ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ»
https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-48-54
Аннотация
В статье рассматривается дидактическое обеспечение преподавания дисциплины «История России» в вузе. Цель проведённого исследования состояла в теоретическом обосновании и проектировании таких дидактических средств, как рабочая тетрадь и хрестоматия, в контексте организации учебного процесса на семинарских занятиях. Методологической базой исследования выступил компетентностный подход, а теоретической базой является концепция мыслительной деятельности, сформировавшаяся в отечественной науке. В статье анализируются авторские учебные пособия – рабочая тетрадь и хрестоматия, изданные в 2020-м и 2021-м году соответственно и предназначенные для практических занятий и самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки бакалавров 09.03.03 «Прикладная информатика» (все профили) по дисциплине «История России». Авторами приводятся собственные наблюдения о внедрении учебных пособий в образовательный процесс в АНОО ВО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» в 2021-2022 учебном году. Отмечено, что проектирование содержания хрестоматии и рабочей тетради осуществлялось авторами в соответствии с перечнем результатов обучения по дисциплине «История России», представленным в карте универсальной компетенции УК-5. В данном исследовании нашли применение теоретические методы (анализ, сравнение, конкретизация, обобщение, моделирование), эмпирические методы (педагогический эксперимент, анализ продуктов деятельности). Авторы доказывают, что содержание заданий рабочей тетради по дисциплине «История России» может быть эффективно использовано при проведении семинарских занятий по дисциплине «История России». На примере отдельных заданий рабочей тетради и хрестоматии показано, каким образом и в какой комбинации они могут быть использованы на семинарах. Авторы видят задачу преподавателя истории в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать исторические знания, этой цели призваны способствовать оба рассматриваемых учебных пособия.
Об авторах
С. П. КачесоваРоссия
Качесова Светлана Павловна – кандидат исторических наук; доцент факультета очного обучения
644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д.196, корп. 1
О. В. Фрик
Россия
Фрик Ольга Владимировна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры «Естественно-научные и гуманитарные дисциплины»
644116, г. Омск, ул. 24 Северная, д.196, корп. 1
Список литературы
1. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): методическое пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. – 114 с. – Текст : непосредственный.
2. Вольф, С.П. История России: хрестоматия / С.П. Вольф, О.В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2021. – 132 с. – Текст : непосредственный.
3. Вольф, С.П. История России: рабочая тетрадь / С.П. Вольф, О.В. Фрик; АНОО ВО «СИБИТ». Омск: Изд-во ОмГТУ, 2020. – 92 с. – Текст : непосредственный.
4. Жунусова, Ж.Н. Самостоятельная работа студентов в урочное и внеурочное время // Кронос. 2020. – № 2 (41). – С. 20-22. – Текст : непосредственный.
5. Игнатьев, В.П., Варламова, Л.Ф., Дарамаева, А.А. Компетентностный подход: проблемы и пути решения // Преподаватель XXI век. – 2022. – № 2. – Часть 1. – С. 34–45. – Текст : непосредственный. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-2-34-45
6. Фрейман В., Южаков, А.К. вопросу о разработке и внедрении университетами самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gisap.eu/node/32441, свободный.
7. Фрик, О.В. Разработка и применение рабочей тетради как образовательного средства для организации самостоятельной работы студента // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2019. – № 4(32). – С. 35-40. – Текст : непосредственный.
8. Хуторской, А.В. Компетентностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. – М.: Эйдос; Издательство Института образования человека, 2013. – 73 с.: ил. (Серия «Новые стандарты»). – Текст : непосредственный.
Рецензия
Для цитирования:
Качесова С.П., Фрик О.В. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКИХ ПОСОБИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ РОССИИ». Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;12(1):48-54. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-48-54
For citation:
Kachesova S.P., Frik O.V. CAPACITY OF THE USE OF AUTHOR'S TRAINING PUBLICATIONS IN CONDUCTING SEMINAR LESSONS ON THE EDUCATIONAL DISCIPLINE «HISTORY OF RUSSIA». Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies. 2023;12(1):48-54. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-48-54