Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КОММУНИКАТИВНЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ

https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-43-50

Аннотация

В статье освещается влияние цифровизации на коммуникативную сферу. Обусловленные этим фактором изменения необходимо учитывать и в учебном процессе через призму характеристик коммуникативных универсальных учебных действий, которые должны находить отражение при обучении всем учебным предметам, не только гуманитарного блока. В современных реалиях важно использовать разные формы проявления коммуникации (непосредственную и компьютерно-опосредованную) при развитии соответствующих умений подростков при обучении математике. В качестве одной из технологий, способных учитывать обозначенные требования, выделяется смешанное обучение. Смешанное обучение рассматривается как одна из ведущих технологий электронного обучения, совмещающая синхронные и асинхронные форматы взаимодействия ее участников. Электронные образовательные ресурсы имеют ряд характеристик, учет и использование которых в процессе обучения математике способно оказать благоприятное влияние на становление коммуникативной компетентности подростков.
Развитие коммуникативных умений обучающихся в учебном процессе сопряжено с осуществлением коммуникативных универсальных учебных действий, а специфика предмета «Математика» позволяет уточнить и конкретизировать такие действия. Особенности смешанного обучения, способствующие овладению школьниками при обучении математике коммуникативными универсальными учебными действиями, раскрываются посредством учета выделенных характеристик, соответствующих электронным образовательным ресурсам, а также через синхронные и асинхронные форматы взаимодействия, составляющие структуру смешанного обучения. Коммуникативные универсальные учебные действия представлены тремя взаимосвязанными группами в зависимости от ведущей роли обучающихся в процессе обмена информацией: восприятие (обучающийся — реципиент), передача (обучающийся — коммуникатор), интеракция (обучающийся участник совместной деятельности и ее организатор). Для каждой группы приводятся примеры коммуникативных умений обучающихся, реализуемых при синхронном и асинхронном форматах взаимодействия в условиях смешанного обучения математике. 

Об авторе

Т. П. Фисенко
Омский государственный педагогический университет
Россия

Фисенко Татьяна Петровна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике

г. Омск, набережная Тухачевского, д. 14

SPIN-код: 3068-3776, AuthorID: 692316



Список литературы

1. Armellini A., Rodriguez B. C. P. Active Blended Learning: Definition, Literature Review, and a Framework for Implementation // IGI Global. USA. 2021. P. 1-22. URL: https://www.igi-global.com/gateway/chapter/full-texthtml/275671 (дата обращения: 20.08.2023).

2. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2001. 290 с.

3. Боженкова Л. И. Формирование коммуникативной компетентности учащихся в обучении математике // Преподаватель ХХI век. 2016. №4. С.267-276.

4. Волегжанина И. С., Жарикова Е. Г. Смешанное обучение как подход в преподавании иностранного языка в отраслевом университете // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №12 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannoe-obuchenie-kak-podhod-v-prepodavanii-inostrannogo-yazyka-votraslevom-universitete (дата обращения: 20.08.2023).

5. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А. Интеграция синхронного и асинхронного форматов обучения студента как направление цифровизации высшего образования // Гуманизация образования. 2020. №4. С.14-25.

6. Гладченко В. Е. Коммуникативные умения: подходы и классификации // Культурная жизнь Юга России. 2013. №2. URL: https://kjur.kgik1966.ru/content/cms/files/34524.pdf (дата обращения: 20.08.2023).

7. Гулевич О. А. Психология коммуникации. М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. 384 с.

8. Капустин Ю. И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 40 с.

9. Леснянская Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учебное пособие по курсу «Психология подросткового возраста». Чита: ЗабГУ, 2018. 148 с.

10. Логинова Е. А. Организация синхронной и асинхронной коммуникации при обучении иностранному языку в Тюменском государственном университете // Высшее образование сегодня. 2020. №4. С. 37-41.

11. Манокин М. А., Шенкман Е. А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн обучения в контексте теории коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sinhronnyy-i-asinhronnyy-formaty-onlayn-obucheniya-v-kontekste-teorii-kommunikatsii (дата обращения: 20.08.2023).

12. Добрякова М. С., Юрченко О. В., Новикова Е. Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 72 с.

13. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения 20.08.2023).

14. Примерная рабочая программа основного общего образования «Математика». URL: https://fgosreestr.ru/oop/primernaia-rabochaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-matematika (дата обращения 20.08.2023).

15. Тищенко В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // Казанский педагогический журнал. 2008. №2. С.15-22.

16. Фисенко Т. П. Возможности смешанного обучения математике для развития регулятивных универсальных учебных действий обучающихся // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2021. №3. С.50-57.

17. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. [и др.] Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Фисенко Т.П. ОСОБЕННОСТИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОВЛАДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КОММУНИКАТИВНЫМИ УНИВЕРСАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(4):43-50. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-43-50

For citation:


Fisenko T.P. FEATURES OF BLENDED LEARNING MATH TEACHING CONTRIBUTING TO THE MASTERY OF STUDENTS OF THE BASIC SCHOOL OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(4):43-50. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-43-50

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)