РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
В статье анализируются вопросы подготовки студентов к решению практико-ориентированных задач. Обращается внимание на наличие у обучаемых навыков решения рафинированных математических задач и отсутствие достаточного уровня подготовки к проведению логических рассуждений на этапе составления математических моделей. Также анализируются тенденции в современной высшей школе: цифровизация образования, сокращение бюджета аудиторной нагрузки по высшей математике. Делается вывод о необходимости разработки методических материалов для активного внедрения в учебный процесс комплексных электронных образовательных ресурсов.
Цель работы — показать на конкретных примерах методику организации обучения с использованием SCORM-технологий. Статья содержит авторские SCORM-приложения по линейным моделям в экономике. Предлагается разбиение учебного материала приложений на части: блок справочной информации и повторения теоретического материала из курса высшей математики; блок заданий, знакомящих студентов с содержательной постановкой прикладной задачи и ее решением; блок задач с учетом профильной ориентации математической модели для самостоятельного решения. Автор акцентирует внимание на возможностях предлагаемой методики в создании комфортных условий для обучения студентов решению практико-ориентированных задач: систематизация материала, перенос знаний из одной области в другую, выстраивание индивидуальных траекторий обучения, осуществление дистанционной поддержки учебного процесса.
Данная методика может быть адаптирована для решения практико-ориентированных задач не только из экономики, но и из других циклов дисциплин.
Автор статьи пришел к следующим выводам: предлагаемые подходы к разработке приложений для SCORM-пакетов, направленных на решение практико-ориентированных задач, создают дополнительные возможности для формирования у студентов умений математического моделирования и качественного усвоения математических знаний в целом.
В статье обосновывается актуальность и целесообразность анализа цифрового следа школьников, раскрывается сущность понятий «цифровой след» и «цифровой след в образовании», его виды, источники и компоненты. Целью работы является анализ российских и зарубежных исследований, посвященных изучению роли и возможностей применения данных цифрового следа в школьном образовании. К используемым методам исследования относятся анализ и сравнение психолого-педагогической литературы, научных статей, индуктивный метод, метод системности. Авторы подробно описывают ведущие практики анализа цифрового следа в школьном образовании, выявив те российские и зарубежные исследования, которые делают это наиболее комплексно (извлекают и фиксируют данные по ключевым компонентам цифрового следа). Делается вывод, о том, что в зарубежных источниках преобладают практики использования данных цифрового следа в школьном образовании с целью изучения видов деятельности школьников в Интернете. Зарубежным авторам интересна осведомленность старшеклассников о своих цифровых следах, управление ими, влияние цифрового следа на настоящее и будущее, исследуется роль цифрового следа в психофизиологической области. Среди ключевых направлений использования цифрового следа в исследованиях российских ученых явно выделяется изучение роли цифрового следа как регулятора образовательного процесса. Цифровые следы используются в процессе оценки эффективности образовательного процесса и принятии решений его оптимизации, прогнозирования результатов учебной деятельности. Выделяется ряд работ, посвященных использованию цифрового следа в профориентационной работе с абитуриентами. В заключении перечисляются найденные зависимости между данными из цифрового следа школьника и делаются выводы об основных возможностях применения информации, извлеченной из цифрового следа, в школьном образовании.
Целью исследования является теоретическое обоснование, разработка и апробация диагностического механизма выявления результативности персонификации образовательной среды школы на основе стратегии сопровождения. В статье представлены теоретические основания рассмотрения педагогического сопровождения как стратегии персонификации образования. На основе средового подхода определяются параметры диагностики сопровождения школьников в процессе персонификации образования. Авторами предложена декомпозиция параметров экспертизы образовательной среды по В. А. Ясвину и разработаны вопросы анкеты для фиксации характеристик образовательной среды по выявленным параметрам. Представлены результаты анкетирования, проведенного в общеобразовательной школе. Названы перспективы продолжения исследования. Работа выполнена в рамках деятельности научной лаборатории персонификации образования Омского государственного педагогического университета по теме исследования «Персонификация образовательной среды школы как условие качества образования».
В статье анализируются особенности подготовки обучающихся к участию в академических конкурсах по иностранному языку, в рамках исследования авторы используют метод педагогического моделирования. Целью работы является представление структурно-функциональной модели, способствующей эффективному развитию навыков говорения у студентов неязыковых специальностей в процессе их подготовки к участию в академических конкурсах на иностранном языке. Опираясь на исследования российских и зарубежных ученых по проблемам коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, авторы описывают компоненты разработанной модели для подготовки студентов с высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенции. Новизна исследования заключается в универсальности и комплексном характере разработанной модели. В результате авторы отбирают соответствующее содержание и методы, используемые в процессе обучения студентов устной речи на иностранном языке, а также предлагают упражнения и задания для их реализации. Достижения студентов в международных и региональных академических конкурсах, стабильный рост самооценки, мотивации и академической успеваемости обучающихся в процессе апробации подхода авторов на базе Омского государственного аграрного университета в течение 2021-2023 гг. подтверждают потенциал предложенной модели для совершенствования навыков устной речи обучающихся. Полученные результаты могут быть применены для эффективной подготовки студентов-участников академических конкурсов на иностранных языках. Также авторы приходят к выводу, что подобная модель может быть успешно реализована преподавателями средней школы, колледжа и университета для совершенствования навыков устной речи обучающихся в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
Современное образование ориентировано на развитие личности, обладающей комплексом различных компетенций, необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение вопроса формирования дискурсивной компетенции, являющейся одной из ключевых для будущего выпускника высшей школы.
Особое внимание акцентировано на юридическом направлении подготовки студентов первого курса Автономной некоммерческой образовательной организации высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий», в статье предлагаются методы и формы работы по дисциплине «Русский язык и культура общения», которые, по мнению автора, способствуют формированию дискурсивной компетенции.
Дискурсивная компетенция предполагает знание разных типов дискурса, их структурные особенности, умение выбирать тот или иной тип дискурса в соответствии с коммуникативной ситуацией, экстралингвистическими факторами, способами взаимодействия коммуникантов. Данный вид компетенции имеет широкую направленность: она включает в себя не только умение грамотно общаться в соответствии с нормами современного русского языка, знание особенностей деловой документации, но и осознание целевой установки общения, оценочное отношение к высказыванию, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу и поддержать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Изучение языка с точки зрения компетентностного подхода с учетом конкретного дискурса представляется особенно востребованным в условиях меняющейся языковой картины мира. Главная задача речевого взаимодействия — его результативность, которая может быть достигнута благодаря сформированным коммуникативным навыкам отдельной личности.
В статье рассматривается методика преподавания с применением активных методов обучения. Предварительно автором проведен обзор новейших публикаций по данной теме. Целью работы является проведение анализа применения конкретных активных методов обучения при реализации образовательного процесса в рамках курса «История России». Актуальность этого вопроса связана с возрастающей значимостью проблемы формирования у студентов общегражданской идентичности. Обращается внимание на то, что для решения этой проблемы с текущего учебного года существенно увеличен объем часов на преподавание курса, а, значит, и объем контактной работы. Автором описана практика использования им активных форм на всех этапах образовательного процесса. В числе прочих, в статье приводятся особенности использования преподавателем следующих форм. На лекционном занятии это диалог с элементами поисково-эвристической деятельности. На практическом занятии автором применяются различные виды тестирования, задания, связанные со сравнительным анализом и использованием индуктивного метода, задания-реконструкции. В рамках внеаудиторной работы преподавателем предлагается студентам подготовка письменных работ — эссе, рефератов с элементами исследования и последующей их защитой на практических занятиях. Для решения задачи взаимосвязи курса с направлением профессиональной подготовки автор разработал соответствующую тематику этих работ. В статье приводятся примеры применения преподавателем электронных форм на основе активных методов обучения: интерактивные задания (скорм-пакеты), электронные тематические кроссворды. Автором делается вывод об эффективности применения названных форм при реализации активных методов обучения для достижения целей обучения.
В статье освещается влияние цифровизации на коммуникативную сферу. Обусловленные этим фактором изменения необходимо учитывать и в учебном процессе через призму характеристик коммуникативных универсальных учебных действий, которые должны находить отражение при обучении всем учебным предметам, не только гуманитарного блока. В современных реалиях важно использовать разные формы проявления коммуникации (непосредственную и компьютерно-опосредованную) при развитии соответствующих умений подростков при обучении математике. В качестве одной из технологий, способных учитывать обозначенные требования, выделяется смешанное обучение. Смешанное обучение рассматривается как одна из ведущих технологий электронного обучения, совмещающая синхронные и асинхронные форматы взаимодействия ее участников. Электронные образовательные ресурсы имеют ряд характеристик, учет и использование которых в процессе обучения математике способно оказать благоприятное влияние на становление коммуникативной компетентности подростков.
Развитие коммуникативных умений обучающихся в учебном процессе сопряжено с осуществлением коммуникативных универсальных учебных действий, а специфика предмета «Математика» позволяет уточнить и конкретизировать такие действия. Особенности смешанного обучения, способствующие овладению школьниками при обучении математике коммуникативными универсальными учебными действиями, раскрываются посредством учета выделенных характеристик, соответствующих электронным образовательным ресурсам, а также через синхронные и асинхронные форматы взаимодействия, составляющие структуру смешанного обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия представлены тремя взаимосвязанными группами в зависимости от ведущей роли обучающихся в процессе обмена информацией: восприятие (обучающийся — реципиент), передача (обучающийся — коммуникатор), интеракция (обучающийся участник совместной деятельности и ее организатор). Для каждой группы приводятся примеры коммуникативных умений обучающихся, реализуемых при синхронном и асинхронном форматах взаимодействия в условиях смешанного обучения математике.
В статье излагаются особенности применения дистанционных образовательных технологий при изучении математических дисциплин на примере дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика». Авторами рассматриваются дистанционные образовательные технологии как совокупность средств для осуществления образовательного процесса. Целью исследования является анализ образовательных технологий, применяемых для обучения математическим дисциплинам на расстоянии, способствующих развитию общепрофессиональных, цифровых компетенций обучающихся на различных этапах обучения. Авторами проиллюстрированы примеры применения дистанционных образовательных технологий при обучении теории вероятностей и математической статистике в электронной информационно-образовательной среде ОмГАУ Moodle посредством использования возможностей Moodle, а также электронно-библиотечной системы Лань, видеоконференций, онлайн-доски, графического планшета, как инструментов взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Одной из форм организации учебно-познавательной деятельности студентов авторами выбрана работа в малых группах, которую, как показала практика, можно успешно применять не только при работе в аудитории в очном режиме, но и при дистанционном обучении в синхронном режиме. Работа в группах применяется к различным учебным ситуациям: изучение нового материала, закрепление пройденного материала, постановка новой математической задачи, контроль усвоенных знаний. Групповая форма работы позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность, развивает навыки коллективной работы. Результаты статьи могут быть использованы преподавателями математических дисциплин в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования. Авторы статьи пришли к следующим выводам: дистанционные образовательные технологии помогают строить образовательный процесс, позволяя сделать его более наглядным современным увлекательным, но не следует полностью исключать традиционные методы обучения, поскольку живое общение между преподавателем и обучающимися играет важную роль и не должно полностью отсутствовать, как было при пандемии. Развитие творческого, креативного мышления у обучающихся невозможно без непосредственного личного общения с преподавателем. Необходимо разрабатывать методику, в которой дистанционные образовательные технологии и методы традиционного обучения будут дополнять друг друга, помогая преподавателю и студенту организовать образовательный процесс, позволяющей активно вовлекать студента в этот процесс, наглядно, визуально, более детально изучать, усваивать материал и способствовать формированию компетенций, необходимых выпускнику вуза.
РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
Имманентным свойством предпринимательской деятельности являются риски. В результате анализа эволюции правового режима предпринимательских рисков установлено, в частности, что он вначале определяется обычаями и судебными актами и только затем получает нормативное закрепление.
В статье рассмотрены особенности правового режима предпринимательских рисков в дореволюционный, советский и постсоветский периоды.
Предметом особого внимания является анализ доктринальных суждений о правовой природе предпринимательских рисков и смежных понятий.
Статья посвящена актуальным проблемам регистрации юридических лиц на территории Российской Федерации. В статье анализируется процедура правового регулирования и меры обеспечения достоверности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, рассматриваются вопросы защиты прав и интересов единоличных исполнительных органов, изъявивших желание сложить с себя полномочия, сведения о которых, как о руководителях юридического лица, сохраняются в этом государственном реестре, кредиторов этого юридического лица, а также иных заинтересованных третьих лиц.
В статье предпринята попытка дать правовую оценку ситуации, когда действующее юридическое лицо остается без органа управления. Автор обращает внимание на изъяны законодательного механизма регулирования деятельности юридических лиц, в отношении которых имеется информация о недостоверности сведений о единоличном исполнительном органе.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
На современном этапе развития экономики обеспечение высокого уровня конкурентоспособности является гарантией стабильного экономического роста и устойчивого положения компании на рынке. Конкуренция в современном мире выступает важнейшим способом повышения эффективности экономической системы и входящих в нее отдельных хозяйствующих субъектов.
Российский рынок гостиничных услуг за период с 2019 по 2022 год характеризуется сложными разнонаправленными тенденциями. В 2020 году наблюдалось снижение всех количественных и качественных показателей деятельности отрасли по причине пандемии COVID-19. С 2021 года благодаря развитию внутреннего туризма, в том числе при помощи господдержки, началась восстановление отрасли, развитие новых рекреационных территорий. Специалисты отмечают, что часть регионов в 2022 году вышла на показатели «доковидного» 2019 года, в том числе и Екатеринбург. И эта положительная тенденция проявляется несмотря на уход международных отельных операторов в 2022 году.
Целью данной статьи является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности организации, функционирующей в индустрии гостеприимства г. Екатеринбурга. Объектом исследования выступает гостиница «Novotel Екатеринбург Центр». Предмет — конкурентоспособности организации сферы гостеприимства.
В исследовании использовались как теоретические научные методы, так и эмпирические. При оценке уровня конкурентоспособности компании применялся метод сравнения; методы статистического анализа использовались при оценке состояния гостиничного рынка.
Проведенное сравнение по методике М. Портера конкурентных преимуществ Novotel с гостиницами того же рыночного сегмента — Park Inn и Ramada — показало, что коэффициент ключевых факторов успеха у Novotel выше, чем у Ramada, но ниже, чем у Park Inn. Авторами предложены мероприятия по повышению конкурентоспособности «Novotel Екатеринбург Центр» на рынке гостиничных услуг г. Екатеринбурга.
Статья посвящена анализу торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Россией, выявляя актуальные проблемы и исследуя перспективы дальнейшего развития отношений. Авторы рассматривают ключевые аспекты сотрудничества, включая торговый обмен, инвестиционные потоки и общие экономические интересы. В статье анализируются факторы, влияющие на эффективность партнерства, а также предлагаются возможные решения для решения выявленных проблем. Определяются ключевые аспекты, торгово-экономического сотрудничества между Казахстаном и Россией: история сотрудничества — история экономических связей между Казахстаном и Россией, формирование независимых экономик двух стран; торговый обмен — анализ объемов торговли, динамики торговли товарами и услугами, а также структуры торгового обмена между странами; инвестиции и экономическое сотрудничество — рассматривается уровень инвестиций между странами, а также совместные проекты и программы экономического сотрудничества; проблемы, вызовы, препятствия и проблемы, с которыми сталкиваются Россия и Казахстан в процессе торгово-экономического сотрудничества, такие как таможенные барьеры, различия в законодательстве, конкуренция и другие; перспективы развития как потенциал для улучшения сотрудничества между двумя странами, включая возможные направления роста, расширения сотрудничества, развития новых секторов экономики и совместных проектов; геополитический контекст с учетом геополитической ситуации в регионе, ее влияние на торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и Россией; будущее сотрудничество в виде рекомендаций и подчеркивания важности укрепления взаимодействия в условиях современных вызовов, таких как изменения в мировой экономике и геополитической обстановке. Исследование направлено на предоставление полной картины текущего состояния и перспектив развития торгово-экономических отношений между двумя странами.
В процессе экономического развития общества промышленное производство стремительно развивалось, что напрямую отразилось на экологической составляющей. Поэтому необходимость в сохранении окружающей среды стала наиболее острой проблемой. Акцентирование внимания на концепции устойчивого развития имеет особое значение на фоне происходящих геополитических событий. Глобальная нехватка энергетических ресурсов и экологические проблемы становятся все более серьезными для промышленных предприятий в условиях обострения энергетического кризиса, что требует поиска новых и неординарных решений. Методология. В процессе работы использовались системный подход, применялись методы экономического анализа и синтезирования данных в форме таблиц и схем. В совокупности методы, использованные при написании диссертации, обусловили достоверность экономического анализа и выводов. Степень разработанности. Структуризация бизнес-моделей, ориентированные на интеграцию принципов устойчивого развития, проводилась П. С. Энсином. Выявление взаимосвязи между раскрытием показателей ESG и эффективностью устойчивого развития рассматривалось М. Ф. Аль Сайегом, Д. Чжан и Б. М. Люси. На основе проведенного анализа выявлено, что проблеме устойчивого развития посвящено множество исследований, однако вопросу формирования механизма устойчивого развития промышленного предприятия в условиях геополитических трансформаций не уделяется должного внимания. Поэтому в статье разработаны способы управления и взаимодействия промышленного предприятия с различными рыночными субъектами. Определено, что экономическое развитие промышленного предприятия связано с эффективностью и рациональным использованием ресурсов. Проведен анализ степени эффективности внедрения принципов устойчивого развития в промышленных предприятиях. Обнаружена тенденция к низким показателям экологической составляющей в различных регионах мира. Выявлено, что, социальные критерии повышаются в регионах с высокими запасами невозобновляемых природных ресурсов, а также в регионах с устаревшими инициативами устойчивого развития, таких как Азия. Поэтому на фоне текущих проблем представлен системный подход, позволяющий сформировать и реализовать механизм устойчивого развития промышленных предприятий. Механизм устойчивого развития промышленного предприятия позволяет учитывать влияние внешних и внутренних факторов в условиях неоднородности. Предложенный механизм устойчивого развития промышленных предприятий основан на выборе уникальных конкурентных преимуществ и обладает рядом отличительных особенностей с учетом поиска новых направлений развития, что позволит эффективно и рационально использовать ограниченные ресурсы.
В статье рассматривается современная ситуация на российском рынке труда. На основе данных об уровне безработицы среди населения, уменьшения численности рабочей силы, повышающегося спроса со стороны работодателей и снижения активности соискателей, сделан вывод о существующем на рынке труда кадровом дефиците. В условиях кадрового дефицита на рынке труда организации сталкиваются не только с нехваткой рабочей силы, но и с повышенной избирательностью соискателей при выборе работодателя, и, как следствие, — с необходимостью совершенствования способов привлечения персонала.
Автором обосновывается точка зрения, согласно которой работодателям в сложившихся условиях необходимо обеспечивать доступ кандидатов к полной и актуальной информации о себе, оперативно работать с отзывами бывших работников, размещенных в сети Интернет, повышать культуру проведения собеседования и обратной связи. Важной задачей, стоящей перед работодателем, является формирование положительного впечатления о себе, в том числе у отклоненных соискателей, которых, как подчеркивает автор, следует рассматривать в качестве дополнительного источника привлечения потенциальных кандидатов. Автором рассмотрены содержание реферальных рекрутинговых программ, их преимущества по сравнению с другими способами привлечения персонала, а также условия, обеспечивающие эффективность их применения. Также в статье представлен опыт компаний, идущих по пути обеспечения персоналом с помощью организованной системы обучения на местах, в том числе стажировок.
Рекомендации, сформулированные в рамках исследования, могут быть использованы HR-менеджерами, руководителями кадровых служб при разработке программ привлечения персонала на вакантные должности в организациях в условиях кадрового дефицита на рынке труда.
Автором обосновывается точка зрения, согласно которой работодателям в сложившихся условиях необходимо обеспечивать доступ кандидатов к полной и актуальной информации о себе, оперативно работать с отзывами бывших работников, размещенных в сети Интернет, повышать культуру проведения собеседования и обратной связи. Важной задачей, стоящей перед работодателем, является формирование положительного впечатления о себе, в том числе у отклоненных соискателей, которых, как подчеркивает автор, следует рассматривать в качестве дополнительного источника привлечения потенциальных кандидатов. Автором рассмотрены содержание реферальных рекрутинговых программ, их преимущества по сравнению с другими способами привлечения персонала, а также условия, обеспечивающие эффективность их применения. Также в статье представлен опыт компаний, идущих по пути обеспечения персоналом с помощью организованной системы обучения на местах, в том числе стажировок.
Рекомендации, сформулированные в рамках исследования, могут быть использованы HR-менеджерами, руководителями кадровых служб при разработке программ привлечения персонала на вакантные должности в организациях в условиях кадрового дефицита на рынке труда.
Статья посвящена исследованию ключевых аспектов методологии научного познания технологической трансформации. Развитие конкурентной экономики в отраслях промышленности на современном этапе характеризуется использованием технологий четвертой промышленной революции. Проблематика технологической трансформации промышленных холдингов обусловлена обеспечением долгосрочной устойчивой конкурентоспособной промышленной продукцией отечественных холдинговых структур в условиях масштабных ограничений внешней среды. Цель исследования состоит в обосновании теоретико-методологических аспектов технологической трансформации с целью выявления основных элементов и их структурирования в экосистему технологической трансформации применительно к промышленным холдингам в соответствии с требованиями индустрии 4.0. Объектом исследования выступают промышленные холдинги. Предмет исследования: технологическая трансформация промышленных холдингов. К используемым методам относятся: методы конструирования, описания и абстрагирования.
В статье раскрыты ключевые признаки технологической трансформации в рамках четвертой промышленной революции. Дна оценка сложившихся научных подходов к раскрытию сущности понятия «технологическая трансформация». Обосновано экономическое содержание технологической трансформации в контексте процессного подхода, отличительной особенностью которого является рассмотрение холдинговой структуры как экосистемы, основанной на технологической трансформации с целью создания инфраструктурного единства, входящих в него бизнес-единиц.
Аргументированы структурные элементы технологической трансформации, входящие в экосистему технологической трансформации промышленного холдинга в условиях индустрии 4.0. Предложенная экосистема учитывает цели, методы, единое информационное пространство, факторы, процессы и результаты технологической трансформации промышленного холдинга. Систематизированные элементы позволяют выявить процесс перехода технологической трансформации в цифровую трансформацию промышленного холдинга, осуществляемого в едином информационном пространстве.
Областью применения полученных результатов является деятельность крупных региональных промышленных холдингов.
Статья посвящена исследованию цифровой интеграции (ЦИ) в промышленности Германии и Южной Кореи, а также практикам стимулирования ее развития при реализации в этих странах промышленной политики для учета их опыта в России.
Целью работы является определение возможностей использования зарубежных практик управления и развития ЦИ в промышленной политике нашей страны. Основными методами проведенного исследования стали контент-анализ, метод экономической компаративистики, а также общенаучные теоретические и эмпирические методы. Объектом исследования является промышленный сектор в Германии и Южной Корее, — странах из группы «цифровых лидеров», выделенной на основе Диджитал Интеллидженс индекса.
В статье автор исследует пути развития ЦИ в промышленном секторе двух стран и результативность проводимой в них политики поддержки этого процесса. Отмечаются ограниченные масштабы охвата ЦИ индустриального сектора, выявлена специфика участников этих процессов и требования к субъектам управления им.
Результатом проведенного исследования являются выводы о состоятельности государственной поддержки ЦИ в промышленности двух стран, несмотря на ограниченные результаты проводимых в них экономико-политических курсов; о недостатках, которые сопровождали разработку и реализацию государственных усилий; а также о целесообразности их учета при проведении в России промышленной политики по развитию ЦИ, в т.ч. дифференцированного подхода к вовлечению в ЦИ разных отраслевых субъектов, необходимости подготовки для управления этим процессом соответствующих государственных структур и согласования их усилий между собой. Сделанные выводы имеют теоретическую и практическую направленность, могут использоваться в работе властей на разных уровнях управления и в хозяйственной деятельности отечественных промышленных организаций.
В статье проанализированы актуальные тренды цифровой трансформации строительной отрасли, перспективы внедрения, проблемы цифровизации, возникшие в 2022-2023 годах. Предложены рекомендации преобразования и развития строительной отрасли, с учетом применения цифрового строительства, цифровой архитектуры, интеллектуальных систем, которые позволят цифровой трансформации прорваться. Выявлена взаимосвязь строительной индустрии с цифровой архитектурой и интеллектуальными системами. В статье обозначены тренды цифровой трансформации строительной отрасли России, методы их внедрения, а также их взаимосвязь, проблемы, возможные направления применения. Выделены актуальные практики внедрения и применения цифровой трансформации строительной отрасли России на примере цифровой архитектуры и интеллектуальных систем. В статье наряду с теоретическим анализом, предложены практические аспекты внедрения видов цифровой трансформации в строительную отрасль России.
Целью статьи является оценка влияния антироссийской санкционной политики на экономику России и определения важности технологического суверенитета для роста национальной экономики. Для этого были решены следующие задача: применяя ретроспективный анализ определены причины и задачи развязанной коллективным Западом экономической войны с Россией; при помощи статистико-экономических методов дана оценка степени воздействия экономических санкций на процесс развития российской экономической системы. Используя абстрактно-логический подход, рассмотрели существующие научные подходы к трактовке категории «технологический суверенитет» и предложили собственное определение этого понятия. В ограниченных рамках представленной работы автор провела комплексную оценку текущего состояния национальной экономики и определила наличие у РФ технологического суверенитета в качестве одного из ключевых факторов обеспечения экономической безопасности и суверенитета страны. Основываясь на выводах факторного анализа и опираясь на доказательный подход в статье обосновывается ведущая роль государства в обеспечении технологического суверенитета и необходимость комплексного решения этой задачи в сочетании с разрешением системных проблем российской экономики.
В данной статье автор описывает специфику ESG-трансформации в банковской и финансовой сферах, связанную с внедрением новых правил экономического и корпоративного поведения. В России опыт применения ESG-банкинга является достаточно новым явлением по сравнению со странами, давно занимающимися вопросами устойчивой экономики, однако за последние годы такая концепция банковской деятельности стала трендом для многих банков. Системно значимые банки начали развиваться в направлении принципов ESG, становясь проводниками данного подхода для деятельности менее крупных банков и финансовых организаций.
Предметом исследования является ESG-банкинг и ESG-трансформация. Целью исследования является раскрытие технологии внедрения ESG-банкинга и концепции зеленого финансирования в странах, определивших цели устойчивого развития.
В целях изучения основ ESG-банкинга использовался абстрактно-логический метод дедукции; метод структурного анализа применялся при выявлении проблем зеленой экономики и нижеупомянутых тенденций устойчивого развития, которые повлекли за собой популяризацию ESG-банкинга и его составляющих, а также в целях рассмотрения теоретических и практических положений решения проблем изменения климата и укреплении гендерного равенства, которые стали главными целями социальной и экологической устойчивости среди банков, подписавших принципы ответственного банковского дела во всем мире; метод систематизации применялся при рассмотрении определении ряда показателей.
Результатом исследования стало выявление проблем внедрения принципов устойчивого развития и ESG-подхода в современном глобальном пространстве. Можно констатировать, что Российская Федерация не является исключением из общих правил, и решение многих задач ESG-направления является для страны приоритетным в области устойчивого развития. Все международное сообщество выстраивает свое социально-экономическое развитие вокруг данных инициатив. Грамотная стратегия установления ESG-стандартов в условиях экологической устойчивости поможет следить за развитием регуляторных рисков в секторе банковской деятельности для их выявления, оценки и мониторинга. На основе проведенного анализа, автор приходит к выводу о том, что рынок ESG в России должен пережить несколько крупных изменений для дальнейшей интеграции его критериев в российскую экономику.
В статье рассматривается подход к оперативно-диспетчерскому управлению энергосистемой Российской Федерации в условиях цифровизации экономики в рамках не стоимостной оценки эффективности деятельности отечественной энергосистемы, базирующийся на постулатах системного подхода, на основе анализа информационных потоков производственной деятельности, количественно выраженных в показателях условной энтропии и параметрической сложности энергосистемы. Цель работы проанализировать потоки информации при оперативно-диспетчерском управлении энергосистемой Российской Федерации, рассмотреть возможность применения и анализа динамики информационных параметров для моделирования бизнес-процессов и принятия управленческих решений по координации деятельности энергосистемы. Предметом исследования выступает структура и информационные потоки и функциональные связи структурных подразделений системного оператора единой энергетической системы (СО ЕЭС). Для достижения поставленной цели выполнены следующие задачи: проанализированы потоки информации, функционирующие в рамках координации деятельности СО ЕЭС; определены количественные составляющие и источники их формирования для расчета информационных параметров энергосистемы; разработан механизм формирования позитивной траектории развития энергосистемы и предпосылки для формирования механизма интеллектуального управления энергосистемой страны. В рамках результатов настоящего исследования определены потоки информации между структурными подразделениями СО ЕЭС, критерии оценки отдельных информационных потоков в рамках управляющего воздействия для расчета информационных параметров. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению на основе создания системы интеллектуального управления энергосистемой страны посредством управления потоками информации для моделирования бизнес-процессов и принятия обоснованных управленческих решений в рамках не стоимостного подхода.
Одним из важнейших инфраструктурных проектов развития российской Арктики является Северный морской путь. Развитие СМП позволит снизить затраты на транспортировку грузов, а также получать доходы от прохождения иностранных судов по территориальным водам России. Масштабные инфраструктурные проекты СМП предполагают достаточную обеспеченность ресурсами. Среди мероприятий в рамках федерального проекта выделены строительство и модернизация инфраструктуры, спасательного флота, судов ледового класса, атомных ледоколов, создание цифровой экосистемы СМП, строительство терминалов СПГ, нефтяных и угольных терминалов. Финансирование проектов происходит за счет федерального бюджета и инвестиций крупнейших компаний. Сырьевые ресурсы по большей части добываются на пути СМП, свободные земельные ресурсы представлены в изобилии. Основной сложностью в обеспечении бесперебойной работы СМП является обеспечение компетентными трудовыми ресурсами.
В статье проводится исследование социально-экономических показателей, влияющих на актуальное состояние трудовых ресурсов в регионах СМП. Исследование проводится методом анализа статистических данных, представленных в отчетах о региональном развитии, изучения перспективных планов, утвержденных государственными органами РФ. В результате выявлены такие проблемы развития северных регионов как: неравномерность промышленно-хозяйственного освоения территорий, низкая плотность постоянно проживающего населения, стабильный отток квалифицированного трудоспособного населения, значительный процент аварийного жилого фонда при высокой стоимости квадратного метра и нехватка современных инфраструктурных объектов, малая заполняемость учебных заведений среднего и высшего профессионального образования, их удаленность от портов СМП. Рекомендации, сделанные по итогу исследования, можно применить при формировании программ регионального развития.
Целью исследования является изучение особенностей трансформации сельского хозяйства в регионах Российской Федерации в цифровую экономику. В рамках данного исследования была выполнена задача по формированию концепции трансформации сельского хозяйства региона в цифровую экономику. Статья носит теоретический характер. Методологической основой исследования послужили теоретический и концептуальный подходы: совокупность общенаучных и частнонаучных методов. Научная новизна заключается в концептуальной проработке этапов цифровой трансформации сельского хозяйства в России и определении роли науки и бизнеса в ее формировании. Установлено, что концепция трансформации сельского хозяйства региона в цифровую экономику основана на его потребности в цифровых решениях, текущем уровне их освоения бизнесом и задачах развития отрасли в условиях внешних рисков. Цифровые решения для аграрного бизнеса должны учитывать институциональную и технологическую специфику сельскохозяйственного производства. Определено, что сельскому хозяйству Новосибирской области требуется не менее 17 интегрированных цифровых технологий, в том числе не менее 7 для микробизнеса, 4 для среднего бизнеса и 5 для агрохолдингов, учитывающих существующую специализацию их производства. Для регулирования необходим региональный центр «ИТ-Агро», в функции которого будет входить трансляция в бизнес-среду цифровых компетенций в области технологий, используемых в сельском хозяйстве, разработка учебных программ для сельскохозяйственных учебных заведений и подбор квалифицированных кадров для них, обобщение российского и зарубежного опыта. опыт использования цифровых технологий в сельском хозяйстве, поиск готовых к использованию технологий и средств для их приобретения и тиражирования, адаптация к общей системе платформы для продвижения региональной сельскохозяйственной продукции и продовольствия на внешних рынках.
Угольные ресурсы являются одним из ключевых источников энергии и необходимы для современного экономического развития во многих развитых и развивающихся странах. Несмотря на то, что угольная промышленность внесла значительный вклад в химическое производство, также присутствуют негативные факторы такие, как загрязнение окружающей среды и высокое потребление энергии, что напрямую отражается на экологическом балансе. Поэтому в современных условиях особенно важна модель, позволяющая достичь рационального использования угольных ресурсов и наращивания промышленного потенциала.
В процессе работы использовались системный подход, методы сравнения, структурно-функционального анализа, синтеза, применялись методы экономического анализа и графического отображения в форме таблиц и схем. В совокупности методы, использованные при написании статьи, обусловили достоверность экономического анализа и выводов.
Многими учеными изучаются подходы к оценке углехимической промышленности, в частности большое внимание оценке конкурентоспособности углехимической промышленности уделяли В. Ван, Ш. Сунь. Анализ путей развития углехимической промышленности Китая отражается в работе Г. Ян, Л. Вэнь, Х. Чжан. Исследователями А. В. Козловым и Чжан Ся проведен анализ инновационных отраслей промышленности Китая на основе международной кооперации, а Костаревым А. С. — оценка организационно-экономических отношений персонала в процессе инновационного развития угледобывающего производственного объединения.
Результаты исследования. Апробирована предложенная модель объединения углехимических компаний Внутренней Монголии, способствующая активной интеграции собственного производства технологии переработки угля. Проведенный анализ дал возможность определить территории с наибольшим потенциалом к объединению. Доказано, что эффективность создания инновационных центров в регионе отражается в стимулировании инноваций, повышении уровня профессионального образования, продвижению научных и исследовательских программ, трансфера технологий, активного экономического развития, повышения конкурентоспособности и создания экосистемы. Инновационные центры содействуют формированию инновационной экосистемы, включая взаимодействие между вузами, исследовательскими институтами, предприятиями и государственными органами.
Статья посвящена исследованию существующих технологий стратегического управления бизнесом, формулировке методов оптимального принятия управленческих решений. Важным элементом стратегического планирования является SWOT-анализ. В процессе его составления анализируется внутренняя и внешняя среда, выявляются конкурентные преимущества, определяются и выбираются стратегические альтернативы. При анализе внешней среды большое значение имеет срок планирования. Чем выше срок планирования предпринимателя, тем выше его склонность к инвестициям, что напрямую влияет на экономический рост страны в целом.
Для проведения исследования использованы научные методы анализа материалов и метод сравнений. Исследования базируется на аналитических материалах и статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
Основные результаты исследования сводятся к тому, что у малого и среднего бизнеса отсутствуют нужный уровень финансовой устойчивости, диверсификации производства и т.д., что влечет к уязвимости малого и среднего предпринимательства. Более того, уязвимость усиливается из-за необходимости конкурировать малым и средним хозяйствующим субъектам с аналогичными предприятиями, а также с крупными организациями. Выходом такой ситуации является высокая гибкость и адаптивность малого и среднего предпринимательства. Небольшим компаниям приходится искать дополнительные возможности, способные обеспечить конкурентные преимущества. Этот навык становится ключевым для малого и среднего предпринимательства, источником его роста.
Малому и среднему бизнесу для выживания и роста необходимо контактировать с внешней средой, измерять необходимые показатели, контролировать их и принимать на основе измерений эффективные управленческие решения. Внешняя среда при этом обладает высоким уровнем динамизма. Поэтому только современные, меняющиеся методы адаптивного управления (инсейфинг, Agile, SCRUM и т.д.) позволяют принимать эффективные стратегические решения, обеспечивающие конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.