно-правовых документов и авторских позиций. Автор приходит к выводу о явных преимуществах информального образования перед формальным и неформальным, которые проявляются в ориентации на самореализацию, сосредоточении на личностное приращение обучаемого и дальнейшее управление собственным образовательным пространством, учет личных интересов, желаний, потребностей, возможностей, межличностное взаимодействие, которое насыщает социокультурную среду, что в целом обогащает формальное и неформальное образование. На основе исследований А.В. Окерешко, Патрика Пенланда (Питсбург) в статье представлены причины предпочтения взрослыми самостоятельного обучения формальному образованию. Автором проведено этимологическое исследование происхождения понятия «информальное образование», а также с целью анализа актуальности был проведен контент-анализ современных отечественных и зарубежных научных статей, монографий, текстов докторских и кандидатских диссертаций, материалов научно-практических конференций, опубликованных в период с 2000 по 2018 гг. в крупнейших электронных библиотеках eLIBRARY.RU и CYBERLENINKA, смысловыми единицами которого было выбрано понятие «информальное образование/informaleducation/informallearning». Автор приходит к выводу, что сочетание трех видов образования (формального, неформального и информального) в системе непрерывного образования позволяет обеспечить мобильную переориентацию системы образования на подготовку человека к жизни в быстро меняющихся условиях и побуждать его к поиску новых подходов, к ее качественному изменению.
131-135 121
Аннотация
В данной статье представлена технология конструктивизма как технология обучения в подготовке магистранта педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Задачи исследования: рассмотреть содержательный аспект технологии конструктивизма, применить ее в подготовке магистранта педагогического образования к научно-исследовательской деятельности с использованием ИКТ. Методы исследования: метод обобщения независимых характеристик, анализ, сравнение. Конструктивизм представляет собой трактовку происхождения знания о сущности вещей, генетическую теорию познания. В его основе основополагающим является функция процесса познания окружающей реальности. В результате познавательной деятельности в конструктивизме обращается внимание на трактовку существа явлений и объектов мира, вырабатывается свое понимание, личное осмысление. Основными принципами конструктивизма являются: процесс обучения представляется активным, обучающийся в нем применяет свои знания и опыт для осознания нового знания, явления, системы явлений; основой создания нового знания являются интеллектуальные действия; предусматривают коммуникацию и социальную активность; деятельность обучения контекстна; требует времени и мотивации. Рассматривая положения конструктивизма в русле личностно-ориентированной парадигмы образования, приходит понимание, что их использование может быть эффективным в подготовке магистров педагогического образования к научно-исследовательской работе с использованием ИКТ. Результаты исследования: в подготовке магистров педагогического образования к научно-исследовательской работе с использованием ИКТ использована технология конструктивизма, при реализации которой создаются ситуации, в которых обучающийся чувствует свою успешность, включается в самостоятельный поиск путей решения учебных задач, происходит осмысление новых полученных знаний, что делает продуктивным процесс обучения.
ISSN 2225-8264 (Print)