Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск
Том 12, № 1 (2023)
Скачать выпуск PDF

РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)

5-10 164
Аннотация

В данной статье рассматривается связь ресурсного подхода с информальным образованием молодых педагогов. Обозначенная проблема в статье, связанная с нехваткой кадров в обеспечении системы общего образования, демонстрирует необходимость обновления механизмов профессионального развития молодых педагогов. Целью статьи является обоснование совокупности ресурсов (пространственных, организационно-технологических, коммуникативно-организационных), использование которых обеспечивает удовлетворение личностно-профессиональных потребностей молодого педагога. В качестве методов проведенного исследования были использованы общенаучные методы: теоретические и эмпирические. Автор в статье предлагает методическую разработку конкурса профессионального мастерства «Наставник + молодой педагог = команда» как инструмент оценки сформированности предметных, методических и коммуникативных компетенций молодого педагога, и в тоже время, совокупность ресурсов для молодого педагога, обеспечивающие его личностно-профессиональное развитие. В статье автором представлены этапы проведения конкурса с описанием конкурсных испытаний и критерии их оценки, результаты прохождения испытаний участниками. Автор приходит к выводу, что в ходе участия в конкурсе на разных этапах его проведения у молодого педагога происходило единство теоретического мышления и практической деятельности. Молодой педагог самостоятельно проектировал свою индивидуальную познавательную деятельность, определяя цель участия в конкурсе, подбирая содержание и методы, способные обеспечить достижение планируемого результата. Участие в конкурсе, проявление собственной активности при решении кейсов и проведении занятия внеурочной деятельности, демонстрировало профессиональную и личную позицию молодого педагога. Результаты исследования носят теоретический и практический характер и могут быть использованы в образовательных организациях для выстраивания индивидуальной траектории профессионального развития молодых педагогов, ликвидации их профессиональных дефицитов, возникающих в ходе реализации профессиональной деятельности.

11-21 153
Аннотация

Статья посвящена актуальной в настоящее время проблеме организации самостоятельной работы студентов. Исследование проводится посредством выявления объективных и субъективных факторов, препятствующих эффективной организации данного процесса. Анализируется одна из основных тенденций образования – увеличение доли самостоятельной работы обучаемых за счет сокращения аудиторной нагрузки. Автор обращает внимание на феномен «клипового мышления» у современной молодежи. Автор полагает целесообразным рассмотрение обозначенной проблемы в неразрывной связи с вопросами структурирования учебной информации.

В статье рассматриваются методические аспекты структурирования учебного материала по финансовой математике. На примере разработанного автором опорного конспекта курса лекций и заданий для тетради с печатной основой показываются приемы сочетания текстового и структурно-логического способов представления учебной информации, выстраиваются внутрипредметные связи и межпредметные связи между финансовой и высшей математикой. Основными структурно-логическими средствами выбраны концептуальные и сравнительные таблицы, опорные схемы. Особое внимание уделяется компоновке учебного материала, структуре и насыщению таблиц опорными логическими схемами, доказательствами. На примере разработанной автором схемы образования простых и сложных процентов показывается широкий спектр умений, которые позволяют формировать опорные схемы.

Предлагаемые приемы и подходы к структурированию материала по финансовой математике могут быть адаптированы для проведения структурирования учебной информации по другим предметам.

Опираясь на собственный опыт, автор статьи пришел к следующим выводам. Предлагаемые подходы к структурированию учебных материалов создают благоприятные условия для организации самостоятельной работы студентов, в первую очередь, на этапе первичного закрепления теоретических знаний: изучение понятийного аппарата дисциплины, решение сходных по условиям практических задач, работа с тестовыми заданиями для самоконтроля. При работе с опорным конспектом лекций и тетрадью с печатной основой у студентов улучшаются функции долговременного запоминания за счет широкого использования зрительных образов, усиливается концентрация внимания, мотивация, ускоряется темп учебных действий.

22-30 155
Аннотация

Возрастающие требования к уровню подготовки инженеров, расширение числа необходимых компетенций, которыми должны обладать выпускники технических университетов, ставят задачи поиска новых подходов к преподаванию, обеспечивающих глубокие профессиональные знания, умения и навыки, и, одновременно, широкую эрудицию, уверенное понимание физической картины мира. В статье рассмотрена методика изучения темы «Энтропия» и связанного с ней второго закона термодинамики. И энтропия, и второй закон термодинамики рассматриваются как базовые, основополагающие понятия общего курса физики. В предложенной методике наряду с принципом «от простого к сложному» реализуется принцип «повторения» – многократного возвращения к понятию энтропии в разных частях курса общей физики: дополнительно к стандартному изучению энтропии в термодинамике, приведены примеры вычисления энтропии в электродинамике, ядерной и атомной физике, в физике твердого тела. Подробно анализируется статистический и термодинамический смысл энтропии, показана их взаимосвязь в рамках математических преобразований приемлемой для студентов первого курса сложности, рассмотрен пример работы с очень большими числами. Приводится сравнение энтропии и потенциальной энергии, отмечены их сходства и различия. В частности, обе эти физические величины определяют равновесное состояние системы экстремумом своих значений. Рассмотрен цикл Карно не только в координатах «давление – объем», но и в координатах «температура – энтропия», что позволяет получить коэффициент полезного действия цикла буквально «в одно действие». При этом не нужно прибегать к характеристикам конкретного рабочего тела тепловой машины, что отражает одно из важнейших открытий Карно, которое состоит в том, что коэффициент полезного действия идеальной тепловой машины не зависит от природы рабочего тела. В заключительных параграфах статьи, в которых рассматривается энтропия ферми-газа и RC-цепочки, подробно анализируется ряд физических аспектов, связанных с вычислением энтропии и ее изменением в необратимых релаксационных процессах, в том числе понятие энтропии как функции состояния. Предполагается, что статья будет полезна преподавателям и студентам технических университетов, поможет лучше усвоить понятие энтропии, которое является одним из наиболее сложных понятий при изучении физики на первых курсах университетов.

31-35 133
Аннотация

Выделяются особенности лексико-грамматического конкурса, который является составной частью всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. Проводится анализ успешности школьников при выполнении данного конкурса на региональном и заключительном этапах 2020-21 учебном года. В рамках работы с данной статьей мы изучали научные статьи и публикации по теме, нами осуществлен теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных авторов, а также обобщены результаты современных исследователей. Нами были проанализированы результаты регионального и заключительного туров в 2020-21 учебном году, а также заданий туров предыдущих лет вместе с их количественными характеристиками. Мы анализируем особенности формулировок заданий олимпиадных комплектов заключительного этапа с 2015 по 2021 года включительно, приходим к выводу, что подготовка возможна при развитии универсальных компетенций. В рамках данной статьи мы доказываем, что лексико-грамматический тест является самым сложным конкурсом, который существенно влияет на ранжирование учащихся в рейтинге. Авторы предлагают рекомендации для подготовки к лексико-грамматическому тесту на основе собственного эмпирического опыта. Опубликованы учебно-методические пособия, которые рекомендуются для подготовки олимпиадных групп. Олимпиадное движение в России набирает обороты, ежегодно предметная олимпиада по английскому языку привлекает все больше участников. Данное направление является перспективным для разработки, так как развитие одаренности школьников является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства. Внедрение курсов олимпиадной подготовки сможет способствовать улучшению качества результатов на олимпиаде в различных регионах страны.

36-42 133
Аннотация

В статье раскрывается проблема формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. На современном этапе глобальная информатизация активно внедряется в образовательный процесс, в том числе и для профессиональной деятельности учителей. Цифровые инструменты очень важны в процессе обучения для школьников. Выявлена основная роль учителя в условиях цифровизации для обучения школьников в рамках информационной компетенции. Приведены результаты зарубежных исследователей, где актуализируется насущная проблема слабого применения цифровых инструментов учителями на уроках. Представлена модель формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды, состоящая из цели и задач, условий, критериев и основных инструментов для разработки электронной образовательной среды с целью эффективного формирования информационной компетенции у учителей. Так, основными критериями являются мотивационный, когнитивный и деятельностный. Основными инструментами являются: электронные онлайн-платформы, образовательные порталы, всероссийские образовательные сайты, электронные учебники и статьи. Методологией контроля являются: опрос учителей, тестирование с помощью ситуативных задач, выявлении стратегии поведения в отношении электронной образовательной среды (применение, адаптация, разработка). Также предложены основные этапы формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной образовательной среды. Охарактеризованы стадии развития информационной компетенции. Рассмотрены основные виды выполняемой деятельности и используемые цифровые инструменты для разработки электронной образовательной среды. Таким образом, учителю предоставляются различные инструменты для разработки электронной среды, из которых он выбирает наиболее удобные именно для него самого при подготовке к уроку.

43-47 194
Аннотация

Авторами статьи анализируется нестандартный вариант методического обеспечения учебного процесса через представление персоналии интереснейшей личности, а именно профессора кафедры уголовного процесса ФГКОУ ВО «Омская академия МВД России» кандидата юридических наук, профессора В.В. Кальницкого. Ими утверждается, что В.В. Кальницкий внедрил новый интересный методический прием изложения учебного материала до своих обучающих, такой как публикация статей для обучающихся в научно-практическом журнале. По результатам исследования выявлено, что за 10 лет профессором В.В. Кальницким в журнале «Законодательство и практика», издаваемом на базе Омской академии МВД России, в особой рубрике «В помощь изучающим уголовный процесс» было опубликовано 13 статей. Беседа с автором статей привела к выводу о том, что выбор научно-методического вопроса для освещения в статье, им определяется как выявленной проблематикой, которая является сложной для обучающихся при освоении такой учебной дисциплины как уголовный процесс, так и из общения с коллегами-юристами и преподавателями уголовно-правовых дисциплин как Омской академии МВД России, так и других образовательных организаций высшего образования. Анализ нового направления методической работы был организован по двум позициям: логической и методической. В плане логики авторами статьи удалось определить четыре основных особенности, которые свойственны В.В. Кальницкому при написании им методических статей. При изучении методического «ноу-хау» профессора В.В. Кальницкого, авторы статьи увидели, что ему свойственно опираться на восемь методических приемов, среди которых выделяются приемы: «держания темы», использование метода перечисления при обозначении особенностей правового явления и показательное владение юридическим языком.

48-54 152
Аннотация

В статье рассматривается дидактическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в вузе. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании таких дидактических средств, как рабочая тетрадь и хрестоматия, в контексте организации учебного процесса на семинарских занятиях. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход, а теоретической базой является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке. В статье анализируются авторские учебные пособия – рабочая тетрадь и хрестоматия, изданные в 2020-м и 2021-м году соответственно и предназначенные для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 «Прикладная информатика» (все профили) по дисциплине «История России». Авторами приводятся собственные наблюдения о внедрении учебных пособий в образовательный процесс в АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» в 2021-2022 учебном году. Отмечено, что проектирование содержания хрестоматии и рабочей тетради осуществлялось авторами в соответствии с перечнем результатов обучения по дисциплине «История России», представленным в карте универсальной компетенции УК-5. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Авторы доказывают, что содержание заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» может быть эффективно использовано при проведении семинарских занятий по дисциплине «История России». На примере отдельных заданий рабочей тетради и хрестоматии показано, каким образом и в какой комбинации они могут быть использованы на семинарах. Авторы видят задачу преподавателя истории в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать исторические знания, этой цели призваны способствовать оба рассматриваемых учебных пособия.

55-58 190
Аннотация

В статье обосновывается необходимость разработки и использования специальной, адаптированной методики формирования практических навыков и умений работы с текстом на уроках информатики, предназначенной для обучения в адаптивных (с нарушением интеллекта) школах и отличающейся от методик обучения информатике общеобразовательных (массовых) школ.

К используемым методам относятся общетеоретические и эмпирические: для выявления сущности цифровой грамотности обучающихся с нарушением интеллекта, их поведенческих особенностей при обучении информатике проводились анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение и систематизация собственного опыта работы с такими детьми.

Результатом является обоснование целесообразности применения разработанных организационных форм и методов обучения, направленных, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (нарушением интеллекта), на формирование у школьников с нарушением интеллекта практических навыков и умений работать в среде текстового процессора Writer (пакет OpenOffice).

Авторы статьи считают, что процесс обучения умственно отсталых школьников на уроках информатики, направленный на формирование практических навыков и умений обработки текстовой информации сталкивается с отсутствием специализированного учебно-методического и материально-технического обеспечения, что является достаточно серьезной проблемой. Опираясь на мнение специалистов в области методики обучения информатике, считающих, что информационные технологии (ИТ) обработки текстовой информации относятся к числу ИТ, которые наиболее часто встречаются на практике, можно с уверенностью утверждать, что формирование практических навыков и умений работы с текстом на уроках информатики в адаптивных (с нарушением интеллекта) школах составляет немаловажную часть становления жизненных компетенций обучающихся с умственной отсталостью, формируют цифровую грамотность.

РАЗДЕЛ III. ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ (ЦИВИЛИСТИЧЕСКИЕ) НАУКИ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)

84-88 183
Аннотация

В настоящий момент цифровизация, а также перспективы и угрозы, которая она несет, является одним из наиболее часто обсуждаемых явлений в ученой среде. Не исключением стала и юридическая сфера, в которой под влиянием научно-технического прогресса происходит цифровая трансформация правовых институтов и правоотношений. В научной среде существует множество концепций влияния современных технологий на сущность права. При этом многие ученые также отмечают недостаточность и неэффективность нормативной правовой базы, действующей на данный момент в России в сфере общественных отношений, возникающих в цифровой среде, и предлагают авторские подходы решения данных проблем.

Настоящая статья посвящена комплексному анализу существующих на данных момент научных воззрений на трансформацию права в цифровой среде, а также позитивные стороны и потенциальные угрозы, которые несет данное явление. Целью исследования является выявление наиболее перспективной концепции государственно-правового регулирования правоотношений в сети Интернет.

В настоящем исследовании рассмотрены перспективы цифровой трансформации права и правоотношений, потенциальные угрозы, которые может нести в себе возникающие при законодательном урегулировании цифровых правоотношений, а также при осуществлении правоприменительной деятельности уполномоченных государственных органов. Охарактеризованы основные подходы к решению указанных проблем, а также авторские концепции развития механизма государственного регулирования общественных отношений, возникающих в цифровой среде.

В результате исследования на основе анализа научно-исследовательской литературы и правоприменительной практики был сформирован авторский подход к урегулированию общественных отношений, возникающий в современной цифровой сфере.

Полученные в данном исследовании результаты позволяют сформировать единую государственную политику по законодательному регулированию основных цифровых институтов, а также повысить эффективность правоприменительной практики.

РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)

59-65 195
Аннотация

Бережливое производство является одной из ключевых технологий в повышении качества и эффективности производственных процессов в отечественной и мировой экономике. Цель исследования – выполнить анализ применения технологий бережливого производства на примере стран Европы. Материалы и методы. Исследование проводилось на основании анализа твитов, скачанных за период 2021-2022 гг. по ключевому слову «lean» с учетом геолокации. Тональность и субъективность твитов оценивалась с применением методов сентимент-анализа, использована библиотека TextBlob. Расчеты выполнены в среде Colab с применением языка программирования Python. Результаты исследований и их обсуждение. Общее количество скачанных твитов – 19660. Количество публикуемых твитов в странах Европы в ежемесячном разрезе носит случайный характер, в структуре временного ряда отсутствует тренд и сезонная составляющая. В Твиттере активно обсуждаются вопросы применения отдельных инструментов бережливого производства. Определено, что применение технологий бережливого производства в данных странах сочетаются с внедрением инноваций и создание стартапов. Наиболее активно используемыми инструментами бережливого производства в европейских странах являются кайзен, канбан, система 5S. Практически при реализации производственных процессов в европейских странах не используется технология картирования потока создания ценностей. Описание данных инструментов имеет высокие положительные значения тональности, что свидетельствует об достаточно высокой эффективности их применения. Заключение. В России применение технологий бережливого производства носит ограниченный характер, в отечественном профессиональном сообществе зачастую негативно относятся к таким инструментам, отмечая сложность их применения при решении задач импортозамещения в отечественной промышленности. Результаты проведенного авторского исследования могут быть использованы при разработке механизмов внедрения данных технологий в российскую экономику и повышения качества производимых товаров и услуг.

66-70 166
Аннотация

Автором статьи рассматривается существующий инструментарий стратегического планирования в регионах, а также анализируется взаимосвязь существующих документов стратегического планирования, территориального планирования и бюджетного прогнозирования. Особое внимание уделяется инструментам правового поля, как главным регуляторам системы организации планирования. Главной целью данной работы является разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации регионального стратегического планирования. При разработке рекомендаций научной статьи использовались такие методы как: наблюдение, синтез, дедукция, обобщение, описание, факторный анализ, а также метод системного подхода. В ходе работы проанализирована организационно-правовая основа стратегического планирования в субъектах Российской Федерации, а также выявлен ряд проблем, в части организации регионального планирования. В результативной части исследования предложен ряд практических мероприятий по совершенствованию организации стратегического планирования, а также проведена экспертная оценка по внедрению результатов статьи в повседневную деятельность, в части ожидаемого организационного и экономического эффектов. Полученные выводы позволят упорядочить архитектуру документов стратегического планирования, ускорить корректировку региональных схем территориального планирования, повысить качество проведения мониторинга и составления прогноза социально-экономического развития региона – точности, объективности, аргументированности, а в глобальном смысле повысить эффективность использования бюджетных средств. Полученные результаты данного исследования могут применяться в повседневной работе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов местного управления Российской Федерации, организаций к чьим полномочиям относятся компетенции создания (и обслуживания) автоматизированной системы управления разработкой государственных программ.

71-78 207
Аннотация

В статье рассматривается вопрос о современных тенденциях в управлении и контроле операционного риска в финансовых институтах. Цель статьи – определить основные тенденциях в управлении и контроле операционного риска в финансовых институтах, знание которых даст возможность принимать эффективные управленческие решения по минимизации операционных рисков, в т.ч. за счет неправильного использования ИТ-систем.

Исследование проводится на основе теоретических методах изучения, обобщения и анализа. Основой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам банковского риск-менеджмента и внутреннего контроля.

В настоящее время финансовые учреждения понимают большое влияние эффективного управления рисками на возможности получения прибыли. Таким образом, управление рисками стало важной частью финансовых инструментов. Согласно последним исследованиям, все еще остаются проблемы, связанные с управлением различными видами рисков. Например, Базельский комитет по банковскому надзору Банка международных расчетов призывает финансовые учреждения уделять более пристальное внимание проблемам управления операционными рисками. Из-за возросшей интенсивности проводимых финансовых операций финансовые учреждения стали очень уязвимы к операционным рискам. Во многих случаях высокий уровень операционных рисков обусловлен сбоями ИТ-систем. Принимая во внимание этот факт, можно согласиться, что сокрытие внутренней информации и злоупотребление ею стали одним из наиболее важных факторов, влияющих на управление операционными рисками в финансовых учреждениях. В настоящее время большая часть мероприятий по управлению рисками, в частности, во всех типах финансовых учреждений, сосредоточена именно на предотвращении внутренних инцидентов и случаев мошенничества и борьбе с ними.

В заключении в статье предложены меры по снижению операционного риска, в том числе направленные на уменьшение возможного мошенничества, например, – расширение возможности управления операционными рисками командами для обеспечения информационной безопасности и содействия полноте информационной безопасности в трех основных аспектах информационной безопасности.

79-83 228
Аннотация

Дорожная карта — это стратегический документ, который определяет цель и желаемый результат, а также включает в себя основные этапы, необходимые для достижения запланированных показателей. Данный документ содержит проблемы и задачи, которые требуют решения, необходимые действия, варианты развития событий и основные особенности стратегии продукта.

Так, представленная в статье дорожная карта предназначена для специалистов, экспертов или руководителей, которые формируют личный бренд с помощью инструментов персонального маркетинга. Отметим, что дорожная карта будет актуальная для директоров по маркетингу в компаниях, оказывающих профессиональные услуги в сфере образования, медицины и финансов, перед которыми стоит задача сделать бренд организации и сотрудников более заметными и конкурентоспособными.

Основой для создания личного бренда и формирования дорожной карты является наличие подлинного опыта в своей области. Таким образом, объект персонального маркетинга должен обладать экспертными знаниями в своей сфере.

Личный бренд – это сочетание узнаваемости и репутации человека среди его клиентов и коллег. Персональный маркетинг или брендинг – это программа мероприятий, направленных на повышение узнаваемости человека и улучшение его репутации. По мере того, как объект брендинга становятся более известными и уважаемыми, он становится все более влиятельным и привлекательным с точки зрения финансовой оценки.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)