№ 3 (2020)
РАЗДЕЛ I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ)
5-11 126
Аннотация
В статье на основе анализа научной литературы рассмотрен вопрос возрастания актуальности цифровой грамотности в историческом аспекте. На основе анализа литературных источников определена структура ИКТ-компетентности выпускника колледжа экономической направленности, а ИКТ- компетентность определена автором как качество, необходимое выпускнику средне-специального учебного заведения экономической направленности для осуществления профессиональной деятельности в условиях цифровизации экономики. На основе анализа различных подходов к определению ИКТ-компетентности, и анализа современных требований к ИКТ-компетентности экономиста, сформулировано понятие ИКТ- компетентности будущего экономиста как совокупности личностных качеств, позволяющих специалисту самостоятельно использовать современные технологические решения в своей жизни и профессиональной деятельности в условиях цифрового общества. Описано возникновение понятий «Компьютерная грамотность» и «Цифровая грамотность» и их развитие на территории Российской Федерации. Проанализированы подходы к определению понятия «ИКТ- компетентность» и современные критерии оценки ИКТ-компетентности экономиста. На основании проведенного исследования сделан вывод о том, что формирование ИКТ-компетентности давно является важной задачей, но в условиях цифровизации экономики оно стало необходимостью. Сформирована методика и проведена диагностика уровня информационной компетентности будущих выпускников экономической направленности. В статье на основе педагогического эксперимента обоснована необходимость усиления ИТ-подготовки студентов нецифровых направленностей для работы в постоянно меняющемся цифровом пространстве, поскольку оценка сфромированности цифровых навыков студентов показала недостаточность изученности отдельных разделов информатики, необходимых грамотному специалисту на сегодняшний день. Сделан вывод о том, что, несмотря на повсеместное применение технологий студенты не обладают достаточной компетентностью для осуществления профессиональной деятельности и следует принять меры по повышению ИКТ-компетентности студентов колледжей. Сделан вывод о необходимости поиска методов повышения ИКТ-компетентности, учитывающих постоянную смену актуальных технологий и инструментов.
12-16 156
Аннотация
В статье рассматриваются ценности образования в XXI веке, охарактеризованы основные положения современной социокультурной среды, раскрывается сущность социокультурного подхода к созданию стратегии образования, анализируются новые формы и виды обучения, упор сделан на массовых открытых онлайн-курсах, охарактеризованы основные направления развития российского образования: гуманизация, гуманитаризация, информатизация. В статье отмечается, что одной из приоритетных тенденций развития высшего образования является подготовка студентов к самообразованию и самоорганизации на студентоцентрированной (СЦО) основе, что соответствует требованиям подхода Международного сообщества, подчёркивается, что в мировом образовательном пространстве активно обсуждается проблема смены образовательных парадигм в сторону студентоцентрированного характера образовательного процесса, особенно в эпоху цифровизации. Концепция СЦО является частью проекта «Время новой парадигмы в образовании: студентоцентрированное обучение». В статье подчеркивается, что на основе идеологии компетентностного, личностно- и практико-ориентированного подходов осуществляется выбор форм, средств и методов обучения. Особая роль в решении данного вопроса отводится организации самостоятельной работы студентов, которая способствует становлению активной личности студента и его мотивации, развитию способности к самообразованию и самоорганизации. Что касается школьного обучения, то прежде в литературе отмечалось: в младших классах объём самостоятельной работы небольшой, основная часть урока идёт под управлением учителя, а в старших классах объём самостоятельной работы большой, а под руководством учителя проводится незначительная часть урока. В настоящее время отмечается, что объем самостоятельной работы большой во всех классах. Если прежде шла речь о ведущем методе обучения - объяснительно-иллюстративном, то в настоящее время новые стандарты провозглашают ведущим методом - деятельностный.
17-23 211
Аннотация
В статье исследуются дидактические проблемы подготовки будущих учителей к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивной практики Республики Тыва. Целью исследования является анализ современного состояния инклюзивного образования в Республике Тыва, и форми- рование подходов к разработке методики подготовки учителя, способного эффективно обучать учащихся с различными категориями ОВЗ с учетом особенностей тувинской культурно-образовательной среды. Как показали результаты опроса, практикующие учителя испытывают трудности в построении педагогического процесса в условиях инклюзии, школьный педагог в большинстве случаев не обладает специальной методиче- ской подготовкой к работе с атипичными детьми различных нозологических групп. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: общетеоретические (теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по про- блеме исследования; анализ собственного педагогического опыта преподавания информатики). Динамика раз- вития методической готовности будущих учителей информатики к работе в системе инклюзивного образова- ния определялась в ходе педагогического эксперимента на основе методов тестирования, оценки результатов выполнения заданий и учебных проектов студентов, анкетирования и наблюдения. На основе единства мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивного компонентов готовности педагога разработана дидактическая схема подготовки будущих учителей к индивидуализирован- ной работе с учащимися в условиях инклюзии. В ходе проведенного в школах Республики Тыва педагогического эксперимента показана эффективность предложенного подхода на примере обучения разделам школьного курса информатики. Дидактические результаты исследования применимы в работе учителей различных пред- метных профилей.
СПЕЦИФИКА КОНСТРУИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ LMS СРЕДСТВАМИ ОБЛАЧНЫХ СЕРВИСОВ И ТЕХНОЛОГИЙ
24-29 134
Аннотация
Статья посвящена решению проблемы организации образовательного процесса в условиях дистанционного обучения за счет создания альтернативной электронной интерактивной образовательной среды средствами базового конструктора систем управления обучения с использованием сторонних облачных сервисов. В рамках проведенного исследования была рассмотрена специфика использования современных информационных технологий и особенности реализации образовательных программ с точки зрения предписаний документов нормативно-правовой базы РФ. Анализ структуры электронной интерактивной образовательной среды позволил выявить наиболее важный модуль, представленный системой управления обучением, позволяющей создавать условия для всестороннего и полного информационного и коммуникационного обеспечения всех субъектов учебно- воспитательного процесса и достигать поставленные образовательные и воспитательные цели. Выделенный модуль профессиональной системы управления обучением представлен тремя основными субмодулями: учебно-методическим, административно-организационным и контролирующим. Однако для точной имитации архитектуры профессиональных систем управления обучением базовый конструктор, собранный из сочетания облачных сервисов и технологий, необходимо дополнить еще одним коммуникативным субмодулем, делающим возможным взаимодействие и общение участников учебного процесса и позволяющим имитировать работу в режиме онлайн в профессиональных платформах дистанционного обучения. Сопоставительный анализ функциональных возможностей предлагаемых облачных сервисов и инструментов позволил адаптировать их к субмодулям системы и предложить комбинацию для сборки базового конструктора системы управления обучением с сохранением функционала полноценных готовых профессиональных LMS-платформ. Подробно описано наполнение выделенных категорий субмодулей системы средствами облачных сервисов и инструментов. Полученные результаты работы обобщены и структурированы в виде сводной таблицы.
30-35 109
Аннотация
В условиях развития электронного, мобильного обучения, дистанционных образовательных технологий формирование ИКТ-компетентности магистров образования профиля «Иностранный язык» следует ориентировать на освоение коммуникационных, медиатехнологий, социальных интернет-сервисов и средств ИКТ для организации совместной деятельности на иностранном языке. Формирование ИКТ-компетентности будущих магистров образования профиля «Иностранный язык» может быть более эффективным на основе социально-конструктивистского подхода. Согласно социально-конструктивистскому подходу социальное взаимодействие и коммуникация обучающихся играют ключевую роль в процессе конструирования знаний, активизируемое совместной познавательной деятельностью обучающихся в процессе решения проблемно- исследовательских задач, представленных в социально-культурном контексте. Для формирования ИКТ- компетентности будущих магистров образования профиля «Иностранный язык» на основе социально- конструктивистского подхода необходимо создание ряда дидактический условий: комплекс коммуникативных, проектных и организационных проблемно-исследовательских задач; организация совместной познавательной деятельности при решении проблемно-исследовательских задач с использованием ИКТ; сетевое взаимодействие участников образовательного процесса. В процессе активного сетевого взаимодействия, магистры не только осваивают средства ИКТ, но и становятся участниками различных сообществ, с их социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, умениями, навыками, позволяющими им успешно в них функционировать. Формирование ИКТ-компетентности будущих магистров образования профиля «Иностранный язык» на основе социально-конструктивистского подхода осуществляется в три этапа. Первый этап направлен на систематизацию и углубление знаний, формирование умений, навыков и компетенций обучающихся по использованию ИКТ в учебном процессе. Второй этап направлен на подготовку к использованию телекоммуникационных средств для решения различных коммуникативных задач иноязычного общения и медиатехнологий для создания иноязычных медиатекстов. Третий этап направлен на подготовку будущих магистров к использованию ИКТ в организации взаимодействия на иностранном языке.
36-42 159
Аннотация
Существующие правила обучения студентов ставят образование в такое состояние, при котором па- раметры традиционного обучения не могут решить поставленные задачи. В настоящее время для реализации образовательных программ необходимо активно использовать интерактивные формы обучения с учетом си- стемности и сложности образовательного процесса. Педагоги из различных учебных заведений активно ра- ботают над использованием в учебном процессе неигровых имитационных технологий, имеющих как личност- ную, так и профессионально-практическую направленность. Это включает использование кейс-метода. Про- блема приобщения к практике учебного процесса возникает из выработки требований к личностным каче- ствам специалиста, который умеет ориентироваться в различных ситуациях и при наличии общей ориента- ции в развитии образования на формирование мыслительной деятельности, развитие навыков. В данной ста- тье анализируются особенности применения кейс-метода в процессе преподавания менеджмента в высшей школе, обосновывается важность этого метода именно в данном направлении подготовки и предлагаются условия повышения эффективности этого метода обучения. В процессе преподавания профильных дисциплин направления подготовки "Менеджмент" (38.03.02) наиболее сложным для студентов является развитие навыков принятия решений и анализа ситуации, тогда как менеджерам необходимо уметь анализировать ши- рокий спектр реальных ситуаций. Для достижения соответствующего уровня способностей и навыков сту- дентами необходимо использовать интерактивные технологии, формирующие аналитическое мышление и дальновидность. С точки зрения методики в статье выделены этапы разработки кейсов и этапы работы с готовыми кейсами. Сформулированы методические рекомендации по применению кейсов при изучении ме- неджмента.
РАЗДЕЛ II. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (ПО ОТРАСЛЯМ И СФЕРАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ)
43-48 116
Аннотация
В статье рассматриваются актуальные на сегодняшний день проблемы, с которыми столкнулись промышленные предприятия, связанные с влиянием пандемии COVID-19 на мировую экономику. Описаны трудности в производственных процессах промышленных предприятий, связанные с поставкой сырья и доставки отгруженной продукции. Результатом исследования являются представленные пути совершенствования управления на промышленных предприятиях не только в КНР, но и других стран. К их числу стоит отнести применение предприятиями инновационных решений по оптимизации производственных процессов с помощью интегрированных систем управления. В интегрированной системе управления клиенты, поставщики, производство, поставка и маркетинг связаны тесно между собой. В интегрированных системах управления, благодаря интеграции и взаимосвязи данных в реальном времени по различным каналам, удается добиться своевременности, точности и видимости планирования, этапов выполнения, что помогает предприятиям контролировать в режиме реального времени, и тем самым сокращать запасы и быть более гибкими в условиях ограничительных мер. Данная система позволяет детально строить планы и определять количество незавершенного производства, чтобы быстро реагировать на быстро меняющиеся внутренние и внешние требования. В рамках статьи отражены ключевые этапы, особенности и проблемы управления на промышленных предприятиях Китая в условиях снятия режимов самоизоляции в определенных регионах. Проанализированы существующие интегрированные системы управления промышленными предприятиями на базе наиболее распространенных систем управления на территории Китая. При этом их основными преимуществами являются технологии искусственного интеллекта, контролирующие процессы производства, управления качеством, управление запасами и т.д.
49-54 263
Аннотация
Эффективность деятельности предприятий и отраслей определяется как степень достижения целей, как положительная результативность. В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия «эффективность железнодорожного транспорта», приведены национальные различия в оценке эффективности европейских железных дорог, выделены составляющие концепции развития инновационного потенциала железнодорожной транспортной системы. Цель исследования - определение набора критериев оценки эффективности деятельности на железнодорожном транспорте, что позволило бы принимать решения, способствующие росту инновационного потенциала отрасли. Исследование, объектом которого являются предприятия железнодорожного транспорта, подтверждает существование различий в определении эффективности деятельности железнодорожных компаний, обеспечивающих отдельные этапы транспортного процесса. Как следствие, понятие «эффективность железнодорожного транспорта» рациональнее рассматривать с финансовой точки зрения. Критерии, используемые для оценки, должны различаться в зависимости от обстановки, характерной для компании, а также от её отраслевой принадлежности. Авторами предложено применять показатели эффективности предприятий железнодорожного транспорта, группируя их в зависимости от инфраструктурной и эксплуатационной составляющей транспортного процесса. Инфраструктурная составляющая связана с материальными активами и транспортной сетью. Эксплуатационная, характеризующая операционную деятельность, связана с движением поездов. Подобно показателям оценки эффективности операционной работы, критерии измерения эффективности системы управления железнодорожной инфраструктурой вращаются вокруг стоимости и доходов от перевозки. Для определения эффективности деятельности предприятий, можно применять и частные показатели: энергоэффективность, производительность, надежность и качество. В целом, результаты и общественные выгоды имеют большое значение, но минимизация затрат и государственная финансовая поддержка решает всё.
55-60 217
Аннотация
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-экономические аспекты формирования кадрового потенциала Омской области», № 18-410-550012 В статье рассмотрены проблемы эффективной организации электронного кадрового документооборота на уровне хозяйствующего субъекта. Цель работы состояла в анализе проблем внедрения и определении перспектив развития электронного кадрового оборота в условиях современной экономики России. В качестве основных методов исследования использованы метод абстрагирования и метод обобщения (при анализе научной литературы, формулировании рекомендаций и выводов). В работе сделан вывод о том, что на российских предприятиях осуществляются попытки перейти полностью на электронный кадровый документооборот. Эффективное развитие электронного кадрового оборота на микроуровне должно быть основано на создании соответствующей информационной поддерживающей системы на государственном уровне. Задачами внедрения кадрового электронного документооборота на уровне хозяйствующих субъектов являются: упрощение работы с кадровыми данными, формирование слаженной системы функционирования подразделений внутри организации, увеличение оперативности обработки информации, повышение общей трудовой производительности сотрудников. Обоснованы основные направления оптимизации системы документального потока, включающие организационную, техническую, программно-техническую составляющие, авторами отмечается, что оптимизация позволит установить структуру документации, выявить структуру документальных потоков организации и их внутреннее содержание, установить схемы перемещения документации в пределах документального потока. Рассмотрены преимущества и недостатки применяемых в настоящее время на российском рынке систем электронного документооборота, таких как Логика ЕСМ; 1С: Документооборот; Система DocsVision; DIRECTUM; СЭД Дело; EMCDocumentum; Корус - Консалтинг, Кодекс: Документооборот. Все рассмотренные программы имеют кадровый блок и могут быть использованы в работе с кадрами. Унификация и отсутствие учета отраслевой специфики названы основными недостатками при использовании данных систем.
61-66 214
Аннотация
В рамках статьи отражено состояние мировой экономики в результате влияния на нее новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Целью работы является выявление перспектив развития внешней торговли в Китае в условиях пандемии. Проведен ретроспективный анализ темпов роста мировой экономики до пандемии и в период ее активного распространения. Представлены ключевые принципы внешней торговли, направленные на эффективную модернизацию национальной экономики Китая в условиях восстановления мировой экономики. Выявлено, что степень воздействия на экспортную торговлю в основном зависело от продолжительности и масштабов эпидемии. В краткосрочной перспективе эпидемия оказала определенное влияние на экспортную торговлю Китая, ее воздействие носит поэтапный и временный характер. Дана оценка угроз, влияющих на внешнеэкономическую деятельность Китая в связи со снятием ограничительных мер. Доказано, что Китай является важным как промежуточным, так и ключевым звеном в глобальной цепочке поставок. При этом определено, что экономика Китая имеет некоторые очевидные недостатки. Определено то, что обрабатывающая промышленность Китая не так сильна как кажется на первый взгляд. Многие ключевые детали и компоненты по-прежнему сильно зависят от импорта, возможности фундаментальных исследований и разработок недостаточны, а добавленная стоимость невысока. Иностранный капитал по-прежнему имеет большое значение для будущего развития Китая, повышения уровня потребления и модернизации промышленности. Проанализирован текущий спрос и предложение на продукцию из Китая, а также объемы импорта и экспорта в современных условиях. Установлено, что поддержка внешней торговли является неотъемлемой частью стабильного экономического развития Китая.
67-74 122
Аннотация
В данной статье рассматриваются теоретические основы вовлеченности потребителей в современной концепции маркетинга 3.0. Было выявлено, что понятие «вовлеченность потребителей» имеет широкое распространение в современном мире и трактуется авторами исходя из конкретной ситуации, поэтому изучение данного понятия является актуальным. Для эффективной разработки программы вовлеченности потребителей был разработан алгоритм, отражающий не только этапы оценки и разработки программы вовлеченности, но и используемы методы изучения потребителей. На примере кафе здорового питания «Botanikabar» с помощью веб-аналитики и интервью с менеджером по продажам была выявлена целевая аудитория. Для оценки уровня вовлеченности потребителей были проведены качественные маркетинговые исследования. На основе метода Gallup был выявлен низкий уровень вовлеченности потребителей. В целом по итогам всех исследований определена нехватка эмоциональной привязанности потребителей к бренду. Поскольку кафе здорового питания активно использует и продвигает социальные сети, то было необходимо измерить уровень вовлеченности потребителей в онлайн-среде с помощью показателя Engagement Rate (ER). В результате показатель ER в «Botanikabar» оказался ниже, что говорит о недостаточном взаимодействии с потребителями в социальных сетях. Дополнительно было проведено онлайн-анкетирование для дальнейшей разработки программы вовлеченности. Данные исследования позволили выявить ряд проблем, которые указывают на отсутствие эмоциональной привязанности к организации, нехватке взаимодействия с потребителями в социальных сетях и незаинтересованности организации в отзывах/идеях/предложениях потребителей. Для их решения были разработаны мероприятия, которые положительно влияют не только на удержание потребителей, но и на их привлечение.
75-82 154
Аннотация
Трансформация российской промышленности посредством кластеризации территорий является одним из ключевых направлений совершенствования отечественной экономики в современных реалиях. Актуальность исследования обусловлена необходимостью незамедлительного решения вопроса грамотного выстраивания региональной кластерной политики, способствующей расширению доступа участников кластеров к инновациям, инвестициям, специализированным услугам, высококвалифицированным кадрам. Предметом исследования выступает совокупность управленческих и организационно-экономических связей и отношений, складывающихся в процессе формирования и развития региональных кластерных образований. На примере профессиональной деятельности органов исполнительной власти Омской области и хозяйствующих субъектов в работе были рассмотрены ключевые аспекты реализации региональной кластерной политики. На территории Омской области сформированы либо планируются к формированию четыре промышленных кластера, сконцентрировавшие производственные мощности в следующих отраслях: нефтехимия, агробиотехнологии, оборонная и лесная промышленности. В работе определена важность регионального аспекта в кластерном подходе развития экономики страны, которая обусловлена территориальной обособленностью кластеров и созданием определенных конкурентных преимуществ не на национальном, а региональном уровне. В общем виде суть региональной кластерной политики заключается в обнаружении заинтересованными сторонами предпосылок к созданию кластеров в отрасли народного хозяйства с использованием алгоритма организации кластерных групп М. Портера и реализации комплекса мер государственного стимулирования создаваемых и существующих кластеров с периодическим проведением оценки их эффективности. При написании работы использовались методы системного и сравнительного анализа, экспертных оценок. Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанных рекомендаций в процессе формирования региональной кластерной политики на территории Омской области.
83-89 186
Аннотация
Пандемия коронавирусной инфекции поставила на грань выживания огромное количество предприятий по всему миру. Российская Федерация находится в процессе поиска оптимальных мер поддержки бизнеса. В результате многие страны столкнулись с многосторонним кризисом, включающим шок в области здравоохранения, внутренние экономические трудности, резкое падение внешнего спроса, изменение направлений потоков капитала, падение мировых цен на энергоносители и некоторые сырьевые товары. В статье исследовано влияние распространения COVID-19 на социальное и экономическое положение стран мира, обобщены меры антикризисной политики и даны предложения государственной поддержки бизнеса, населения и финансового сектора. Целью статьи является исследование лучших практик антикризисной политики стран мира и предоставление практических рекомендаций по формированию эффективных мер противодействия негативным социально-экономическим последствиям распространением COVID-19 в национальной хозяйственной системе. В процессе исследования были проанализированы оперативные меры противодействия COVID-19 в финансовом секторе и социальной сфере, которые направленны на устранение негативных социально-экономических последствий. Выяснено, что эффективность мер антикризисной политики стран мира будет определяться масштабами стимулирующей государственной политики, направленной на увеличение расходов на финансирование здравоохранения, реализацию экспансивной монетарной политики, предоставление налоговых преференций бизнеса и защита уязвимых слоев населения. Рассмотрены антикризисные мероприятия, рекомендованные Организацией экономического сотрудничества и развития, направленные на уменьшение экономических потерь от распространения COVID-19. В РФ с целью поддержки социально-экономической сферы и противодействия COVID-19 были определены основные мероприятия в антикризисной политике. Сделан вывод, что превентивное антикризисное регулирование с учетом долгосрочных воздействий на экономическую систему позволит минимизировать негативные последствия, снизить социально-экономические риски, уменьшить глубину и продолжительность протекания экономического кризиса.
90-96 121
Аннотация
В рамках статьи изучена внешнеторговая деятельность Китая в условиях пандемии. Целью работы является обзор проблем в мировой экономике и Китае в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Выявлено, что изменения на фондовых рынках в результате объявления пандемии связаны в первую очередь с вероятностью потери финансовых активов инвесторами. Из-за принятия мер по борьбе с эпидемией отражены негативные воздействия, влияющие на глобальную цепочку поставок. Определены центральные страны региональной производственной цепочки, которые будут постепенно передаваться на другие страны в производственной цепочке, вызывая нарушение цепочки поставок. Приостановка деятельности большинства компаний оказывает давление на экономические операции как со стороны потребителя, так и со стороны производителей. В статье представлен подход к оценке мер, принятых Китаем в период активного распространения коронавирусной инфекции. Изучено состояние отрасли станкостроения и производства технологического оборудования, электронной и автомобильной промышленности. В рамках статьи удалось проанализировать влияние пандемии на международную экономику с 4-х аспектов: рынка капитала, торговли, производственной цепочки и транснациональных инвестиций. Определены негативные воздействия на глобальную цепочку поставок, от которых страдает экономика Китая. Предложено, что в долгосрочной перспективе необходимо способствовать интеллектуальной модернизации и реструктуризации глобальной производственной цепочки, а также повысить гибкость и скорость производственной цепочки для реагирования на чрезвычайные ситуации. Это позволит решить ряд проблем, связанных с введением ограничительных мер в случае второй волны распространения новой коронавирусной инфекции.
97-103 150
Аннотация
Статья посвящена необходимости совершенствования оценки системы налогового администрирования в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена усилением внимания к качеству работы гос- ударственных органов, особенно в сфере контроля, в связи с тем, что в сложных экономических ситуациях от результатов данной работы зависит объем налоговых доходов бюджетов всех уровней. Целью работы является совершенствование методики оценки качества налогового администрирования в Российской Федерации. В статье исследована роль и значение налогов для формирования бюджетной системы, выделены недо- статки системы взыскания налогов, рассмотрены подходы к определению понятия налогового администриро- вания, оценке его эффективности. Определены существующие проблемы в части расчетов эффективности налогового администрирования. Разработана методика оценки и проведена ее апробация на примере несколь- ких налоговых органов в Российской Федерации. Для исследования теоретических основ налогового контроля применялись такие общенаучные методы исследования, как формализация, теоретическое обобщение, анализа и синтеза, научной абстракции. При ис- следованиях качества налогового администрирования и разработке модели оценки налогового администриро- вания использовались экономико-статистические, расчетно-конструктивные методы. При апробации резуль- татов применялся экспериментальный метод. В ходе проведенного исследования были сформулированы следующие выводы: основными показателями в используемых методиках оценки эффективности налогового администрирования являются критерии эконо- мичности, результативности и качества налогового контроля. Однако данные показатели оценивают только отдельные аспекты налогового администрирования. В связи с этим разработана методика определения инте- грального показателя качества налогового администрирования, основанная на использовании критериев нало- гового планирования, аналитической и учетной деятельности налоговых органов и эффективности налогового контроля. Применение единого показателя позволяет комплексно оценить качество налогового администри- рования. Была проведена апробация разработанной методики на основе двух инспекций Федеральной налоговой службы Российской Федерации и представлены результаты расчетов. Полученные результаты показывают сферу применения данной методики: проведение сравнительного анализа эффективности деятельности от- дельных налоговых органов для разработки системы материального стимулирования, оценка налогового адми- нистрирования в целом по Российской Федерации, проведение сравнения качества налогового администриро- вания в России и других странах
104-110 107
Аннотация
В статье рассмотрено влияние соответствия подготовки специалистов высшей школы прогнозным ориентирам их дальнейшего трудоустройства. Выявлены преимущества планового удовлетворения народного хозяйства страны молодыми квалифицированными кадрами при развитом социализме. Обосновано, что в современных условиях необходима кардинально новая концепция подготовки и трудоустройства выпускников высших учебных заведений. При этом важным становится прогнозирование приоритетных потребностей рынка труда в специалистах как на федеральном, так и региональном уровнях. Целью работы является исследование проблем трудоустройства выпускников вузов в соответствии с полученной специальностью и предложение путей их решения на региональном уровне. Использование методов анализа и синтеза, группировки, индукции и дедукции позволило обозначить проблемы, связанные с нерациональным использованием молодых специалистов в народном хозяйстве. В процессе исследования выявлена тенденция несоответствия фактически выполняемой работы и полученной в процессе обучения специальности. Обобщены основные методологические подходы к выявлению кадровых потребностей рынка труда. Показана возрастающая роль опорных вузов. Отмечено, что отсутствие открытой информации в средствах массовой информации и сети Интернет затрудняет своевременный мониторинг для принятия адекватных мер по трудоустройству выпускников вузов и удовлетворения хозяйственного комплекса страны специалистами. Исследование позволило сделать вывод о необходимости координации действий органов государственной власти и местного самоуправления, работодателей и опорных университетов для реализации стратегических целей социально-экономического развития страны и регионов. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процесса трудоустройства выпускников высшей школы руководителями ВУЗов, органами государственной власти, местного самоуправления и бизнес сообществом.
111-116 167
Аннотация
В настоящей статье проведен ретроспективный анализ формирования понятия «трудовой коллектив» и трансформации его значения для эффективной организации труда на предприятиях, осуществляющих дея- тельность в различных отраслях экономики. Целью работы является уточнение понятия «трудовой коллек- тив» предприятия в функциональной интерпретации на базе ретроспективы экономической мысли, результа- тов исследований основателей научных школ менеджмента, педагогов, социологов и политологов. Основные задачи исследования заключаются в представлении современного состояния вопроса о сущности трудового коллектива предприятия, необходимости управления данным объединением работников на базе принципов научной организации труда, разумном сочетании интересов (целей) собственников предприятий, руководите- лей и работников. Особенностью представленной работы является актуализация роли коллектива в повыше- нии эффективности деятельности, как индивидуума (члена коллектива), так и предприятия в целом. При написании статьи использовались методы, широко применяемые при исследовании в области социально- экономических наук: описание, как исторический метод изучения генезиса и эволюции, и обобщение в виде междисциплинарного синтеза теоретических знаний. Исследуя различные подходы к определению «трудовой коллектив» и организации его деятельности в статье сделан вывод о преимуществе коллективного труда в общественном производстве независимо от до- минирующего способа производства. Опираясь на работы ведущих ученых в области экономики, социологии и педагогики в статье уточняется определение трудового коллектива, как сложной экономической системы, сформированной на основе социально-трудовых отношений. Именно с вопросами формирования трудовых кол- лективов и выстраивания отношений в рамках социального партнерства связаны проблемы повышения ре- зультативности и эффективности труда на современном предприятии.
117-123 173
Аннотация
Работа выполнена по государственному заданию Омского научного центра СО РАН в соответствии с Программой ФНИ ГАН на 2013-2020 годы (номер госрегистрации проекта в системе ЕГИСУ НИОКТР АААА- А17-117041210229-2). В данной статье рассматриваются региональные экономические кризисы как самостоятельные явления с точки зрения региональной устойчивости. В качестве объекта исследования при анализе показателей экономической устойчивости региона вопреки сложившемуся представлению приоритет отдан не показателям выпуска, а показателям занятости национальной и региональных экономик. Для анализа были использованы данные макроэкономической статистики по трем регионам России: Омской, Новосибирской и Тюменской областей. Ключевое внимание сосредоточено на анализе рецессионного воздействия на отдельные макроэкономические показатели региональной статистики, такие как численность занятого населения в возрасте от 15 до 72 лет. В качестве приоритета при исследовании кризисов социально-экономической сферы регионов была избрана предложенная Роном Мартином концепция региональной экономической устойчивости, главной особенностью которой является способность региона противостоять внешним и внутренним потрясениям и восстанавливать прежние темпы роста. Основным инструментом концепции является использование индексов сопротивления и индексов восстановления, зависящих от того, насколько занятость в региональной экономике зависит от уровня занятости в экономике национальной. Расчетные значения индексов свидетельствуют о том, что социально-экономическая сфера Тюменской области наиболее устойчива к рецессионным шокам по сравнению с Омской и Новосибирской областями - восстановление прежних, докризисных темпов роста занятости в ней занимает меньшее время, даже в условиях рецессии национальной экономики. Данное исследование может служить основой для оценки состояния занятости в регионах, необходимого для обеспечения приемлемых темпов роста, а также для исследований, сосредоточенных на измерении лага восстановления дошоковых уровней занятости.
РАЗДЕЛ III. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ)
124-131 138
Аннотация
Статья посвящена анализу аспектов обеспечения права на труд людей с инвалидностью. Фундаментом обеспечения прав людей с инвалидностью в сфере занятости на международном и национальном уровнях служат нормы международного и национального права, гарантирующие самому многочисленному меньшинству осуществление тех же прав, какими пользуются люди без инвалидности. В статье автор анализирует этапы становления международных стандартов прав людей с инвалидностью в сфере занятости. В результате анализа обеспечения права на труд людей с инвалидностью в Республике Беларусь обозначены проблемные зоны реализации трудового потенциала и предлагаются пути решения. Предлагается заменить систему бронирования рабочих мест для людей с инвалидностью системой квотирования, которая подтвердила свою практическую эффективность в ряде стран. В статье обоснованы процент нормы квотирования рабочих мест и минимальная численность работников организации. Автором сформулированы предложения совершенствования налогового законодательства Республики Беларусь, которые позволят сбалансировать гарантии прав людей с инвалидностью в сфере трудовых отношений и налоговые льготы, стимулирующие нанимателя в направлении трудоустройства людей с инвалидностью. Не следует облагать налогом на прибыль дивиденды, которые начислены общественным объединениям людей с инвалидностью унитарными предприятиями, где собственниками имущества выступают эти объединения. Целесообразна оптимизация налоговой нагрузки (по уплате налога на прибыль), не предусматривающая ограничений по видам деятельности и минимальному порогу для ее применения. Автор предлагает установить пропорционально снижающуюся ставку налога на прибыль при увеличении удельного веса работников с инвалидностью.
132-137 153
Аннотация
Статья выполнена в рамках гранта РФФИ № 20-011-00347 Статья посвящена исследованию малоизученных историко-правовой наукой вопросов белого движения, касающихся политико-юридической стороны его зарождения в период революционных событий февраля- октября 1917 года, а также выявлению его наиболее характерных черт. Целью данной работы является анализ несостоятельности антисоветских государственных образований, возникавших на окраинах бывшей Российской империи, что в конечном итоге привело к поражению белого движения. В статье на основе диалектического, логического, и сравнительно-исторического методов выявлено нестабильное состояние политической системы российского общества в период Временного правительства, повлекшее за собой рост революционных настроений, в противовес которым в стране произошло формирование охранительного, впоследствии получившего название белого, движения. В статье исследована проблема отсутствия консолидации белого движения, приведшая к политической, экономической и военной разобщенности антисоветских государственных образований, результатом чего стало их крушение. Выявлено, что с юридической точки зрения все белые правительства формально были подчинены омскому кабинету министров, но фактически проводили политику, независимую от колчаковского Всероссийского правительства и самого Верховного правителя России. Определено, что немаловажную роль в этом сыграли правительства союзных держав, в целом поддерживавшие белое движение, но в отношении каждого белого правительства, действовавшие в экономических и финансовых интересах своих государств. Учитывая это, а также неспособность властных структур белых государственных образований к самостоятельному адекватному правовому регулированию социально-экономических отношений на территориях, находившихся под их юрисдикцией, автор пришел к выводу о значительной иллюзорности современных представлений о феномене белого движения.
ISSN 2225-8264 (Print)