ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-51-57
Аннотация
В статье излагаются особенности применения дистанционных образовательных технологий при изучении математических дисциплин на примере дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика». Авторами рассматриваются дистанционные образовательные технологии как совокупность средств для осуществления образовательного процесса. Целью исследования является анализ образовательных технологий, применяемых для обучения математическим дисциплинам на расстоянии, способствующих развитию общепрофессиональных, цифровых компетенций обучающихся на различных этапах обучения. Авторами проиллюстрированы примеры применения дистанционных образовательных технологий при обучении теории вероятностей и математической статистике в электронной информационно-образовательной среде ОмГАУ Moodle посредством использования возможностей Moodle, а также электронно-библиотечной системы Лань, видеоконференций, онлайн-доски, графического планшета, как инструментов взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Одной из форм организации учебно-познавательной деятельности студентов авторами выбрана работа в малых группах, которую, как показала практика, можно успешно применять не только при работе в аудитории в очном режиме, но и при дистанционном обучении в синхронном режиме. Работа в группах применяется к различным учебным ситуациям: изучение нового материала, закрепление пройденного материала, постановка новой математической задачи, контроль усвоенных знаний. Групповая форма работы позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность, развивает навыки коллективной работы. Результаты статьи могут быть использованы преподавателями математических дисциплин в образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования. Авторы статьи пришли к следующим выводам: дистанционные образовательные технологии помогают строить образовательный процесс, позволяя сделать его более наглядным современным увлекательным, но не следует полностью исключать традиционные методы обучения, поскольку живое общение между преподавателем и обучающимися играет важную роль и не должно полностью отсутствовать, как было при пандемии. Развитие творческого, креативного мышления у обучающихся невозможно без непосредственного личного общения с преподавателем. Необходимо разрабатывать методику, в которой дистанционные образовательные технологии и методы традиционного обучения будут дополнять друг друга, помогая преподавателю и студенту организовать образовательный процесс, позволяющей активно вовлекать студента в этот процесс, наглядно, визуально, более детально изучать, усваивать материал и способствовать формированию компетенций, необходимых выпускнику вуза.
Об авторах
Н. В. ЩукинаРоссия
Щукина Наталья Викторовна — доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
г. Омск, ул. Институтская площадь, д. 1
Н. Д. Харитонова
Россия
Харитонова Наталья Дмитриевна — старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин
г. Омск, ул. Институтская площадь, д. 1
Список литературы
1. Федотова Е. Л., Федотов А. А. Информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие. М.: Форум, 2018. 256 c.
2. Михайлова Ю. С., Васюкевич Д. Е., Харитонова Н. Д. Современные информационные системы и цифровые технологии в образовании // Научное и техническое обеспечение АПК, состояние и перспективы развития: сборник IV Международной научно-практической конференции (Омск, 15 апреля 2020 года). Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2020. URL: С. 478-483.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/261:0 (дата обращения: 24.11.2023 ).
4. Бапиев И. М., Гимеден А. О. Информационные технологии в дистанционном // Исследования молодых ученых: материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). Казань: Молодой ученый, 2021. С. 56-62. URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16561/ (дата обращения: 30.11.2023).
5. Калинина С. Д. Условия эффективного использования вебинаров в образовательном процессе университета // Гуманитарные науки и образование. 2015. №3 (23). С. 37-42.
6. ФГОС ВО по направлениям бакалавриата: 38.03.01 Экономика. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 20.10.2023).
7. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: учебное пособие. М.: Юрайт, 2013. 404 с.
8. Гурьянова И. Э. Теория вероятностей и математическая статистика: теория вероятностей. М.: МИСиС, 2016. 106 с.
9. ОмскВики. URL: https://wiki.obr55.ru/index.php?title=Виртуальные_доски (дата обращения 20.10.2023).
10. Щукина Н. В. Формирование цифровых компетенций посредством математических дисциплин // Научное и техническое обеспечение АПК, состояние и перспективы развития: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2021. С.501-504. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47154160
11. Ням Нгок Тан. Развитие познавательной самостоятельности студентов-гуманитариев в обучении математике средствами наглядного моделирования: дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2014. 248 с.
12. Смирнова О. Б., Щукина Н. В. Задания по теории вероятностей и математической статистике: учебное пособие. Омск: Омский ГАУ, 2020. 84 с. URL: https://e.lanbook.com/book/159612 (дата обращения: 20.10.2023).
13. Kiyko P. V., Shchukina N.V. Teaching methodology of econometric modeling with the help of interactive teaching methods // International Journal of Economic Research. 2017. Т. 14. № 7. С. 59-75.
14. Kiyko P. V., Smirnova O. B., Shchukina N.V. Formation of general professional competencies among students of agricultural universities through mathematical disciplines // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science 2021, 699(1), 012043. URL: https://www.researchgate.net/journal/IOP-Conference-Series-Earth-and-EnvironmentalScience-1755-1315.
Рецензия
Для цитирования:
Щукина Н.В., Харитонова Н.Д. ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(4):51-57. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-51-57
For citation:
Shchukina N.V., Kharitonova N.D. STUDYING THE DISCIPLINE “PROBABILITY THEORY AND MATHEMATICAL STATISTICS” USING DISTANCE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES. Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(4):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-4-51-57