Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством изобразительной деятельности, в рамках специально разработанной программы. Методологической основой исследования является личностно-деятельностный подход, в контексте которого творческие способности рассматриваются как основа успешности деятельности, а младший школьник - как субъект деятельности; научные принципы: развития (творческие способности рассматриваются как динамическое образование) и принцип детерминизма, предполагающий зависимость творческих способностей от порождающих их факторов и механизмов. Теоретической основой исследования явились индивидуально-психологическая теория способностей Б.М. Теплова, концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, представления о психологической сущности и структуре творческих способностей Д.Б. Богоявленской. В процессе исследования были использованы следующие методики: методика Е.П. Торренса по образной креативности, проективная методика «Рисунок», «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена. Творческие способности рассматриваются как интегративное, динамическое образование, формирующееся на основе творческих задатков и определяющее успешность выполнения любой деятельности, носящей творческий характер. Структура творческих способностей включает в себя когнитивный (знания, умения, навыки), эмоциональный (отношение к творческой деятельности) и мотивационный (система побудителей к творческой деятельности) компоненты. На основе разработанных критериев и показателей были выявлены уровни развития творческих способностей младших школьников: высокий, средний и низкий. В ходе реализации программы число детей с низким уровнем развития творческих способностей значительно сократилось, а со средним - увеличилось. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы для диагностики творческих способностей обучающихся в работе психолога, психологических служб, а также при разработке программ, направленных на развитие творческих способностей детей разных возрастных групп.

Об авторе

Л. Н. Антилогова
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Волков, И.П. Учим творчеству [Текст] / И.П. Волков // Педагогический поиск. - М.: Педагогика, 1990. - С. 101-143.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.

3. Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности [Текст] / Л.Г. Карпова: дисс. канд. психол. наук. - Москва, 2011. - 215 с.

4. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1970. - 158 с.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.

6. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности [Текст] / Е.Л. Яковлева. - М.: Флинта, 1997. - 224 с.


Рецензия

Для цитирования:


Антилогова Л.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018;(4):100-104.

For citation:


Antilogova L.N. DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PAINTING ACTIVITIES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2018;(4):100-104. (In Russ.)

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)