Preview

Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий

Расширенный поиск

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10040

Аннотация

В статье рассматриваются ценности образования в XXI веке, охарактеризованы основные положения современной социокультурной среды, раскрывается сущность социокультурного подхода к созданию стратегии образования, анализируются новые формы и виды обучения, упор сделан на массовых открытых онлайн-курсах, охарактеризованы основные направления развития российского образования: гуманизация, гуманитаризация, информатизация. В статье отмечается, что одной из приоритетных тенденций развития высшего образования является подготовка студентов к самообразованию и самоорганизации на студентоцентрированной (СЦО) основе, что соответствует требованиям подхода Международного сообщества, подчёркивается, что в мировом образовательном пространстве активно обсуждается проблема смены образовательных парадигм в сторону студентоцентрированного характера образовательного процесса, особенно в эпоху цифровизации. Концепция СЦО является частью проекта «Время новой парадигмы в образовании: студентоцентрированное обучение». В статье подчеркивается, что на основе идеологии компетентностного, личностно- и практико-ориентированного подходов осуществляется выбор форм, средств и методов обучения. Особая роль в решении данного вопроса отводится организации самостоятельной работы студентов, которая способствует становлению активной личности студента и его мотивации, развитию способности к самообразованию и самоорганизации. Что касается школьного обучения, то прежде в литературе отмечалось: в младших классах объём самостоятельной работы небольшой, основная часть урока идёт под управлением учителя, а в старших классах объём самостоятельной работы большой, а под руководством учителя проводится незначительная часть урока. В настоящее время отмечается, что объем самостоятельной работы большой во всех классах. Если прежде шла речь о ведущем методе обучения - объяснительно-иллюстративном, то в настоящее время новые стандарты провозглашают ведущим методом - деятельностный.

Об авторе

В. А. Далингер
ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
Россия


Список литературы

1. Ваганова, О. И. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе / О. И. Ваганова, Л. К. Иляшенко. - Текст: непосредственный // Вестник Мининского университета. М.: Изд-во Мининского университета, - 2018. Т. 6, - № 3. -С. 2

2. Гайдамак, Е. С. Разработка массовых открытых онлайн-курсов в профессиональной подготовке бакалавра по направлению «Педагогическое образование» / Е. С. Гайдамак. - Текст: непосредственный // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. - С. 218 - 221

3. Гречушкина, Н. В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательной системе вуза / Н. В. Гречушкина. - Текст: непосредственный // Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / под общ. ред. М. П. Лапчика. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2017. - С. 101 - 104

4. Далингер, В.А. Массовые открытые онлайн-курсы в профессиональной подготовке педагогов / В. А. Далингер. - Текст: непосредственный // Инновационные технологии в технике и образовании: материалы IХ Международной научно-практической конференции / Забайкальский государственный университет; [отв.ред.М.И.Мелихова] .- Чита: ЗабГУ,2017.- С.134 - 138

5. Дроздова, Н. В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н. В. Дроздова, А. П. Лобанов. -Минск: РИВШ, 2007. - 100 с. - Текст непосредственный

6. Пак, Н. И. Организация студент-центрированного обучения студентов информатике на основе учебных дорожных карт / Н. И. Пак, Е. Г. Дорошенко Л. Б. Хегай. - Текст: непосредственный // Нижегородское образование. -2017. - №1. - С. 56 - 65

7. Травкин, И. Ю. Массовое, открытое, онлайн - параллельно или вместе? / И. Ю. Травкин. - Текст: непосредственный // Высшее образование в России. - 2015. - № 12. - С. 18 - 22

8. Кондаков, А.М. Образование 3.0: Большая перемена / А. М. Кондаков. - Текст: электронный.-URL: http://www.edu54.ru/sites/default/files/upload/2014/04/Obrazovaniie_3.0.pdf (дата обращения 25.09.2020)

9. Образование для сложного общества. «Образовательные экосистемы для общественной трансформации». - Текст: электронный //Доклад Global Education Futures 2018. -URL: https://drive.google.com/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/view (дата обращения 25.09.2020)

10. Hannafin, M. J. & Hannafin, K. M. Cognition and student centered, web-based learning: Issues and implications for research and theory /M. J. Hannafin, K. M. Hannafin. - Text: electronic // Learning and instruction in the digital age. Springer US. - 2010. - Рp. 11 - 23. (дата обращения 25.09.2020)

11. Student - Centred Learning. Toolkit for students, staff and higher education institutions. - ESU. Brussels, October, 2010. - Text: electronic. - URL: http://www.esib.org/ documents/publications/SCL_toolkit_ESU_ EI.pdf (дата обращения 25.09.2020)

12. Wright, G. B. Student-Centered Learning in Higher Education / G. B. Wright. - Text: electronic // International Journal of Teaching and Learning in Higher Education. - 2011. Vol. 23 (3). - Pр. 93-94. (дата обращения 25.09.2020)


Рецензия

Для цитирования:


Далингер В.А. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020;(3):12-16. https://doi.org/10.24411/2225-8264-2020-10040

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2225-8264 (Print)